logo search
Мировая экономика / Рыбалкин В

15.2. Электронная торговля как набор информационных технологий, ее экономическая сущность и значение в мировом хозяйстве

Сущность электронной торговли. Хотя сам термин «электронная торговля» появился относительно недавно, уже давно существует большое количество самых разнообразных его трактовок. Часто под электронной торговлей понимают такой вид торговли, в которой сделки купли-продажи осуществляются с использованием компью­терных систем в сети Интернет, но возможен более широкий и не бесспорный подход: по любым электронным сетям (например, ис­пользуя ресурсы интерактивного телевидения). Определить этот тер­мин нередко пытаются на основе старых, хорошо известных и даже несколько позабытых фактов и явлений. Иногда электронную тор­говлю считают удачным продолжением посылочной торговли по ка­талогам, давно и широко развитой на Западе, которая дает возмож­ность потребителям делать заказы по почте и приобретать необходи­мый товар (главным образом одежду) без необходимости посещения торговых предприятий. Иногда генезис электронной торговли ищут в появлении электронных транспортных, биржевых и банковских рас­четных систем, уже длительное время функционирующих в развитых странах. К примеру, с 1960-х годов в США некоторые транспортные компании начали использовать системы электронной торговли для заказа билетов и обмена данными при подготовке рейсов. С 1970 г. работает Нью-йоркская международная платежная система расчет­ных палат CHIPS, которая позволяет нью-йоркским банкам доста­точно быстро производить расчеты по международным операциям после выставления соответствующих документов в виде электронных сообщений, используя клиринговый механизм. Все эти и другие эко­номические процессы, конечно, оказали свое влияние на формиро­вание феномена электронной торговли, но тем не менее коммерческие отношения в сети Интернет — абсолютно самостоятельное явление современной мировой экономики со своими правилами поведения участников и механизмами поставки и расчетов, вытекающими из принципов функционирования глобальной информационной сети.

Сложность в определении сути рассматриваемого явления за­ключается в том, что понятие «электронная торговля» как русский эквивалент английского термина e-commerce (электронная коммер­ция) не совсем точно отражает его содержание, последний имеет более широкое толкование, чем просто сделки купли-продажи, тор­говые транзакции. По мнению ВТО, электронная коммерция — это производство, реклама, продажа и распространение продукции по телекоммуникационным сетям. С ВТО согласны эксперты ОЭСР и ЕС. Поэтому, даже несмотря на то, что «электронная торговля» не полностью соответствует в русском языке «электронной коммерции», мы вслед за большинством международных организаций, аналитиков и экспертов будем считать эти термины синонимами и русское слово «торговля» расширим до английского «commerce», добавив туда производственную составляющую и целый ряд сопут­ствующих такой торговле аспектов.

Естественно, производственная функция электронной коммерции реализуется в отношении электронных услуг и некоторых видов элект­ронных товаров, главным образом информационных (например, элек­тронных документов). Экономические характеристики электронных услуг несколько отличаются от традиционных. Электронные услуги, в отличие от обычных услуг, могут быть отделены от субъекта, который их произвел, потому что могут быть оказаны вовсе не реальным субъ­ектом, а виртуальным, созданным компьютерной программой. Элек­тронные услуги могут быть видимы. Например, на экране монитора мы можем видеть, как средства с нашего банковского счета переходят на другой банковский счет в системе Интернет-банкинга.

Экономические отношения в сети Интернет составляют основу Интернет-экономики, или по-другому сетевой экономики. Дальше мы увидим, насколько она объемна и какова ее структура. Пока же лишь заметим, что понятие сетевой экономики, как и электронной торговли, появилось не сегодня, но в прежние годы оно точно так же означало совсем другое: сетевые кооперационные связи коммер­ческих предприятий, противоположность иерархическим структур­ным объединениям. Сегодня в подавляющем большинстве случаев сетевой экономикой называют экономические процессы, происхо­дящие в глобальной информационной сети Интернет.

Возвращаясь к сути электронной торговли, подчеркнем, что оп­ределяющим элементом в ее понимании является наличие коммер­ческой сделки, к заключению и (или) осуществлению которой сто­роны приходят электронным путем в сети Интернет вместо физиче­ского контакта. В результате такой сделки право собственности на товар или услугу, а также финансовые ценности переходит от одно­го обособленного хозяйствующего субъекта (включая домашнее хо­зяйство) другому. Электронная коммерция (торговля) включает в себя следующие сопутствующие коммерческой сделке операции: Интернет-маркетинг, Интеренет-контакты с поставщиками, после­продажное обслуживание клиентов, систему платежей и доставку приобретенных товаров онлайновым или традиционными способа­ми и т.д. Лишенные ключевого звена — коммерческой сделки в Интернете, все эти элементы лежат вне процесса электронной тор­говли и уж тем более их нельзя называть видами электронной ком­мерции. Но как же быть с такими видами деятельности, ведь они сегодня осуществляются в Интернете? Каким термином описать предоставление компанией бесплатного доступа к информацион­ным ресурсам, размещенным на Web-странице, т.е. без заключениякоммерческой сделки об ознакомлении с ними? Как рассматривать электронный документооборот на отдельно взятом предприятии, связавшим в Интернете свои подразделения? Для ответа на эти во­просы, для более глубокой характеристики процессов, происходя­щих в сетевой экономике, используют еще одно понятие — элект­ронный бизнес (e-business). Оно охватывает любую деятельность фирмы в сети Интернет, которая приносит или способствует полу­чению основного или дополнительного дохода. Таким образом, электронный бизнес включает в себя электронную коммерцию, но гораздо шире ее рамок. Теперь все становится на свои места. Рабо­та поисковых Интернет-порталов1 (Yahoo, Яndex, Google и т.д.), позволяющих пользователям бесплатно искать нужную им информа­цию в пространстве Интернет, — это электронный бизнес, но не электронная торговля. Продажа товара через электронный магазин — это электронная коммерция (часть электронного бизнеса) > посколь­ку является коммерческой сделкой.

Каждая точка зрения специалистов, экспертов о сущности элект­ронной торговли имеет право на существование и раскрывает ту или иную ее сторону: торговые аспекты, финансовую сторону, ком­пьютерные особенности операций, коммуникационную среду и др. Однако, анализируя данное явление, не следует забывать о том, что ядром электронной торговли являются информационные техноло­гии, их применение лежит в ее основе. Поэтому электронная тор­говая — это совокупность технологий по управлению коммерческой информацией электронным способом, приводящих к осуществлению торговой сделки в сети Интернет. В глобальной сети, а именно с Интернетом сегодня все чаще связывают электронную коммерцию, помещаются цифровые данные в виде текста, звука, изображения, формирующие виртуальное экономическое пространство. Текстовая, звуковая и визуальная информация в связи с высокой степенью унификации и стандартизации электронного взаимодействия поль­зователей глобальной сети — экономических операторов позволяет последним (в какой бы стране они ни находились) договориться и осуществить коммерческую сделку. Дуализм Интернета проявляется в том, что, с одной стороны, это просто «груда» компьютерного «железа» с работающим на нем программным обеспечением, свя­занного оптическими, электрическими и телефонными кабелями или спутниковой связью. С другой стороны, это информационная среда, в которой мобильным и одновременно статическим объектом является информация как упорядоченная последовательность пере­даваемых или сохраняемых цифровых данных. Эта информация может быть цифровым представлением продаваемого товара или услуги, электронным описанием продавца или покупателя, совер­шающего торговую операцию, а также как набор единиц и нулей может быть электронными деньгами или электронным документом, отдающим приказ реальному банку снять определенное количество денег с карточного, или другого банковского счета. С этой точки зрения, кроме информации, в Интернете больше ничего нет, но, как мы видим, информация для Интернета — это все.

Разумеется, не все пользователи Интернета являются участниками электронной коммерции. Значительное количество людей обращается к информационным ресурсам всемирной паутины отнюдь не в поис­ках товара или услуги, которые можно приобрести, а с познавательной целью или с целью проведения досуга, отдыха, развлечения. Вместе с тем все физические лица — пользователи, они являются потенциаль­ными участниками такой коммерции, и, судя по росту количества электронных сделок, которые они заключают, и стоимостного объема электронной торговли, все больше таких, которые реализуют свой по­требительский потенциал, делая это все чаще. Что же касается юриди­ческих лиц — коммерческих фирм, то у них соотношение еще больше в пользу тех, которые используют Интернет для электронной торговли или электронного бизнеса. Все меньше остается фирм, которые ис­пользуют web-страницы с чисто информативной целью.

Еще одно уточнение. Не следует смешивать понятия «электрон­ная торговля» и «Интернет-трейдинг», несмотря на близкое значе­ние этих терминов в англо-русском переводе. Интернет-трейдинг — уже устоявшаяся категория, означающая торговлю в сети Интернет исключительно финансовыми активами; иностранной валютой, ценными бумагами, тогда как электронная торговля включает более широкий перечень торгуемых объектов.

Коммерческие сделки в сети Интернет также бывают разные и по классификации ВТО разграничиваются на ряд вариантов:

1) полностью осуществляемые в Интернете, начиная от выбора до покупки и поставки;

2) включающие дистрибьюторские услуги, в которых продукция, неважно, товар или услуга, выбрана или куплена on-line, но доставле­на обычным способом (по почте, транспортными средствами и др.);

3) использующие транспортную функцию телекоммуникационных сетей, включая оказание Интернет-услуг (провайдерские услуга, услу­ги электронной почты и др.).

Электронная торговля может быть разделена на три стадии: стадию поиска, на которой производители и потребители, или по­купатели и продавцы впервые взаимодействуют; стадию заказа и оплаты, в том случае если участники согласны на совершение этой сделки, и стадию Поставки.

Нередко экономисты-международники пытаются выделить в элект­ронной торговле внутреннюю и международную составляющие, говорить о внешнеэкономических или более узко — внешнеторговых ее ас­пектах. Сегодня пока что сделать это крайне сложно. Аналитический и статистический учет зарубежных транзакций национальных компаний в Интернете во многих странах мира пока не ведется. По электронному адресу в глобальной сети — сети без национальных границ — определить географическое местоположение той или иной фирмы, осуществ­ляющей электронные транзакции, практически невозможно. Хотя каж­дый адрес в Интернете, или по-другому домен, имеет окончание, ука­зывающее на национальность информационного ресурса (ru — русский, uа — украинский, fr — французский и т.д.), физическое местоположе­ние сервера или пользователя, поддерживающего этот ресурс, не всегда совпадает с указанным окончанием. Это значит, что коммерческие опе­рации теоретически могут осуществляться из любой страны, не обяза­тельной той, на которую указывает окончание электронного адреса. Вместе с тем выделение международного аспекта в электронной торгов­ле необходимо, поскольку глобальных мировых рынков, за исключени­ем валютного и, возможно, еще некоторых финансовых, пока не сфор­мировано. Да, этот процесс стремительно нарастает, и сетевая экономи­ка является его движущей силой, объединяя разрозненные националь­ные рынки и хозяйственные системы, но традиционная мировая эко­номика продолжает развиваться, главным образом, по национальным кластерам. Определяющим в мировом хозяйстве по-прежнему является национальное законодательство, национальная государственная машина остается основным экономическим оператором и регулятором, несмот­ря на быстроразвивающийся процесс либерализации, транснационали­зации и международной экономической интеграции с появлением мощных наднациональных структур.

Между тем международная электронная торговля реально суще­ствует, и она на порядок снижает транзакциокные издержки, ускоря­ет и упрощает сами сделки. Информационный товар, будучи достав­ленный по Интернету, стоит значительно ниже материализованного аналога, доставленного в другую страну обычными транспортными средствами. Даже неинформационный товар, купленный электрон­ным способом и доставленный обычным видом транспорта, может стоить дешевле. Доказано что, японцу, живущему в крупном мегапо­лисе у себя на родине, дешевле купить товар в американском элек­тронном магазине, чем в супермаркете через дорогу, даже с учетом транспортных издержек по доставке купленного продукта.

Компании, даже если они полностью виртуальные (что означает отсутствие физического офиса и обычных организационных под­разделений, а также осуществление деятельности и получение при­были целиком от онлайновых операций), все равно в большинстве своем имеют место регистрации, платят налоги в казну данного го­сударства, имеют минимальное число реальных сотрудников, об­служивающих опять же реальное компьютерное оборудование. Справедливости ради заметим, что есть и такие фирмы, которые осуществляют в Интернете криминальный бизнес, не будучи юри­дически зарегистрированными. С такими компаниями правоохра­нительными органами ведется беспощадная борьба, особенно в ос­новных развитых странах, уже внесших соответствующие «элект­ронные» поправки в уголовное законодательство. Легальность же функционирования и законность коммерческих сделок виртуальных компаний, не являющихся юридическими лицами ни в одной юрисдикции мира, но и не нарушающих законы, пока что под во­просом, это нерешенная проблема, находящаяся на стыке традици­онной и Интернет-экономики. В большинстве государств мира она демонстрирует отставание традиционного гражданского права от семимильных шагов электронного бизнеса.

Участники, направления, объемы и место электронной торговли в сетевой экономике. В электронной торговле в основном участвуют два типа субъектов: частный бизнес — компании и домашние хозяйства. Третье действующее лицо — государство как хозяйствующий субъект в силу экономических законов и с некоторым отставанием от выше­названных субъектов в освоении электронного экономического про­странства слабо вовлечен в коммерческие сделки, но в нескольких развитых странах уже были организованы, например, госзакупки с использованием глобальной сети. Каждый из этих типов субъектов имеет свое название, которое иногда не переводят с английского: фирма — business (сокращенно Ь), потребитель — consumer (с), госу­дарство, правительство, органы государственной власти — government или administration (g или а). В этой терминологии опять же обращает на себя внимание некоторая некорректность в названии домашних хозяйств. Ведь они участвуют в электронной торговле не только в качестве потребителей, как на то указывает английский термин, но могут выступать в качестве продавцов на Интернет-аукционах.

Основными направлениями электронной торговли являются:

фирма-фирма (business to business или Ь2Ь) — электронная тор­говля между компаниями;

фирма-потребитель {business to consumer или Ь2с) — рознич­ная электронная торговля, продажа товаров и оказание ча­стными компаниями услуг домашним хозяйствам:;

потребитель-потребитель (consumer to consumer или с2с) — коммерческое взаимодействие домашних хозяйств.

Безусловно, электронная инфраструктура Интернета позволяет использовать сеть намного шире указанных направлений экономического взаимодействия участников. Очень наглядно структуру се­тевой экономики описывает матрица использования Интернета, приведенная в одном из рабочих документов ОЭСР (рис. 15Л). До­полненная нами с учетом последних явлений и событий в глобаль­ной сети, она показывает, в какие звенья Интернет-экономики се­годня активно внедряется электронная торговля (закрашено полос­ками серого цвета) или уже является их доминирующим элементом (закрашено в серый цвет).

Рис. 15.1. Матрица сетевой экономики

Источник: E-commerce: Impacts And Policy (2000)25. June 2000. P. 4. Challenges. OECD. ECO/WKP

Государство, хотя и не так; активно в электронной коммерции, но имеет большой потенциал участия в сетевой экономике. По мнению консалтинговой компании Andersen Consulting, государство может реализовать в Интернете 157 своих функций, включая кон­трольные. Во многих странах мира, в том числе и России, сегодня реализуется Интернет-проект под названием «Электронное прави­тельство», развивая все элементы представленной выше матрицы с участием государства C2G—G2G—G2G.

На сегодняшний день дать точную стоимостную оценку объемов электронной коммерции в мире по ряду причин, в том числе и вы­шеназванных, не представляется возможным. Предлагаемые экс­пертами, консалтинговыми агентствами прогнозируемые цифры еще больше запутывают аналитиков, поскольку используют различ­ную методологию и включают в расчет разный состав элементов электронной торговли. Оценки различаются на порядок от милли­ардных величин до триллионов долларов США Страновая картина также с достоверной точностью неизвестна, хотя удельный вес от­дельных стран в общих объемах мировой электронной коммерции понятен. В лидерах — США, страны Западной Европы, Япония. Оперируя умеренными оценками и скудными данными государст­венной статистики, можно сделать вывод о том, что даже в веду­щих, информационно-развитых странах мира стоимостной объем электронной коммерции сегмента Ь2с (электронные магазины) пока что не превышает 1% объемов обычной розничной торговли. Наи­более высокие темпы роста числа электронных сделок в странах Западной Европы наблюдаются в Швеции и Финляндии. Во всех странах объемы сделок сегмента Ь2Ь гораздо выше аналогичных в сегменте Ь2с, что объясняется меньшим доверием частных лиц к электронным покупкам по сравнению с обычными, недостатками системы доставки и отставанием от компаний в доступности Ин­тернет-ресурсов.

Виды электронной торговли и их особенности. Выделяют два ос­новных вида электронной торговли: торговая площадка и электрон­ный магазин.

На большинстве виртуальных торговых площадок взаимодейст­вуют участники сегмента Ь2Ь, т.е. совершаются межфирменные электронные сделки. Этот вид электронной торговли отличает на­личие большого количества участников (и покупателей и продав­цов). Создают Интернет-площадки покупатели, продавцы, третьи лица. Межфирменные торговые площадки имеют функциональную или отраслевую специализацию, т.е. сводят вместе компании для решения определенных задач или продавцов и покупателей отдель­ных отраслей (автомобильной, электроэнергетики и т.д.). Виртуаль­ные площадки могут быть организованы в виде виртуального ката­лога (типа справочника «Желтые страницы»), аукциона, биржи. Аукционная форма электронной торговли используется и для организации торговли между частными лицами в сегменте с2с, цена на товар здесь также устанавливается в ходе электронных торгов.

Электронная коммерция в сегменте Ь2с осуществляется через электронные магазины. Как и в реальный магазин, за покупками сюда могут «зайти» и юридические лица, но это не меняет розничный тип электронной торговли магазина: наличие одного продавца, открыв­шего данный магазин, продажи по розничным ценам и др. Многие элементы виртуального магазина напоминают реальный. На Интер­нет-страницах такого магазина покупатели имеют возможность визу­ально оценить товар, выставленный на электронной витрине, узнать мнение других покупателей, прочитав их отзывы, получить консуль­тацию продавца, сложить понравившийся товар в свою электронную корзину, расплатиться традиционными способами (пластиковой кар­той, через банковский счет) или новыми, электронными деньгами, в виртуальном отделе доставки выбрать способ получения товара.

Практически все Web-сайты, реализующие указанные выше типы электронной торговли, предусматривают регистрацию участников до совершения сделки. Эта ценная информация в дальнейшем при со­блюдении условия конфиденциальности организаторами торговли может использоваться для проведения маркетинговых исследований, выявить, например, наиболее посещаемые разделы виртуального ма­газина или торговой площадки для размещения там рекламы.

Ключевым фактором, обеспечивающим устойчивое развитие всех видов электронной торговли, выступает фактор безопасности электронных сделок. Безопасность онлайновых транзакций склады­вается из конфиденциальности передаваемой и накапливаемой ин­формации (препятствие несанкционированному доступу со стороны третьих лиц), однозначной идентификации участников сделки — аутентификации, надежности электронных систем (обеспечение защиты от сбоя, устойчивость к вредоносным программам), право­вой защиты, физической защиты компьютерных систем. Многие из этих вопросов снимают законодательно вводимые и технически ис­пользуемые системы электронно-цифровой подписи, электронных сертификатов и др. Вместе с тем проблема обеспечения безопасно­сти электронных сделок должна решаться комплексно. Скажем, не имеет особого практического смысла «половинчатая» ситуация в России, где уже принят закон об электронно-цифровой подписи, но пока отсутствует закон об электронном документообороте.

Резюме

Новые технологии изменяют мировую экономическую инфраструктуру. В мировой экономике формируется новый сектор — информационно-коммуникационный, объединяющий производства компьютерной техни-и и средств связи, информационных и телекоммуникационных услуг на основе общих задач и технологий их решения. Это передовая часть мирового хозяйства, на базе создаваемых здесь информационных тех­нологий и оборудования возникла и развивается новая форма ком­мерческих сделок — электронная торговля. Последняя имеет некоторые сходства с появившимися ранее видами оптово-розничной торговли и электронными операциями, но обладает и важными отличиями. Она осуществляется в глобальной сети Интернета и подчиняется ее неписа­ным правилам поведения участников, использует ее информационные ресурсы и универсальные средства взаимодействия пользователей.

Основные понятия

Информационно-коммуникационный сектор мирового хозяйства — со­вокупность отраслей, производящих средства информационного и коммуникационного производства и саму информационную продукцию, а также обеспечивающих развитие новой экономики.

Виртуальные сделки — коммерческие операции, осуществляемые в сети Интернета. Имеют юридические последствия для хозяйствующих субъ­ектов в тех странах, где создана система электронного права.

Электронно-цифровая подпись (ЭЦП) — уникальная последовательность цифр, букв, образов, звуков, позволяющих электронной системе одно­значно идентифицировать лицо, подписавшее электронный документ.

Контрольные вопросы

1. Что такое информационно-коммуникационный сектор мирового хозяйства и в чем заключается парадокс его развития?

2. Что такое цифровая пропасть? Как сократить цифровой разрыв?

3. Назовите виды, принципы и направления электронной торговли.

Библиографический список

1. Курицкий А.Б. Интернет-экономика: закономерности формирования и функционирования. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун,, 2000.

2. Мовсесян А.Г., Огнивцев СБ. Мировая экономика: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2001.

3. Попов В.М., Ляпунов СИ., Маршавин РА. Глобальный бизнес и ин­формационные технологии. Современная практика и рекоменда­ции.— М.: Финансы и статистика, 2001,

4. Соколова А.Н., Геращенко И.Я. Электронная коммерция: мировой и российский опыт. — М.: Открытые системы, 2000.

5. Успенский И. Энциклопедия Интернет-бизнеса. — СПб.: Питер, 2001.

6. www.e-russia.ru, www.ibiz.ru