Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе
Во второй половине 20 века интеграционные процессы в различных регионах мира получили широкое распространение.
АСЕАН. Создана в 1967 г. в составе пяти государств – Сингапура, Таиланда, Филиппин, Индонезии и Малайзии. В 1984 г. присоединился Бруней, в 1995 г. – Вьетнам, в 1997 г. – Лаос и Мьянма, в 1999 г. – Камбоджа. Как определено в Бангкокской декларации (1967 г.), Ассоциация призвана сформировать рамочный механизм регионального сотрудничества по реализации трех основных целей: стимулирования экономического развития, социального прогресса и развития культуры региона на основе совместных действий, укрепление мира и безопасности в ЮВА, развитие сотрудничества и взаимопомощи по вопросам, представляющим общий интерес в экономической, социальной, культурной, технической, научной и административной областях. В качестве основных задач определены: создание таможенного союза в рамках соглашений о преференциальной торговле, а также совместных промышленных объектов и товарных ассоциаций стран-производителей тех или иных видов товаров.
Формирование АСЕАН в середине 60-х годов связано с необходимостью военно-политической стабилизации в ЮВА, а не являлось результатом экономической логики. В дальнейшем (к середине 70-х гг.) политический фактор содействовал интеграционному взаимодействию в экономической сфере (отличие от ЕС). В 1971 г. была подписана Декларация о создании зоны мира, свободы и нейтралитета (ЗОПФАН). 1976 г. – подписание Договора о дружбе и сотрудничестве в ЮВА. 1977 г. – решение о формировании зоны преференциальной торговли, принятое на втором саммите в Куала-Лумпуре. 1992 г. – решение о создании зоны свободной торговли АСЕАН – АФТА, принятое на 4 саммите в Сингапуре. 1997 г. – на втором неформальном саммите АСЕАН принята программа «АСЕАН: взгляд в 2020 г.». 1998 г. – начало формирования зоны свободных инвестиций в рамках АСЕАН. 1999 г. на 3-м неформальном саммите в Маниле решено ускорить формирование АФТА и интенсифицировать сотрудничество со странами Северо-Восточной Азии по формуле «АСЕАН плюс три» с Японией, Китаем и Республикой Кореей.
Механизм управления АСЕАН носит децентрализованный характер и включает в себя высший, исполнительные, координационные и постоянные рабочие органы. Высшим органом АСЕАН являются саммиты глав государств и правительств, которые проводятся в ранге официальных встреч (один раз в три года) и неформальных встреч (ежегодно). В период между саммитами основной орган Ассоциации – Совещание министров стран-членов, проводимые ежегодно с 1967 г. Главные функции – разработка общего политического курса и координация деятельности АСЕАН. Совещания министров проходят в пяти формах в зависимости от повестки дня:
Совещания министров иностранных дел (ежегодно) с целью решения основных политических проблем
Совещания министров экономики (с 1977 г.) определяют основные направления взаимных экономических связей и проводятся ежегодно
Совещания отраслевых министров (энергетики, с-х, туризма, транспорта) проводят по мере необходимости, в совещания министров финансов – ежегодно, результаты встре предаются в форме отчетов Совещанию министров экономики
Совещания министров неэкономических отраслей (экологии, труда, науки и техники, информации) проходят по мере необходимости, а результаты докладываются на саммитах
Совместные совещания мин.ин.дел и экономики (с 1987 г.) призваны координировать деятельность Ассоциации в различных сферах взаимного сотрудничества – экономического, неэкономического и политического
Постоянный комитет АСЕАН выполняет исполнительные и координационные функции. В его составе – генеральный секретарь АСЕАН, генеральные секретари национальных секретариатов стран-членов во главе с министром иностранных дел страны-председателя Ассоциации на данный момент.
Совещания старших должностных лиц –орган, подотчетный Совещанию министров иностранных дел и отвечающий за разработку основ и реализацию политического сотрудничества. Прочие совещания старших должностных лиц имеют отраслевую специализацию и включают:
Совещания старших должностных лиц по вопросам экономики
Совещания прочих должностных лиц по неэкономическим проблемам
Объединенный консультативный комитет (1987 г.) выполняет координационные функции и состоит из Генерального секретаря АСЕАН, участников совещаний старших должностных лиц и старших должностных лиц по проблемам экономики, генеральных директоров АСЕАН.
Секретариат АСЕАН – исполнительный орган, во главе – Генеральный секретарь, назначаемый на саммитах по рекомендации Постоянного комитета. В состав секретариата входят 4 бюро:
Бюро по АФТА координирует направления создания ЗСТ
Бюро по экономическому сотрудничеству призвано содействовать сотрудничеству в сферах с-х, транспорта и связи, инвестиций, услуг, интеллектуальной собственности, энергетики
Бюро по вопросам функционального сотрудничества разрабатывает и координирует реализацию планов в сферах науки и техники, информации, культуры, экологии, социального развития, контроля за употреблением и торговлей наркотиками
Бюро по сотрудничеству с партнерами по диалогу координирует деятельность различных органов Ассоциации в сфере разработки и оценки совместных проектов с третьими государствами, имеющими статус партнера по диалогу. Это – 10 государств (Австралия, ЕС, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония).
В 1994 г. в Бангкоке состоялось заседание первого форума АСЕАН по проблемам региональной безопасности.
Роль АСЕАН в мире определяется следующим: в отличие от группировок в АТР Ассоциация имеет разветвленную организационную структуру, хотя и децентрализованного типа, благодаря чему экономические успехи отдельных стран-членов можно считать следствием деятельности группировки в рамках экономического сотрудничества, АСЕАН объединяет азиатские страны (в отличие от АТЭС, где основной вклад достигается за счет лидерства неазиатских стран), политические достижения Ассоциации, которые создали благоприятный имидж АСЕАН на мировой арене, хотя в первые 25 лет функционирования группировки экономические успехи были минимальными.
- Вопрос 1. Новая структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, движущие силы.
- Вопрос 2. Глобализация и ее воздействие на международные отношения
- Вопрос 3. Представление об основных тенденциях мирового развития по ф. Фукуяме и с. Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.
- Вопрос 4. Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: 36. Бжезинский, г. Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов
- Раздел II. Продвижение интересов сша через расширение и участие
- Раздел II. Обеспечение национальных интересов сша
- Вопрос 7. Задачи внешней политики сша. В стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
- Вопрос 8. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2002 г. Задачи формирования и укрепления коалиций в борьбе с терроризмом.
- Вопрос 9. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба против распространения оружия массового уничтожения.
- Вопрос 10. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба за распространение демократии.
- Вопрос 11. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 2002, 2006 гг.: формирование новых отношений с региональными центрами силы.
- Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
- Вопрос 13. Отход сша от сложившейся концепции стратегической стабильности: курс на создание нпро
- Вопрос 14. Договор снв-2: основные положения и дальнейшая судьба. Договор_снп: основные положения.
- Вопрос 15. Внешнеполитические ресурсы рф.
- Вопрос 16. Основные этапы становления внешней политики России (1991-2008тг:)
- Вопрос 19. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
- Вопрос 20. Становление Европейского Союза (1992-2004 гг.). Понятие «трех опор» ес.
- 21. Формирование Общей внешней политики и политики безопасности ес в 1991-2007 гг. Овпб ес после Косовского (1999 г.) и Иракского (2003 г.) кризиса.
- Вопрос 26. Отношения России и нато: основополагающие документы 1994 – 2008 гг.
- Вопрос 27. Боснийский кризис 1992-1995 гг.: международные аспекты урегулирования.
- Вопрос 28. Косовский кризис 1998-1999 годов: международные аспекты урегулирования. Воздействие Косовского -кризиса на международные отношения.
- Вопрос 29. Мировое развитие и современные международные отношения. Развивающиеся страны и проблема Север-Юг.
- Вопрос 30. Интеграционные процессы в бассейнах Тихого и Индийского океанов, основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 31. Интеграционные процессы в Западном полушарии; основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 32. Кнр в современных международных отношениях.
- Вопрос 33. Российско-китайские отношения 1992-2004 гг Соглашения о мерах укрепления военного доверия в Центральной Азии
- Вопрос 34. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества. Принятие Хартии шос.
- Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.
- Вопрос 36. Международные отношения на Корейском полуострове. Ядерная проблема. Отношения рф с государствами полуострова (1992-2006 гг.).
- Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе
- Вопрос 38. Южная Азия а системе современных международных отношений. Ядерный фактор в региональных международных отношениях. Российско-индийские отношения 1992-2006 гг.
- Вопрос 41. Фактор Ирана в мо
- Вопрос 42 Проблема политического урегулирования на Ближнем Востоке в 90-е гг. Мадридский переговорный процесс.
- Вопрос 44. Проблема Ирака в современных международных отношениях. Обострение международных отношений вокруг Ирака в 2002-2003 гг. Современное состояние проблемы. Рф и иракский кризис.
- Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.