logo search
спмо

22)1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Афганистана 2001г. Мвв с целью проведения «антитеррористической операции».

27 апреля 1978 г. в столице Афганистана Кабуле силами армии был совершен государственный переворот, получивший название Апрельской (Саурской) революции. К власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) во главе с Нур-Мухамед Тараки. Первыми указами нового руководства страна была объявлена Демократической Республикой Афганистан (ДРА), обнародована программа по ликвидации феодальных пережитков.

Но определенная часть населения страны не приняла революцию. В течение лета 1979 г. антиправительственные выступления охватили большую часть сельских районов страны и переросли в гражданскую войну. Осложняло обстановку и активное вмешательство зарубежных государств и организаций во внутренние дела страны. Всестороннюю помощь НДПА и правительству ДРА оказывали СССР и другие социалистические страны. Финансирование, поставки оружия, боеприпасов и других материальных средств силам оппозиции осуществляли страны – участницы НАТО, мусульманские государства и Китай. На территориях Пакистана и Ирана были созданы учебные центры, в которых проходили военную подготовку боевики отрядов оппозиции.

В сентябре 1979 г. председатель совета министров Афганистана Х. Амин, отстранив от власти Н.-М. Тараки, сосредоточил в своих руках все ключевые посты государства. Это повлекло еще большее усиление террора и репрессий, рост недовольства среди населения и активизацию оппозиционного движения. К концу 1979 г. обстановка в стране резко осложнилась, нависла угроза свержения правящего режима, что, по оценке советского руководства, могло привести к росту влияния стран Запада у южных границ СССР, а также к переносу вооруженной борьбы на территорию его среднеазиатских республик.

В условиях обострения афганского кризиса Политбюро ЦК КПСС 12 декабря 1979 г., несмотря на неоднократные заявления военного руководства о нецелесообразности вооруженного вмешательства, приняло решение ввести советские войска в Афганистан «в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможности антиафганских акций со стороны сопредельных государств». Официальным обоснованием правомочности такого решения являлись статья 4 «Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве», заключенного между СССР и ДРА от 5 декабря 1978 г., и неоднократные просьбы правительства Афганистана об оказании военной помощи.

10 декабря 1979 г. министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов отдал Генштабу распоряжение о создании группировки войск численностью до 75 тыс. человек. Для проведения мобилизационных мероприятий была сформирована оперативная группа Министерства обороны СССР во главе с первым заместителем начальника Генерального штаба генералом армии С.Ф. Ахромеевым.

После проведения силами спецназа операции «Шторм-333», в ходе которой был установлен контроль над основными объектами Кабула, начался ввод советских войск в Афганистан. 25 декабря по понтонному мосту через реку Амударья (город Термез) переправилась 108-я мотострелковая дивизия и начала движение на Кабул. Одновременно афганскую границу пересекли самолеты военно-транспортной авиации с личным составом и боевой техникой воздушно-десантной дивизии. К утру 28 декабря в Кабул вошли передовые мотострелковые части, совершившие марш своим ходом, и завершилась переброска основных сил воздушно-десантной дивизии и отдельного парашютно-десантного полка, десантировавшихся на аэродромы Кабул и Баграм. К середине января 1980 г. ввод и размещение ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в ДРА в основном был завершен. В его состав первоначально входили: управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, 4 дивизии, 5 отдельных бригад, 4 отдельных полка, 4 полка боевой авиации, 3 вертолетных полка, бригада материального обеспечения и некоторые другие части и учреждения. В последующем боевой состав советских войск в Афганистане постоянно уточнялся в целях его усиления. Его общая численность составила 81,8 тыс. человек.

С первых дней пребывания на афганской территории на ОКСВ возлагалось выполнение широкого круга задач: содействие в упрочении местных органов власти; охрана народнохозяйственных и военных объектов, основных автомобильных дорог и обеспечение прохождения по ним автоколонн с грузами; ведение совместно с афганскими войсками боевых действий по разгрому отрядов и групп вооруженной оппозиции; прикрытие госграницы Афганистана с Пакистаном и Ираном от проникновения караванов и отрядов моджахедов; оказание помощи вооруженным силам ДРА в подготовке штабов, войск и др.