logo search
ФИНАЛ ОТВЕТЫ

Вопрос 41. Фактор Ирана в мо

Борьба США с режимами, поддерж терроризм и стремящимися обрести ОМУ, отразилась и на Иране. При Клинтоне связи м\у США и Ираном развивались, несмотря на то, что в силе оставались американские экономические санкции против Ирана. В марте 2000 отменен запрет на импорт ряда иранских товаров. Все больше влиятельных американских политиков и ученых призывали к открытому диалогу м\у двумя странами. Объект особого внимания США – возможный выход Ирана на производство ядерного и ракетного оружия. Даже наметилась напряженность в американо-рос отношениях, когда Вашингтон обвинил Россию в том, что ее сотрудничество с Ираном способствует развитию местной ядерной программы. При администрации Буша-младшего начался новый этап ужесточения американского подхода к Ирану. Продлил экономические санкции. Президент Ирана (с 97) – большая толерантность, идея «диалога цивилизаций». В то же время Иран в ВП не отказывался от поддержки ряда радикальных исламистских организаций, ведущих боевые действия и применяющих террористические методы (Хезболлах – опирается на шиитов и действует на Юге Ливана; палестинский «исламский джихад»). НО не Иран играет ведущую роль в из финансировании, а Саудовская Аравия и Пакистан – союзники США. Довольно традиционно и справедливо обвинение Ирана в антиизраильской позиции. После 9\11 казалось, что Иран может пойти на сближение с США и выйти из международной изоляции. Президент Ирана осудил теракты, заявил о возможном участии в антитер коалиции, но под эгидой ООН. Но Иран осуждал бомбардировки Афганистана, отказался предоставить аэродромы и воздушное пространство для американских ВВС и не разрешил разместить иностранные войска на своей территории. Несмотря на реальную помощь Ирана, Буш-мл причислил Иран к «оси зла», назвал его среди возможных новых целей продолжающейся антитер операции. Отношение к Ирану ужесточилось после войны в Ираке. Вашингтон опасался попыток иранских руководителей усилить свое влияние на иракских шиитов. США полагали, что ядерная программа Ирана может стать важным рычагом воздействия на иранский режим. Но Совет управляющих МАГАТЭ принял 26 ноября 2003 года предложенный ЕС проект резолюции, которая подчеркивала готовность Ирана заморозить работы по обогащению урана, а также подписать Дополнительный протокол, обеспечивающий более тесное сотрудничество с МАГАТЭ и прозрачность ядерной программы.

5 августа 2005 года Махмуд Ахмадинежад был избран президентом Ирана, а уже 6 августа принес присягу в парламенте страны, обещая хранить священную религию шиитского ислама и Исламскую Республику Иран.

Президентство Ахмадинежада не ознаменовалось каким-либо серьезным прорывом в социально-экономической сфере. С трудом формируется даже кабинет министров, в котором до самого последнего времени не было ключевого министра нефти. Видимо, эти неудачи и заставили иранского президента прибегать к неким "компенсаторным актам" во внешне- и внутриполитической риторике. В случае с Ираном они обязательно приобретают религиозный характер.

Предлагали применить к Ирану жесточайшие санкции, или вобще исключить страну из ООН, в связи с негативной риторикой в адрес Израиля.

Консервативные идеи как никогда сильны в Иране, а ядерная программа выступает как национальная идея, так что при новом президенте позиция Ирана на переговорах с ЕС и МАГАТЭ стала ещё более неуступчивой.

Иран заявил, что его ядерная программа – исключительно мирная. Однако большинство экспертов было убеждено в том, что Ирану потребуется мало времени для получения оружейного урана в количестве, достаточном для создания ядерного заряда..

10 августа 2005 года Иранские власти объявили, что снимают пломбы с оборудования на заводе по переработке урана в Исфахане, установленные инспекторами МАГАТЭ.

Между тем в Вене продолжалось заседание Совета управляющих МАГАТЭ, созванное по требованию "европейской тройки", ведущей переговоры с Ираном от имени ЕС. Европейцы настаивали на полном прекращении Ираном работ по обогащению урана, который может быть использован не только как топливо для АЭС, но и для создания ядерного оружия. Однако Тегеран отклонил предложения ЕС по развитию технологического, торгового и политического сотрудничества в обмен на отказ от самостоятельного производства ядерного топлива.

Совет управляющих МАГАТЭ рассматривал возможность передачи "иранского досье", как настаивают в США, Совету безопасности ООН, который обладает правом ввести против страны-нарушителя международные санкции.

Париж, 3 мая 2006. Пять стран-постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии на переговорах в столице Франции не смогли решить, как убедить Иран свернуть свою ядерную программу.

Участники переговоров пришли к выводу, что ядерная программа Ирана несовместима с требованиями международного сообщества, однако им так и не удалось выработать единый подход к решению вопроса иранского атома.

США, Великобритания, Франция и Германия выступают за принятие новой более жесткой резолюции Совбеза в отношении Ирана, которая грозит наложением санкций, если Тегеран не остановит работы по обогащения урана.

И Москва, и Пекин неоднократно призывали Иран прислушаться к призывам международного сообщества. Тем не менее, они настаивают на поисках дипломатического пути решения конфликта и выступают против применения санкций.

Тегеран отрицает, что обогащает уран в военных целях, и обвиняет Вашингтон в том, что тот намерен нанести удары по его ядерным объектам.

США обвиняют Иран в том, что он тайно ведёт работы по созданию ядерного оружия. Ещё в 2002 г. президент США Джордж Буш причислил Иран к странам «оси зла», которые финансируют террористов и стремятся завладеть ядерным оружием.

Мировое сообщество возражает против того, чтобы Иран обогащал уран на своей территории, опасаясь, что в этом случае Тегеран непременно приступит к созданию ядерного оружия. Иран же отказывается идти на какие-либо компромиссы и подчёркивает свое право на развитие ядерной программы. Москва пытается действовать в качестве посредника — ещё осенью 2005 года Россия предложила Тегерану перенести процесс обогащения урана на российскую территорию и осуществлять его силами совместного предприятия.

Тегеран длительное время фактически отвергает российское предложение, демонстративно игнорируя советы Москвы проявлять сдержанность и не провоцировать мировое сообщество на жёсткие меры. После обнародования идеи Москвы о создании СП по обогащению урана Тегеран в течение нескольких месяцев делает вид, что никакого предложения не получал. Его позиция меняется лишь в начале января 2006 года — 7-8 января в ходе визита в Тегеран российской делегации во главе с заместителем секретаря Совета безопасности РФ Валентином Соболевым проходит первый раунд переговоров, однако стороны только договариваются продолжить консультации.

Тем временем в начале января Иран уведомляет МАГАТЭ о том, что возобновляет свои ядерные исследования. 10 января власти Ирана в присутствии представителей МАГАТЭ снимают пломбы с ядерных исследовательских центров страны в Натанзе, Парсе и Фараянде.

Через несколько часов после этого встретившиеся в Лондоне Россия, Евросоюз, США и Китай приходят к согласию о передаче ядерного досье Ирана в Совет Безопасности ООН. Правда, Москва и Пекин добиваются ещё одной отсрочки — пока СБ ООН будет лишь «проинформирован» об иранской ядерной программе, но никаких санкций против Ирана не будет вводить по крайней мере до марта.