2. Проблемы сотрудничества стран цар в сфере борьбы за улучшение экологии.
Центрально-Азиатский регион – один из немногих регионов, вырабатывающих общую стратегию и план действий по устойчивому развитию. Это регион, где усиливаются процессы экологической, социально-экономической и политической интеграции.
Изменение состояния окружающей среды
С каждым годом в регионе ухудшается обстановка с обеспечением населения доброкачественной питьевой водой. Уменьшение доступа населения к средствам существования, наряду с ухудшением экологической обстановки, способствует росту заболеваемости и смертности.
Из-за низкого КПД большинства водохозяйственных систем существуют огромные безвозвратные потери воды. В результате происходит сокращение водопотребления в низовьях рек, усыхание дельт и многих водоемов региона, прежде всего Аральского моря.
Возобновляемые водные ресурсы в общем, объеме потребления составляют незначительную часть. Потребление подземных и поверхностных вод на душу населения снизилось в ЦАР в 1,2-2 раза.
Состояние практически всех водных объектов региона остается неудовлетворительным, в то время как повсеместно сократился контроль за качеством водных объектов.
Удельные нормы водопотребления в населенных пунктах и расходы воды на единицу производства продукции в государствах ЦАР во много раз превосходят подобные расходы воды в других странах. При этом еще сохраняются стратегии, предполагающие увеличение расхода воды в регионе.
В настоящее время для водных ресурсов региона характерна тенденция ухудшения качества воды в водоисточниках и увеличение объемов используемой пресной воды. Ухудшение качества воды в результате сброса коллекторно-дренажных вод неблагоприятно сказывается на здоровье людей, использующих воду рек для питьевого водоснабжения.
Основными причинами ухудшения качества воды и истощения запасов в регионе являются отсутствие эффективных систем управления, экономических механизмовводосбережения и средств учета потребления воды.
Актуальным является вопрос об отмене субсидирования водоснабжения, которое по оценкам экспертов позволит сократить расход воды на 20-30%, а в некоторых регионах до 50 %. Представляется возможным обеспечить безопасной питьевой водой значительную часть населения, у которого сейчас нет к ней доступа.
Рост народонаселения в регионе будет и далее усугублять деградацию земель в связи с воздействием таких факторов, как вытравливание пастбищ, рубка деревьев и крайнее перенасыщение севооборота. Если не осуществлять специальных программ, то это положение будет только ухудшаться.
Процессы опустынивания в регионе усугубляются усыханием Аральского моря, с засолением земель, потерей лесных насаждений, тугаев и лесного покрова, усилением солепылепереноса, повышением минерализации поверхностных и подземных ввод, подтоплением орошаемых и прилегающих к ним земель и т.д.
Растет число видов животных и растений, подверженных угрозе исчезновения.
Не развита система переработки промышленных отходов. В странах региона не существует современной системы селективного сбора, вторичной переработки и безопасного захоронения отходов.
Слабая нормативная и методологическая основа экологической экспертизы.
Следствием этого является значительная роль субъективных факторов в принятии решений, перевод их из плоскости экспертной и технической в политическую, как, например, в вопросах вододеления.
В сельской местности социальная напряженность усиливается нехваткой и сокращением природных ресурсов (лесов, воды, почв и пастбищ).
На региональном семинаре в Чимбулаке (Казахстан, май 2000) приоритетными экологическими проблемы ЦАР были признаны:
1. Деградация экосистем бассейна Аральского моря.
2. Негативные последствия глобального изменения климата.
3. Загрязнения газонефтяного комплекса.
4.Трансграничное перемещение отходов.
5. Разрушение озонового слоя.
Внешние факторы неустойчивости
· Бедность, безработица, слабое использование человеческих ресурсов.
· Неотлаженность вододеления, поставок энергоресурсов и других форм экономического сотрудничества. Невыполнение таможенных обязательств.
· Территориальные разногласия. Определение статуса Каспия.
· Угрозы распространения международного терроризма и религиозного экстремизма. Транзитные пути наркотиков.
· Усыхание Арала и питающих его рек.
· Нехватка и неэффективное использование водных ресурсов.
· Деградация и засоление земель, опустынивание.
· Сокращение биоразнообразия.
· Нефтяные загрязнения Каспия.
· Недостаточное использование горных гидроресурсов.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Процесс “Окружающая среда для Европы” начатый в 1991 году с принятия Программы действий по охране окружающей среды, сыграл важную роль для стран региона, впервые вступивших в международный переговорный процесс. Участие региона было поддержано решениями конференций в Софии (1995) и Орхусе (1998). В частности, в Орхусе было поддержано решение стран региона начать подготовку субрегиональной программы по охране окружающей среды (РПДООС). Важным этапом являлся процесс НПДООС, начатый в большинстве стран региона, который позволил перейти от всеобъемлющих и нереалистичных программ к приоритетным действиям и активной работе с донорами на этой основе. В настоящее время страны региона принимают активное участие в программе для ННГ на период до 2002 г.
На Орхусской конференции Министров окружающей среды, где страны ЦАР выступили с единых позиций, произошла "переориентация" процесса "Окружающая Среда для Европы", донорской помощи в сторону потребностей ННГ. На конференции было принято решение о создании Регионального экологического центра ЦА. Его целью является развитие межсекторального и международного экологического сотрудничества в регионе. В 2000 году было заключено соответствующее соглашение между правительствами ЦАР, ТАСИС и ПРООН.
Учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия решений является одним из важнейших принципов «Повестки дня на 21». Перед Правительствами встала задача поиска интегрированных методов управления, комплексно учитывающие экономические, социальные и экологические факторы.
Центр тяжести международного сотрудничества заметно переносится со странового уровня на регион. И это обусловлено в первую очередь, региональным характером общих экосистем, необходимостью совместных усилий для решения трансграничных и межсекторальных проблем.
GEF в настоящее время осуществляет три больших Центрально-азиатских проекта: Управление водными ресурсами и окружающей средой бассейна Аральского моря, биоразнообразие Западного Тянь-Шаня и Каспийская Экологическая Программа. Двусторонние доноры, такие как Финляндия, Германия, Швейцария и Нидерланды, дополняют финансирование каждого из этих проектов.
По инициативе Кыргызстана Генеральная Ассамблея ООН приняла решение объявить 2002 год Международным Годом Гор. В настоящее время странами ведется согласование Горной Хартии, в столице Республики Кыргызстан, в г. Бишкек в конце 2002 г. запланирована итоговая международная конференция. При поддержке АБР странами региона разработана Центрально-Азиатская стратегия по устойчивому развитию гор. Созданная в рамках проекта Рабочая Группа и региональный офис в сотрудничестве с РЭЦ ЦА проводят деятельность по доработке Стратегии для её утверждения странами региона.
При поддержке Азиатского банка развития готовятся национальные и Региональная стратегии по устойчивому развитию горных территорий с участием Синцзян-Уйгурского Автономного Района КНР.
Обоснована необходимость создания Регионального Горного Центра (РГЦ), ориентированного на решение специфических проблем горных территорий.
У стран Центральной Азии долгая история плодотворного сотрудничества в области охраны окружающей среды на двусторонней и многосторонней основе. Но к сожалению, оказываемая международными организациями и донорами внешняя помощь зачастую оказывается малоэффективной в связи с различиями в приоритетах и недостаточным потенциалом стран по подготовке и управлению проектами.
В настоящее время странами бассейна при поддержке международных организаций (Всемирный Банк, ЮНЕП, ПРООН, ТАСИС) и других заинтересованных разрабатывается Каспийская экологическая программа. Однако она ведется в отрыве от основной экономической деятельности, осуществляемой в этом бассейне и имеет пока слабое влияние на решение экологических проблем.
В регионе начата подготовка Регионального плана действий по охране окружающей среды (РПДООС) при содействии ЮНЕП, ПРООН и АБР. Создана специальная рабочая группа должностных лиц из представителей всех центрально-азиатских стран.
Секретариат Конвенции и Национальные координаторы ведут работу над региональной программой действий по борьбе с опустыниванием.
В сентябре 1995 года главы пяти государств приняли Нукусскую Декларацию. В этом документе подтверждается приверженность стран ЦАР добиваться устойчивого развития региона, содействовать широкому развитию экономического сотрудничества без нанесения экологического ущерба в каждой из стран, добиваться снижения напряженности и стабилизации социально-экономической ситуации в зоне экологического кризиса бассейна Аральского моря. Алматинская Декларация 1997 года подтвердила политическую волю Президентов стран ЦАР создать общую региональную стратегию по устойчивому развитию. Правительственное Соглашение 1998 года «О сотрудничестве в области Защиты Окружающей Среды и Рационального Использования Природных Ресурсов» является основой развития региональных действий в этом направлении. Приверженность в достижении устойчивости развития региона получила подтверждение в Совместных Заявлениях на Четвертой конференции по защите Окружающей среды (Орхус, 1998 г.) и Комиссии ООН по Экономическим и социальным вопросам для Азии и Тихого океана (Тегеран, 2000 г.).
Расширяется инфраструктура регионального сотрудничества в области УР
§ Международный Фонд Спасения Арала (МФСА) создан по решению глав государств Центральной Азии в 1993 г. Главная задача Фонда – финансирование и кредитование совместных практических мероприятий и долговременных программ и проектов по восстановлению экологической, социально-экономической ситуации в зоне экологического кризиса Аральского моря. Постоянно действующим исполнительным органом Фонда является Исполнительный комитет, с филиалами по странам ЦАР, с проектами и учреждениями, финансируемыми государствами учредителями, странами-донорами и международными организациями. В состав Фонда входят (1) Межгосударственная комиссия Водохозяйственной Координации (МКВК) и Бассейновые водохозяйственные Объединения (БВО), образованные для совместного принятия решений по вопросам водного хозяйства, представляющих общий интерес; Научно-Информационный Центр (НИЦ МФСА), имеющий отделения во всех странах ЦА; (2) Межгосударственная комиссия по Устойчивому развитию (МКУР с научно-информационными Центрами по странам - НИЦ) образована по решению глав государств ЦА в 1993 году с целью решения вопросов устойчивого развития и защиты окружающей среды в странах бассейна Аральского моря;
§ Проект ПРООН «Развитие Потенциала Бассейна Аральского Моря» (ASBCDP). Действия Проекта были направлены на подготовку национальной и региональной сети экспертов по устойчивому развитию, разработку методологии и инструментариев устойчивости для использования в принятии решений, оказание научно-технического содействия укреплению МКУР и его НИЦ, национальных структур по устойчивому развитию, оказание содействия предпринимаемым на региональном уровне усилиям по развитию деятельности по устойчивому развитию – финансирование пилотных проектов, поддержка издательской деятельности по проблемам УР региона.
В июне 2000 г. в Кокшетау (Республика Казахстан) на заседании МКУР было решено считать целесообразным продолжение проекта ПРООН "Развитие потенциала бассейна Аральского моря" с ориентацией на решение вопросов устойчивого развития.
Факторы и причины, препятствующие устойчивому развитию региона
1. Слабое взаимодействие экономической, экологической и социальной, а также водной и энергетической политики.
2. Трудности согласования действий стран по решению общих проблем.
3. Недооценивается роль «общего фактора производства» - непроизводственных и неэкономических активов, человеческого и экологического капитала. Поэтому не выявлены экономические преимущества политики УР.
4. Сырьевая ориентация производительных сил.
5. Неразвиты механизмы реализации и прямого действия законов. Отсутствие полноты и согласованности законодательной базы. Низкая стимулирующая и регулятивная функция законов и нормативов.
6. Широкая общественность не достаточно вовлечена в процесс принятия решений (например, в МФСА).
7. Отсутствие целостной связи и координации проектов на местном, ведомственном и международном уровне.
8. Отсутствие единых приоритетов деятельности международных доноров, что приводит к дублированию и несогласованности проектов, неэффективности международной помощи.
9. Отсутствуют стимулы и комплексные межведомственные программы распространения экотехнологий.
10. Недостаточное использование альтернативной энергетики, особенно энергии горных рек.
11. Общей проблемой для региона является нехватка средств для широкого и непрерывного экологического образования и просвещения, ограниченный доступ к Интернет, экологической информации.
- 3.Киотский протокол к Рамочной конвенции оон об изменении климата. Киото.11 декабря 1997 г.
- 15)1.Проблемы борьбы с транснациональным терроризмом в современных мо.
- 3.Договор о Европейском Союзе. Маастрихт. 7 февраля 1992 г. («Маастрихтский договор»).
- Раздел I. Общие условия
- Раздел V. Положения об общей внешней политике и политике безопасности
- 16)1.Интересы Ирана в странах цар. Интересы государств региона в сотрудничестве с Ираном.
- 2. Проблемы сепаратизма в мо. Привести примеры по странам и регионам.
- 3.Создание общего рынка между Аргентиной, Федеративной Республикой Бразилией, Республикой Парагвай и Восточной Республикой Уругвай. (меркосур.«Асунсьонский договор»)
- 1 Проблемы «непризнанных государств» в мо. (Привести примеры по странам и регионам ).
- 2. Интересы Турции в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с Турцией.
- 3. Политика «двойных стандартов» в мо. Привести примеры по странам и событиям.
- 1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Ирака 2003 г. Реализация сша «Доктрины свержения и замены режимов»
- 2.Интересы кнр в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с кнр.
- 1.Проблемы транспортной дипломатии в мо. (Привести примеры по странам или регионам – ца,ес,снг,атр и др.) – все что нашла в инете нету
- 2.Интересы государств исламского мира в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с исламскими странами.
- Часть I . Цель и задачи североатлантического союза
- Часть II. Стратегические перспективы: развитие стратегической обстановки
- Часть III - подход к безопасности в XXI веке
- Часть IV - руководящие принципы для вооруженных сил североатлантического союза принципы стратегии североатлантического союза
- Заявление
- "Двенадцати" о будущем статусе россии
- И других бывших республик
- (Брюссель, Гаага, 23 декабря 1991 года)
- О критериях ес для признания новых государств в восточной европе и на территории советского союза
- 1)1 Проблемы «непризнанных государств» в мо. (Привести примеры по странам и регионам ).
- 1)2Интересы Турции в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с Турцией.
- 1)3.Политика «двойных стандартов» в мо. Привести примеры по странам и событиям.
- 2)1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Ирака 2003 г. Реализация сша «Доктрины свержения и замены режимов»
- 2)2.Интересы кнр в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с кнр.
- 2)3.Международно-правовой режим ядерного нераспространения со 2 пол.20-го века. Проблемы создания Зон Свободных от Ядерного Оружия.
- 3)1.Проблемы транспортной дипломатии в мо. (Привести примеры по странам или регионам – ца,ес,снг,атр и др.)
- 3)2.Интересы государств исламского мира в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с исламскими странами.
- 3)3.Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. Шанхай. 15 июня 2001
- Перспективы шос
- 4)1. Проблемы мирного урегулирования международных споров в международном праве и в международных отношениях. Анализ основных механизмов ( Привести примеры ).
- 4)2.Международно-правовая охрана окружающей среды и трудности реализации конвенций и соглашений ( Привести примеры).
- 4)3.Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества..Астана. 10 октября 2000 г. (ЕврАзЭс).
- 5)1.Проблемы использования альтернативных источников энергии.
- 5)2.Международный режим нераспространения биологического оружия. Основные трудности реализации Конвенции о нераспространения бо.
- 5)3.Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта. Москва. 4 апреля 1994 г.
- 6)1.Продовольственная проблема в современном мире. Прогнозы и перспективы решения проблемы.
- 6)2.Принцип «самоопределения наций » в международных отношениях и в международном праве. Основные проблемы и трудности реализации.. (Приведите примеры).
- 6)3.Устав Содружества Независимых Государств. Минск. 23 января 1993 г.
- 7)1.Приднестровский конфликт в Молдавии и пути его решения в современный период.
- 7)2.Проблемы торговли людьми в современном мире. Сотрудничество стран и совместные инициативы государств. (Привести примеры по странам и регионам).
- 7)3.Рекомендации «группы восьми» по противодействию терроризму. Уистлер (Канада). 13 июня 2002 г.
- 8)1. Проблемы сепаратизма в современном мире и основные нормы международного права. (Сделать анализ на примере сепаратизма в стране или )
- 8)2.Проблемы «экспортного контроля» в мо. Национальная и международная правовые базы осуществления экспортного контроля.
- 8)3.Договор о Европейском Союзе. Маастрихт. 7 февраля 1992 г. («Маастрихтский договор»).
- 9) 1. Проблема водных ресурсов вмежгосударственных отношениях стран Центральной Азии. Основные трудности и инициативы решения.
- 2.Режим контроля над ракетными технологиями от 1987 года. Проблемы реализации обязательств участников. Современное состояние режима.
- 3.Конвенция оон , по борьбе с транснациональной организованной преступностью. Нью-Йорк. 15 ноября 2000 г
- 10)1. «Каспийская дилемма» в межгосударственных отношениях прикаспийских стран. Основные трудности и инициативы решения.
- 2.Международное гуманитарное право в международных конфликтах.
- 3.Декларация тысячелетия оон. Нью-Йорк. 8.09.2000 г.
- 11)1.Проблемы борьбы с транснациональной организованной преступностью в современных международных отношениях. Совместное сотрудничество и основные соглашения.
- 2.Условия подписания и проблемы функционирования дняо 1967г. Трудности реализации статей договора в современных мо
- 3. Окинавская Хартия глобального информационного общества. Наха (Япония). 22 июля 2000
- 12)1.Проблемы индо – пакистанского противостояния во 2 пол.20-го в. – начале 2000-х г. (Основные проблемы возникшие в ходе конфликта и их решение.
- 2. Проблемы борьбы с наркотрафиком и торговлей оружием в странах снг. Проблемы сотрудничества.
- 3.Политическая декларация оон.(по наркотикам). Нью-Йорк. 8—10 июня 1998 г.
- Часть I. Сокращение спроса и связанные с этим меры.
- Часть II. Сокращение предложения и связанные с этим меры.
- Часть III. Борьба с отмыванием денег и расширение сотрудничества в правоохранительной области в целях укрепления международного сотрудничества.
- 13)1.Проблемы Арабо- израильского противостояния во 2 пол.20-го в. – начале 2000-х г. (Основные проблемы возникшие в ходе конфликта и их решение.
- 2.Условия создания и проблемы функционирования шос в цар. Трудности борьбы участников с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом.
- 3.Римский статут Международного уголовного суда.Рим. 17 июля 1998 г
- 14)1.Проблемы регулирования «затяжных» военных конфликтов на территории постсоветского пространства и нормы международного права.( Привести примеры)
- 2. Условия создания и проблемы функционирования коллективной безопасности на постсоветском пространстве. ( Структура одкб от 2002г.)
- 3.Киотский протокол к Рамочной конвенции оон об изменении климата. Киото.1997 г.
- 15)1.Проблемы борьбы с транснациональным терроризмом в современных мо.
- 2.Институционализация международной безопасности (Создание и деятельность военных блоков, союзов, организаций во пол.20-го века и в современный период).
- 3.Договор о Европейском Союзе. Маастрихт. 7 февраля 1992 г. («Маастрихтский договор»).
- 16)1.Интересы Ирана в странах цар. Интересы государств региона в сотрудничестве с Ираном.
- 2. Проблемы сепаратизма в мо. Привести примеры по странам и регионам.
- 3.Создание общего рынка между Аргентиной, Федеративной Республикой Бразилией, РеспубликойПарагвай и Восточной Республикой Уругвай. (меркосур.«Асунсьонский договор»).
- 2.Проблемы безопасности в Южной и Юго-Восточной Азии в современных международных отношениях.
- 3.Стратегическая концепция Североатлантического союза. Вашингтон. 24 апреля 1999 г.
- Часть I . Цель и задачи североатлантического союза
- Часть II. Стратегические перспективы: развитие стратегической обстановки
- Часть III - подход к безопасности в XXI веке
- Часть IV - руководящие принципы для вооруженных сил североатлантического союза принципы стратегии североатлантического союза
- 18)1.Проблемы безопасности на Ближнем и Среднем Востоке в современных международных отношениях.
- 2.Проблема современных локальных вооруженных конфликтов в международных отношениях. Проблемы их локализации и регулирования (Приведите примеры).
- 3.Совет Евроатлантического партнерства. Основной документ. Синтра (Португалия). 30 мая 1997 г.
- 19)1.Проблемы миротворчества в международных отношениях. Нормы международного права в реализации миротворчества. Привести примеры по странам.
- 2.Проблема здоровья и гуманизма в мо.
- 3.Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между рф и нато. Париж. 27 мая 1997 г.
- 20)1. Экологические проблемы современности. Анализ проблемы и сложности разрешения на примере страны и региона.
- 2.Инициативы неядерных государств по идее глобального ядерного разоружения.(Инициативы стран снг , Латинской Америки, Индии и др.)
- 3.Партнерство ради мира. Рамочный документ. Брюссель.10 января 1994 г.
- 21)1.Демографические проблемы в международных отношениях. Анализ проблемы и сложности разрешения на примере страны и региона.
- 2. Интересы рф в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с сша.
- 3. Алма-Атинская декларация. Алма-Ата. 21 декабря 1991 г.
- 22)1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Афганистана 2001г. Мвв с целью проведения «антитеррористической операции».
- 2.Международный режим химического разоружения. Проблемы реализации обязательств по кхо от 1993г. Деятельность озхо..
- 23)1.Кризис нато и югославский конфликт 1999г.
- 2. Проблемы сотрудничества стран цар в сфере борьбы за улучшение экологии.
- 3. Алма-Атинская декларация. Алма-Ата. 21 декабря 1991 г. Алма – Атинская декларация от 21 декабря 1991 года. Основные положения, анализ содержания.
- 24)1.Проблема реформирования оон в 1990-2000-е г. Прогнозы и перспективы.
- 2.Проблемы ядерного распространения в странах не участвующих в дняо. Анализ их ядерных программ, степени влияния на современные региональные и глобальные мо.
- 3.Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Вискули. 8 декабря 1991 г. («Беловежское соглашение»).
- 25)1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Ирака 1991г. Мвв с «целью пресечения агрессии».
- 2.Проблемы миграций в странах снг. Сотрудничество стран снг в решении проблем.
- 3.Стратегическая концепция Североатлантического союза. Вашингтон. 24 апреля 1999 г.
- 26)1.Принцип «нелигитимности авторитарных режимов» в мо.
- 2.Особенности взаимного сотрудничества стран в сфере безопасности в рамках обсе на современном этапе. Взаимодействие обсе и др. Интеграционных объединений Европы ( Совет Европы, нато, снг, шос).
- 3. Критерии признания новых государств в Восточной Европе и на территории бывшего Советского Союза.. 16декабря1991г.(«Брюссельский минимум»).
- О критериях ес для признания новых государств в восточной европе и на территории советского союза
- 27) 1. Принцип гуманитарного вмешательства в международных отношениях.
- 2.Особенности политической и экономической интеграции постсоветского пространства. Дезинтеграция и реинтеграция евразийского пространства.
- 3. Римская декларация сессии совета нато о миреи сотрудничестве. Рим.8ноября 1991 г.
- 3.Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. Шанхай. 15 июня 2001
- Перспективы шос
- Международно-правовая охрана окружающей среды и трудности реализации конвенций и соглашений (Привести примеры).
- Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. Астана. 10 октября 2000 г. (ЕврАзЭс).
- Проблемы использования альтернативных источников энергии
- Международный режим нераспространения биологического оружия. Основные трудности реализации Конвенции о нераспространения бо.
- Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта (Москва, 4 апреля 1994 года)
- Продовольственная проблема в современном мире. Прогнозы и перспективы решения проблемы.