Раздел II. Обеспечение национальных интересов сша
Укрепление оборонной способности – создание международного порядка, основанного на мире и безопасности; умение ответить на существующие угрозы; подготовка к непредсказуемым событиям.
США стремятся обеспечить мирный миропорядок путем: дипломатии, международной помощи; контроля за вооружениями и нераспространением омп; военных действий (играют большую роль, но не являются заменой других мер; присутствие ВС США за рубежом определяется возможностью возникновения угрозы и тем, отвечает ли это напрямую интересам США; мирное освоение космоса; огромное значение разведывательных служб); укрепления международно-правовых норм (необходимость более тесного сотрудничества с м-п организациями, создания новых систем контроля за международной преступностью); экологических и медицинских инициатив
Умение ответить на существующие угрозы: транснациональные угрозы (терроризм, наркотики, другое); создание НПРО (возможная угроза от МБР в Северной Корее – рассмотрение в 2000 г. возможности создания НПРО); контрразведка, защита ключевых объектов инфраструктуры. Принятие решения о применении вооруженной силы: определяется необходимостью защиты национальных интересов – безусловно, в случае национальных интересов 1 категории – решительное и, возможно, одностороннее применение силы; в случае интересов 2 категории – применяются только, если другие меры не достигнут своей цели, если расходы будут оправданы, и применение силы приведет к удовлетворению интересов; в случае гуманитарных интересов (3) – применение силы следует ограничить, хотя в некоторых случаях оно необходимо.
Подготовка к непредсказуемым ситуациям: необходимость трансформации всех сил и средств обеспечения безопасности с целью укрепления их способности быстро реагировать на непредсказуемые ситуации – дипломатические, экономические, военные, юридические средства
Экономическое развитие Продвижение демократии и прав человека.
Вопрос 6. Задачи внешней политики США в стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: основные цели США в глобальной сфере, их смысл и значение для Америки, связь внутренних и внешних факторов.
гибкая политика в сочетании с жестким коллективизмом - формально декларируется готовность США к консультациям со своими союзниками по НАТО и за его пределами для принятия решения по конкретным политическим, экономическим и военным акциям. Фактически США оставляют за собой право единоличного принятия решения и проведения той или иной акции без согласия других государств - гибкость при продвижении интересов США + жесткость, когда речь идет о соблюдении и защите интересов страны и обязательств перед союзниками. Допускается использование военной силы для выполнения задач внешней политики США: защиты жизненно важных интересов страны, защиты и продвижения демократии в мире, для борьбы с международным терроризмом и распространением оружия массового поражения, при урегулировании конфликтов.
стратегические приоритеты:
способствовать развитию мирной, единой, демократической Европы;
способствовать формированию сильного и стабильного Азиатско-Тихоокеанского сообщества;
построить новую открытую систему торговли для XXI века, которая принесла бы существенные выгоды Америке и всему миру;
поддерживать статус Америки как основной международной силы по обеспечению мира;
повысить значение коллективных действий для урегулирования проблем безопасности, в первую очередь угроз национальному суверенитету;
усилить военные и дипломатические средства, необходимые для ответа на существующие вызовы.
экономические факторы: оказание последовательного влияния США на своих торговых партнеров с тем, чтобы создать благоприятные условия экспорта для американской рабочей силы, для фермерских хозяйств и компаний. США планируют занять центральное место в деятельности международных торговых организаций (прежде всего в ВТО).
расширение НАТО определяется как необходимый шаг для продвижения американских интересов в Европе, снижения или исключения риска нестабильности в ее восточной части. Альянс должен создать гарантии того, что Европа не станет зоной противостояния или противоборства великих держав, сферой столкновения их интересов.
- Вопрос 1. Новая структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, движущие силы.
- Вопрос 2. Глобализация и ее воздействие на международные отношения
- Вопрос 3. Представление об основных тенденциях мирового развития по ф. Фукуяме и с. Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.
- Вопрос 4. Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: 36. Бжезинский, г. Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов
- Раздел II. Продвижение интересов сша через расширение и участие
- Раздел II. Обеспечение национальных интересов сша
- Вопрос 7. Задачи внешней политики сша. В стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
- Вопрос 8. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2002 г. Задачи формирования и укрепления коалиций в борьбе с терроризмом.
- Вопрос 9. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба против распространения оружия массового уничтожения.
- Вопрос 10. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба за распространение демократии.
- Вопрос 11. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 2002, 2006 гг.: формирование новых отношений с региональными центрами силы.
- Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
- Вопрос 13. Отход сша от сложившейся концепции стратегической стабильности: курс на создание нпро
- Вопрос 14. Договор снв-2: основные положения и дальнейшая судьба. Договор_снп: основные положения.
- Вопрос 15. Внешнеполитические ресурсы рф.
- Вопрос 16. Основные этапы становления внешней политики России (1991-2008тг:)
- Вопрос 19. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
- Вопрос 20. Становление Европейского Союза (1992-2004 гг.). Понятие «трех опор» ес.
- 21. Формирование Общей внешней политики и политики безопасности ес в 1991-2007 гг. Овпб ес после Косовского (1999 г.) и Иракского (2003 г.) кризиса.
- Вопрос 26. Отношения России и нато: основополагающие документы 1994 – 2008 гг.
- Вопрос 27. Боснийский кризис 1992-1995 гг.: международные аспекты урегулирования.
- Вопрос 28. Косовский кризис 1998-1999 годов: международные аспекты урегулирования. Воздействие Косовского -кризиса на международные отношения.
- Вопрос 29. Мировое развитие и современные международные отношения. Развивающиеся страны и проблема Север-Юг.
- Вопрос 30. Интеграционные процессы в бассейнах Тихого и Индийского океанов, основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 31. Интеграционные процессы в Западном полушарии; основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 32. Кнр в современных международных отношениях.
- Вопрос 33. Российско-китайские отношения 1992-2004 гг Соглашения о мерах укрепления военного доверия в Центральной Азии
- Вопрос 34. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества. Принятие Хартии шос.
- Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.
- Вопрос 36. Международные отношения на Корейском полуострове. Ядерная проблема. Отношения рф с государствами полуострова (1992-2006 гг.).
- Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе
- Вопрос 38. Южная Азия а системе современных международных отношений. Ядерный фактор в региональных международных отношениях. Российско-индийские отношения 1992-2006 гг.
- Вопрос 41. Фактор Ирана в мо
- Вопрос 42 Проблема политического урегулирования на Ближнем Востоке в 90-е гг. Мадридский переговорный процесс.
- Вопрос 44. Проблема Ирака в современных международных отношениях. Обострение международных отношений вокруг Ирака в 2002-2003 гг. Современное состояние проблемы. Рф и иракский кризис.
- Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.