logo search
Мировая экономика / Рыбалкин В

8.5. Россия и Всемирная торговая организация

Приведение внешнеторгового и внешнеэкономического законо­дательства России в соответствие с нормами международной прак­тики — важный элемент цивилизованного вхождения России в сис­тему международного разделения труда.

После окончания Второй мировой войны Советский Союз вхо­дил в число участников переговоров о создании организации, кото­рая могла бы заложить основу будущей системы международной торговли. Однако впоследствии из-за позиции советского руковод­ства того периода среди участников созданного на базе этих перего­воров Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) его не оказалось. Причина заключалась в принципиальной несовместимо­сти рыночного либерализма, на котором базировалось ГАТТ, с сис­темой плановой экономики СССР.

Одностороннее критическое отношение к деятельности ГАТТ со стороны Советского Союза преобладало вплоть до начала пере­стройки конца 1980-х годов. В 1990 г. Советский Союз подал заяв­ление о получении статуса наблюдателя и получил его, в 1992 г. этот статус перешел к Российской Федерации.

В 1993 г., когда Россией было принято стратегическое решение о вступлении во Всемирную торговую организацию — наследницу ГАТТ, начался длительный переговорный процесс.

С технической точки зрения процедура присоединения России к ГАТТ/ВТО предполагает одновременно с подачей заявления под­готовку объемного документа, характеризующего ее торгово-политический режим.

О тщательности проработки этой проблемы свидетельствует то, что после подачи соответствующего заявления Россия получила бо­лее 500 дополнительных вопросов, которые охватывали экономиче­скую политику большой группы государственных ведомств. Вопро­сы касались государственной поддержки экономики, аграрной по­литики, государственных торговых предприятий, технических барь­еров, интеграции стран — членов СНГ и т.д.

Цель такой длительной процедуры состояла в нахождении ба­ланса между национальными экономическими интересами потен­циального участника международной организации и жесткими тре­бованиями мирового рынка, связанными в основном с либерализа­цией внешнеэкономических связей.

Россия, стремясь вступить в международный торговый клуб, ставит задачу добиваться не только предоставления права на равных участвовать в международном торговом регулировании, но также и в легализации системы защиты своей национальной экономики. Такая возможность связана с тем, что ВТО как организация допус­кает довольно гибкий подход к индивидуальным особенностям про­текционизма, обеспечивая взаимную сбалансированность различ­ных форм. Так, в области импорта товаров сельскохозяйственного производства в развитых странах действует довольно широкая сис­тема компенсационных сборов и лицензирования. Ожидаемая та­рификация квот, т.е. пересчет этих ограничений в таможенный эк­вивалент, показывает, что уровень защиты сельскохозяйственного производства в странах Западной Европы адекватен 200—300% та­моженной пошлины. С другой стороны, Россия чуть ли не единст­венная страна в мире, где нет количественных ограничений импор­та, в том числе и сельскохозяйственных товаров. Актуальна, оче­видно, какая-то форма компенсации либеральной политики рос­сийского правительства.

В более широком плане вступление России в ВТО должно ста­билизировать направленность политики российского правительства, обеспечив определенный противовес протекционистским устремле­ниям представителей отдельных министерских лобби.

Вступление в ВТО крайне необходимо для того, чтобы Россия не осталась на обочине мирового развития. Следует признать, что в настоящее время ВТО — крупнейшая организация, объединяющая практически все страны. В настоящее время участницами ВТО яв­ляются 148 стран и Европейская Комиссия (ЕК). Из крупных стран лишь Россия и 29 других более мелких государств, по различным причинам оказавшихся вне системы ВТО, также ведут переговоры о вступлении в нее.

В руководящем управленческом звене России до настоящего времени отсутствует четкое понимание задач, возможностей и огра­ничений, накладываемых членством в этой организации. Особенно настороженно подходят к вступлению в ВТО региональные руково­дители, опасающиеся роста внешней конкуренции своим произво­дителям.

Действующие в России импортные таможенные тарифы пример­но в 2,4 раза ниже, чем в развивающихся странах, и в 1,6 раза выше, чем в экономически развитых. Снижение среднего уровня ставок таможенного тарифа в связи со вступлением в ВТО не должно со­здать общеэкономических трудностей, но предполагает дифференци­рованный подход, обеспечивающий, с одной стороны, более легкий доступ к внутреннему российскому рынку прежде всего по товарам, не конкурирующим с отечественными и выпускаемыми нечувстви­тельными производствами, с другой — защиту чувствительных и по­тенциально конкурентоспособных собственных производителей. Это в целом будет отвечать правилам и практике ВТО.

Об отмеченном говорит и российский опыт последних лет. Та­моженное регулирование импорта в РФ не было до недавнего време­ни определяющим инструментом, несмотря на то, что уровни ставок таможенного тарифа при импорте носили защитительно-фискальный характер и становились все более обременительными. По состоянию на середину 2005 г. средневзвешенная величина конечного уровня связывания ставок импортного тарифа составляет 12,82%.

В настоящее время, после дефолта и с учетом предполагаемого вступления России в ВТО, тарифно-таможенная политика стала более целенаправленной. С начала 2001 г. осуществляется ощути­мая корректировка импортных таможенных пошлин в направлении их снижения, в том числе отказа от малопродуктивных запрети­тельных пошлин, а также преодоления искажения их структуры из-

за девальвационных процессов. Введенные с 1 января 2001 г. по­шлины на импорт предусматривают практический отказ от макси­мальной 30%-ной адвалорной ставки (по 883 из 888 ранее действо­вавших позиций). Уровень таких ставок понижается до 20% в пер­вую очередь по промышленным товарам широкого потребления, оборудованию продукции химической промышленности, преобла­дающими в структуре импорта. Ставка 30% сохраняется лишь по пяти позициям, в том числе по табачным изделиям, белому сахару. Существенно сокращено число позиций (с 624 до 104), ранее обла­гаемых по ставке 25%, куда, в частности, вошли: фрукты, овощи, рыбопродукция, алкогольные напитки, некоторые химические то­вары. Ставка 25% сохранена только по одной группе — мясо пти­цы. По однородным товарам (2072 позиции) ставки импортного таможенного обложения унифицированы. Из общего числа ставок импортного таможенного тарифа (11 с лишним тысяч) практически изменены пошлины по 3508 позициям, т.е. более 32% товарной но­менклатуры ВЭД. При этом по 3068 позициям они снижены и лишь по 440 повышены.

Снижение и унификация уровня ввозных пошлин привели к уменьшению средневзвешенной ставки импортного таможенного тарифа до 10,7%. Кроме того, осуществлены меры по улучшению структуры импортного таможенного обложения по видам ставок (адвалорных, комбинированных), более широкому применению се­зонных ставок при импорте сельхозпродукции.

Модификация импортного тарифа продолжалась и в 2001 г.: с 1 октября изменились таможенные импортные ставки по 610 по­зициям, из них по 481 (почти 80%) произошло снижение (в сред­нем на 5,8%), а по 108 — некоторое повышение, в среднем прибли­зительно на 5,5%. Указанное снижение коснулось машинотехнической продукции, в частности транспортных средств; контрольно-измерительных аппаратов и инструментов; органических химудобрений. Повышение затронуло интегральные схемы и компоненты аппаратуры связи. С января 2002 г. начала действовать новая ре­дакция ТН ВЭД, в которой согласно обязательствам России учтены изменения, внесенные в ГСОТ (в части кодовых обозначений).

Введен в действие новый Таможенный тариф, зафиксировав­ший ранее сделанные и внесший ряд новых поправок в ставки та­моженного обложения в основном в сторону снижения по 140 по­зициям, в том числе по бытовым швейным машинам; судам и дру­гим плавсредствам; аудио- и видеоаппаратуре и комплектующим для нее; полимерной пленке; фруктам и ягодам и т.д.

Все это обусловило дальнейшее некоторое снижение средне­взвешенного импортного тарифа к середине 2002 г. до 10,0—11,0%, что соответствует линии на их последующее понижение в связи с предстоящим вступлением в ВТО. Видимо, такая линия должна быть продолжена при определенной дифференциации шагов и сро­ков. Согласно планам Министерства экономического развития и торговли РФ в дальнейшем в течение 7 лет будет происходить по­степенное снижение импортного тарифа, но только на три вида товаров. В частности, это товары, российские аналоги которых конкурентоспособны на рынке; товары, необходимые для произ­водства конечной конкурентной продукции, в частности комплек­тующие; товары, которые не производятся в России и необходимы для социальных целей. Если же поставки из-за рубежа будут нано­сить ущерб отечественным производителям, то будут применяться компенсационные защитные меры. По самым предварительным оценкам, средние ставки таможенного тарифа России при вступле­нии в ВТО должны сложиться на первоначальном уровне 7,0—9,0%.

Возможности зашиты отечественного производителя. Линия ВТО на либерализацию импорта путем снижения таможенных ставок не исключает их повышенного уровня по некоторым позициям и на определенное время в целях поддержания чувствительных конку­рентоспособных отечественных производств. С учетом российской ситуации, которая в советский период формировалась под воздей­ствием курса на единый народно-хозяйственный комплекс, предпо­лагающий высокую самообеспеченность, что претерпело значитель­ные изменения в связи с распадом Советского Союза и развалом сложившихся производственных связей, позиции ряда отраслей экономики и производств серьезно ослабли. Но, принимая во вни­мание масштабы страны, высокий уровень ее обеспеченности при­родными ресурсами, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, имеющиеся в ряде сфер современные технологии, преимущественную ориентацию на импорт соответствующих това­ров вряд ли можно считать целесообразной. А поэтому при вступ­лении в ВТО обоснованно избирательное использование на согла­сованные сроки импортного таможенного тарифа также для защиты потенциально конкурентных производств. В таком контексте по­вышенный уровень таможенных ставок по определенным позициям не противоречит правилам и практике ВТО. Как свидетельствуют фактические данные, многие страны — члены ВТО пользуются вы­сокими импортными пошлинами для защиты и поддержки отечест­венных производителей. Это относится как к экономически разви­тым, так и к развивающимся странам, что можно проиллюстрировать следующими данными. Высокие ставки импортного тарифа (мы их разбили на группы: 12-19%; 20-29%; 30-99%; 100-299% и свыше 300%) применяются в странах ЕС соответственно по 599, 141, 342, 31 и 2 позициям; в США — по 546, 197, 144, 15 и 11 или около 9% всей товарной номенклатуры импорта; в Японии — по 276, 361, 157, 67 и 31 (более 10%); в Канаде - по 444, 49, 21 и 68, выше нет. В Бразилии на первые две группы приходилось 4130 и 770 позиций (около 7% товарной номенклатуры), а в Республике Корея на три первые группы — 58, 432 и 341 (примерно 8%). Нако­нец, в Китае по первым четырем группам - 1400, 996, 2211 и 46 и (более чем 40%).

Между тем защитительная роль повышенных ставок таможен­ного обложения, как указывалось, весьма гибка и достаточно эф­фективна, о чем говорит и пример из российского опыта. Упомяну­тое снижение импортных пошлин на текстильные изделия сразу же привело к ощутимому вытеснению отечественных предприятий с внутреннего рынка за счет расширения импорта. По предваритель­ным оценкам, этот вариант поддержки отечественных производите­лей может быть обоснованно применен в отношении гражданского авиастроения, большинства видов автомобильных транспортных средств, универсального станкостроения, некоторых видов сельхоз­машин, отдельных товаров химии, легкой, текстильной и пищевой промышленности и т.п. При этом на данном этапе должна ставить­ся задача закрепления их в первую очередь на внутреннем рынке.

И здесь можно учесть опыт ряда развитых стран, где таможен­ные тарифы при импорте отдельных товаров были в 3—5 раз выше средневзвешенных: например, по текстилю и одежде в США — 14,6%, ЕС - 9,1 и в Японии — 7,6%.

Отдельный вопрос — сельское хозяйство. И здесь, по замыслу ВТО и в соответствии с договоренностями Уругвайского раунда, акцент в либерализации торговли должен быть сделан в перспективе на тарифно-таможенные меры. Хотя уже сейчас в ряде стран, и прежде всего в экономически развитых, на многие виды сельскохо­зяйственных, продовольственных товаров установлены повышен­ные размеры таможенных пошлин. Так, в США импортный тариф на сахар — 244%, на молоко — 83%; в Канаде на масло — 360%, сыр — 289, куриные яйца — 236%. Для сравнения укажем, что в России ставки действующего таможенного тарифа на мясо крупно­го рогатого скота — 15%, куриное мясо — 25, молоко — 15, пшени­цу — 5, а на сахар — 25%. В развитых странах и, в частности, в США и Европейском союзе масштабная государственная сельскохозяйственного производства и экспорта осуществляется с помощью субсидий. Суммарный годовой размер их достигал в США в 1999—2000 гг. 175 млрд долл., а в ЕС — 100 млрд евро. В расчете на 1 га угодий субсидии в США составляли 200 долл., в Швеции — 800 долл., в Норвегии — 3500 долл. Проектом федераль­ного бюджета США на 2002/2003 финансовый год предусматривалось довольно значительное увеличение субсидий фермерским хозяйствам. В ЕС, наряду с национальным субсидированием сельского хозяйства, осуществляется его поддержка в рамках единой сельскохозяйственной политики. Только в 2003 г., по данным телепрограммы «Euronews» от 1 мая 2002 г., предусматривалось выделить аграрному сектору более 46% общей суммы (48,2 млрд евро) бюджетных расходов Евросоюза.

Совершенно иное положение в России. Здесь в сельском хозяй­стве занята существенно большая часть активного населения, чем в странах Запада, — почти 12%. Подавляющая часть текущих потреб­ностей населения в сельскохозяйственной продукции вполне может быть удовлетворена собственным производством и при нормальном качестве стоит существенно дешевле; потребительские цены на тра­диционные овощи и фрукты, картофель, например, на 25—30% ни­же. Вместе с тем последние преобразования нанесли сельскому хо­зяйству особый ущерб, а многие принципиальные экономические и социальные вопросы до сих пор не находят решения (проблемы собственности и пользования землей, пока непреодоленного диспа­ритета цен на сельхозтехнику и удобрения, с одной стороны, и про­дукцию аграрного сектора — с другой и т.д.).

С учетом места и роли сельского хозяйства в российской эконо­мике не все направления и методы, применяемые в отношении него в развитых странах, могут оказаться приемлемыми и эффективными. Однако уже на настоящем этапе требуются решительные шаги по его всесторонней поддержке, в том числе и в рамках правил ВТО. На сегодняшний день сумма государственных субсидий российскому сельскому хозяйству составляет всего примерно 1 млрд долл., т.е. около 15 долл. на 1 га угодий, что несопоставимо с соответствующи­ми объемами в развитых странах Запада, данные о которых приводи­лись выше. Особенность практики субсидирования сельского хозяй­ства в России заключается в том, что в отличие от других стран здесь не применяются экспортные субсидии, а также ценовые трансферты или фактическое налогообложение потребителя. Поддержка сельско­го хозяйства практически полностью осуществляется за счет бюджета в основном (почти 70%) на региональном уровне.

На первоначальном этапе своей деятельности, когда ГАТТ регу­лировало исключительно вопросы таможенного налогообложенияпромышленных товаров, это мало касалось России (или бывшего Советского Союза), практически весь экспорт носил сырьевой ха­рактер. Сейчас ситуация меняется прежде всего в связи с тем, что в сферу регулирования включены вопросы инвестирования, налого-1юй политики, государственных стандартов и закупок, поскольку они касаются внешней торговли. При разработке этих нормативов на на­циональном уровне Россия обязана считаться с установившимися международными правилами и координировать свою политику.

Чисто экономические потери из-за отсутствия полноправного членства России в системе ВТО объясняются дискриминацией той технологически сложной продукции, с которой Россия могла бы выйти на мировой рынок. От отсутствия такого доступа страна еже­годно теряет свыше 1 млрд долл.

Глобальная задача солидной подготовки по вступлению России в ВТО — установить баланс прав и обязанностей России с учетом интересов стран — членов этой организации. Находясь вне право­вого пространства этой важной международной организации, любая страна оказывается в положении аутсайдера в международной тор­говле. Россия прошла лишь часть пути к осуществлению внешней торговли цивилизованными методами.

Резюме

По степени вовлеченности в мирохозяйственные связи и в том числе по товарообороту Россия занимает скромное место в конце второй де­сятки стран, пропуская вперед многие европейские государства. Сырь­евая направленность экспорта и ориентация импортных поставок на продукцию машиностроения, продовольствие и сырье свидетельствуют о наличии значительных проблем во внешнеторговых связях России. Особое место занимает внешняя торговля с так называемыми страна­ми «ближнего зарубежья», куда входят республики бывшего СССР. С целью сохранить и упрочить особые экономические связи с бывшими советскими республиками Россия предпринимает усилия по налажива­нию тесных интеграционных связей со своими ближайшими соседями: Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и особенно Беларусью.

Несмотря на положительное торговое сальдо в рамках торговли внутри СНГ и со странами дальнего зарубежья, в 1998 г. России не удалось переломить негативную тенденцию падения внешнеторгового товарооборота и стабилизировать национальную валюту. Привлечение иностранных инвестиций в экономику страны находится на начальной стадии. Низкий уровень иностранных капиталовложений, достигающий по некоторым подсчетам 1—6 млрд долл., объясняется малопривлека­тельным инвестиционным климатом, нестабильностью политического положения и высоким уровнем налогообложения. Исправление сложной экономико-политической обстановки связывается с расширением участия страны в международных торгово-экономических организациях и прежде всего во Всемирной торговой организации как центральном институте, осуществляющем международный контроль за деятельностью стран — участниц мирохозяйственных связей.

Основные понятия

Экспорт - вывоз за границу товаров, услуг и капитала для реализации и приложения на внешних рынках.

Импорт - ввоз из-за границы товаров, услуг и капитала для реализа­ции и приложения на внутреннем рынке страны-импортера; возмездное получение от иностранных партнеров услуг производственного или потребительского назначения.

Внешнеторговый баланс - соотношение между стоимостью экспорта и импорта товаров и услуг за определенный период времени; включают­ся как осуществленные в кредит, так и фактически оплаченные товар­ные сделки.

Иностранные инвестиции или вывоз капитала - помещение капитала в денежной или товарной форме за границей в целях извлечения прибы­ли, а также получения политических выгод.

Контрольные вопросы

1. Какова товарная структура внешней торговли России? Охарактери­зуйте ее.

2. Какова географическая структура внешней торговли России? Оха­рактеризуйте ее.

3. В чем состоят необходимость и проблемы вступления РФ в ВТО?

Библиографический список

1. Анализ экономики: Учебник / Под ред. В.Е. Рыбалкина, В М Грибанича, - 2 изд. - М.: МО, 2005.

2. Буглай В.Б Ливенцев U.H. Международные экономические отно­шения. — М-: Высшая школа, 1996.

3. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. - М.: МО,

4. Левшин Ф.М. Внешнеторговые цены. - М.: Внешторгиздат 1990

5. Мировая экономика: Учебник/ Под ред. Ю.А.Щербанина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

6. Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник - М -Высшая школа, 1990.

7. Смирнов П.С., Хребтов В.А. Россия на пути в ВТО. – М.: Консалт-банкир, 2000.