logo search
ФИНАЛ ОТВЕТЫ

Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе

Во второй половине 20 века интеграционные процессы в различных регионах мира получили широкое распространение.

АСЕАН. Создана в 1967 г. в составе пяти государств – Сингапура, Таиланда, Филиппин, Индонезии и Малайзии. В 1984 г. присоединился Бруней, в 1995 г. – Вьетнам, в 1997 г. – Лаос и Мьянма, в 1999 г. – Камбоджа. Как определено в Бангкокской декларации (1967 г.), Ассоциация призвана сформировать рамочный механизм регионального сотрудничества по реализации трех основных целей: стимулирования экономического развития, социального прогресса и развития культуры региона на основе совместных действий, укрепление мира и безопасности в ЮВА, развитие сотрудничества и взаимопомощи по вопросам, представляющим общий интерес в экономической, социальной, культурной, технической, научной и административной областях. В качестве основных задач определены: создание таможенного союза в рамках соглашений о преференциальной торговле, а также совместных промышленных объектов и товарных ассоциаций стран-производителей тех или иных видов товаров.

Формирование АСЕАН в середине 60-х годов связано с необходимостью военно-политической стабилизации в ЮВА, а не являлось результатом экономической логики. В дальнейшем (к середине 70-х гг.) политический фактор содействовал интеграционному взаимодействию в экономической сфере (отличие от ЕС). В 1971 г. была подписана Декларация о создании зоны мира, свободы и нейтралитета (ЗОПФАН). 1976 г. – подписание Договора о дружбе и сотрудничестве в ЮВА. 1977 г. – решение о формировании зоны преференциальной торговли, принятое на втором саммите в Куала-Лумпуре. 1992 г. – решение о создании зоны свободной торговли АСЕАН – АФТА, принятое на 4 саммите в Сингапуре. 1997 г. – на втором неформальном саммите АСЕАН принята программа «АСЕАН: взгляд в 2020 г.». 1998 г. – начало формирования зоны свободных инвестиций в рамках АСЕАН. 1999 г. на 3-м неформальном саммите в Маниле решено ускорить формирование АФТА и интенсифицировать сотрудничество со странами Северо-Восточной Азии по формуле «АСЕАН плюс три» с Японией, Китаем и Республикой Кореей.

Механизм управления АСЕАН носит децентрализованный характер и включает в себя высший, исполнительные, координационные и постоянные рабочие органы. Высшим органом АСЕАН являются саммиты глав государств и правительств, которые проводятся в ранге официальных встреч (один раз в три года) и неформальных встреч (ежегодно). В период между саммитами основной орган Ассоциации – Совещание министров стран-членов, проводимые ежегодно с 1967 г. Главные функции – разработка общего политического курса и координация деятельности АСЕАН. Совещания министров проходят в пяти формах в зависимости от повестки дня:

Постоянный комитет АСЕАН выполняет исполнительные и координационные функции. В его составе – генеральный секретарь АСЕАН, генеральные секретари национальных секретариатов стран-членов во главе с министром иностранных дел страны-председателя Ассоциации на данный момент.

Совещания старших должностных лиц –орган, подотчетный Совещанию министров иностранных дел и отвечающий за разработку основ и реализацию политического сотрудничества. Прочие совещания старших должностных лиц имеют отраслевую специализацию и включают:

Объединенный консультативный комитет (1987 г.) выполняет координационные функции и состоит из Генерального секретаря АСЕАН, участников совещаний старших должностных лиц и старших должностных лиц по проблемам экономики, генеральных директоров АСЕАН.

Секретариат АСЕАН – исполнительный орган, во главе – Генеральный секретарь, назначаемый на саммитах по рекомендации Постоянного комитета. В состав секретариата входят 4 бюро:

В 1994 г. в Бангкоке состоялось заседание первого форума АСЕАН по проблемам региональной безопасности.

Роль АСЕАН в мире определяется следующим: в отличие от группировок в АТР Ассоциация имеет разветвленную организационную структуру, хотя и децентрализованного типа, благодаря чему экономические успехи отдельных стран-членов можно считать следствием деятельности группировки в рамках экономического сотрудничества, АСЕАН объединяет азиатские страны (в отличие от АТЭС, где основной вклад достигается за счет лидерства неазиатских стран), политические достижения Ассоциации, которые создали благоприятный имидж АСЕАН на мировой арене, хотя в первые 25 лет функционирования группировки экономические успехи были минимальными.