Вопрос 29. Мировое развитие и современные международные отношения. Развивающиеся страны и проблема Север-Юг.
Современные процессы мирового развития придали новое измерение широкому кругу междунар. проблем. К их числу относится и проблема разрыва между Севером и Югом, к-ую принято связывать с общими условиями взаимодействия промышленно развитых и развивающихся стран.
Тяжелые социальные условия в регионах мирового Юга (140 развивающихся стран), где сегодня проживают около 80% населения, давно стали источником серьезной озабоченности. Различия в уровне жизни между развитыми и развивающ. странами — один из важнейших гуманитарных вызовов современности.
Современный мир представляет собой некую мозаику по уровню жизни, а не четко разделенную пополам сферу. Тем не менее мозаичность мира не устраняет в целом проблему неравномерного социально-эконом. развития Севера и Юга. Эта неравномерность отражается в драматических диспропорциях материального обеспечения, здравоохранения, образования, бытовых условий, питания, распространения заболеваний и еще внушительного списка показателей.
Но наиболее внушительным свидетельством разрыва между Севером и Югом служат данные о кол-ве населения, проживающего в условиях абсолютной нищеты в различных странах Азии, Африки и Латинской Америки. По определению Всемирного банка (ВБ), универсальный критерий в данном случае — душевой доход в размере $1 в день, на к-ый вынуждены существовать примерно 1,2 млрд. жителей. На рубеже веков около 90% из них проживали в Африке и Азии, 6,5% — в Латинской Америке и на Карибах.
Не только параметры разрыва между Севером и Югом, но и стратегия их преодоления становятся в последнее время все более важным предметом дискуссий. С одной стороны, к концу XX в. заметно укрепились эконом. позиции развивающ. стран, что снизило вероятность глобальной поляризации «бедности» и «богатства». С другой — темпы преодоления разрыва эконом. показателей развитых и развивающ. стран серьезно отстают от потребностей населения Юга, а позитивные перемены неравномерны.
Вопреки распространенным представлениям, в последние десятилетия во всем мире и в большинстве развивающихся стран произошло сокращение масштабов нищеты. Вместе с тем в других нищета приобрела более острые формы. К началу третьего тысячелетия часть развивающ. стран получила мощный импульс для продолжения динамичной эволюции и преодоления отсталости. Но достигнутые изменения: имели ограниченный характер; сопровождались опасными соц. издержками; были явно недостаточны для гармоничного включения периферии мирового хозяйства в процессы экон. глобализации.
Для движения к благосостоянию развивающимся странам важно смягчение политич. последствий усиливающегося неравенства в распределении доходов и способность существенно улучшить условия жизни. Неоднозначность итогов стратегии догоняющего развития как основы преодоления разрыва между Севером и Югом особенно наглядно проявилась под влиянием финансового кризиса конца 1990-х гг. в ряде государств Восточной Азии.
Таким образом, в начале XXI в. проблема разрыва между Севером и Югом получает разнообразные дополнительные основания, объективно осложняющие решение стратег. задач. В отличие от предыдущего периода, центр тяжести всего комплекса вопросов развития явно смещается в сферу политики по преодолению нищеты и соц. неравенства внутри отдельных гос-в. Укрепление эконом. положения большого числа стран, относимых к «мировому Югу», и дифференциация этого макрорегиона заставляют опасаться уже не глобальной поляризации бедности и богатства, а критических величин имущественного неравенства среди населения развивающихся стран.
В контексте нац. и междунар. усилий по преодолению разрыва между Севером и Югом важную координирующую роль играют ООН и ее структуры. Так, на Саммите тысячелетия была принята резолюция, провозгласившая главной целью мирового сообщества в сфере поддержки развивающихся стран сокращение к 2015 г. вдвое размеров абсолютной нищеты на земном шаре. В 2001-2002 гг. по инициативе и активном участии ООН состоялся ряд международных конференций, посвященных стратегии помощи самым бедным странам Африки и Азии, программам поддержки здравоохранения, образования.
Инициативы под эгидой ООН обозначили в качестве основного направления усилий мирового сообщества по уменьшению разрыва между Севером и Югом адресные инвестиции в социально значимые проекты, руководство к-ми де-факто осуществляется не только на национальном, но и на междунар. уровне. Однако ресурсы, которыми располагает сама ООН, не столь уж велики. Финансовый вклад в сотрудничество с развивающимися странами по линии различных программ ООН оценивается примерно на уровне 4,4 млрд долл. в год, т. е. около 10% из общего объема О13А стран Севера в конце XX в.
Сейчас проблема разрыва приобретает характер многоформатного междунар. сотрудничества, ориентированного на достижение к 2115 г. стратегических целей, выдвинутых мировым сообществом на Саммите тысячелетия. Для достижения этого нужны не только материальные ресурсы, но и постоянный многостор. диалог с участием правит., корпоративных и обществ. структур.
Современные измерения проблемы разрыва между Севером и Югом вряд ли могут быть оценены однозначно. Вызовы, существующие в связи с неравномерностью развития различных стран и регионов мира, не стали факторами всемирной катастрофы, но и не будут сняты с повестки дня многих гос-в мира в ближайшие 10-15 лет. Несмотря на разносторонние усилия, перспективы улучшения положения в развивающихся странах пока оцениваются очень осторожно.
Преодоление разрыва между Севером и Югом — это довольно длительный процесс ликвидации вопиющих форм нищеты и отсталости, распространенных в развивающихся странах. Меры, направленные на эти цели, оставляют слишком много вопросов в том, что касается увеличения объемов помощи Югу, контроля за деятельностью междунар. бюрократии, ограничения авантюрного капитала и ряда др. Важным, но пока не нашедшим отражения аспектом является и такой, как поддержка не самых бедных, а относительно продвинувшихся в своем развитии гос-в, ко-ые испытывают значительные трудности в адаптации к глобализации мировой экономики.
- Вопрос 1. Новая структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, движущие силы.
- Вопрос 2. Глобализация и ее воздействие на международные отношения
- Вопрос 3. Представление об основных тенденциях мирового развития по ф. Фукуяме и с. Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.
- Вопрос 4. Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: 36. Бжезинский, г. Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов
- Раздел II. Продвижение интересов сша через расширение и участие
- Раздел II. Обеспечение национальных интересов сша
- Вопрос 7. Задачи внешней политики сша. В стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
- Вопрос 8. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2002 г. Задачи формирования и укрепления коалиций в борьбе с терроризмом.
- Вопрос 9. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба против распространения оружия массового уничтожения.
- Вопрос 10. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба за распространение демократии.
- Вопрос 11. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 2002, 2006 гг.: формирование новых отношений с региональными центрами силы.
- Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
- Вопрос 13. Отход сша от сложившейся концепции стратегической стабильности: курс на создание нпро
- Вопрос 14. Договор снв-2: основные положения и дальнейшая судьба. Договор_снп: основные положения.
- Вопрос 15. Внешнеполитические ресурсы рф.
- Вопрос 16. Основные этапы становления внешней политики России (1991-2008тг:)
- Вопрос 19. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
- Вопрос 20. Становление Европейского Союза (1992-2004 гг.). Понятие «трех опор» ес.
- 21. Формирование Общей внешней политики и политики безопасности ес в 1991-2007 гг. Овпб ес после Косовского (1999 г.) и Иракского (2003 г.) кризиса.
- Вопрос 26. Отношения России и нато: основополагающие документы 1994 – 2008 гг.
- Вопрос 27. Боснийский кризис 1992-1995 гг.: международные аспекты урегулирования.
- Вопрос 28. Косовский кризис 1998-1999 годов: международные аспекты урегулирования. Воздействие Косовского -кризиса на международные отношения.
- Вопрос 29. Мировое развитие и современные международные отношения. Развивающиеся страны и проблема Север-Юг.
- Вопрос 30. Интеграционные процессы в бассейнах Тихого и Индийского океанов, основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 31. Интеграционные процессы в Западном полушарии; основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 32. Кнр в современных международных отношениях.
- Вопрос 33. Российско-китайские отношения 1992-2004 гг Соглашения о мерах укрепления военного доверия в Центральной Азии
- Вопрос 34. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества. Принятие Хартии шос.
- Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.
- Вопрос 36. Международные отношения на Корейском полуострове. Ядерная проблема. Отношения рф с государствами полуострова (1992-2006 гг.).
- Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе
- Вопрос 38. Южная Азия а системе современных международных отношений. Ядерный фактор в региональных международных отношениях. Российско-индийские отношения 1992-2006 гг.
- Вопрос 41. Фактор Ирана в мо
- Вопрос 42 Проблема политического урегулирования на Ближнем Востоке в 90-е гг. Мадридский переговорный процесс.
- Вопрос 44. Проблема Ирака в современных международных отношениях. Обострение международных отношений вокруг Ирака в 2002-2003 гг. Современное состояние проблемы. Рф и иракский кризис.
- Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.