13.4. Эмиграционная политика стран -экспортеров трудовых ресурсов
Международная организация труда так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.
Современная международная трудовая миграция характеризуется активизацией и ростом влияния стран — экспортеров рабочей силы, которые применяют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:
• методы и средства защиты интересов государства — экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации;
• методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т.д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводитьв страну происхождения значительную (иногда дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы. Государство привлекает также средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей, путем введения обязательных вкладов и страховок;
методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т.д.), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т.п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.
В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом назначаются атташе по труду, которые призваны обеспечивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их размещении, ведение переговоров с работодателями.
Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства, расширения сети школ и т.п. возвращающихся на родину мигрантов;
• меры, способствующие как защите государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов. Государство стремится выработать такой механизм регулирования миграции, который позволял бы совмещать защиту государственных интересов и его граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования — наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;
• меры, направленные на взаимную защиту интересов стран — экспортеров и стран — импортеров трудовых ресурсов (например, при проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину).
- Международные экономические отношения Предисловие к шестому изданию
- К изучающим мировую экономику
- Раздел 1. Мировое хозяйство. Условия формирования и роль в экономическом развитии. Глобализация международных отношений и мирохозяйственных связей
- 1.2. Факторы, обусловливающие роль и место мирового хозяйства на современном этапе
- Глава 2 Глобальные проблемы современности и мировое хозяйство
- 2.1. Сущность, роль и экономические аспекты глобальных проблем
- 2.2. Основные глобальные проблемы и мирохозяйственные отношения на современном этапе
- Глава 3 Свободные зоны - экономический и организационно-правовой инструмент мирового хозяйства
- 3.1. Свободные экономические зоны: сущность и цели создания
- 3.2. Основные виды свободных экономических зон. Опыт функционирования
- Глава 4 Глобализация международных отношений и мирохозяйственных связей
- 4 1. Сущность процесса глобализации
- 4.2. Предпосылки и последствия глобализации мирохозяйственных связей
- 4.3. Особенности процесса глобализации на современном этапе
- Раздел 2
- 2. Учения а. Смита и д. Рикардо
- 5.3. Теория факторов производства и их взаимосвязи
- 5.4. Новые интерпретации факторного подхода
- 5.5. Концепция жизненного цикла
- 5.6. Теория конкуренции м. Портера. Современные подходы к проблеме международной конкурентоспособности
- Глава 6 Международные экономические отношения в условиях рыночного хозяйства: направления, механизм и формы осуществления
- 6.1. Сущность и основы мэо
- 6.2. Объекты и субъекты мэо в условиях рынка
- 6.3. Принципы и особенности механизма мэо
- Глава 7 Внешние факторы экономического роста
- 7.1. Место и роль мэо
- 7.2. Показатели, характеризующие роль внешнеэкономического фактора
- 7.3. Экономическая взаимозависимость. Национальная и международная экономическая безопасность
- Глава 8 Россия в международных экономических отношениях: современное положение и перспективы
- 8.1. Внешняя торговля России и ее положение в системе мировых экономических связей
- 8.2. Торговля России со странами снг
- 8.3. Политика России в области регулирования внешней торговли
- 8.4. Иностранные инвестиции в России
- 8.5. Россия и Всемирная торговая организация
- Раздел 3
- 9.2. Условия развития современных мэо
- 9.3. Последствия изменений в мировом хозяйстве для мэо
- 9.4. Тенденции и основные факторы развития мэо
- Глава 10 Виды и формы международных экономических отношений на современном этапе. Тенденции динамики и структуры
- 10.1. Углубление интернационализации и мэо
- 10.2. Международная торговля на современном этапе
- 10.3. Движение капитала и трудовых ресурсов
- 10.4. Особенности современных валютно-кредитных отношений
- Глава 11 Международная торговля товарами и услугами. Основные характеристики и показатели
- 11.1. Мировая торговля и ее основные показатели
- 11.2. Некоторые особенности внешнеторговой политики в современных условиях
- 11.3. Многостороннее регулирование внешней торговли
- 11.4. Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях
- 11.5. Специфика рынка услуг и его регулирование на международном уровне
- Глава 12 Международное движение капитала: сущность и формы
- 12.1. Сущность и формы международного движения капитала
- 12.2. Роль и характер прямых иностранных инвестиций
- 12.4. Место России, других стран снг в сфере международных инвестиций
- Глава 13 Перемещение населения и трудовых ресурсов. Международная миграционная политика
- 13.1. Межстрановое перемещение населения и трудовых ресурсов
- 13.2. Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции
- 13.3. Иммиграционная политика стран -импортеров трудовых ресурсов
- 13.4. Эмиграционная политика стран -экспортеров трудовых ресурсов
- 13.5. Миграционная политика Российской Федерации
- Глава 14
- 14.1. Технология и информация - особые объекты мэо
- 14.3. Виды защиты и обеспечения международного информационно-технологического обмена
- Глава 15 Электронная торговля -новая сфера применения информационных технологий
- 15.1. Проблемы формирования информационно-коммуникационного сектора мировой экономики
- 15.2. Электронная торговля как набор информационных технологий, ее экономическая сущность и значение в мировом хозяйстве
- Раздел 4
- 16.2. Теоретические концепции
- 16.3. Условия и предпосылки международной интеграции
- Глава 17 Этапы, сферы и механизмы международной экономической интеграции
- 17.1. Основные этапы развития международной экономической интеграции
- 17.2. Зона свободной торговли
- 17.3. Таможенный союз
- 17.4. Единый рынок и экономический союз
- Глава 21. Ценообразование в мировой торговле
- Глава 22—
- Глава 23
- 23.1. Международный валютный рынок. Основные виды валютных операций
- 25.1. Национальный механизм регулирования мэо и вэд
- Раздел 6
- Глава 28
- 28.1. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 28.3. Базисные условия контракта. Инкотермс
- 28.4. Экономические риски в сфере мирохозяйственных отношений. Преодоление и минимизация рисков во внешнеторговых операциях
- Глава 29
- 29.1. Понятие лизинга. Особенности международных лизинговых операций
- 29.3. Международный франчайзинг
- Глава 30
- 30.1. Основные виды экономической информации
- 30.2. Организация международной статистики
- 30.3. Основные международные
- 30.4. Источники информации по мэо
- 30.5. Переход России на международную систему учета и статистики
- 30.6. Статистическая информация в Интернете