11)1.Проблемы борьбы с транснациональной организованной преступностью в современных международных отношениях. Совместное сотрудничество и основные соглашения.
А.И. Гуров, В.Н. Кудряцев, В.Е. Эминов определяли основные признаки транснациональной организованной преступности. Это:
а) наличие объединения лиц для систематического совершения преступлений, в котором отмечается выраженная иерархия участников, жесткая дисциплина, основаннаяна устанавливаемых нормах поведения и дополненная уголовнымитрадициями, концентрация власти в руках одного или несколькихлидеров;
б) Главная цель - обогащение, накопление капитала, крупных денежных сумм и материальных ценностей;
в) Коррупция как один из основных признаков1.
Схожие признаки исследуемого явления выделяются и зарубежными специалистами. Таким образом, можно выделить три основные группы признаков, наличие которых дает основание полагать о существовании организованной преступности:
1. Определяющие ее системность (структурированное и устойчивое объединение лиц для систематического или долговременного совершения преступлений);
2. Экономические (получение с помощью незаконной деятельности наиболее высоких доходов, их легализация);
3. Обеспечивающие защиту от социального контроля (организация сбора и передачи информации, так называемой внутренней контрразведки, использование коррумпированных связей современных инфраструктур общества, иные методы противодействия правоохранительной системе).
Для того чтобы охарактеризовать организованную преступность как транснациональную необходимо, во-первых, чтобы такое явление имело массовый характер. Во-вторых, одно государство не в состоянии эффективно противодействовать преступным сообществам и организациям в связи с их разветвлениями во многих странах мира, и необходимы совместные согласованные усилия нескольких государств. В-третьих, о транснациональной организованной преступности можно говорить, когда прослеживается деятельность преступных организаций разных государств на территориях нескольких стран.
Таким образом транснациональная организованная преступность - это криминальная деятельность преступных объединений, неотъемлемо связанная с их международной деятельностью (легальной, квазилегальной или сугубо криминальной).
Сегодня более 40 государств мира подписали и ратифицировали Конвенцию ООН «Против транснациональной организованной преступности» и дополняющие ее Протоколы против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и о предупреждении, пресечении и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми (г. Палермо, 2003). В соответствии с международными стандартами внесены изменения в национальное уголовное законодательство в виде его дополнения специальными нормами (в России — ст. 127 и 127 УК РФ), предусматривающими уголовную ответственность за торговлю людьми и использование рабского труда. Кроме того, в целях гармонизации и устранения существующих пробелов в национальном законодательстве проводится работа по уточнению понятийного аппарата, характеризующего данные виды преступлений. В ряде государств СНГ приняты государственные программы по противодействию торговле людьми, предусматривающие комплекс скоординированных мер социального, медицинского, правового и организационного характера. Развитию взаимодействия в этой сфере в рамках СНГ также должно способствовать принятие Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с похищениями и торговлей людьми, органами и тканями человека для трансплантации.
Универсальный уровень представляет собой международное сотрудничество в рамках Организации Объединенных Наций, которая на протяжении последних нескольких десятков лет занимается разработкой и принятием конвенций и других нормативных актов, а также ряда программ направленных на борьбу с транснациональной организованной преступной деятельностью в различных сферах мирового общественного развития. Кроме того, программы совместных действий могут координироваться и другими неправительственными международными организациями как, например, Международной ассоциацией уголовного права, Международным уголовным и пенитенциарным фондом, Международным обществом социальной защиты, Международным комитетом по координации.
На этом уровне хорошая основа для укрепления международного сотрудничества в противодействии преступности заложена, например, в Политической декларации и Глобальном плане действий против организованной транснациональной преступности, принятых на Всемирной конференции на уровне министров в 1994 году в Неаполе. Конкретные, реалистичные рекомендации в сфере борьбы с организованной преступностью одобрены в июле 1996 года на встрече глав государств и правительств стран “восьмерки” в Лионе. Эти рекомендации также обращены ко всем странам. ООН разработана и находится в процессе принятия Конвенция против транснациональной организованной преступности.
Этот уровень является универсальным, поскольку все нормативные акты и программы, разрабатываемые и принимаемые специализированными международными организациями, направлены на наиболее общие причины и условия развития и существования этой разновидности преступности во всех без исключения странах.
На региональном уровне, международное сотрудничество в борьбе с транснациональной организованной преступностью выражается в разработке и принятии такой правовой базы, которая бы позволяла осуществлять программы совместной борьбы правоохранительных органов, учитывая особенности и основные характеристики сопредельных государств и регионов, в которых установлено взаимодействие транснациональных преступных организаций.
Одним из примеров такого регионального сотрудничества является Европейский союз, в котором основные вопросы сотрудничества по всем возникающим проблемам решает Совет Европы.
Другим примером является формирование системы антикриминального воздействия в рамках СНГ. Начиная с 1996 года, здесь действует утвержденная Советом глав государств СНГ, межгосударственная программа совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств СНГ. В этом документе затронут широчайший круг вопросов, от противодействия терроризму, отмыванию преступных доходов, незаконного оборота наркотиков - до преступлений в сфере компьютерной информации, который реализовывался в последние годы в борьбе с организованной преступностью на всем постсоветском пространстве. В декабре 1997 года в Москве прошло совещание, в котором участвовали все генеральные прокуроры стран СНГ, министры внутренних дел, руководители служб безопасности, таможенных и налоговых органов стран СНГ, а также командующие пограничными войсками. На этом совещании обсуждался ход выполнения уже упомянутой Программы и Концепция взаимодействия правоохранительных органов стран СНГ в борьбе с организованной преступностью.
Здесь более развит двусторонний уровень сотрудничества между отдельными странами, входящими в этот блок. В частности, у России есть наработанная правовая база для сотрудничества с рядом стран этого региона, хотя она и нуждается в серьезном расширении. Так, между Российской Федерацией и КНР заключены договоры о правовой помощи по уголовным и гражданским делам от 19 июня 1992 года, и о выдаче преступников от 26 июня 1995 года. Действует договор между СССР и КНДР об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1957 года и договор между СССР и Монгольской Народной Республикой о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, уголовным делам от 23 сентября 1988 года. 30 июня 1995 года заключено соглашение между Правительством РФ и Правительством США о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам. В Министерстве Юстиции РФ разрабатывается договор о взаимодействии между Россией и Южной Кореей о правовой помощи по уголовным делам.
Межгосударственные договоры о правовой помощи являются основной правовой базой для осуществления эффективного сотрудничества правоохранительных органов этих стран в борьбе с организованной преступностью. Они устанавливают равенство прав и обязанностей договаривающихся сторон в отношении защиты личных и имущественных прав, передачи документов и получении материалов, признания и исполнения судебных решений.
В ряде упомянутых договоров предусматривается возможность непосредственного сношения центральных компетентных органов, минуя дипломатические каналы, что значительно сокращает сроки исполнения поручений и запросов, обмен соответствующей информацией о законодательстве и опытом правоприменительной практики. Положения этих договоров позволяют весьма оперативно решать целый комплекс вопросов в сфере правовой помощи по уголовным делам, в частности, в возбуждении уголовного преследования, производства различных процессуальных действий, направленных на получение доказательств, проведения экспертиз, передачи предметов, связанных с преступлением, выдаче преступников.
Двухсторонние межправительственные соглашения регулируют взаимодействие правоохранительных органов в борьбе с отдельными видами преступлений транснационального характера, и предусматривают такие виды сотрудничества как: обмен данными о лицах, совершающих преступления, установление их местонахождения, обмен информацией о готовящихся или совершенных преступлениях, а также о способах их совершения, обмен соответствующими специалистами, методиками и т.п.
- 3.Киотский протокол к Рамочной конвенции оон об изменении климата. Киото.11 декабря 1997 г.
- 15)1.Проблемы борьбы с транснациональным терроризмом в современных мо.
- 3.Договор о Европейском Союзе. Маастрихт. 7 февраля 1992 г. («Маастрихтский договор»).
- Раздел I. Общие условия
- Раздел V. Положения об общей внешней политике и политике безопасности
- 16)1.Интересы Ирана в странах цар. Интересы государств региона в сотрудничестве с Ираном.
- 2. Проблемы сепаратизма в мо. Привести примеры по странам и регионам.
- 3.Создание общего рынка между Аргентиной, Федеративной Республикой Бразилией, Республикой Парагвай и Восточной Республикой Уругвай. (меркосур.«Асунсьонский договор»)
- 1 Проблемы «непризнанных государств» в мо. (Привести примеры по странам и регионам ).
- 2. Интересы Турции в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с Турцией.
- 3. Политика «двойных стандартов» в мо. Привести примеры по странам и событиям.
- 1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Ирака 2003 г. Реализация сша «Доктрины свержения и замены режимов»
- 2.Интересы кнр в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с кнр.
- 1.Проблемы транспортной дипломатии в мо. (Привести примеры по странам или регионам – ца,ес,снг,атр и др.) – все что нашла в инете нету
- 2.Интересы государств исламского мира в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с исламскими странами.
- Часть I . Цель и задачи североатлантического союза
- Часть II. Стратегические перспективы: развитие стратегической обстановки
- Часть III - подход к безопасности в XXI веке
- Часть IV - руководящие принципы для вооруженных сил североатлантического союза принципы стратегии североатлантического союза
- Заявление
- "Двенадцати" о будущем статусе россии
- И других бывших республик
- (Брюссель, Гаага, 23 декабря 1991 года)
- О критериях ес для признания новых государств в восточной европе и на территории советского союза
- 1)1 Проблемы «непризнанных государств» в мо. (Привести примеры по странам и регионам ).
- 1)2Интересы Турции в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с Турцией.
- 1)3.Политика «двойных стандартов» в мо. Привести примеры по странам и событиям.
- 2)1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Ирака 2003 г. Реализация сша «Доктрины свержения и замены режимов»
- 2)2.Интересы кнр в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с кнр.
- 2)3.Международно-правовой режим ядерного нераспространения со 2 пол.20-го века. Проблемы создания Зон Свободных от Ядерного Оружия.
- 3)1.Проблемы транспортной дипломатии в мо. (Привести примеры по странам или регионам – ца,ес,снг,атр и др.)
- 3)2.Интересы государств исламского мира в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с исламскими странами.
- 3)3.Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. Шанхай. 15 июня 2001
- Перспективы шос
- 4)1. Проблемы мирного урегулирования международных споров в международном праве и в международных отношениях. Анализ основных механизмов ( Привести примеры ).
- 4)2.Международно-правовая охрана окружающей среды и трудности реализации конвенций и соглашений ( Привести примеры).
- 4)3.Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества..Астана. 10 октября 2000 г. (ЕврАзЭс).
- 5)1.Проблемы использования альтернативных источников энергии.
- 5)2.Международный режим нераспространения биологического оружия. Основные трудности реализации Конвенции о нераспространения бо.
- 5)3.Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта. Москва. 4 апреля 1994 г.
- 6)1.Продовольственная проблема в современном мире. Прогнозы и перспективы решения проблемы.
- 6)2.Принцип «самоопределения наций » в международных отношениях и в международном праве. Основные проблемы и трудности реализации.. (Приведите примеры).
- 6)3.Устав Содружества Независимых Государств. Минск. 23 января 1993 г.
- 7)1.Приднестровский конфликт в Молдавии и пути его решения в современный период.
- 7)2.Проблемы торговли людьми в современном мире. Сотрудничество стран и совместные инициативы государств. (Привести примеры по странам и регионам).
- 7)3.Рекомендации «группы восьми» по противодействию терроризму. Уистлер (Канада). 13 июня 2002 г.
- 8)1. Проблемы сепаратизма в современном мире и основные нормы международного права. (Сделать анализ на примере сепаратизма в стране или )
- 8)2.Проблемы «экспортного контроля» в мо. Национальная и международная правовые базы осуществления экспортного контроля.
- 8)3.Договор о Европейском Союзе. Маастрихт. 7 февраля 1992 г. («Маастрихтский договор»).
- 9) 1. Проблема водных ресурсов вмежгосударственных отношениях стран Центральной Азии. Основные трудности и инициативы решения.
- 2.Режим контроля над ракетными технологиями от 1987 года. Проблемы реализации обязательств участников. Современное состояние режима.
- 3.Конвенция оон , по борьбе с транснациональной организованной преступностью. Нью-Йорк. 15 ноября 2000 г
- 10)1. «Каспийская дилемма» в межгосударственных отношениях прикаспийских стран. Основные трудности и инициативы решения.
- 2.Международное гуманитарное право в международных конфликтах.
- 3.Декларация тысячелетия оон. Нью-Йорк. 8.09.2000 г.
- 11)1.Проблемы борьбы с транснациональной организованной преступностью в современных международных отношениях. Совместное сотрудничество и основные соглашения.
- 2.Условия подписания и проблемы функционирования дняо 1967г. Трудности реализации статей договора в современных мо
- 3. Окинавская Хартия глобального информационного общества. Наха (Япония). 22 июля 2000
- 12)1.Проблемы индо – пакистанского противостояния во 2 пол.20-го в. – начале 2000-х г. (Основные проблемы возникшие в ходе конфликта и их решение.
- 2. Проблемы борьбы с наркотрафиком и торговлей оружием в странах снг. Проблемы сотрудничества.
- 3.Политическая декларация оон.(по наркотикам). Нью-Йорк. 8—10 июня 1998 г.
- Часть I. Сокращение спроса и связанные с этим меры.
- Часть II. Сокращение предложения и связанные с этим меры.
- Часть III. Борьба с отмыванием денег и расширение сотрудничества в правоохранительной области в целях укрепления международного сотрудничества.
- 13)1.Проблемы Арабо- израильского противостояния во 2 пол.20-го в. – начале 2000-х г. (Основные проблемы возникшие в ходе конфликта и их решение.
- 2.Условия создания и проблемы функционирования шос в цар. Трудности борьбы участников с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом.
- 3.Римский статут Международного уголовного суда.Рим. 17 июля 1998 г
- 14)1.Проблемы регулирования «затяжных» военных конфликтов на территории постсоветского пространства и нормы международного права.( Привести примеры)
- 2. Условия создания и проблемы функционирования коллективной безопасности на постсоветском пространстве. ( Структура одкб от 2002г.)
- 3.Киотский протокол к Рамочной конвенции оон об изменении климата. Киото.1997 г.
- 15)1.Проблемы борьбы с транснациональным терроризмом в современных мо.
- 2.Институционализация международной безопасности (Создание и деятельность военных блоков, союзов, организаций во пол.20-го века и в современный период).
- 3.Договор о Европейском Союзе. Маастрихт. 7 февраля 1992 г. («Маастрихтский договор»).
- 16)1.Интересы Ирана в странах цар. Интересы государств региона в сотрудничестве с Ираном.
- 2. Проблемы сепаратизма в мо. Привести примеры по странам и регионам.
- 3.Создание общего рынка между Аргентиной, Федеративной Республикой Бразилией, РеспубликойПарагвай и Восточной Республикой Уругвай. (меркосур.«Асунсьонский договор»).
- 2.Проблемы безопасности в Южной и Юго-Восточной Азии в современных международных отношениях.
- 3.Стратегическая концепция Североатлантического союза. Вашингтон. 24 апреля 1999 г.
- Часть I . Цель и задачи североатлантического союза
- Часть II. Стратегические перспективы: развитие стратегической обстановки
- Часть III - подход к безопасности в XXI веке
- Часть IV - руководящие принципы для вооруженных сил североатлантического союза принципы стратегии североатлантического союза
- 18)1.Проблемы безопасности на Ближнем и Среднем Востоке в современных международных отношениях.
- 2.Проблема современных локальных вооруженных конфликтов в международных отношениях. Проблемы их локализации и регулирования (Приведите примеры).
- 3.Совет Евроатлантического партнерства. Основной документ. Синтра (Португалия). 30 мая 1997 г.
- 19)1.Проблемы миротворчества в международных отношениях. Нормы международного права в реализации миротворчества. Привести примеры по странам.
- 2.Проблема здоровья и гуманизма в мо.
- 3.Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между рф и нато. Париж. 27 мая 1997 г.
- 20)1. Экологические проблемы современности. Анализ проблемы и сложности разрешения на примере страны и региона.
- 2.Инициативы неядерных государств по идее глобального ядерного разоружения.(Инициативы стран снг , Латинской Америки, Индии и др.)
- 3.Партнерство ради мира. Рамочный документ. Брюссель.10 января 1994 г.
- 21)1.Демографические проблемы в международных отношениях. Анализ проблемы и сложности разрешения на примере страны и региона.
- 2. Интересы рф в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с сша.
- 3. Алма-Атинская декларация. Алма-Ата. 21 декабря 1991 г.
- 22)1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Афганистана 2001г. Мвв с целью проведения «антитеррористической операции».
- 2.Международный режим химического разоружения. Проблемы реализации обязательств по кхо от 1993г. Деятельность озхо..
- 23)1.Кризис нато и югославский конфликт 1999г.
- 2. Проблемы сотрудничества стран цар в сфере борьбы за улучшение экологии.
- 3. Алма-Атинская декларация. Алма-Ата. 21 декабря 1991 г. Алма – Атинская декларация от 21 декабря 1991 года. Основные положения, анализ содержания.
- 24)1.Проблема реформирования оон в 1990-2000-е г. Прогнозы и перспективы.
- 2.Проблемы ядерного распространения в странах не участвующих в дняо. Анализ их ядерных программ, степени влияния на современные региональные и глобальные мо.
- 3.Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Вискули. 8 декабря 1991 г. («Беловежское соглашение»).
- 25)1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Ирака 1991г. Мвв с «целью пресечения агрессии».
- 2.Проблемы миграций в странах снг. Сотрудничество стран снг в решении проблем.
- 3.Стратегическая концепция Североатлантического союза. Вашингтон. 24 апреля 1999 г.
- 26)1.Принцип «нелигитимности авторитарных режимов» в мо.
- 2.Особенности взаимного сотрудничества стран в сфере безопасности в рамках обсе на современном этапе. Взаимодействие обсе и др. Интеграционных объединений Европы ( Совет Европы, нато, снг, шос).
- 3. Критерии признания новых государств в Восточной Европе и на территории бывшего Советского Союза.. 16декабря1991г.(«Брюссельский минимум»).
- О критериях ес для признания новых государств в восточной европе и на территории советского союза
- 27) 1. Принцип гуманитарного вмешательства в международных отношениях.
- 2.Особенности политической и экономической интеграции постсоветского пространства. Дезинтеграция и реинтеграция евразийского пространства.
- 3. Римская декларация сессии совета нато о миреи сотрудничестве. Рим.8ноября 1991 г.
- 3.Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. Шанхай. 15 июня 2001
- Перспективы шос
- Международно-правовая охрана окружающей среды и трудности реализации конвенций и соглашений (Привести примеры).
- Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. Астана. 10 октября 2000 г. (ЕврАзЭс).
- Проблемы использования альтернативных источников энергии
- Международный режим нераспространения биологического оружия. Основные трудности реализации Конвенции о нераспространения бо.
- Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта (Москва, 4 апреля 1994 года)
- Продовольственная проблема в современном мире. Прогнозы и перспективы решения проблемы.