logo search
Мировая экономика / Рыбалкин В

25.1. Национальный механизм регулирования мэо и вэд

Международные экономические отношения предполагают не только обеспечение ресурсами и рынками сбыта участвующих стран, взаимодополняемость национальных хозяйственных струк­тур, внешнеэкономическую деятельность фирм предпринимателей, но и торгово-политические мероприятия правительств, междуна­родных организаций. Государство активно участвует в развитии внешнеэкономической деятельности путем целенаправленного воз­действия на определенные сферы и объекты этой деятельности. Это воздействие осуществляется с помощью комплекса специальных средств, которые можно разделить на две основные группы: эконо­мические и административные.

Под экономическими средствами понимаются, прежде всего, по­шлины таможенного тарифа, различные налоги и сборы, импорт­ные депозиты, удорожающие ввозимый товар и снижающие его конкурентоспособность на внутреннем рынке по сравнению с ме­стным аналогичным товаром. К административным средствам отно­сятся количественные лимиты, системы разрешений (лицензий) и запретов (эмбарго) на импорт или экспорт, самоограничение поста­вок экспортером, специфические технические требования к товару или упаковке, бюрократическое усложнение таможенных процедур, прямым образом ограничивающие доступ импортных товаров на внутренний рынок (или местных на внешний). Между этими двумя группами средств регулирования внешней торговли имеется прин­ципиальное различие. При использовании экономических средствокончательное право выбора импортного или местного товара, ре­сурсов сохраняется за потребителем, который руководствуется це­ной, качеством, условиями поставки продукции или предоставле­ния ресурсов. При использовании административных средств на­рушается рыночный механизм, сокращаются ассортимент товаров, возможности доступа к ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор продукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных.

25.2.Административные нетарифные методы регулирования ВЭД

Нетарифные методы включают широкий круг инструментов со­временной экономической и торговой политики государств. Неко­торые из них непосредственно не связаны с внешнеэкономическим регулированием, но тем не менее оказывают существенное влияние на ВЭД и внешнюю торговлю. В частности, согласно наиболее рас­пространенной классификации нетарифных методов регулирования во внешней торговле, принятой в ООН, они делятся на три вида. К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограниче­ние импорта в целях защиты определенных отраслей национально­го производства: лицензирование и квотирование импорта, анти­демпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые «добровольные» ограничения экспорта, компенса­ционные сборы, система минимальных импортных цен и т.д. Это самый многочисленный вид.

Второй вид включает методы, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к адми­нистративным бюрократическим процедурам, действие которых тем не менее ограничивает торговлю: таможенные формальности, тех­нические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, розливу и т.п.

К третьему виду относятся методы, непосредственно не на­правленные на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие, которых зачастую ведет именно к этому результату.

К. числу наиболее распространенных инструментов прямого ре­гулирования импорта (а иногда и экспорта) относят лицензии и кво­ты. Практически все промышленно развитые страны применяют эти нетарифные методы. Лицензионная система предполагает, что го­сударство через специально уполномоченное ведомство (в России — Министерство экономического развития и торговли) выдает разре­шения на внешнеторговые операции определенными включенными в списки лицензируемых по импорту и по экспорту товарами. Применяемые странами системы лицензирования характеризуются зна­чительным разнообразием форм и процедур. Основные виды ли­цензий можно свести к следующим двум типам: генеральной ли­цензии, разрешающей беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в списки, в течение определенного периода времени; и разовой лицензии, разрешающей импорт (экспорт) определенного товара определенному импортеру (экспортеру) с указанием количе­ства товара, его стоимости, страны его происхождения (назначе­ния), а в ряде случаев также и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен ввоз (вывоз) товара.

Использование лицензионных систем регулирования внешней торговли опирается на ряд согласованных на международном уров­не норм. К ним, в частности, относятся некоторые положения Ге­нерального соглашения по тарифам и торговле, а также Соглаше­ние по процедурам лицензирования импорта, заключенное в рамках ГАТГ/ВТО [1].

Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимодейст­вует с количественными ограничениями — квотами на импорт и экспорт отдельных товаров. Квоты — это ограничения в стоимост­ном или физическом выражении, вводимые на импорт и экспорт определенных товаров на определенный период времени. В эту ка­тегорию входят квоты глобальные, действующие в отношении от­дельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» огра­ничения экспорта. Количественное регулирование внешнеторговых операций осуществляется через разовые лицензии.

Количественные ограничения импорта и экспорта — прямая административная форма государственного регулирования внешней торговли. Лицензии и квоты ограничивают самостоятельность предприятий в отношении выхода на внешний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентируют количество и номенклатуру товаров, раз­решенных к ввозу и вывозу. Вместе с тем система лицензирования и квотирования импорта и экспорта, устанавливая жесткий кон­троль над внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем экономиче­ские рычаги внешнеторгового регулирования. Этим в значительной мере и объясняется, что лицензирование и квотирование в той или иной мере используются в арсенале средств торгового регулирова­ния подавляющего большинства стран мира.

В настоящее время международная практика идет по пути уст­ранения административных инструментов регулирования внешне­торговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило,применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств. Подобную тенденцию можно наблю­дать и в России. Так, в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [2] от 13 октября 1995 г. установлено, что количественные ограничения могут вво­диться в исключительных случаях Правительством Российской Феде­рации. К ним относятся: обеспечение национальной безопасности РФ, выполнение международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке, защита внутреннего рынка РФ и др.

Товары, на экспорт и импорт которых необходимо наличие ли­цензии, можно разделить на следующие группы:

• лицензии, на экспорт которых выдаются в пределах установ­ленных квот (в основном товары, экспортируемые в связи с выполнением Россией международных обязательств);

• имеющие специфический характер (товары стратегического назначения: вооружение, товары двойного применения, ле­карственное сырье и др.).

В контексте упорядочения мер административного регулирова­ния можно рассматривать принятый в России в 1995 г. по итогам переговоров с Секретариатом ВТО «Порядок проведения расследо­вания, предшествующего введению защитных мер», предусматри­вавший временную возможность ограничения ввоза в Россию това­ров из-за рубежа по двум направлениям: путем установления коли­чественных ограничений в виде импортных квот и введением спе­циальных антидемпинговых и компенсационных пошлин. Такие ограничения могут распространяться не на всю импортируемую продукцию, а только на товары, поставки которых могут сущест­венно подорвать позиции российских производителей на внутрен­нем рынке. Это, как правило, происходит при ввозе товаров по за­ниженным ценам или в таких объемах, которые могут привести к необходимости сокращения производства схожих по характеристи­кам товаров в России.

В последнее десятилетие широкое распространение получила практика заключения соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен, которые навязываются ведущими западными государствами более слабым в экономическом или политическом отношении экспортерам. Спе­цифика этих видов ограничений состоит в нетрадиционной технике их установления, когда торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импорти­рующей страны. Так, соглашение о «добровольном» ограничении экспорта представляет собой навязанное экспортеру под угрозой санкций обязательство по ограничению экспорта определенных то­варов в импортирующую страну. Аналогично установление мини­мальной импортной цены должно строго соблюдаться экспорти­рующими фирмами при заключении контрактов с импортерами страны, установившей такие цены. В случае снижения экспортной цены ниже минимального уровня импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину, применение которой может привести к уходу с рынка.

К настоящему времени заключено свыше 100 соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении мини­мальных импортных цен. Эти соглашения затрагивают торговлю продукцией текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии, молочными продуктами, бытовой электрони­кой, легковыми автомобилями, металлообрабатывающими станками и т.д.

Проблемы возникают при распределении квот между странами, поскольку необходимо гарантировать, чтобы товары из одной стра­ны не переправлялись с нарушением установленной в ней квоты во вторую страну. Такай ситуация возникла, когда США выдвинули обвинение, что одежда китайского производства нелегально посту­пала на таможню США как одежда, изготовленная в Макао.

Импортные квоты необязательно предназначены для защиты отечественных производителей. Япония, например, сохраняет кво­тирование на многие сельскохозяйственные продукты, в ней не производящиеся. Квотирование импорта служит средством воздей­ствия при ведении переговоров по сбыту японской экспортной продукции, а также позволяет избегать чрезмерной зависимости от любой иной страны в отношении необходимых продуктов питания, запасы которых могут сократиться в случае плохих климатических или политических условий.

Экспортные квоты могут устанавливаться для обеспечения оте­чественных потребителей достаточными запасами товаров по низ­ким ценам, для предупреждения истощения природных ресурсов, а также для повышения цен на экспорт путем ограничения поставок на зарубежные рынки. Подобные ограничения посредством согла­шений по различным видам товаров позволили квотировать стра­нам-производителям такие товары, как кофе и нефть, в результате чего цены на эти продукты возросли в странах-импортерах.

Специфический тип квотирования, который полностью запре­щает торговлю, называется эмбарго. Аналогично квотам эмбарго может Вводиться в отношении импорта или экспорта определенноговида товаров независимо от места назначения, в отношении от­дельных видов товаров, поставляемых в конкретные страны, или в отношении всех товаров, поставляемых в определенные страны. Хотя эмбарго обычно вводятся в политических целях, последствия могут быть по существу экономическими. Например, США ввели эмбарго на торговлю с Никарагуа между 1984 и 1990 г. из-за поли­тической вражды с Сандинистской партией, находившейся у власти. Но для Никарагуа последствия оказались и экономическими: Ни­карагуа испытывала трудности со снабжением, особенно с постав­ками запчастей для техники, производимой в США, и не могла сбывать урожай бананов в США, как раньше.

Особое место в ряду нетарифных методов регулирования зани­мают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался бы сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защи­ты безопасности и здоровья местного населения. Однако недавно автомобилестроительные фирмы «большой тройки» предложили законопроект об экономии горючего, требующий от каждого авто­мобилестроителя увеличения экономии, усредненной по всем моде­лям, на одинаковую процентную долю. Такое предложение в случае его принятия будет обременительным для японских производите­лей, у которых средняя величина экономии горючего уже сегодня намного превосходит показатели моделей «большой тройки».

Среди методов нетарифного регулирования следует упомянуть административно-бюрократические проволочки при въезде, увели­чивающие неопределенность и расходы на содержание товарно-материальных запасов. Например, во Франции ввели требование пропускать все ввозимые видеомагнитофоны через один небольшой таможенный пост, расположенный далеко от крупных городов и плохо укомплектованный кадрами. Вызванные этим проволочки эффективно удерживали японские магнитофоны за пределами французского рынка, пока не была достигнута договоренность о «добровольной» экспортной квоте, согласно которой Япония огра­ничивала свое проникновение на рынок Франции. Перуанские та­моженники ввели за правило месяцами проводить таможенную очистку товаров, а затем взимать плату за хранение их на таможне в сумме, составляющей значительную долю стоимости импорта.

Специфический метод регулирования внешней торговли — им­портные депозиты, представляющие собой форму залога, который импортер должен внести в банк на определенный срок, — беспроцентный вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимо­го товара. Тем самым омертвляется его капитал и ограничивается платежеспособность.

Определяющим моментом в современном развитии мировой экономики и международных экономических отношений является международное движение капитала. Высокий динамизм движения капитала, превращение его в объект острой международной конку­ренции сделали настоятельно важной выработку международных стандартов и правил в этой области.

На национальном уровне административное регулирование движения капитала осуществляется в основном в рамках двусто­ронних соглашений, которые включают в себя четкое определение правового режима, порядок допуска инвестиций и инвесторов; оп­ределяется режим (справедливый и недискриминационный, нацио­нальный, наиболее благоприятствуемый нации), порядок национа­лизации и компенсации, перевод прибылей и репатриация капитала и порядок урегулирования споров.

У России имеется ряд соглашений о защите капиталовложений. Они содержат принятые в международной практике положения. В частности, предусматривается режим наибольшего благоприятство­вания. Иностранные инвестиции могут быть экспроприированы лишь в исключительных случаях и в установленном законом поряд­ке при условии незамедлительной выплаты компенсации капитало­вложений по рыночной стоимости в иностранной валюте. Доходы от иностранных вложений, а также сами инвестиции могут беспре­пятственно переводиться за границу в иностранной валюте. Спор­ные вопросы могут быть рассмотрены в иностранном суде. Сторо­ны обязуются поощрять функционирование иностранных капита­ловложений на своей территории, воздерживаться от принятия дис­криминационных мер, которые могут помешать их содержанию, управлению и пользованию.

25.3.Таможенно-тарифное регулирование МЭО и ВЭД

Классический метод регулирования ВЭД, в том числе внешней торговли — таможенные тарифы, которые по характеру своего дей­ствия относятся к экономическим средствам регулирования внеш­ней торговли. Таможенный тариф — это систематизированный пе­речень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при им­порте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Взи­мая таможенные пошлины при импорте, что является разновидно­стью налогообложения, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, го­сударство сдерживает вывоз из страны тех из них, на которые не Удовлетворен спрос среди собственных потребителей либо вывоз которых по каким-либо причинам нежелателен.

Существует два основных вида таможенной политики государ­ства, отражающих уже упоминавшиеся общие подходы к междуна­родной торговле — протекционизм и «свободная торговля». Про­текционизм предусматривает установление высокого уровня тамо­женного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых — экспорт­ный налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика «свободной торговли» направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них полностью.

В настоящее время таможенные тарифы применяют более 100 стран мира. Учитывая особенности, присущие таможенным та­рифам отдельных стран, их можно разделить на следующие группы:

• тарифы промышленно развитых государств;

• тарифы развивающихся стран.

Таможенно-тарифное регулирование в промышленно развитых странах. Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, многоколонные, т.е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхо­ждения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее вы­сокие пошлины, распространяется на государства, не пользующие­ся режимом наибольшего благоприятствования. Под режимом наи­большего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понимается условие в международных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предостав­ление договаривающимися государствами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.)? которыми пользуется или будет пользоваться у них любое третье государство. Как известно, длительное отсутствие такого режима в торгово-экономических связях СССР и США ставило экспортируе­мые в Соединенные Штаты советские товары в весьма неблагопри­ятное положение по сравнению с аналогичными товарами из других стран.

Учитывая глубокое воздействие пошлин на экономику страны, промышленно развитые государства договорились в многосторон­нем порядке и с 1 января 1948 г. ввели в действие Генеральное со­глашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регулировало и до настоящего времени (в виде ВТО) регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешне­торговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения. В результате проведения так на­зываемых раундов многосторонних переговоров внешнеторговые пошлины на промышленные товары к середине 1990-х годов сни­жены на 85—90% от первоначального уровня, что отражает процесс их постепенной либерализации Так, среднеарифметический уровень пошлины, рассчитанный для таможенных тарифов США, Японии, единого таможенного тарифа ЕС, Швейцарии и Канады, составляет 6,47%, а средневзвешенный — 4,7%.

По способу взимания различают следующие пошлины:

адвалорные, определяемые в процентах цены товара;

специфические, исчисляемые с объема, штуки или веса;

комбинированные, включающие два предыдущих способа ус­тановления пошлины;

сезонные, которые взимаются в определенное время года, например во время уборки урожая.

По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:

фискальные, призванные увеличить доходы государственного бюджета;

протекционистские, которые используются в целях защиты некоторых отраслей национальной промышленности от при­тока иностранных товаров;

преференциальные ввозные для некоторых товаров из опреде­ленных стран;

льготные, вводимые для отдельных стран с целью поощре­ния импорта каких-либо товаров;

уравнительные, т.е. дополняющие основные ввозные пошли­ны в целях выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары национального производства;

компенсационные, которые используются в том случае, если на импортируемые товары давались государственные субсидии при их производстве или экспорте страной-экспортером;

антидемпинговые, которые применяются для противодейст­вия импорту из тех стран, чье правительство предоставляло своим предпринимателям экспортные премии.

Таможенные тарифы промышленно развитых государств содер­жат также колонку преференциальных (льготных) пошлин, которы­ми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преферен­циальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Об­щую систему преференций.

В таможенно-тарифной практике наиболее распространены ад­валорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели ме­тоды оценки стоимости импортных товаров, от применения кото­рых в немалой степени зависит определение цены товара для обло­жения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена то­вара может быть увеличена на 20—50%, а в отдельных случаях — и в 2 раза. Поэтому методы определения цены импортируемого това­ра так же важны для расчета суммы пошлин, как и размер самой пошлины. В настоящее время применение многими странами мето­дов оценки стоимости импортных товаров регулируется Соглаше­нием об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рам­ках ГАТТ.

Ограничительная функция таможенных тарифов в основном реа­лизуется посредством сохранения высоких ставок пошлин на ряд товаров или путем прогрессивного повышения ставок пошлин в за­висимости от степени обработки импортируемой продукции. Наибо­лее часто высокими пошлинами облагается продукция традиционных трудоемких отраслей промышленности — текстильной, кожевенно-обувной, а также отдельные категории машин и оборудования, в первую очередь — электротехнического машиностроения.

В интересах зашиты национальной обрабатывающей промыш­ленности в развитых странах используется метод построения тари­фов на основе эскалации пошлин, т.е. повышения их ставок в зави­симости от степени обработки товаров, представляющих звенья од­ной технологической цепочки (например, каучук — вулканизиро­ванная резина — резинотехнические изделия). Импорт промыш­ленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или об­лагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфаб­рикаты и особенно на готовые изделия ставки пошлин существенно возрастают.

Характерной особенностью таможенных тарифов стран Запада является то, что все они основываются на Гармонизированной сис­теме описания и кодирования товаров (ГС), которая была разработа­на Советом таможенного сотрудничества (СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле с января 1988 г. [3].

Появление ГС обусловлено тем, что развитие международного разделения труда, сравнительно быстрые темпы роста международ­ной торговли, появление многих новых товаров и другие факторы вызвали необходимость разработки более детализированного и унифицированного внешнеторгового классификатора для того, что­бы облегчить сбор, сопоставимость и анализ статистических данных международной торговли, способствовать унификации коммерческих документов, снижению расходов, связанных с переводом ста­тистических данных из одной классификационной системы в дру­гую, достижению более тесной увязки между внешнеторговой, про­мышленной и транспортной национальной статистикой.

Таможенные тарифы развивающихся стран. Таможенным тари­фам принадлежит важная роль в регулировании импорта разви­вающихся стран. Средний уровень обложения пошлинами ввози­мых в большинство из них товаров намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связано, прежде всего, с необхо­димостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины — весьма существенный источник поступлений в госу­дарственный бюджет.

С точки зрения защиты национального рынка тарифными барь­ерами можно выделить три группы развивающихся стран.

Для первой характерны ставки таможенного обложения, не пре­вышающие, как правило, 50%, и беспошлинный режим ввоза мно­гих товаров. В эту группу входят ряд африканских и латиноамери­канских государств, в том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили и другие, а также отдельные государства Азиатско-Тихоокеанского региона — Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе относятся и некоторые государства Персидского залива.

Ко второй группе относятся государства с более высокими став­ками пошлин, варьирующимися в основном в размере 50—100%. К ним, в частности, относятся Алжир, Ливия, Танзания (Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индонезия, а также Южная Корея.

Третья группа развивающихся стран, где пошлины превышают (причем иногда существенно) 100%, — это Египет, Ботсвана, Ма­рокко, Колумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Осо­бенно высокими ставками пошлин отличаются тарифы Египта, Эк­вадора, Пакистана.

Подавляющее большинство развивающихся стран осуществляют построение тарифов на основе Брюссельской товарной номенкла­туры Совета таможенного сотрудничества, хотя до конца 1990-х го­дов большинство государств предполагали осуществить переход на ГС. Различия в структуре тарифов отдельных развивающихся стран весьма ощутимы наряду с одно-, двух- и трехколонными тарифами, составляющими большинство; ряд государств применяет тарифы с большим числом колонок (например, в тарифах Венесуэлы их на­считывается 7, Сенегала — 9, Мали — 17).

Наряду с пошлинами в таможенные тарифы многих развиваю­щихся стран включаются фискальные сборы и разнообразные нало­ги, часто включаются административные и внутренние налоги. Втарифах многих стран используются специфические пошлины (осо­бенно часто — в Сингапуре, Таиланде, Индонезии).

Наряду с национальными тарифами действуют таможенно-тарифные объединения нескольких стран в форме таможенных союзов. Участники этих союзов, отменив пошлины во взаимной торговле, устанавливают общий таможенный тариф в торговле с третьими странами. Пример таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с еди­ным таможенным тарифом, — Европейский союз.

Все более важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности приобретают мероприятия международных организа­ций, членами которых являются развитые капиталистические и раз­вивающиеся страны, в частности Всемирная торговая организация. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Евро­пейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК). Их деятельность, отражая объективные потребности в расширении сотрудничества, несмотря' на конкурентную борьбу, направлена на утверждение взаимоприемлемых принципов и правил экономического общения государств, на урегулирование между ними конфликтов при обме­не, устранение барьеров на торговых путях, наконец, на унифика­цию и упрощение в общих интересах торговых процедур и доку­ментов.

Резюме

Государство активно участвует в развитии внешнеэкономической дея­тельности при помощи комплекса специальных методов, которые мож­но разделить на экономические и административные.

К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействующим на ко­личество и опосредованно — на цену, относятся квотирование, прави­ла о преимущественном приобретении товаров местного производст­ва, лицензирование, валютный контроль, произвольно устанавливае­мые стандарты, административные проволочки и требования бартерно­го обмена.

К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействующим на цены и опосредованно — на количество товаров, относятся таможенные тарифы, субсидии, законодательство о минимальных ценах, произволь­ная таможенная оценка и специальные сборы.

Определяющим в современном развитии мировой экономики и ме­ждународных экономических отношений является международное дви­жение капитала.

Административные методы регулирования движения капитала на национальном уровне включают в себя правовой режим по содержа­нию иностранных инвестиций, управлению и пользованию ими, порядок448 ^- Механизм, функциональные инструменты и институты МЭО

допуска инвестиций и инвесторов, определение режима (национально­го, наиболее благоприятствуемой нации), порядок национализации и компенсации, перевод прибыли и репатриацию капитала, и порядок урегулирования споров.

Основные понятия

Государственное регулирование ВЭД — совокупность мер, принимае­мых государством и призванных совершенствовать ВЭД в интересах

национальной экономики, защищать национальную экономику от «чрезмерно» внешней конкуренции.

Административное регулирование ВЭД — система организационно-правовых мер по ограничению, запрету и контролю за импортом (экс­портом) тех или иных товаров. В качестве одного из средств админист­ративного регулирования может использоваться лицензирование и кво­тирование.

Таможенный тариф — установленный но законодательном уровне сис­тематизированный свод таможенных пошлин на товары, пропускаемые через границу данного государства. По характеру действия относится к

экономическим регуляторам внешней торговли.

Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС) — международные правила классификации и статистической информациипо товаром, поступающим во внешнюю торговлю. Включает подроб­ный многоцелевой перечень ввозимых и вывозимых товаров, распреде­ленных по специальной классификационной схеме; в числе вспомога­тельных материалов: алфавитный указатель к ГС, а также ключ перехо­да от номенклатуры Совета таможенного сотрудничество (СТС) к ГС.

Контрольные вопросы

В чем смысл государственного регулирования ВЭД? Назовите основные методы и инструменты государственного регу­лирования внешней торговли.

Каковы принципы построения и применения таможенного тарифа? Для чего предназначена Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС)?

Библиографический список

Внешнеэкономический бюллетень. М. 1996. JSfe 7(1). С- 52. Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой дея­тельности» от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ (с изм. и доп. от 8 июля 1997 г.; 10 февраля 1999 г.).

Краткий внешнеэкономический словарь-справочник / Под ред, В.Е. Рыбалкина. - М: МО, 1996.

Международное сотрудничество и сотрудничество в социально-экономических учреждениях и организациях системы ООН

Международное сотрудничество ведущих стран мира. «Группа восьми»

Основные принципы и направления экономической деятельности ООН

Система органов экономического сотрудничества в рамках ООН

Некоторые проблемы развития экономического со­трудничества в рамках ООН

26.1. Международное сотрудничество ведущих стран мира. «Группа восьми»

Глубокие качественные изменения в мире и, в особенности, в мировой экономике поставили вопрос о новых формах взаимодей­ствия стран, прежде всего играющих существенную роль в развитии человеческого сообщества. Если раньше эта роль обозначалась на­ционально-государственными рамками, то во второй половине XX в. и тем более к его концу, наметилось определяющее значение взаимозависимости и взаимовлияния как в новом мировом истори­ческом, так и в мирохозяйственном процессе. Принципиальным признаком современного этапа развития мирового сообщества и на перспективу стала глобализация международных, в том числе миро­хозяйственных отношений.

У истоков нового механизма формирования основ и направлений развития мировой политики и экономики, базирующегося на кон­цепции взаимозависимости, выработанной известными западными учеными и политическими деятелями, была так называемая (по месту заседания ответственных представителей четырех, а затем пяти сторон в библиотеке Белого дома. — В.Р.) — «библиотечная группа»1.

Первое официальное заседание саммита шести (с участием так­же Италии) состоялось в ноябре 1975 г. в предместье Парижа —Рамбуйе. На нем были одобрены основные направления и методы работы «группы*, статус его решений, характер и правила отноше­ний с внешним миром, что было зафиксировано в итоговом реше­нии — Декларации Рамбуйе. При этом было отвергнуто выдвигав­шееся ранее американской стороной предложение о придании сам­миту функции механизма принятия официальных решений.

Неформализированный характер решений саммитов «группы восьми* не означает их лозунговый характер. Реализация согласо­ванных подходов последовательно реализуется, через их продвиже­ние странами-участницами в международных организациях и струк­турах (ООН, ВТО, МВФ, МБРР, ОЭСР, ЮНЕСКО, МОТ, ФАО, ВОЗ и т.д.), что обеспечивается политическим и экономическим значением и ролью стран — членов «клуба лидеров» в мировом со­обществе.

Немаловажным обстоятельством, обусловливающим актуальность и перспективы реализации решений «группы восьми», является практика приглашения для рассмотрения соответствующих вопросов руководителей заинтересованных стран (к примеру, многих разви­вающихся стран в Эвиане) и международных организаций (ВТО) и т.д.

Можно констатировать, что «клубом лидеров» избрана весьма плодотворная практика общения, обсуждения, принятия и реализа­ции масштабных решений, затрагивающих интересы мирового со­общества, в том числе и, в особенности, в области экономики.

Есть все основания для распространения такой практики. На современном этапе, когда вырисовывается тенденция усиления однополярности, простое расширение «восьмерки» не представляется эффективным.

Другой вариант — создание международных структур, подобных «клубу лидеров» из новейших индустриальных стран, выходящих в обозримой перспективе на ведущие мировые позиции, особая зна­чимость рассмотрения вопросов, выносимых на обсуждение, экс­клюзивные методы обеспечения их реализации. Это далеко не внешняя и исключительная сторона деятельности саммитов, неслу­чайно получивших название «клуба лидеров». Указанное было за­креплено в Декларации Рамбуйе: «Каждый из нас. Несет ответствен­ность за управление открытым демократическим обществом... и ...отвечает за процветание крупной», индустриальной экономики. Рост и стабильность наших экономик помогут процветанию всего индустриального мира и развивающихся стран».

Декларация первого заседания «клуба лидеров» в известной ме­ре была программным документом, определившим основные на­правления и задачи деятельности саммитов на долгие годы, что полностью подтвердилось за истекшие 30 лет. Основные ее поло­жения актуальны и в настоящее время, и на перспективу.

В экономической области участниками клуба были определены основы общего подхода к ключевым социально-экономическим проблемам западного мира, которые должны быть предлогом по­стоянного внимания: обеспечение устойчивого экономического роста, подавление инфляции, сокращение безработицы. В тех или иных вариантах они подтверждались на всех последующих самми­тах, несмотря на глубокие и временами существенные идейно-политические, партийные различия позиций участников заседаний, представлявших страны в данный момент.

Внутренние социально-экономические проблемы, среди кото­рых в качестве приоритетных были признаны названные выше и добавившиеся к ним позже энергетические, стали стержнем рас­смотрения и решений, требовавших выработки общих подходов применительно к странам — членам клуба, а также к неучаствующим государствам.

Безусловным предметом рассмотрения стали стратегические проблемы мирового хозяйства и международных экономическихотношений.

Признавая новую особую роль фактора взаимозависимости на­циональных экономик, «клуб лидеров» определил как важнейшие приоритеты в этой области:

• поддержание открытости международной торговой системы как средства увеличения объемов мировой торговли и укре­пления стабильности цен. Перед ГАТТ (ВТО) поставлена за­дача «достижения максимально возможного уровня либера­лизации торговли». В этом плане предусматривалось: «суще­ственное сокращение тарифов», «уменьшение числа нета­рифных мер»; расширение «сельскохозяйственной торгов­ли». Эти вопросы являлись и являются предметом постоян­ного внимания саммитов «группы восьми»;

• поддержание стабильности международной валютно-финансовой системы, в том числе путем «противодействия беспорядочным колебаниям рынков и обменных курсов». Несмотря на сложность возникающих в этой сфере проблем на целом ряде саммитов «клуба лидеров» они были предме­том обсуждения и принятия согласованных решений;

• содействие в решении социально-экономических проблем развивающихся стран, прежде всего с помощью сокращения452 V- Механизм, функциональные инструменты и институты МЭО

дефицита их платежных балансов, увеличения их экспорт­ной выручки;

• обеспечение западной экономики достаточными энергетиче­скими ресурсами, выработка и осуществление мер для пре­одоления энергетического кризиса. Это задача остается крайне актуальной, что делает необходимым ее рассмотре­ние и в настоящее время. Неслучайно последнее было важ­ным пунктом повестки саммита «группы восьми» в 2005 г. Подчеркивая значение роста взаимозависимости стран, «Декла­рация Рамбуйе» провозгласила стремление государств-участников развивать «конструктивный диалог между всеми странами, невзирая на различия в уровнях их экономического развития, наличия ресур­сов, различия политических и социальных систем».

За истекшие годы состоялся 31 саммит «клуба лидеров», к числу которых в 1976 г. присоединилась Канада, а в 1986 г. в полной мере согласно решению Лионской встречи — Россия. За время деятельно­сти клуба лидеров сформировалась достаточно четкая структура пе­риодически функционирующих рабочих органов саммитов: групп представителей высокого уровня по основным конкретным вопросам, подлежащим обсуждению («новая энергетическая стратегия»); минист­ров финансов и министров иностранных дел. В странах предусмотрена практика назначения шерпов и сушерпов, отвечающих за подготовку отдельных важнейших позиций и материалов, и т.д. В последние годы был взят курс на повышение роли председателей совещаний саммита, проводимых поочередно во всех странах-участницах.

Широкий круг важнейших международных проблем в области мировой политики (военная акция в Ираке и т.д.) и экономики (обеспечение устойчивого развития, ускорение экономического роста, реформы международной торговой системы, состояние ми­ровой энергетики, охрана окружающей среды и т.п.) были предме­том рассмотрения на последних саммитах «группы восьми» в Кана-каскисе (Канада, 2002), Эвиане (Франция, 2003), Лонг-Айленде (США, 2004) и в Гленигалсе (Шотландия, 2005), где рассматрива­лись некоторые из указанных проблем, а также вопросы борьбы с международным терроризмом. Очередной саммит «группы восьми» состоится под председательством Президента РФ В. В. Путина в Санкт-Петербурге в 2006 г.

26.2.Основные принципы и направления экономической деятельности ООН

В мировой экономике на протяжении уже более полувека меж­дународное сообщество ищет пути решения проблем с помощьюООН и ее механизмов, не без основания рассчитывая на ее гло­бальный характер. Анализ 50-летней практики ООН приводит к выводу, что, наряду с всемерным увеличением роли мировых по­литических проблем, большое место в ее деятельности занимают экономические аспекты. Выражается это, прежде всего в расшире­нии экономических функций ООН. Все новые сферы мирового хо­зяйства, международных экономических отношений становятся предметом ее изучения, анализа, поиска путей и средств решения, выработки соответствующих рекомендаций. Параллельно с этим меняется организационная структура самой ООН, увеличивается число экономических учреждений и стран, в них участвующих, расширяется поле деятельности этих учреждений, их контакты с другими международными, а также национальными институтами и организациями.

Значение экономической деятельности ООН возрастает и с ус­ложнением процессов, происходящих во всемирных экономических отношениях и международном разделении труда, с ростом многооб­разия возникающих в мировой экономике проблем, динамизмом хозяйственной международной жизни, вызывающим необходимость быстрых и эффективных решений.

Осуществляя экономическую деятельность, ООН остается, прежде всего, политической организацией. Политический характер наглядно проявляется в трактовке и применении основополагающих принци­пов, которые сама организация закрепила в своих резолюциях и про­граммах, в выработке мер по их разрешению, в отношении ООН к мировым рынкам, проблемам развития отдельных стран и т.д.

В статье 1 Устава ООН в концентрированном виде сформулиро­ваны цели международного сотрудничества, в том числе и в эконо­мической сфере: «... осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социально­го...» характера. Ряд других положений Устава непосредственно каса­ется вопросов экономического сотрудничества. Так, гл. IX и X цели­ком посвящены экономическому и социальному сотрудничеству. Особое значение имеет ст. 55, содержащая указания конкретных це­лей экономического сотрудничества в рамках ООН. В числе этих целей называются: создание условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений, повышение уровня жизни, полной занятости населения, содействие условиям экономического и социального прогресса и развития. Устав не со­держит перечня специальных принципов экономического сотруд­ничества, однако зафиксированные в ст. 2 общие принципы меж­дународного сотрудничества в рамках ООН в полной мере относят­ся и к сфере сотрудничества по экономическим проблемам.

Экономическая деятельность ООН включает в себя четыре главных направления:

• решение общих идя всех стран глобальных экономических проблем;

• содействие экономическому сотрудничеству государств с разными уровнями социально-экономического развития;

• содействие хозяйственному росту развивающихся стран;

• решение проблем регионального экономического развития. На практике работа по данным направлениям осуществляется с

использованием следующих форм деятельности: информационной, технико-консультативной и финансовой.

Информационная деятельность — самый распространенный вид работы ООН. Вопросы, представляющие интерес, вносятся на повест­ку дня политических дискуссий, готовятся письменные доклады и т.д. Цель такой деятельности — общее воздействие на направления эконо­мической политики стран-членов. В большей степени эта работа «про запас», «на будущее». Публикуется значительное количество различной информации, статистических изданий, которые имеют высокую репу­тацию у специалистов. Работу в области унификации, сбора и обра­ботки исходных статистических данных возглавляют Статистическая комиссия и Статбюро. Деятельность в области системы учета и стати­стики весьма полезна и выгодна слаборазвитым странам, поскольку, с одной стороны, у них отсутствуют (зачастую) собственные экономиче­ски выверенные статистические методики, а с другой — иностранные хозяйственные субъекты, стремясь проникнуть на рынки этих стран, имеют практически единственную возможность получить реальную информацию об экономике данной страны.

Технико-консультативная деятельность ООН осуществляется в виде технической помощи государствам, нуждающимся в ней. Еще в 1948 г. были приняты своего рода принципы оказания такой по­мощи, которая:

• не должна служить средством для иностранного экономиче­ского и политического вмешательства во внутренние дела;

• должна оказываться исключительно через правительство;

• должна предоставляться исключительно данной стране;

• должна быть предоставлена по возможности в той форме, которая желательна для данной страны;

• должна отвечать высоким требованиям в качественном и техническом отношении.

Более подробно о данной сфере деятельности сказано ниже.

Валютно-финансовая деятельность осуществляется преимущест­венно по линии международных организаций: Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовойкорпорации, Международной ассоциации развития, Международно­го валютного фонда. Эти организации формально являются специа­лизированными организациями ООН.

26.3. Система органов экономического сотрудничества в рамках ООН

Основные структурные подразделения системы органов эконо­мического сотрудничества в рамках ООН*— это три из шести глав­ных органов, указанных в Уставе, а именно: Генеральная Ассамб­лея, Экономический и Социальный совет и Секретариат.

Генеральная Ассамблея (ГА ООН), согласно соответствующим статьям Устава, несет ответственность за выполнение функций Ор­ганизации в области международного сотрудничества и осуществля­ет руководство конкретной деятельностью в этой сфере Экономи­ческого и Социального советов. Основная задача Ассамблеи — слу­жить высшим форумом в рамках Организации для обсуждения наи­более важных, ключевых проблем экономического характера. Свои функции в рассматриваемой области Ассамблея осуществляет глав­ным образом через Второй комитет (по экономическим и финансо­вым вопросам). Это один из главных комитетов Ассамблеи. Ас­самблея учреждает новые организации международного сотрудниче­ства, такие, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) или Организация Объединенных Наций по промыш­ленному развитию (ЮНИДО), о чем будет сказано ниже.

Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС) — это следую­щий по старшинству орган в системе экономического механизма ООН. Созданный в 1946 г., ЭКОСОС осуществляет координацию всей деятельности ООН в социально-экономической области. Чле­нами ЭКОСОС состоят 54 государства — члена ООН, избираемые Генеральной Ассамблеей ООН, причем пять постоянных членов Совета Безопасности — это неизменные члены. Высший орган ЭКОСОС — сессия совета. Ежегодно проводятся три сессии:

• весенняя — по социально-правовым и гуманитарным вопросам;

• летняя — по экономическим и социальным вопросам;

• организационная.

В деятельности ЭКОСОС следует выделить три главные функции:

• ответственный специализированный форум государств в рамках ООН для квалифицированного обсуждения между­народных экономических и социальных проблем к разра­ботки принципиальной политической линии;

• координация всей деятельности ООН по экономическим и социальным вопросам, координация деятельности специали­зированных учреждений ООН;

• подготовка квалифицированных исследований по общим и специальным проблемам экономического и социального развития, международного сотрудничества.

Итак, ЭКОСОС координирует деятельность:

• постоянных комитетов (экономкомитета, социального коми­тета и др.);

• функциональных комиссий и подкомиссий (статистической, по социальному развитию и т.д.);

• региональных экономических комиссий (Европейской экономи­ческой комиссии — ЕЭК, Экономкомиссий для Африки и др.);

• специализированных учреждений ООН (ФАО, ЮНИДО и др.).

Отношения ЭКОСОС с организациями, имеющими автоном­ный характер, например с ПРООН, служащей вспомогательным органом ГА ООН, регулируются соответствующими регламентами.

Согласно ст. 68 Устава для выполнения своих функций ЭКОСОС имеет право создавать вспомогательные органы, работающие в пе­риод между сессиями. В настоящее время действуют 11 постоянных комитетов и комиссий (по природным ресурсам, по неправительст­венным организациям и др.), шесть функциональных комиссий (статистическая, социального развития и др.), пять региональных экономических комиссий и ряд других органов.

Секретариат ООН — третье основное звено в системе органов эко­номического сотрудничества. Это административно-исполнительный орган, обслуживающий нормальное функционирование других ООНовских институтов, выполняющий конкретные поручения. По­давляющее большинство сотрудников центрального аппарата Сек­ретариата работают на экономическую службу. В состав экономиче­ского аппарата ООН входит несколько подразделений, крупнейший из которых — Департамент по экономическим и социальным во­просам.

Далее рассмотрим некоторые организации ООН, деятельность которых в области международных экономических отношений наи­более активна и осязаема.

ГА ООН в конце 1964 г. приняла резолюцию, учредившую Кон­ференцию по торговле и развитию (ЮНКТАД) в качестве органа ООН, не являющуюся между народной торговой организацией. В деятельности ЮНКТАД участвует 191 страна, в том числе Россия. Штаб-квартира — в Женеве, отделение связи — в Нью-Йорке.

Высший орган ЮНКТАД — сессия и Совет по торговле и раз­витию. Сессии проводятся один раз в четыре года. Совет собирает­ся дважды в год. Текущая деятельность осуществляется рабочим комитетом и Секретариатом. Штаб-квартира организации распола­гается в Женеве.

Основные задачи ЮНКТАД;

• содействие развитию международной торговли, обеспечение ста­бильного мира и равноправного сотрудничества между государст­вами;

• выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования совре­менных международных экономических отношений;

• участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налажи­вания хозяйственных связей и поощрения международной

торговли.

ЮНКТАД рассматривает широкий круг вопросов и проблем международной торговли сырьем, готовыми изделиями и полуфаб­рикатами, транспорта, страхования, кредитования внешней торгов­ли, передачи технологий и др. Решения ЮНКТАД и ее органов об­лекаются в форму резолюций, заявлений, согласованных выводов и не носят юридически обязательного характера.

К настоящему времени состоялось одиннадцать сессий ЮНКТАД. Последняя прошла 13—18 июня 2004 г. в г- Сан-Паулу (Бразилия). Основной целью 11-й сессии ЮНКТАД являлась выработка мер по повышению согласованности между национальными стратегиями развития и глобальными процессами в целях экономического роста и развития. Особое внимание было уделено интересам развиваю­щихся и наименее развитых стран.

В ходе Конференции были рассмотрены четыре основных во­проса: стратегия развития в условиях глобализации мировой эконо­мики, наращивание произведенного потенциала и повышение меж­дународной конкурентоспособности, обеспечение выгод для разви­тия от системы международной торговли и торговых переговоров, партнерство в целях развития.

С созданием ВТО практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна пи вообще эта организация. В конце концов в Мидранде было достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необхо­дима мировому сообществу- Эта организация универсального харак­тера в качественно новых условиях конца XX — начала XXI в. должна вырабатывать общие торгово-политические принципы в контексте развития, а за ВТО остаются чисто торговые вопросы, да и Соглашение переросло в организацию. В условиях глобализации, укрупнения мировых рынков возникли новые барьеры для разви­вающихся стран, они прямо поставили вопросы: а каково содейст­вие ЮНКТАД в плане их невытеснения с рынков, способна ли ЮНКТАД содействовать реально и т.д. Конференция приняла ряд мер по решению обсуждавшихся в Мидранде проблем, но говорить о результатах пока рано.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) — специализированное учреждение ООН для содействия индустриализации развивающихся стран, их промышленного разви­тия путем мобилизации национальных и международных ресурсов. ЮНИДО была создана в 1966 г. Высший орган — Генеральная конференция, созываемая один раз в два года. Руководящие органы ЮНИДО — Совет по промышленному развитию и Комитет по про­граммным и бюджетным вопросам. Штаб-квартира ЮНИДО нахо­дится в Вене.

Деятельность ЮНИДО принято условно подразделять на опера­тивную и вспомогательную. Оперативная деятельность ЮНИДО исходя из резолюции ГА ООН включает:

• разработку рекомендаций и оказание конкретной помощи странам в подготовке программ индустриализации с учетом политической, экономической, финансовой обстановки, технических факторов;

• создание и укрепление в развивающихся странах учрежде­ний и органов по вопросам управления производством;

• организацию и проведение научно-исследовательской рабо­ты по обоснованию промышленных объектов;

• предоставление технической помощи в осуществлении кон­кретных проектов, рекомендаций по использованию сырье­вых ресурсов и др.

Вспомогательная деятельность включает в себя сбор, обобще­ние, публикацию и распространение информации, публикацию докладов и т.д.

ЮНИДО располагает Банком промышленной и технологиче­ской информации (БПТИ) и обеспечивает его деятельность и связи с аналогичными банками на региональном и национальном уров­нях. Развивающиеся страны, таким образом, получили доступ к информации научно-технического характера, т.е. реальную помощь.

С начала 1986 г. ЮНИДО приобрела статус специализирован­ного учреждения системы ООН. Преобразование коснулось органи­зационных вопросов административной, финансовой, кадровой са­мостоятельности, не изменив существа ее деятельности, целей, принципов и направлений. В настоящее время ЮНИДО имеет соб­ственный регулярный бюджет, формируемый из обязательных взно­сов стран-членов и предназначенный главным образом для содер­жания Секретариата. Финансирование оперативной деятельности осуществляется из средств Программы развития ООН и Фонда

промышленного развития ЮНИДО, складывающегося из добро­вольных взносов стран-членов.

Если ЮНИДО имеет статус специализированной организации, ра­ботающей с развивающимися странами, то другой институт ООН — Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) — это вспомогательный орган ГА ООН, международная программа по предоставлению многосторонней технической и предынвестиционной помощи развивающимся странам в важнейших секторах эко­номики. Создан в 1965 г. руководящий орган ПРООН — Совет управляющих, состоящий из 48 представителей правительств, изби­раемый на трехлетний период. Ежегодно проводятся две сессии Со­вета, в промежутках между ними организацией руководит Секрета­риат, расположенный в Нью-Йорке.

Помощь ПРООН финансируется за счет добровольных взносов и оказывается только правительствами, через их посредство или по их просьбам. К середине 1990-х годов глобальная сеть ПРООН расширилась до 132 страновых отделений, обслуживающих 175 стран и территорий. Бюджет ПРООН из года в год варьируется, так как запланировать добровольные взносы довольно сложно. Так, в 1993 г. общий объем средств в распоряжении ПРООН равнялся 1,42 млрд долл., из которых на добровольные взносы пришлось 0,91 млрд долл., а освоение средств составило 1 млрд долл. В на­стоящее время Совет управляющих призвал ПРООН сконцентриро­вать свою деятельность на шести направлениях: борьба с нищетой, развитие управленческой деятельности, техническое сотрудничество между развивающимися странами, окружающая среда, рациональ­ное использование природных ресурсов, участие женщин в разви­тии, технологиях в целях развития. Эти шесть направлений были сконцентрированы в программах пятого цикла (1992—1996). Про­граммы данной организации реально функционируют, ибо задейст­вованы немалые средства. За использованием добровольных взно­сов установлен соответствующий контроль. Имеются примеры ре­ального осуществления проектов (ирригация, рыболовство, экс­плуатация лесных ресурсов и т.д.).

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) — специализированное учреждение ООН, задача которого заключается в координации работы межправительственных органи­заций по вопросам сельского хозяйства, а также индивидуальных и коллективных действий в целях улучшения обеспечения населения сельхозтоварами. ФАО была создана в 1945 г., высший орган — Конференция, созываемая раз в два года, штаб-квартира — в Риме. Одна из основных задач ФАО — оказание помощи развивающимся

странам в области сельского, лесного и рыбного хозяйства. Помощь в рамках ФАО носит как материальный, так и нематериальный ха­рактер. В развивающиеся страны поставляется продовольствие, осуществляется техническая помощь в развитии сельхозпроизводства, подготовка кадров, разработка рекомендаций и т.д.

Отдельным блоком стоят региональные экономические комис­сии, координируемые ЭКОСОС и учрежденные в соответствии с резолюциями ЭКОСОС.

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК) учреждена в 1947 г. в качестве временного органа ООН с пятилетним сроком полномочий в целях содействия экономическому возрождению по­слевоенной Европы. С 1951 г. ЕЭК получила статус постоянного органа ООН. Руководящий орган ЕЭК — очередная ежегодная сес­сия, секретариат расположен в Женеве. ЕЭК содействует развитию торговли, научно-технического сотрудничества. В составе ЕЭК око­ло полутора десятков отраслевых комитетов — по вопросам сель­ского хозяйства, химии и т.д. В последние годы ЕЭК сосредоточила свое внимание главным образом на проблемах экологии, особенно трансграничного характера, в области эффективного использования энергии (программа «Энергетическая эффективность в 2000 году»), в области транспорта (с позиций экологии) и лесных ресурсов.

Экономическая комиссия для Африки (ЭКА) создана в 1958 г. в целях оказания содействия африканским народам в изучении и анализе проблем развития Африканского континента. ЭКА разраба­тывает мероприятия по экономическому развитию данного региона, предоставляет консультативные услуги согласно запросам стран-членов. Высший орган — ежегодные сессии Комиссии, в перерыве руководство осуществляется через Исполнительный комитет. ЭКА имеет четыре субрегиональных отделения: для Северной Африки — в г. Танжере (Марокко), для Западной Африки — в г. Ниамее (Ни­гер), для Восточной Африки — в г. Лусаке (Замбия), для Централь­ной Африки — в г. Киншасе (Заир). В последние годы ЭКА оказы­вала содействие в рамках консультативных технических услуг в об­ласти борьбы с засухой, создания проектов в области ирригации, подготовки кадров. Бюджет ЭКА в последние годы выше, чем у других комиссий. Так, в 1992—1993 гг. он составил 72,1 млн долл.

Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) создана в 1948 г. Высший орган — сессия, созы­ваемая один раз в два года, в период между сессиями — Комитет в составе представителей всех 40 стран-членов — Латинской Амери­ки, а также США, Канады, Великобритании, Франции, Голландии, Испании. В составе ЭКЛАК действуют постоянные органы — Комитет по экономическому сотрудничеству стран Центральной Аме­рики, Комитет по развитию и сотрудничеству стран Карибского бассейна, Комитет по торговле, Комитет правительственных экс­пертов. Основные направления работы ЭКЛАК во многом похожи на уже Отмечавшиеся выше, бюджет приблизительно такой же, каки у ЭКА.

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) — региональный орган, основана в 1947 г. Высший ор­ган — ежегодная сессия, секретариат ЭСКАТО расположен в Банг­коке. Члены ЭСКАТО — большинство стран региона, включая США, Нидерланды, Великобританию, Францию. На 50-й сессии Комиссии в Дели в 1994 г. была принята Декларация об укрепле­нии регионального экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе на пути к XXI столетию, которая, в общем наметила пути развития региона с учетом его специфики. Ведется работа в рамках программы действий по региональному экономиче­скому сотрудничеству в области передачи технологии под инвести­ционные проекты, Определенные достижения имеются в рамках реализации программы «Транспорт и связь» и программы развития инфраструктуры, имеющих крайне важное значение для региона, в котором проживает более половины населения земли.

Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА) создана в 1974 г. В состав ЭСКЗА входят 14 государств данного ре­гиона. Высший орган — пленарная сессия, созываемая раз в два го­да. Секретариат ЭСКЗА состоит из ряда отделов — планирования, промышленности, сельского хозяйства и других, расположен в Ба­гдаде. Экономическое сотрудничество стран в данном регионе во многом определяется политической ситуацией. Задачи, которые ста­вит перед собой ЭСКЗА, в принципе аналогичны тем, что рассмот­рены выше: создание благоприятных условий для экономического сотрудничества в регионе, укрепление экономических отношений, исследования технического характера и т.д. В 1994 г. в Аммане Ко­миссия приняла для выполнения пять тематических программ:

• рациональное использование природных ресурсов и управ­ление природопользованием;

• повышение качества жизни;

• экономическое развитие и сотрудничество;

• события регионального значения и глобальные изменения;

• специальные проблемы.

На протяжении последних лет бюджет ЭСКЗА меньше бюдже­тов других организаций примерно на 40—45% и сравним с бюдже­том ЕЭК. 462 V- Механизм, функциональные инструменты и институты МЭО

26.4.Некоторые проблемы развития

экономического сотрудничества в рамках ООН

Несмотря на предпринимаемые усилия международного сооб­щества решить проблемы развития экономического сотрудничества через систему и механизмы ООН, остается ряд принципиальных вопросов, к решению которых либо пока не найдены соответст­вующие подходы, либо отдельные факторы глобального характера возводят труднопреодолимые барьеры, либо их неразрешимость связана с малоэффективным механизмом принятия решений, вы­полнения их и т.д.

В этой связи целесообразно напомнить о некоторых крупных инициативах, документах и решениях, принятых в рамках экономи­ческой деятельности ООН, но не воплощенных в жизнь. В 1974 г. на шестой спецсессии ГА ООН были приняты Декларация и Про­грамма действий по установлению нового экономического порядка. Однако спустя 20 с лишним лет результатов воплощения програм­мы в жизнь не видно. Неудачей закончились попытки начать пере­говоры по глобальным проблемам в плане развития идей, заложен­ных в резолюции ГА ООН от 1975 г. «О развитии и международном экономическом сотрудничестве».

После 1960 г. были приняты три международные стратегии раз­вития (1960-1970, 1970—1980, 1980-1990), и все они не были вы­полнены по заложенным в них целям (рост ВВП, промышленности, сельского хозяйства, международной торговли, экономической по­мощи). В 1990 г. на XVTI1 спецсессии ГА ООН по экономическим вопросам была принята Декларация о международном экономиче­ском сотрудничестве. Спустя десятилетие весьма сложно найти сле­ды воплощения в жизнь положений данного документа.

Нерешенность многих проблем в экономической сфере остро ставит вопрос повышения авторитета ООН. Если миротворческая роль ООН в целом общепризнанна, то экономическая составляющая проявляется гораздо слабее. Думается, что эффективному продви­жению вперед препятствуют как факторы глобального характера, так и объективные причины, характерные для такой огромной ор­ганизации, как ООН.

Изменения в экономической жизни, в международных эконо­мических отношениях последних лет имели огромное влияние на осуществление тех идей, которые были заложены в документах ООН 60-х, 70-х и даже 80-х годов XX в. Исчезновение социалисти­ческих государств с политической карты Европы изменило расста­новку сил и на экономической арене. Идеи, которые были положе­ны в основу многих крупных экономических документов ООН социалистическими странами, обладавшими своим видением эконо­мического развития в мире, оказались невостребованными и по­влияли на окончательный результат. Вообще многофакторность при разработке программ глобального характера, сложности, возникаю­щие при их компоновке с учетом различных позиций стран, зачас­тую приводят к постановке заведомо невыполнимых задач.

С другой стороны, много нареканий вызывает функционирова­ние органов ООН, стоящих у истоков разработки сложнейших эко­номических документов. В частности, указывается на то, что про­граммы и проекты составляются без учета реальных возможностей организаций и других институтов ООН, затратные части проектов и программ, принимаемых к исполнению, не учитывают реальных фи­нансовых условий. Велики затраты международных чиновников, имеющие «непроизводственный характер». В ряде случаев затраты только на командирование специалистов в рамках программы оказа­ния технической помощи составляли до 60% общей сметной стоимо­сти проекта. Обо всем этом не раз говорилось в соответствующих кабинетах ООНовских организаций. Вопросы, связанные с повыше­нием эффективности деятельности экономических организаций ООН, уже стоят на повестке дня. Ожидается принятие действенных мер, которые будут способствовать прогрессу в ее деятельности.

Резюме

В мировой экономике международное сообщество, но протяжении бо­лее чем полувека ищет пути решения проблем с помощью ООН и ее механизмов. Осуществляя экономическую деятельность, ООН остается, прежде всего, политической организацией, что проявляется во многом в сфере экономической. Экономическую деятельность координируют и направляют ГА ООН, ЭКОСОС и Секретариат — структурные основные подразделения системы органов экономического сотрудничества. Непосредственно экономическое сотрудничество осуществляется в рамках региональных экономических комиссий, автономных организа­ций и специализированных учреждений. Существуют серьезные про­блемы в плане развития международного экономического сотрудниче­ства в рамках ООН, вызванные многофакторностью самого процесса.

Основные понятия

Региональные органы экономического сотрудничества ООН —пять ре­гиональных экономических комиссий для Европы, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна, Азии и Тихого океана и Западной Азии (ЕЭК, ЭКА, ЭКЛАК, ЭСКАТО, ЭСКЗА) с одинаковыми в принципе функциями по содействию развитию экономического сотрудничества в464 V- Механизм, функциональные инструменты и институты МЭОуказанных географических районах государствам каждого из регионов между собой и с другими странами мира; имеют самостоятельное членство и структуру вспомогательных органов.

Специализированные учреждения ООН — самостоятельные организа­ции со своими собственными уставами, сферой деятельности, членст­вом, бюджетами и др. Однако в совокупности они образуют систему организаций, объединяемых ООН и получивших название «семьи ООН».

Автономные организации — экономические как органы Ассамблеи.

организации, учрежденные

Контрольные вопросы

Перечислите важнейшие направления экономической деятельности ООН.

Каковы основные цели и задачи ЮНКТАД, ЮНИДО, ПРООН? Каковы функции региональных органов экономического сотрудни­чества ООН?

Библиографический список

1. Бутрос Б. Гали. Во имя мира и развития. 1994: Годовой доклад о работе организации. — Нью-Йорк: ООН, 1994.

2. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. — М.: МО, 1996.

3. Овчинников К. Что может ООН в экономике // Международная жизнь. 1991. № 9. С. 54-64.

4. Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник. — М.: Высшая школа, 1990.