29.3. Международный франчайзинг
Эта форма международной предпринимательской деятельности в современных условиях приобретает особое значение. Ускоренное освоение современных индустриальных производств с привлечением передовых зарубежных технологий, авангардного опыта организации хозяйствования превращается в значимый фактор ускорения экономического роста, внедрения новейших технологий в особенности в менее развитых странах. Франчайзинг тесно связан с промышленной собственностью, исключительным правом воспроизводства новых технологических решений, что защищается в правовом и экономико-финансовом отношении товарным знаком (брендом), юридическим держателем которого являются соответствующие предприятия, фирмы, компании. Как таковые, они обладают всеми правами и преимуществами, обеспечиваемыми этим товарным знаком, несут соответствующую юридическую и экономическую ответственность.
На практике предоставление (продажа) инофирмой франчайзером товарного знака означает приобретение технологии производства применяемой известной продуцентом с обязательством обеспечения должного качества изделий, а тем самым успешного позиционирования на национальном внутреннем и на мировых товарных рынках. Обычно это связанно с инвестициями в соответствующее производство. Как правило, при выпуске готовой продукции, особенно машин и оборудования, транспортных средств, гражданских самолетов, франчайзер в интересах поддержания качества товаров, защищенных его товарным знаком, осуществляет первоначально поставку комплектующих, узлов, деталей и т.д.
Особая роль франчайзинга как формы международного сотрудничества связана с деятельностью ТНК: вступая в контакты с национальными предприятиями принимающей стороны, предоставляют им на возможных условиях свой товарный знак, обеспеченный высокими качественными характеристиками выпускаемых изделий, получающих реальные конкурентные преимущества на рынке в силу известности фирмы-франчайзера, ее высокого имиджа, обусловливающих предпочтение потребителей. Важнейшим условием договора франчайзинга является обязательство стороны, приобретающей знак — франшизу — обеспечить соответствующее качество продукции, что договорно закрепляется правовой и экономической ответственностью. В качестве франчайзеров выступают обычно известные фирмы, пользующиеся международным признанием, владеющие передовыми технологиями, имеющие опыт организации производства, располагающие высококвалифицированными кадрами. Это позволяет в короткие сроки наладить производство, устойчиво позиционировать продукцию на рынке. Международные франчайзинговые соглашения превращаются в серьезный рычаг реструктуризации экономики, прежде всего развивающихся стран, становятся практическим проявлением глобализации мирохозяйственных связей: во многих странах в рамках франчайзинга предусматривается использование в принимающих странах уже имеющихся мощностей и производств с их последующей существенной модернизацией и обновлением. Условиями соглашения предусматривается выплата франчайзеру вознаграждения, как правило, в двух видах:
• единовременно при заключении договора в виде совокупной суммы, называемой «входной платой»;
• по частям, в оговоренном проценте к этой сумме (25% — при подписании соглашения; 25% — по завершении обучения персонала; 25% — после ввода в эксплуатацию основного объекта предприятия; 25% — по реализации масштабной партии продукции и т.п.).
Осуществляются и последующие периодические платежи — «роялти» от суммы продаж продукции (товаров, услуг, работ) в виде отчислений в согласованном проценте от оборота, прибыли и т.п. Возможен также вариант оплаты по товарной шкале в виде фиксированных сумм в установленные договором сроки.
Положительный опыт международного сотрудничества на условиях франчайзинга накапливается в России: в предыдущие годы — с компаниями «Макдоналдс», «Вим Биль Дан»; в настоящее время осуществляется перспективный проект с японской автомобильной компанией «Тойота», предусматривающий ввод в эксплуатацию сборного автозавода под Санкт-Петербургом. Предполагается уже в ближайшие годы выпуск новейшей европейской модели легкового автомобиля «Тойота» (от 2 тыс. в 2005 г. до 5 тыс. к 2007 г. и до 200 тыс. автомобилей в перспективе). Сборка автомобилей первоначально будет осуществляться из импортных комплектующих. Имеется в виду разработка внедрения инновационных технологий, программа обучения персонала и современного менеджмента. В рамках договора инвестиции компании франчайзера уже составили около 170 млн долл. США. Подобные решения создают обнадеживающие перспективы для российской автомобильной промышленности. Многие из них находятся в стадии реализации с другими ведущими иностранными автомобильными компаниями. При этом, как правило, в дальнейшем намечается наращивание поставок комплектующих отечественными предприятиями. По некоторым оценкам, выпуск автомобилей на условиях франчайзинга в России к 2010 г. может достичь 700 тыс. штук в год.
Резюме
Бизнес в мирохозяйственной сфере составляет главное содержание МЭО в рыночной экономике. Принципы бизнеса пронизывают все формы МЭО. На современном этапе все возрастающее значение приобретают новые направления и формы бизнеса в МЭО. Среди них выделяются лизинг и факторинг. Развитие этих направлений и формобогащает МЭО, отражая новые качественные моменты мирохозяйственных связей.
Основные понятия
Международный бизнес, МБ — бизнес, предпринимательская деятельность, преимущественная сфера которой — МЭО, мировое хозяйство, экономика. В качестве сегментов МБ выделяют, глобальный бизнес, совместное предпринимательство, бизнес за рубежом, иностранный бизнес. Лизинг — своеобразный договор аренды, предусматривающий предоставление лизингодателем клиенту-арендатору-лизингополучателю товара в исключительное пользование на строго установленный срок за согласованное вознаграждение; при этом право собственности сохраняется за арендодателем, т.е. собственность не отчуждается. Представляет собой особый вид финансирования капвложений, это одна из форм кредитования экспорта товаров длительного пользования. Лизинговое соглашение — основной документ, определяющий характер отношений между лизингодателем и лизингополучателем по поводу условий предоставления объекта лизинга для производственной эксплуатации; его описание прилагается к спецификации соглашения. Это юридическое оформление лизинговой сделки.
Факторинг — 1) посредническая комиссионная деятельность банка или фактор-компании при расчетах между поставщиками товаров и покупателями посредством оплаты финансовых требований поставщиков с последующим взиманием долга с покупателей; 2) перепродажа права на взыскание долгов либо коммерческая операция по доверенности; 3) перепродажа активов, товаров в целях получения комиссионных.
Контрольные вопросы
1. В чем суть и каковы особенности бизнеса в мирохозяйственной
сфере?
2. Что такое международный лизинг?
3. Какие задачи решаются с помощью факторинга?
Библиографический список
1. Дякин Б., Панюшкин В., Тулукова Я. Лизинг — перспективная форма хозяйствования. Вып. 1-3. — М.: РОСБИ, 1992. - С 7-10.
2. Жуков ЕФ. Трастовые и факторинговые операции коммерческих банков (Серия «Международный банковский бизнес»). — М.: Кон-
салтбанкир, 1996.
3. Карп М.В., Махмутов Р.А., Шабалин ЕМ. Финансовый лизинг на
предприятии. - М.: ЮНИТИ, 1998
Прилуцкий Л Лизинг. Правовые основы лизинговой деятельности в Российской Федерации. — М.: Ось-89, 1996.
Смирнов А.Л. Лизинговые операции (Серия' «Международный банковский бизнес»). - М: Консалтбанкир, 1995. Указания об отражении в бухгалтерском учете лизинговых операций // Финансовая аренда. Лизинг. - М: ПРИОР, 1996. — С 22-25 Чекмарева ЕМ. Лизинговый бизнес: Практич. пособие по организации и проведению лизинговых операций. - М.: Экономика 1994 Човушян Э.О. Лизинг в России. - М: Научная книга, 1999 ' Шштлер Хстс-Йоахим. Практический лизинг / Пер с нем пол общ. ред. Б.Г. Дякина. - М: РОСБИ, 1991.
- Международные экономические отношения Предисловие к шестому изданию
- К изучающим мировую экономику
- Раздел 1. Мировое хозяйство. Условия формирования и роль в экономическом развитии. Глобализация международных отношений и мирохозяйственных связей
- 1.2. Факторы, обусловливающие роль и место мирового хозяйства на современном этапе
- Глава 2 Глобальные проблемы современности и мировое хозяйство
- 2.1. Сущность, роль и экономические аспекты глобальных проблем
- 2.2. Основные глобальные проблемы и мирохозяйственные отношения на современном этапе
- Глава 3 Свободные зоны - экономический и организационно-правовой инструмент мирового хозяйства
- 3.1. Свободные экономические зоны: сущность и цели создания
- 3.2. Основные виды свободных экономических зон. Опыт функционирования
- Глава 4 Глобализация международных отношений и мирохозяйственных связей
- 4 1. Сущность процесса глобализации
- 4.2. Предпосылки и последствия глобализации мирохозяйственных связей
- 4.3. Особенности процесса глобализации на современном этапе
- Раздел 2
- 2. Учения а. Смита и д. Рикардо
- 5.3. Теория факторов производства и их взаимосвязи
- 5.4. Новые интерпретации факторного подхода
- 5.5. Концепция жизненного цикла
- 5.6. Теория конкуренции м. Портера. Современные подходы к проблеме международной конкурентоспособности
- Глава 6 Международные экономические отношения в условиях рыночного хозяйства: направления, механизм и формы осуществления
- 6.1. Сущность и основы мэо
- 6.2. Объекты и субъекты мэо в условиях рынка
- 6.3. Принципы и особенности механизма мэо
- Глава 7 Внешние факторы экономического роста
- 7.1. Место и роль мэо
- 7.2. Показатели, характеризующие роль внешнеэкономического фактора
- 7.3. Экономическая взаимозависимость. Национальная и международная экономическая безопасность
- Глава 8 Россия в международных экономических отношениях: современное положение и перспективы
- 8.1. Внешняя торговля России и ее положение в системе мировых экономических связей
- 8.2. Торговля России со странами снг
- 8.3. Политика России в области регулирования внешней торговли
- 8.4. Иностранные инвестиции в России
- 8.5. Россия и Всемирная торговая организация
- Раздел 3
- 9.2. Условия развития современных мэо
- 9.3. Последствия изменений в мировом хозяйстве для мэо
- 9.4. Тенденции и основные факторы развития мэо
- Глава 10 Виды и формы международных экономических отношений на современном этапе. Тенденции динамики и структуры
- 10.1. Углубление интернационализации и мэо
- 10.2. Международная торговля на современном этапе
- 10.3. Движение капитала и трудовых ресурсов
- 10.4. Особенности современных валютно-кредитных отношений
- Глава 11 Международная торговля товарами и услугами. Основные характеристики и показатели
- 11.1. Мировая торговля и ее основные показатели
- 11.2. Некоторые особенности внешнеторговой политики в современных условиях
- 11.3. Многостороннее регулирование внешней торговли
- 11.4. Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях
- 11.5. Специфика рынка услуг и его регулирование на международном уровне
- Глава 12 Международное движение капитала: сущность и формы
- 12.1. Сущность и формы международного движения капитала
- 12.2. Роль и характер прямых иностранных инвестиций
- 12.4. Место России, других стран снг в сфере международных инвестиций
- Глава 13 Перемещение населения и трудовых ресурсов. Международная миграционная политика
- 13.1. Межстрановое перемещение населения и трудовых ресурсов
- 13.2. Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции
- 13.3. Иммиграционная политика стран -импортеров трудовых ресурсов
- 13.4. Эмиграционная политика стран -экспортеров трудовых ресурсов
- 13.5. Миграционная политика Российской Федерации
- Глава 14
- 14.1. Технология и информация - особые объекты мэо
- 14.3. Виды защиты и обеспечения международного информационно-технологического обмена
- Глава 15 Электронная торговля -новая сфера применения информационных технологий
- 15.1. Проблемы формирования информационно-коммуникационного сектора мировой экономики
- 15.2. Электронная торговля как набор информационных технологий, ее экономическая сущность и значение в мировом хозяйстве
- Раздел 4
- 16.2. Теоретические концепции
- 16.3. Условия и предпосылки международной интеграции
- Глава 17 Этапы, сферы и механизмы международной экономической интеграции
- 17.1. Основные этапы развития международной экономической интеграции
- 17.2. Зона свободной торговли
- 17.3. Таможенный союз
- 17.4. Единый рынок и экономический союз
- Глава 21. Ценообразование в мировой торговле
- Глава 22—
- Глава 23
- 23.1. Международный валютный рынок. Основные виды валютных операций
- 25.1. Национальный механизм регулирования мэо и вэд
- Раздел 6
- Глава 28
- 28.1. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 28.3. Базисные условия контракта. Инкотермс
- 28.4. Экономические риски в сфере мирохозяйственных отношений. Преодоление и минимизация рисков во внешнеторговых операциях
- Глава 29
- 29.1. Понятие лизинга. Особенности международных лизинговых операций
- 29.3. Международный франчайзинг
- Глава 30
- 30.1. Основные виды экономической информации
- 30.2. Организация международной статистики
- 30.3. Основные международные
- 30.4. Источники информации по мэо
- 30.5. Переход России на международную систему учета и статистики
- 30.6. Статистическая информация в Интернете