Вопрос 30. Интеграционные процессы в бассейнах Тихого и Индийского океанов, основные тенденции и перспективы развития
Ко второй половине 90-х гг. восточноазиатская подсистема стала второй по значению после Европы подсистемой мира. Несколько слов о границах региона: наши местные официальные источники предполагают включение в него азиатских составляющих от Берингова пролива до Бирмы (АТР) + Индостан с прилегающими территориями.
Международные отношения в восточно-азиатской подсистеме имеют свои исторические особенности. Прежде всего следует отметить своеобразное пространственное видение странами региона ситуации в своей подсистеме. Вместо иерархической, вертикальной структуры связей в АТР преобладает горизонтальный тип (Южная Азия – исключение) вследствие примерного равенства потенциалов стран. Второй важной чертой является акцент на национальные традиции в деле проведения реформ – будь то построение коммунизма в Китае и Индокитае или догоняющая модернизация в НИСах. Третья черта заключается в традиционном неприятии чрезмерной вовлеченности крупных держав – США и б.СССР в дела региона. Обособленный треугольник КНР – США – СССР разрушен, и в настоящий момент АТР является главным оплотом складывающейся во всем мире многополярной системы МО, причем КНР является региональным лидером. И, наконец, немаловажную роль играет замкнутость рынка стран АТР на своем регионе: таможенные пошлины для третьих стран достигают кое-где 40%.
Что касается Южной Азии, то тут много своих особенностей:
ось конфликта между Пакистаном и Индией
неравный уровень социально-экономического развития стран
исламский фактор
традиции индивидуализма в Индии и их отсутствие у мусульманских соседей
апелляция к имперским амбициям Индии
Индия – демократия, а вокруг – диктатуры и монархии
ядерная гонка между Пакистаном и Индией в отсутствии всяких политических сдерживающих механизмов
Военно-политическая интеграция. В таких условиях нельзя говорить о приоритете военно-политического сотрудничества стран региона. Блоковая система, характерная для Европы, здесь не сложилась: попытки США в годы холодной войны создать некое тихоокеанское оборонительное сообщество провалились, т.к. страны региона куда больше волновали отношения друг с другом, чем экспансия коммунизма. С другой стороны, приобретенные в 60-е гг. союзники СССР также пошли своим путем укрепления авторитаризма и коммунизма, замешанных на националистической основе (Индонезия, Китай, КНДР). Официально военные блоки в регионе существуют; следует назвать трехсторонний АНЗЮС, изначально направленный против потенциальной угрозы со стороны Японии и потому морально устаревший (+ разногласия между Новой Зеландией и США), Five Powers Defense Arrangement между странами Содружества и АНЗЮК. Особо следует отметить антикоммунистический пакт СЕАТО (США, UK, Австралия, Новая Зеландия, Таиланд, Филиппины и Пакистан): в 76 г. его организационные структуры были распущены по причине отсутствия общего врага. Впрочем, они могут быть при необходимости восстановлены.
Отношения в области безопасности между странами региона базируются в основном на двусторонних обязательствах. Таким образом, приходится констатировать, что военно-политические связи не играют определяющей роли в вопросе интеграции.
Что касается Южной Азии, то тут о военной интеграции говорить вообще не приходится, учитывая холодную и не только войну между региональным лидером Индией и куда более ничтожного Пакистана. Пакистан официально входит в СЕАТО, которую, как уже упоминалось, никто не отменял, однако попытки натравить страны АТР на Индию, естественно, успеха не имели.
Экономическая интеграция. Совершенно иначе складывалась ситуация в отношении экономической интеграции. К началу 90-х гг. в Восточной Азии на основе развития торгово-экономических связей между США и Японией сформировался крупнейший в мире межгосударственный производственный комплекс, который стал локомотивом ускоренного развития всего региона. Оба гос-ва были заинтересованы в развитии новых рынков сбыта, а потому некоммунистическим странам региона оказывалась значительная финансовая и технологическая помощь. НИСы: Тайвань, Сингапур, Южная Корея официально признаны промышленно развитыми странами.
Главной международной организацией АТР является АСЕАН. Была создана в 67 г. для содействия экономическому, социальному и культурному развитию стран участниц, а также для улаживания существующих и потенциальных локальных конфликтов в регионе. Неспособность США защитить Ю.Вьетнам, конфликт между КНР и Вьетнамом дали дополнительный толчок к автономизму внешней политики членов АСЕАН. Попытки США направить интеграцию на военно-политический путь не имели успеха; с 71 г. страны АСЕАН на совещании в Куала-Лумпуре провозгласили своей целью создание Зоны мира, свободы и нейтралитета. В настоящий момент организация охватывает 9 стран АТР: Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур, Филиппины, Бруней (84), Вьетнам (95), Лаос и Мьянма (97) и Камбоджа (99). Папуа-Новая Гвинея имеет статус наблюдателя. Основным организационным звеном стали встречи министров ин. дел; после их закрытия проводятся постминистерские конференции – встречи со странами-партнерами АСЕАН, в т.ч. Россия, США, Япония, КНР и др. Основные задачи АСЕАН на будущее: создание к 2008 г. зоны свободной торговли в ЮВ-Азии. В торговых отношениях уже действует ряд преференциальных тарифов и т.п. С 91 г. организация занимается военно-политическими вопросами (форум официально создан в 92 г.). Результаты деятельности: вывод американских войск с Филиппин в 92 г., борьба с пиратством и сепаратистами, региональный диалог относительно архипелага Спратли.
Важную интегрирующую роль для стран АТР играет АТЭС, он же АРЕС – единственная общерегиональная организация межгосударственного характера, создана в 1989 г. Отличительная черта: участники-развивающиеся страны ищут пути создания вертикальных структур с выходом на крупные развитые страны вне региона, технологическую и финансовую поддержку. Цель: создание в 2010 г. зоны, свободной и открытой для торговли и инвестиций со стороны развитых стран, к 2020 – также и развивающихся в рамках “Нового Тихоокеанского Сообщества”, о чем было объявлено Клинтоном в 93 г. в Сиэтле и на следующем форуме в Багоре. Борьба идет за снижение странами АТР пошлин на ввозимые товары, в частности из США. Три кита АТЭС: процветание, сила, приверженность демократическим ценностям. Деятельность осуществляется посредством ежегодных совещаний на уровне глав правительств. Участники: АСЕАН + РФ, США, Япония, Канада, Чили и т.п.
Прочие международные орг-и экономической направленности: Восточно-азиатский экономический совет, Экономический совет бассейна Тихого океана и др.
В перспективе можно ожидать, что высокая динамика развития, в основе которой – опережающие темпы роста стран ЮВ-Азии, их успешный диалог между собой могут сделать АТР основным центром мирового экономического и политического тяготения.
В Южной Азии с экономической интеграцией дело обстоит так же неважно, как и с военной. Практически единственная действующая международная орг-я – СААРК (Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии), институционализирована в Дакке в 85 г. В организацию входят Непал, Индия, Пакистан, Мальдивы, Бутан, Бангладеш, Шри-Ланка. Официально занимается вопросами экономического, технического и культурного сотрудничества. Некоторые страны пытались превратить ее в военно-политический форум (антииндийский, надо полагать), но эти попытки провалились. Отличительная черта СААРК – отсутствие консенсуса по основным региональным проблемам. В настоящий момент среди главных целей орг-и – создание к 2005 г. зоны свободной торговли в Ю. Азии, что позволит увеличить торговый оборот и привлечь инвестиции. Однако соседи Индии опасаются, что подобная интеграция приведет лишь к усилению индийской экономики за их счет.
Самая молодая организация региона – АРСИО (Ассоциация стран регионального сотрудничества стран Индийского океана). Участники: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Индия, Маврикий, Танзания и др. Цель – освоение новых рынков и взаимное укрепление экономик.
- Вопрос 1. Новая структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, движущие силы.
- Вопрос 2. Глобализация и ее воздействие на международные отношения
- Вопрос 3. Представление об основных тенденциях мирового развития по ф. Фукуяме и с. Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.
- Вопрос 4. Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: 36. Бжезинский, г. Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов
- Раздел II. Продвижение интересов сша через расширение и участие
- Раздел II. Обеспечение национальных интересов сша
- Вопрос 7. Задачи внешней политики сша. В стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
- Вопрос 8. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2002 г. Задачи формирования и укрепления коалиций в борьбе с терроризмом.
- Вопрос 9. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба против распространения оружия массового уничтожения.
- Вопрос 10. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба за распространение демократии.
- Вопрос 11. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 2002, 2006 гг.: формирование новых отношений с региональными центрами силы.
- Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
- Вопрос 13. Отход сша от сложившейся концепции стратегической стабильности: курс на создание нпро
- Вопрос 14. Договор снв-2: основные положения и дальнейшая судьба. Договор_снп: основные положения.
- Вопрос 15. Внешнеполитические ресурсы рф.
- Вопрос 16. Основные этапы становления внешней политики России (1991-2008тг:)
- Вопрос 19. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
- Вопрос 20. Становление Европейского Союза (1992-2004 гг.). Понятие «трех опор» ес.
- 21. Формирование Общей внешней политики и политики безопасности ес в 1991-2007 гг. Овпб ес после Косовского (1999 г.) и Иракского (2003 г.) кризиса.
- Вопрос 26. Отношения России и нато: основополагающие документы 1994 – 2008 гг.
- Вопрос 27. Боснийский кризис 1992-1995 гг.: международные аспекты урегулирования.
- Вопрос 28. Косовский кризис 1998-1999 годов: международные аспекты урегулирования. Воздействие Косовского -кризиса на международные отношения.
- Вопрос 29. Мировое развитие и современные международные отношения. Развивающиеся страны и проблема Север-Юг.
- Вопрос 30. Интеграционные процессы в бассейнах Тихого и Индийского океанов, основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 31. Интеграционные процессы в Западном полушарии; основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 32. Кнр в современных международных отношениях.
- Вопрос 33. Российско-китайские отношения 1992-2004 гг Соглашения о мерах укрепления военного доверия в Центральной Азии
- Вопрос 34. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества. Принятие Хартии шос.
- Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.
- Вопрос 36. Международные отношения на Корейском полуострове. Ядерная проблема. Отношения рф с государствами полуострова (1992-2006 гг.).
- Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе
- Вопрос 38. Южная Азия а системе современных международных отношений. Ядерный фактор в региональных международных отношениях. Российско-индийские отношения 1992-2006 гг.
- Вопрос 41. Фактор Ирана в мо
- Вопрос 42 Проблема политического урегулирования на Ближнем Востоке в 90-е гг. Мадридский переговорный процесс.
- Вопрос 44. Проблема Ирака в современных международных отношениях. Обострение международных отношений вокруг Ирака в 2002-2003 гг. Современное состояние проблемы. Рф и иракский кризис.
- Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.