logo search
ЗАВЬЯЛОВ

40. Советская внешняя полит-ка в 20–х – 30–х гг.

С 1924г. полит. и эк. ситуация в Европе постепенно нормализуется. Начался период стабилизации, продлившийся до осени 1929г. Он хар-ризовался экономическим подъемом, хотя и не во всех странах в равной мере, сокращением безработицы, повышением реальной заработной платы. США же пережили период настоящего расцвета. События 1923г. в Германии показали, что без оказания ей финансовой поддержки эк. и полит. стабилизация в Европе невозможна. Вот почему по инициативе США и Англии в 1924г. на м/н конференции в Лондоне был принят «план Дауэса», который положил начало пересмотру репарационного вопроса для Германии. Ей была оказана большая финансовая помощь, за 6 лет около 21 млрд. марок. Немцы же за это время выплатили победителям репарации на сумму 7,5 млрд. марок. В 1929г. в соответствии с «планом Юнга» Германия получила новые послабления в этом вопросе. В 1931г. во время мир. эк. кризиса выплата репараций прекратилась совсем. Всего Германия выплатила по репарациям 21,8 млрд. марок. Так, в общем благополучно для Германии, если не считать ее долги, закончился репарационный вопрос. Эк. поддержка США и Англии улучшила политические позиции Германии к большому неудовольствию Франции, которой оккупация Рура не принесла никаких полит. дивидендов.

С начала 20‑х гг. Франция приступила к созданию военных союзов из находящихся под ее влиянием стран Центральной и Юго–Восточной Европы. Так, в 1920–1938 гг. была создана Малая Антанта (Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев, Румыния). Эти страны, а также Польша были заинтересованы в сохранении новых, установленных Парижской конференцией границ в Европе. Франция хотела сохранить послевоенный статус–кво в Европе с помощью находящихся под ее эгидой союзов мелких стран и гарантий безопасности, которые Париж рассчитывал получить от Англии. Но бывшая французская союзница Великобритания имела на этот счет особую точку зрения, которую и претворила в жизнь на конференции в Локарно (Швейцария) в октябре 1925г. В работе конференции участвовали Англия, Франция, Бельгия, Германия, Италия, Польша, Чехословакия.

На конференции Англия предложила свой план создания системы европейской безопасности, которая базировалась бы не на военных союзах, а на системе гарантийных и арбитражных соглашений, причем Лондон становился главным арбитром в Западной Европе.

Основным документом, принятым в Локарно, был Рейнский гарантийный пакт. Согласно ему, Германия, Франция и Бельгия обязывались соблюдать установленные в Версале западные границы Германии и Рейнской демилитаризованной зоны. Вероятные конфликты отныне должны были разрешаться с помощью системы арбитражных соглашений. Гарантами пакта стали Англия и Италия. СССР на конференцию не пригласили.

Франции не удалось на этой конференции добиться гарантий неприкосновенности границ Германии с ее восточными соседями. Правда, Франция заключила с Чехословакией и Польшей договоры, в которых она обязывалась прийти им на помощь в случае нападения на них Германии. Однако Франция в таком случае могла действовать только с согласия Лиги Наций. Наибольший выигрыш от конференции получила Германия. Она впервые после войны выступала в качестве равноправного участника переговоров с Францией и другими державами–победительницами. Отныне отпала опасность заключения м/у Францией и Англией договора, направленного против Германии. Конференция в Локарно вернула Германии статус великой державы и открыла двери Лиги Наций, куда она была принята в 1926г. и где сразу заняла место постоянного члена Совета Лиги Наций. Германская дипломатия на конференции в Локарно вела тонкую дипломатическую игру, с одной стороны, давая понять, что Германия – прочный бастион против большевизма, а с другой стороны – не давая вовлечь себя ни на конференции, ни позднее в Лиге Наций ни в какие антисоветские интриги. Когда план Дауэса и особенно Локарнские соглашения вызвали беспокойство в Москве, которая опасалась угрозы создания единого фронта капиталистических держав против СССР, то германское пр-во еще до окончания Локарнской конференции заключает новое торговое соглашение с СССР, а 24 апреля 1926г. в Берлине был подписан договор о дружбе и взаимном нейтралитете, который на пять лет продлевал действие Рапалльского договора. В Лиге Наций Густав Штреземан (лидер Народной партии, министр иностранных дел Германии) в сентябре 1926г. заявил, что осудит любую агрессию против СССР. Объем торговли Германии с СССР продолжал расширяться, составив в 1927–1928гг. 30% внешнеторгового оборота нашей страны.

После подписания Локарнских соглашений СССР считал необходимым заключить договоры о ненападении и нейтралитете с западными странами и в первую очередь со своими соседями.

В начале 1926г. Советское пр-во предложило Польше подписать соглашение с обоюдным обязательством не вступать ни в какие комбинации, враждебные другой стороне. Однако польское пр-во уклонилось от подписания соглашения. СССР обратился также и к Литве, Латвии, Эстонии, Финляндии с предложением каждой из них заключить договор о ненападении. Тогда польская дипломатия выдвинула контрпредложение подписать один общий гарантийный договор: м/у СССР, с одной стороны, и всеми упомянутыми странами – с другой, что означало бы противопоставление СССР прибалтийских гос-в под эгидой Польши. Под нажимом Польши пр-ва Эстонии, Латвии, Финляндии дали неопределенный ответ на советское предложение, но не приняли и польскую идею всеобщего гарантийного договора. Помешали серьезные противоречия м/у Польшей и прибалтийскими гос-вами, в первую очередь спор Литвы и Польши из–за Вильно, а также боязнь гегемонии Польши в этой части Европы.

И все же усилия СССР принесли свои плоды. 28 сентября 1928г. в Москве был подписан договор о взаимном ненападении и нейтралитете м/у СССР и Литвой. Отношения м/у двумя странами стали развиваться успешней. Когда в 1927г. м/у Польшей и Литвой обострился конфликт из–за Вильно, Советское пр-во выступило за сохранение мира в Восточной Европе, сделав предостережение Пилсудскому и одновременно рекомендовав Литве избегать обострения конфликта. Мир в этом регионе удалось сохранить.

В июне 1927г. СССР заключил торговый договор с Латвией, предоставивший обеим странам особые льготы и создавший прочную базу для расширения торговли и улучшения полит. взаимоотношений. Англия ранее предпринимала упорные попытки помешать советско–литовскому сближению и попыталась не допустить ратификации этого договора. Но, несмотря на угрозы со стороны Англии, Латвия, заинтересованная в развитии экономических связей с СССР, в ноябре 1927г. ратифицировала договор.

В Прибалтике сталкивались тогда две внешнеполитические линии – СССР, стремившегося к обеспечению мирных отношений со своими соседями, и США и Англии, рассматривавших прибалтийские страны как орудие своей антисоветской политики. Такая позиция Англии в Прибалтике осложняла политическую обстановку в Европе.

Если отношения СССР с Германией были хорошими, то с Англией, после возвращения к власти консерваторов в конце 1924г., начались осложнения. Консерваторы отказались ратифицировать торговое соглашение с СССР, подписанное пр-вом лейбористов. Антисоветские настроения пр-ва Болдуина особенно усилились в связи с всеобщей забастовкой в Англии, начавшейся 4 мая 1926г. в поддержку борьбы английских шахтеров против снижения зарплаты. И Коминтерн, и Красный Интернационал профсоюзов организовали м/н кампанию в поддержку горняков, а советские профсоюзы оказали им существенную материальную помощь. Это было расценено как вмешательство СССР во внутренние дела Англии. В 1927г. пр-во консерваторов организовало провокацию в советском торговом представительстве, обвинив его персонал в шпионаже и, порвав с Москвой дипломатические отношения, которые были восстановлены только в 1929г., когда к власти пришло второе лейбористское пр-во во главе с Р.Макдональдом.

Фактически советское пр-во, занятое проблемами восстановления и реконструкции страны, в годы стабилизации проводило в Европе осторожную и вполне миролюбивую политику, неоднократно выступая с инициативами сначала сокращения вооружений, а с конца 1927г. и всеобщего и полного разоружения.

6 сентября 1928г. СССР примкнул к так называемому пакту Бриана–Келлога, подписанному в августе 1928г. в Париже (по инициативе французского министра иностранных дел А.Бриана и его американского коллеги Ф.Келлога) 15 ведущими странами мира. Пакт призывал участников соглашения взять обязательство отказаться от войны как орудия национальной политики, разрешая конфликты только путем переговоров. Пакт Бриана–Келлога мог вступить в силу лишь после ратификации его всеми без исключения гос-вами, подписавшими его в Париже. М/у тем первоначальные участники пакта затягивали его ратификацию. Желая ускорить введение пакта в действие Советское пр-во обратилось к своим соседям, в первую очередь к Польше и прибалтийским гос-вам, с предложением считать пакт обязательным и вступившим в силу даже в том случае, если другие гос-ва его не ратифицируют. Но пр-ва этих гос-в медлили с ответом. Однако они не могли не учитывать настроений народных масс своих стран, требовавших установить отношения мира и добрососедства с СССР.

Считая, что многие антисоветские интриги и провокации проистекали от неурегулированности взаимоотношений СССР и Румынии, захватившей Бессарабию, советская дипломатия, оставаясь на позиции непризнания незаконных территориальных захватов, предложила и румынскому пр-ву подписать протокол о досрочном введении в действие пакта. Несмотря на противодействие враждебных СССР сил, румынское пр-во сочло нужным принять советское предложение.

Советская полит-ка мира и дружественного делового сотрудничества со всеми странами независимо от их полит. строя, при одном лишь условии взаимности давала свои плоды. 9 февраля 1929г. в Москве был подписан протокол о немедленном введении в действие Парижского договора об отказе от войны в качестве орудия национальной политики. Московский протокол подписали СССР, Эстония, Латвия, Польша, Румыния. 1 апреля 1929г. к нему присоединилась Турция, 5 апреля – Литва.

К этому времени уже 44 гос-ва примкнули к пакту Бриана–Келлога. 24 июня 1929г. он вошел в силу. Пакт не мог, разумеется, устранить коренных причин обострения м/н обстановки, связанных с ростом империалистических противоречий, и далеко не оправдал тех надежд, которые возлагались на него на Западе. СССР справедливо подверг критике содержание пакта, в котором не имелось каких–либо мер разоружения и других реальных гарантий сохранения мира. Империалистические державы на деле продолжали свою агрессивную политику.

Если в Европе в 20‑е годы главное внимание СССР было обращено к Германии, то на востоке – к Китаю. Советское руководство Китай интересовал как потенциальный союзник в «мир. революции» и в противостоянии с агрессивной и усилившейся после первой мир. войны Японией.

В августе 1922г. на Дальний Восток отправилась советская дипломатическая миссия во главе с А.А.Иоффе, которая должна была урегилировать с Пекинским пр-вом вопрос о Внешней Монголии, где с 1921г. был создан просоветский режим Сухэ–Батора, установить контакт с пр-вом Сунь Ятсена в Гуанчжоу, а также установить дипломатические отношения с Японией. Ни одну из этих трех задач миссия решить не смогла, но с главой гоминьдана было подписано соглашение об оказании советской стороной материальной и военной помощи гоминьдану в его борьбе за власть. Советское пр-во командировало в Южный Китай группу советников, среди которых были генерал В.Блюхер и работник Коминтерна М.Бородин.

В мае 1924г. видному советскому дипломату Л.Карахану удалось подписать в Пекине соглашение о возобновлении дипломатических отношений и о сохранении советского контроля над КВЖД и Внешней Монголией. После смерти Сунь Ятсена в марте 1925г. руководителем гоминьдана стал генерал Чан Кайши, уже тогда пользовался полной поддержкой Москвы. М/у гоминьданом и КПК происходит раскол и Чан Кайши обрушивает репрессии на коммунистов, используя помощь США, Англии и других держав. Определенную долю ответственности за раскол м/у гоминьданом и КПК несли лично Сталин и некоторые руководители Коминтерна. В 1929г. имел место конфликт на КВЖД, который удалось урегулировать, но дипломатические отношения с 1929г. были прерваны и восстановлены только в конце 1932г.

В 1929–1933 гг. разразился мир. экономический кризис. «Великая депрессия», как часто на Западе называют этот кризис, потрясла капиталистический мир и имела серьезные последствия как для внутренней, так и для внешней политики ряда стран, способствовала развалу Версальско–Вашингтонской системы м/н отношений.

Первой проявила свою агрессивность Япония, правители которой уже давно вынашивали планы захвата Китая, всей Восточной Азии, претендовали на советское Приморье. Поскольку США, Англия и Франция были заняты прежде всего преодолением эк. кризиса, а СССР осуществлял сталинскую политику «большого скачка», Япония 18 сентября 1931г. ввела свои войска на территорию Маньчжурии. В марте 1932г. японцы создали на оккупированной территории марионеточное гос-во Маньчжоу–Го, поставив во главе его Пу И, последнего китайского императора, свергнутого в 1911г.

Поначалу реакция Запада была вялой, китайское пр-во обратилось с жалобой в Совет Лиги Наций и в ответ получило предложение урегулировать разногласия путем переговоров. В Китае усиливалось антияпонское движение, вынудившее США и Англию усилить давление на Японию и послать в Шанхай свои военные корабли. В Лиге Наций была создана специальная комиссия во главе с лордом Литтоном, которая расследовала положение дел на месте. Японцы же продолжали продвигаться вглубь Китая. В феврале 1933г.Япония вышла из Лиги Наций. Чан Кайши позже подписал перемирие с Японией и с осени 1933г. сосредоточился на борьбе с коммунистами.

СССР осудил агрессию Японии против Китая, но до 1937г. создать единый антияпонский фронт не удавалось. США, Англия, Германия, Япония помогали Чан Кайши вести гражданскую войну против китайских коммунистов. 7 июля 1937г. Япония начала войну против Китая, рассчитанную на его полное завоевание и покорение. Только после этого гоминьдан и КПК договорились о создании единого национального антияпонского фронта. СССР в меру своих сил помогал Китаю в этой борьбе займами, оружием, военными специалистами.

Другим опасным очагом войны с 1933г. в связи с приходом Гитлера к власти стала нацистская Германия. В 1933–1936 гг. была осуществлена милитаризация народного хозяйства Германии, расширено военное производство и начата интенсивная подготовка к войне, но которую было истрачено 90 млрд. марок.

Первым актом гитлеровцев, который насторожил мировую об-венность, был отзыв немецкой делегации с М/н конференции по разоружению и заявление пр-ва о выходе Германии из Лиги Наций в октябре 1933г. Правда, одновременно с этим провозглашалось намерение немцев жить в мире и дружбе с соседями и были сделаны несколько отвлекающих шагов, среди которых заключение Пакта о ненападении с Польшей (январь 1934г.), создававшее впечатление, что Гитлер, став канцлером, отказался от идеи завоевания «жизненного пространства» на Востоке. Соглашение с Польшей положило начало разоружению созданных Францией союзов малых стран Европы.

Следующим шагом в марте 1935г. стало введение в Германии всеобщей воинской повинности, явившееся прямым нарушением Версальского договора. Затем последовало воссоединение (по результатам плебисцита) 1 марта того же года Саара с Германией, еще больше укрепившее позиции Гитлера внутри страны. Попустительство Запада объяснялось наличием в США и Англии определенных кругов, имевших эк. интересы в Германии и желавших продолжать с ней сотрудничество. Кроме того, антикоммунизм и антисоветизм нацистов импонировал Западу.

Вскоре Гитлер добивается еще одного внешнеполит. успеха – подписания с Англией в июне 1935г. военно–морского соглашения, в соответствии с которым немцы имели право создавать военно–морской флот, равный 35% тоннажа британского флота. Для Гитлера это соглашение было дипломатическим «прорывом», так как теперь один из гарантов Версальского договора признавал за Германией право на двусторонней основе по частям демонтировать сложившуюся систему м/н отношений. Франция безуспешно протестовала против этого соглашения.

Еще один удар по Версальскому договору Гитлер нанес в марте 1936г., введя немецкие войска в Рейнскую демилитаризованную зону. Тогда же Германия отказалась от Локарнских соглашений. Фактически это был крах Версальско–Вашингтонской системы. Ни Англия, ни Франция, ни Лига Наций не отреагировали на этот шаг гитлеровцев должным образом. Хотя в этот момент Гитлера еще можно было «поставить на место» при условии единства действий Великобритании, Франции и США.

Таким образом, мир. экономический кризис способствовал появлению двух очагов войны в Европе и на Дальнем Востоке. Япония и Германия начали ревизию итогов первой мир. войны. Вскоре к ним присоединилась Италия, начавшая вторжение в Абиссинию (Эфиопию) в 1935г.

В годы мир. эк. кризиса возросла угроза фашизма и в других странах Европы. В Австрии в 1932г. к власти пришло пр-во Дольфуса, попытавшееся установить фашистскую диктатуру по итальянскому образцу. В феврале 1934г. фашисты попытались захватить власть во Франции, но стихийно возникшее единство действий социалистов, коммунистов и радикалов спасло парламентский строй.

Фашизм поднял голову и в Испании. Потерпев временное поражение осенью 1934г., а затем и на парламентских выборах в феврале 1936г., реакционные силы начали в июле того же года гражданскую войну в Испании. На стороне испанских фашистов, возглавляемых генералом Ф.Франко, выступили Италия и Германия, оказавшие генералу помощь войсками, техникой и военными советниками.

Авторитарные, фашистского типа режимы в 30‑е годы утвердились в Венгрии, Румынии, Польше и Прибалтике.

Мир. экономический кризис не застал СССР врасплох. Более того, коммунисты предполагали, что кризис приведет к новой полосе пролетарских революций в индустриально развитых странах и подъему национально–освободительного движения в колониях и полуколониях, предвидели они и возможность дальнейшей гонки вооружений и возникновения новых войн. Сталин искусственно преувеличивал непосредственную военную опасность, якобы угрожавшую СССР уже в 1927–1929 гг. Следует отметить, что до 1923г. Сталин практически не занимался делами Коминтерна и был мало известен за рубежом. Начиная с 1923г. и в последующие годы Коминтерн начинает интересовать Сталина как орудие в борьбе за власть в ВКП(б) и в м/ународном коммунистическом движении, а также и как орудие внешней политики СССР, стимулятор «мир. революции». Мир. экономический кризис вызвал социальную напряженность, но «новым туром революций» (за исключением буржуазно–демократической революции в Испании в 1931г.) не сопровождался. Часть пр-в индустриально развитых стран искала выход из кризиса, не порывая с системой парламентской демократии, усилив вмешательство гос-ва в экономику, особый интерес в этой связи представлял «новый курс» президента США Ф.Рузвельта, осуществлять который он начал с 1933г.

Что же касается деятельности советской дипломатии в годы эк. кризиса, то она была осторожной и сдержанной. СССР активно участвовал в работе м/н конференции по сокращению и ограничению вооружений, которая происходила в Женеве с февраля 1932г. по июнь 1934г. За рубежом все более известным становился сменивший Г.В.Чичерина на посту наркома иностранных дел опытный дипломат М.М.Литвинов (Валлах Макс). В ноябре 1932г., накануне прихода Гитлера к власти, Франция и СССР подписали пакт о ненападении. У власти во Франции в это время было пр-во радикалов и социалистов во главе с Э.Эррио.