logo search
ЗАВЬЯЛОВ

6. Мир. Полит. Процесс.

Анализ политики как сложного и многогранного явления может считаться полным лишь в том случае, когда он ведется не только на внутриполитическом уровне, но и на уровне м/ународном.

Под м/ународными отношениями обычно понимают системную совокупность полит., экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей и их отношений м/у основными субъектами мир. сооб-ва. Такими субъектами выступают действующие в нем народы, гос-ва, об-венные силы, движения и организации.

Ведущая роль политики в м/н отношениях обусловлена следующим.

Во–первых, м/н политические отношения теснейшим образом связаны, а подчас и переплетены с м/ународными экономическими отношениями. Убедительным примером тому могут служить м/н политические и эк. отношения периода холодной войны, когда по политическим соображениям над созданием средств разрушения, а не созидания работало более половины ученых и технической интеллигенции планеты.

Во–вторых, политические отношения включают в себя наиболее мощные рычаги управления как собственно политическими, так и неполитическими м/ународными процессами. К ним относятся: деятельность ООН, внешнеполит. деятельность суверенных гос-в, об-венных группировок, объединений, союзов.

В–третьих, м/н политические отношения имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации, что требует совершенно нового механизма для их регулирования.

В–четвертых, м/н политические отношения оказывают существенное влияние на формирование м/н и мир. порядка, т.е. на обеспечение

нормального функционирования гос-в и других м/н институтов. При этом мир. порядок как систему полит. отношений, значимых для всех гос-в мира, не следует путать с идеологическими схемами типа либерально–демократического, «нового мир. порядка» и т.п.

Сегодня никого не удивляет термин «мир. полит-ка», основные направления которой во многом определяют облик современного мира. Центры социально–полит. или эк. напряжения привлекают внимание всех народов. С другой стороны, политические события в любой, самой маленькой стране могут породить столкновения главных полит. сил планеты.

В мировом политическом процессе выражены реалии, которые структурно выглядят так:

– политически значимая деятельность ООН и других легитимных м/н органов, организаций и учреждений;

– политические акции институтов регионального и субрегионального, т.е. межгос-венного, национального хар-ра, а также соответствующих об-венных группировок, объединений и союзов;

– внешнеполит. деятельность суверенных гос-в, составляющая живую ткань мир. политики, м/н отношений и связей(см. Политология: Курс лекций. М, 1993. С. 180–192).

Весь мир расчленен сегодня на зоны полит. влияния тех или иных группировок, блоков, в сложном взаимодействии которых и формируется мир. полит. процесс.

Доминантой м/н полит. процесса 1980–1990 годов является проблема укрепления м/н безопасности, устранения феномена из жизни человечества.

Важным направлением м/н безопасности является нераспространение ядерного оружия. Возникновение идеи нераспространения относится к концу 50–х – началу 60–х годов, когда м/ународное сооб-во стало сознавать бесперспективность ядерного противостояния, опасность угрозы неконтролируемого расползания смертоносного оружия. Договор о нераспространении ядерного оружия был подписан в 1968 г. в Москве, Вашингтоне и Лондоне (к началу 1991 г. к договору 141 гос-во). Ядро договора составили встречные обязательства гос-в, в соответствии с которыми гос-ва, обладающие ядерным оружием, взяли на себя обязательства не передавать кому бы то ни было ядерное оружие и другие ядерные устройства, а гос-ва, не обладающие таким оружием, – не производить и не приобретать его или другие ядерные устройства.

Контроль за выполнением выполнением обязательств гос-в был возложен на М/ународное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Несмотря на эффективность договора, за его пределами находятся две ядерные державы – КНР и Франция, группа «околоядерных» стран – ЮАР, Израиль, Пакистан, Индия, Аргентина, Бразилия. Проблема безопасности не сводится к чисто военной, военно–технической стороне. Она выступает в гораздо больших масштабах – безопасности всех сфер человеческой жизнедеятельности. Речь идет в первую очередь о создании условий для нормального:, эффективного функционирования чел-ка как ценностного начала, ядра отношений

Все человечество оказалось в одной лодке, раскачивание которой одним из субъектов м/н отношении к неминуемой катастрофе всех в ней находящихся. Уходят в прошлое в этих условиях политические амбиции, реализация которых проходила под девизом завоевания «жизненного пространства» («места под солнцем»), мир расстанется с существованием последних империй, военного противоречия и соперничества. И дело не столько в сути конкретных перемен, сколько в логике общечеловеческой эволюции, обозначившей новое качество и новый этап в истории нашей планеты.

Все большее значение приобретает разрешение такого противоречия мир. I развития, как растущее разнообразие мира и функционирующих в нем социально–экономических и полит. систем и одновременно всего существующего разнообразия в интересах человечества как единого целого. Основу такого единения составляет цивилизаторский подход к этапам и содержанию об-венного развития, пришедший на смену противопоставлению капитализма и социализма. Единение человечества означает вместе с тем углубление свободы человеческой практики, свободы выбора и ориентации в направлении прогресса.1

Необходимо подчеркнуть тот факт, имеющий особое звучание при рассмотрении его в эк. аспекте, что современная мир. полит-ка представляет собой не что woe, как процесс управления м/ународными отношениями, что делает ее особенно близкой по инструментарному приложению к мир. экономике.

Сложность и специфичность м/н отношений как объекта социально–эк. управления обусловили включение рассмотрения данной проблемы в курсе политологии для экономистов.