logo search
спмо

Часть III - подход к безопасности в XXI веке

  1. Североатлантический союз привержен широкому подходу к безопасности, что подразумевает важность политических, экономических, социальных и экологических факторов, дополняющих обязательный оборонный аспект. Такой широкий подход создает основу для эффективного осуществления Североатлантическим союзом своих первостепенных задач в области безопасности и его все возрастающих усилий в деле развития активного сотрудничества с другими европейскими и евроатлантическими организациями, а также с Организацией Объединенных Наций. Наша коллективная цель состоит в создании такой архитектуры европейской безопасности, в рамках которой вклад в обеспечение безопасности и стабильности Евроатлантического региона со стороны Североатлантического союза и участие этих других международных организаций будут взаимно дополнять и подкреплять друг друга, как в деле углубления отношений между государствами Евроатлантического региона, так и в урегулировании кризисов. НАТО продолжает оставаться важнейшим форумом для консультаций стран-союзниц и согласования политики в вопросах, касающихся обязательств в области безопасности и обороны ее членов в соответствии с Вашингтонским договором.

  1. Североатлантический союз стремится к сохранению мира и укреплению евроатлантической безопасности и стабильности путем: сохранения трансатлантических связей; поддержания военного потенциала на уровне, достаточном для сдерживания и обороны и выполнения всего комплекса своих задач; создания европейской составляющей в области безопасности и обороны в рамках союза; обеспечения полного потенциала средств для успешного урегулирования кризисов; своей постоянной открытости для приема новых членов; продолжения линии на партнерство, сотрудничество и диалог с другими государствами как составной части его коллективного подхода к евроатлантической безопасности, включая и область контроля над вооружениями и разоружение.

        1. ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

  1. НАТО привержена прочному и динамичному партнерству между Европой и Северной Америкой во имя поддержки ценностей и интересов, которые они разделяют. Безопасность Европы и безопасность Северной Америки неразделимы. Поэтому приверженность Североатлантического союза жизненно необходимым трансатлантическим связям и коллективной обороне своих членов является основополагающей в деле обеспечения надежности союза и безопасности и стабильности в Евроатлантическом регионе.

        1. ПОДДЕРЖАНИЕ ВОЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОЮЗА

  1. Поддержание военного потенциала на должном уровне и полная готовность действовать сообща во имя коллективной обороны остаются главными задачами по обеспечению безопасности Североатлантического союза. Наличие такого потенциала, как и политической солидарности, является стержневым элементом способности союза предотвратить любые попытки устрашения или принуждения, а также гарантией того, что вооруженная агрессия против союза никогда не сможет рассматриваться в качестве возможного и сколько-нибудь успешного варианта действий.

  1. Наличие сил и средств, способных к применению во всех предвидимых обстоятельствах, также является основой способности Североатлантического союза участвовать в предотвращении конфликтов и урегулировании кризисов в рамках операций по реагированию на кризис, не подпадающих под статью 5 Вашингтонского договора. Выполнение задач подобного рода требует большого напряжения и может предъявлять дополнительные требования к таким политическим и военным качествам, как единство, многонациональный характер боевой подготовки и широкомасштабное заблаговременное планирование - тем же качествам, которые совершенно необходимы в случае возникновения обстановки, предусмотренной статьей 5. Поэтому, несмотря на то, что потребности, связанные с выполнением этих задач, могут носить особый характер, задачи эти будут решаться в рамках общих структур и процедур Североатлантического союза.

        1. ЕВРОПЕЙСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ

  1. Будучи оплотом коллективной обороны своих членов, Североатлантический союз, добивающийся, по мере возможности, достижения общих целей по обеспечению безопасности, остается приверженным сбалансированному и динамичному трансатлантическому партнерству. Европейские государства-союзники приняли решения, на основе которых они смогут взять на себя больше ответственности за безопасность и оборону во имя укрепления мира и стабильности в Евроатлантическом регионе, а значит, и безопасности всех союзников. На основе решений, принятых Североатлантическим союзом в 1996 году в Берлине, и последующих решений, будет продолжаться разработка европейской составляющей в области безопасности и обороны в рамках НАТО. Этот процесс потребует тесного сотрудничества между НАТО, ЗЕС и, при необходимости, Европейским союзом. Это позволит всем европейским союзникам вносить более последовательный и эффективный вклад в осуществлении задач и мероприятий союза в качестве выражения нашей общей коллективной ответственности; это укрепит трансатлантическое партнерство; и поможет европейским союзникам по мере необходимости действовать самостоятельно на основе готовности союза, в каждом конкретном случае и по принципу консенсуса, выделять ресурсы, силы и средства для операций, в которых союз в военном отношении не участвует, и передавать их под политический контроль и стратегическое управление либо ЗЕС, либо в соответствии с другими договоренностями, при полном участии всех европейских союзников вслучае принятия ими такого решения.

        1. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСОВ

  1. Проводя политику сохранения мира, предотвращения войны и укрепления безопасности и стабильности, изложенную в первостепенных задачах по обеспечению безопасности, НАТО, в сотрудничестве с другими организациями, будет содействовать предотвращению конфликтов, а в случае возникновения кризиса - участвовать в его эффективном урегулировании в соответствии с международным правом, включая возможность проведения операций реагирования на кризис вне статьи 5 Вашингтонского договора. Готовность Североатлантического союза к проведению таких операций служит основой для осуществления более широкой задачи укрепления и распространения стабильности и зачастую предполагает участие в них партнеров НАТО. НАТО напоминает свое предложение, сделанное в 1994 году в Брюсселе, обеспечивать в зависимости от конкретного случая и в соответствии с собственными процедурами проведение миротворческих и иных операций под эгидой Совета безопасности ООН или под ответственность ОБСЕ, в том числе путем предоставления своих ресурсов и опыта. В этой связи НАТО напоминает о своих последующих решениях, касающихся операций по реагированию на кризис на Балканах. Принимая во внимание необходимость сохранения солидарности и единства в рамках Североатлантического союза, решение об участии в любой из подобных операций или миссий будет приниматься государствами-членами в соответствии с конституциями этих государств.

  1. НАТО будет широко использовать партнерство, сотрудничество, диалог и свои связи с другими организациями в целях предотвращения кризисов, а в случае их возникновения - разрядки кризисных ситуаций на ранних стадиях их развития. Последовательный подход к урегулированию кризиса, как и в любом случае использования силы со стороны Североатлантического союза, потребует от политического руководства союза выбора и координации соответствующих средств реагирования, включая весь диапазон политических и военных мер, и осуществления пристального политического контроля на всех стадиях.

        1. ПАРТНЕРСТВО, СОТРУДНИЧЕСТВО И ДИАЛОГ

  1. Активно развивая партнерство, сотрудничество и диалог, Североатлантический союз является позитивным фактором обеспечения безопасности и стабильности в Евроатлантическом регионе. Путем налаживания контактов и открытости союз стремится сохранить мир, поддержать и защитить демократию, способствовать процветанию и прогрессу и укрепить подлинное партнерство между всеми демократическими государствами Евроатлантического региона. Целью этого является укрепление безопасности для всех без исключения и содействие преодолению раскола и разногласий, могущих привести к нестабильности и конфликту.

  1. Совет евроатлантического партнерства (СЕАП) будет и впредь оставаться всеобъемлющей основой всестороннего сотрудничества между НАТО и государствами-партнерами. Он является более широким политическим форумом для проведения консультаций и сотрудничества. Консультации в рамках СЕАП ведут к большей транспарентности и доверию участников в отношении проблем безопасности, способствуют предотвращению конфликтов и урегулированию Cзисов, разработке практических мероприятий по сотрудничеству, в том числе в области гражданского чрезвычайного планирования, научных и экологических вопросов.

  1. «Партнерство ради мира» (ПРМ) является ключевым механизмом закрепления практических связей НАТО и стран-партнеров в вопросах безопасности и углубления их способности к оперативному взаимодействию. Детально разработанные программы, отражающие возможности и интересы отдельных стран-партнеров, обеспечивают сотрудничество государств-членов НАТО и государств-партнеров в области транспарентности в сферах национального военного планирования и формирования оборонных бюджетов; демократического контроля над вооруженными силами; готовности к преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций; а также в области взаимодействия, в том числе, в возглавляемых НАТО операциях ПРМ. Североатлантический союз считает своим долгом расширить роль стран-партнеров в процессах принятия решений и планирования ПРМ и в придании программе большей оперативности. НАТО выразила готовность вести консультации с любым активным участником программы в случаях, когда этот участник усматривает прямую угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности.

  1. Россия играет исключительную роль в обеспечении евроатлантической безопасности. В рамках Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Организацией Североатлантического договора и Российской Федерацией НАТО и Россия приняли на себя обязательства развивать отношения на основе общих интересов, взаимности и транспарентности во имя строительства прочного и всеобъемлющего мира в Евроатлантическом регионе на принципах демократии и безопасности, основывающейся на сотрудничестве. НАТО и Россия договорились наполнить конкретным содержанием их общее обязательство по созданию стабильной, мирной и неразделенной Европы. Прочное, стабильное и долговременное партнерство между НАТО и Россией играет существенную роль в обеспечении длительной стабильности в Евроатлантическом регионе.

  1. Украина занимает особое место в обстановке безопасности в Евроатлантическом регионе и является важным и ценным партнером в деле защиты стабильности и общих демократических ценностей. НАТО твердо придерживается линии на дальнейшее укрепление особых отношений партнерства с Украиной на основе Хартии НАТО-Украина, включая политические консультации по вопросам, представляющим предмет озабоченности для обеих сторон, и по широкому кругу вопросов, касающихся практических аспектов сотрудничества. Североатлантический совет продолжает поддерживать суверенитет и независимость Украины, ее территориальную целостность, демократическое развитие, экономическое процветание, и ее статус государства, не обладающего ядерным оружием, которые являются ключевыми факторами стабильности и безопасности Центральной и Восточной Европы и Европы в целом.

  1. Средиземноморский регион представляет для Североатлантического союза особый интерес. Безопасность Европы тесно связана с безопасностью и стабильностью Средиземноморья. Процесс налаживания Средиземноморского диалога, осуществляемый НАТО, является неотъемлемой частью подхода НАТО к безопасности, основанной на сотрудничестве. Средиземноморский диалог создает рамки для укрепления доверия, способствует развитию транспарентности и сотрудничества в регионе, а также подкрепляет другие международные усилия и получает подкрепление от них. Североатлантический союз твердо нацелен на дальнейшее развитие политических, гражданских и военных аспектов диалога в целях развития более тесного сотрудничества и более активного участия в нем тех стран, которые являются партнерами по диалогу.

        1. РАСШИРЕНИЕ НАТО

  1. В соответствии со статьей 10 Вашингтонского договора Североатлантический союз остается открытым для приема новых членов. В предстоящие годы он предполагает направить новые приглашения для вступления государствам, желающим и готовым принять на себя ответственность и обязательства, налагаемые членством, при условии, что НАТО сочтет, что включение в состав союза этих государств будет служить общим политическим и стратегическим интересам Североатлантического союза, укреплению его действенности и единства и упрочению общеевропейской безопасности и стабильности. Для этого, в рамках более широких взаимоотношений с государствами, стремящимся к вступлению, НАТО разработала программу мероприятий помощи при их подготовке к возможному будущему членству. Ни одно демократическое европейское государство, чье членство будет отвечать задачам Договора, не будет исключено из рассмотрения.

        1. КОНТРОЛЬ НАД ВООРУЖЕНИЯМИ, РАЗОРУЖЕНИЕ И НЕРАСПРОСТРАНЕНИЕ ОМП

  1. Политика НАТО по оказанию поддержки контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению оружия массового поражения будет и впредь играть главную роль в достижении целей Североатлантического союза по обеспечению безопасности. Государства-союзники стремятся к укреплению безопасности и стабильности на максимально низком уровне вооруженных сил, достаточном для коллективной обороны и выполнения всего комплекса задач союза. Североатлантический союз будет продолжать обеспечивать гармоничное сочетание важных элементов его широкого подхода к укреплению безопасности - обороны и контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Североатлантический союз будет продолжать активно содействовать разработке соглашений по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению ОМП, а также укреплению мер безопасности и доверия. Союзники со всей серьезностью относятся к своей особой роли в деле содействия более широкому, всеобъемлющему и подлежащему проверке процессу международного контроля над вооружениями и разоружением. Североатлантический союз будет наращивать свои политические усилия по снижению опасности, связанной с распространением оружия массового поражения и средств его доставки. Главной задачей в области нераспространения является, с точки зрения союза и его членов, предотвратить распространение, а в случае если оно произошло, -- добиться его отмены дипломатическими средствами. Североатлантический союз придает огромное значение сохранению в силе и полному выполнению всеми государствами-участниками Договора об ограничении обычных вооруженных сил как существенного элемента обеспечения стабильности в Евроатлантическом регионе.