logo search
Мировая экономика / Рыбалкин В

28.3. Базисные условия контракта. Инкотермс

Весь комплекс основных положений контракта, обязанностей экспортера и импортера, вытекающих из него, получил название базисных условий контракта, или базисных условий поставки. Те или иные базисные условия контракта предопределяют, кто несет рас­ходы по транспортировке, погрузке, разгрузке, хранению и страхо­ванию товаров, составляющих предмет внешнеторговой сделки ку­пли-продажи, а также возможный риск при осуществлении сделки. Указанные расходы очень разнообразны и довольно ощутимы по размерам, достигая по массовым сырьевым грузам до 40—50% цены соответствующего товара. Здесь обычно используется термин «франкировка», означающий, что покупатель свободен «франко» от обязательств до пункта (станции, пристани, порта, склада, борта судна и т.п.), или аналога «франко» на другом, как правило, анг­лийском, языке (free). К числу расходов на поставку, учитываемых в базисных условиях, относятся разнообразные их виды при внеш­неторговых операциях. Это:

• затраты на подготовку товара к отгрузке с предприятия, фирмы, проверка количества и качества, отбор проб и про­ведение испытаний, упаковка;

• доставка и оплата доставки товара с погрузкой, выгрузкой и хранением при перевозке на транспортных средствах пере­возчика внутри страны;

• перевозка и оплата перевозки товара от пункта отправления до транспортных средств международного сообщения;

• погрузка и расходы по погрузке продукции на транспортные средства международного сообщения;

• доставка и расходы по доставке товара средствами междуна­родных перевозок;

• страхование и затраты на страхование при международных

перевозках;

• оплата выгрузки, перегрузки и хранения продукции в пункте

назначения;

• оплата таможенных пошлин при пересечении границы и, наконец, расходы по доставке товара из пункта прибытия до склада покупателя.

На практике действует правило, согласно которому расходы экспортера по доставке товара включаются в цену последнего. Та­ким образом, определяется базисная цена, используемая для уста­новления контрактной. Последнее важно для исчисления так называемой таможенной стоимости товаров, являющейся базой налого­обложения и расчета внутренних цен.

Четкое разграничение базисных условий контракта, однознач­ное понимание каждого из них вырабатываются международной практикой. Впервые согласованное толкование основных коммер­ческих терминов, применяемых во внешней торговле — Инкотермс (International Commercial Terms) — было разработано и принято Международной торговой палатой в 30-х годах. В настоящее время действует обновленная и уточненная редакция международных коммерческих терминов Инкотермс-2000. В ней дана подробная трактовка 13 основных (из общего числа 28) вариантов базисных условий контракта. (Краткий обзор Инкотермс-2000 см. в приложе­нии И.) Они по-новому подразделены применительно к современ­ным способам транспортировки: для любых видов транспорта и смешанных перевозок — семь вариантов; морским и внутренним водным транспортом — шесть; воздушным транспортом — один и железнодорожным — один вариант. Краткие названия основных базисных условий контракта, записываемые в соответствующих до­кументах, обозначены первыми буквами английских слов, выра­жающих их содержание. Назовем главные из них:

• FOB (Free on Board) — «свободно на борту» — экспортер обязан доставить груз в порт отправления и погрузить его на судно;

• CFR (Cost and Freight) — «стоимость и фрахт» — груз достав­ляется экспортером в порт прибытия с разгрузкой на прича­ле, по этот момент экспортер полностью несет риск и рас­ходы, кроме страхования;

• CIF (Cost, Insurance and Freight) — «стоимость, страхование, фрахт» — экспортер доставляет груз в порт прибытия с раз­грузкой на причале и полностью несет риск и расходы по момент разгрузки, включая страхование.

Перечень всех базисных условий и их значений приведен в приложении 12. Некоторые обязанности — общие для экспортера и импортера при всех условиях. Так, продавец всегда должен, если иное не оговорено специально,

• поставить товар согласно контракту в указанный в нем пункт международного отправления;

• обеспечить за свой счет обыкновенную упаковку товара;

• получить и оплатить экспортную лицензию или необходи­мое разрешение на вывоз;

• оплатить таможенные пошлины и сборы по экспорту;

• нести риски и расходы до момента перехода товара в распо­ряжение покупателя в пункте, предусмотренном контрактом.

В свою очередь покупатель при всех базисных условиях, если специально не оговорено иное, должен:

• принять товар в месте и в сроки, определенные контрактом, и оплатить контрактную цену товара;

« оформить и оплатить получение импортной лицензии или иного разрешения на ввоз.

Все возможные обязанности экспортера и (или) импортера при любых базисных условиях поставки разбиты согласно Инкотермс-2000 на десять пунктов, которым присвоены соответствующие порядко­вые номера. Их не надо перечислять текстуально — достаточно лишь указать необходимый номер для экспортера (А) и импортера (В). Перечень обязанностей и их нумерация приведены в приложе­нии 13. Знание Инкотермс также необходимо для участников внешнеэкономической деятельности, как инструкций для бухгалте­ра. Поставляя товары на экспорт или закупая их по импорту, контрагенты несут определенный и часто немалый риск, в том чис­ле в случае утраты или гибели товара, его неприбытия или несвое­временного прибытия в место назначения, потери качеств, наруше­ния сертификационных характеристик и т.п. Это может привести к подрыву отношений доверия, вызвать необходимость обращения за исковой защитой, в том числе через арбитраж. Если при заключе­нии и оформлении контракта стороны ссылаются на Инкотермс, они могут быть уверены в простом и четком распределении своих прав и обязанностей, исключают возможность возникновения не­доразумений и споров по принятым формулировкам, обеспечивают единообразное понимание и толкование условий внешнеторговой сделки. Ссылка на то, что условия сделки купли-продажи регули­руются Инкотермс, позволяет избежать многословных и расплывча­тых определений, комментариев и оговорок, нередко затрудняющих обоснованные правовые, экономические и финансовые решения, вызывающих дополнительные расходы.

Наиболее часто применяются и используются в международной статистике для оценки стоимостных объемов экспорта и импорта базисные условия и цены FOB при экспорте и CIF при импорте.

Действие правил Инкотермс может быть показано на примере условия FOB («свободно на борту») с указанием далее порта отгрузки: «Российские лесоматериалы FOB Находка». Это означает, что товар, в данном случае обработанные доски лиственных пород, дос­тавляются в порт Находка экспортером и погружаются им на борт судна. Риск гибели или повреждения товара, утраты им оговорен­ных в контракте качеств и другие обязательства экспортера перехо­дят с продавца на покупателя (импортера) в момент пересечения товаром (крановым средством) поручней (линии борта) судна. По условию FOB экспортер обязан:

• поставить лесоматериалы в соответствии с условиями дого­вора купли-продажи с предоставлением предусмотренных контрактом данных, подтверждающих такое соответствие;

• погрузить их на борт судна, названного покупателем, в уста­новленные дату или срок и незамедлительно уведомить им­портера об отправке груза;

• нести все расходы и риск по доставке на судно в порту от­грузки до момента фактического перехода товара (стрелы крана с лесоматериалами) через поручни судна, включая расходы по оплате всех пошлин, налогов и сборов, взимае­мых при экспорте, а также расходы по совершению всех формальностей, обязательных для выполнения продавцом при погрузке товара на борт;

• обеспечить за свой счет обычную упаковку груза, кроме слу­чаев, когда подобные товары отправляются, как правило,. без упаковки.

И в контрактах покупки, и в контрактах продажи должно быть четко оговорено, какие расходы несет покупатель, а какие — продавец:

• оплатить расходы, связанные с проверкой (взвешивание, подсчет, проверка качества), необходимой для осуществле­ния поставки;

• оформить и представить за свой счет обычно принятый в практике чистый документ, удостоверяющий поставку груза на борт обозначенного судна;

• представить импортеру по его просьбе и за его счет свиде­тельство о происхождении товара;

• по просьбе импортера на его риск и за его счет оказать ему содействие в получении коносамента и других документов помимо указанных в предыдущих пунктах, выдаваемых в стране отправления и (или) происхождения товара, которые могут потребоваться покупателю для ввоза в страну назначе­ния, а также для транзита при перевозке через третьи страны.

Аналогично можно расшифровать и обязанности импортера при внешнеторговой сделке купли-продажи товара на условиях CIF.

Условие (и соответственно цена) CIF означает, что в цену товара включены его основная цена — FOB и все последующие расходы по страхованию груза и транспортировке в пункт (порт) назначения.

Инкотермс исходит из того, что основные трудности участников внешнеторговых сделок купли-продажи связаны со следующими моментами:

• неопределенностью в части того, право какой страны долж­но применяться в контракте;

• недостаточностью информации;

• различием в толковании базисных условий сделок. Применение Инкотермс в значительной мере устраняет все эти

трудности, хотя на практике иногда возникают ситуации, не под­дающиеся единой трактовке. Причины этого:

• особенности отдельных видов торговли;

• обычаи некоторых портов;

• особые условия контрактов, требующие отступления от стандартных вариантов.

Но и в этих случаях решение облегчается с учетом общих под­ходов, сформулированных в «Международных коммерческих тер­минах». Из сказанного можно понять значение Инкотермс для практики внешней торговли.