25.1. Национальный механизм регулирования мэо и вэд
Международные экономические отношения предполагают не только обеспечение ресурсами и рынками сбыта участвующих стран, взаимодополняемость национальных хозяйственных структур, внешнеэкономическую деятельность фирм предпринимателей, но и торгово-политические мероприятия правительств, международных организаций. Государство активно участвует в развитии внешнеэкономической деятельности путем целенаправленного воздействия на определенные сферы и объекты этой деятельности. Это воздействие осуществляется с помощью комплекса специальных средств, которые можно разделить на две основные группы: экономические и административные.
Под экономическими средствами понимаются, прежде всего, пошлины таможенного тарифа, различные налоги и сборы, импортные депозиты, удорожающие ввозимый товар и снижающие его конкурентоспособность на внутреннем рынке по сравнению с местным аналогичным товаром. К административным средствам относятся количественные лимиты, системы разрешений (лицензий) и запретов (эмбарго) на импорт или экспорт, самоограничение поставок экспортером, специфические технические требования к товару или упаковке, бюрократическое усложнение таможенных процедур, прямым образом ограничивающие доступ импортных товаров на внутренний рынок (или местных на внешний). Между этими двумя группами средств регулирования внешней торговли имеется принципиальное различие. При использовании экономических средствокончательное право выбора импортного или местного товара, ресурсов сохраняется за потребителем, который руководствуется ценой, качеством, условиями поставки продукции или предоставления ресурсов. При использовании административных средств нарушается рыночный механизм, сокращаются ассортимент товаров, возможности доступа к ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор продукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных.
25.2.Административные нетарифные методы регулирования ВЭД
Нетарифные методы включают широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств. Некоторые из них непосредственно не связаны с внешнеэкономическим регулированием, но тем не менее оказывают существенное влияние на ВЭД и внешнюю торговлю. В частности, согласно наиболее распространенной классификации нетарифных методов регулирования во внешней торговле, принятой в ООН, они делятся на три вида. К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограничение импорта в целях защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые «добровольные» ограничения экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т.д. Это самый многочисленный вид.
Второй вид включает методы, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых тем не менее ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, розливу и т.п.
К третьему виду относятся методы, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие, которых зачастую ведет именно к этому результату.
К. числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования импорта (а иногда и экспорта) относят лицензии и квоты. Практически все промышленно развитые страны применяют эти нетарифные методы. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство (в России — Министерство экономического развития и торговли) выдает разрешения на внешнеторговые операции определенными включенными в списки лицензируемых по импорту и по экспорту товарами. Применяемые странами системы лицензирования характеризуются значительным разнообразием форм и процедур. Основные виды лицензий можно свести к следующим двум типам: генеральной лицензии, разрешающей беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в списки, в течение определенного периода времени; и разовой лицензии, разрешающей импорт (экспорт) определенного товара определенному импортеру (экспортеру) с указанием количества товара, его стоимости, страны его происхождения (назначения), а в ряде случаев также и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен ввоз (вывоз) товара.
Использование лицензионных систем регулирования внешней торговли опирается на ряд согласованных на международном уровне норм. К ним, в частности, относятся некоторые положения Генерального соглашения по тарифам и торговле, а также Соглашение по процедурам лицензирования импорта, заключенное в рамках ГАТГ/ВТО [1].
Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с количественными ограничениями — квотами на импорт и экспорт отдельных товаров. Квоты — это ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт и экспорт определенных товаров на определенный период времени. В эту категорию входят квоты глобальные, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта. Количественное регулирование внешнеторговых операций осуществляется через разовые лицензии.
Количественные ограничения импорта и экспорта — прямая административная форма государственного регулирования внешней торговли. Лицензии и квоты ограничивают самостоятельность предприятий в отношении выхода на внешний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентируют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу и вывозу. Вместе с тем система лицензирования и квотирования импорта и экспорта, устанавливая жесткий контроль над внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования. Этим в значительной мере и объясняется, что лицензирование и квотирование в той или иной мере используются в арсенале средств торгового регулирования подавляющего большинства стран мира.
В настоящее время международная практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило,применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств. Подобную тенденцию можно наблюдать и в России. Так, в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [2] от 13 октября 1995 г. установлено, что количественные ограничения могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение национальной безопасности РФ, выполнение международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке, защита внутреннего рынка РФ и др.
Товары, на экспорт и импорт которых необходимо наличие лицензии, можно разделить на следующие группы:
• лицензии, на экспорт которых выдаются в пределах установленных квот (в основном товары, экспортируемые в связи с выполнением Россией международных обязательств);
• имеющие специфический характер (товары стратегического назначения: вооружение, товары двойного применения, лекарственное сырье и др.).
В контексте упорядочения мер административного регулирования можно рассматривать принятый в России в 1995 г. по итогам переговоров с Секретариатом ВТО «Порядок проведения расследования, предшествующего введению защитных мер», предусматривавший временную возможность ограничения ввоза в Россию товаров из-за рубежа по двум направлениям: путем установления количественных ограничений в виде импортных квот и введением специальных антидемпинговых и компенсационных пошлин. Такие ограничения могут распространяться не на всю импортируемую продукцию, а только на товары, поставки которых могут существенно подорвать позиции российских производителей на внутреннем рынке. Это, как правило, происходит при ввозе товаров по заниженным ценам или в таких объемах, которые могут привести к необходимости сокращения производства схожих по характеристикам товаров в России.
В последнее десятилетие широкое распространение получила практика заключения соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен, которые навязываются ведущими западными государствами более слабым в экономическом или политическом отношении экспортерам. Специфика этих видов ограничений состоит в нетрадиционной технике их установления, когда торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны. Так, соглашение о «добровольном» ограничении экспорта представляет собой навязанное экспортеру под угрозой санкций обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортирующую страну. Аналогично установление минимальной импортной цены должно строго соблюдаться экспортирующими фирмами при заключении контрактов с импортерами страны, установившей такие цены. В случае снижения экспортной цены ниже минимального уровня импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину, применение которой может привести к уходу с рынка.
К настоящему времени заключено свыше 100 соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен. Эти соглашения затрагивают торговлю продукцией текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии, молочными продуктами, бытовой электроникой, легковыми автомобилями, металлообрабатывающими станками и т.д.
Проблемы возникают при распределении квот между странами, поскольку необходимо гарантировать, чтобы товары из одной страны не переправлялись с нарушением установленной в ней квоты во вторую страну. Такай ситуация возникла, когда США выдвинули обвинение, что одежда китайского производства нелегально поступала на таможню США как одежда, изготовленная в Макао.
Импортные квоты необязательно предназначены для защиты отечественных производителей. Япония, например, сохраняет квотирование на многие сельскохозяйственные продукты, в ней не производящиеся. Квотирование импорта служит средством воздействия при ведении переговоров по сбыту японской экспортной продукции, а также позволяет избегать чрезмерной зависимости от любой иной страны в отношении необходимых продуктов питания, запасы которых могут сократиться в случае плохих климатических или политических условий.
Экспортные квоты могут устанавливаться для обеспечения отечественных потребителей достаточными запасами товаров по низким ценам, для предупреждения истощения природных ресурсов, а также для повышения цен на экспорт путем ограничения поставок на зарубежные рынки. Подобные ограничения посредством соглашений по различным видам товаров позволили квотировать странам-производителям такие товары, как кофе и нефть, в результате чего цены на эти продукты возросли в странах-импортерах.
Специфический тип квотирования, который полностью запрещает торговлю, называется эмбарго. Аналогично квотам эмбарго может Вводиться в отношении импорта или экспорта определенноговида товаров независимо от места назначения, в отношении отдельных видов товаров, поставляемых в конкретные страны, или в отношении всех товаров, поставляемых в определенные страны. Хотя эмбарго обычно вводятся в политических целях, последствия могут быть по существу экономическими. Например, США ввели эмбарго на торговлю с Никарагуа между 1984 и 1990 г. из-за политической вражды с Сандинистской партией, находившейся у власти. Но для Никарагуа последствия оказались и экономическими: Никарагуа испытывала трудности со снабжением, особенно с поставками запчастей для техники, производимой в США, и не могла сбывать урожай бананов в США, как раньше.
Особое место в ряду нетарифных методов регулирования занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался бы сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения. Однако недавно автомобилестроительные фирмы «большой тройки» предложили законопроект об экономии горючего, требующий от каждого автомобилестроителя увеличения экономии, усредненной по всем моделям, на одинаковую процентную долю. Такое предложение в случае его принятия будет обременительным для японских производителей, у которых средняя величина экономии горючего уже сегодня намного превосходит показатели моделей «большой тройки».
Среди методов нетарифного регулирования следует упомянуть административно-бюрократические проволочки при въезде, увеличивающие неопределенность и расходы на содержание товарно-материальных запасов. Например, во Франции ввели требование пропускать все ввозимые видеомагнитофоны через один небольшой таможенный пост, расположенный далеко от крупных городов и плохо укомплектованный кадрами. Вызванные этим проволочки эффективно удерживали японские магнитофоны за пределами французского рынка, пока не была достигнута договоренность о «добровольной» экспортной квоте, согласно которой Япония ограничивала свое проникновение на рынок Франции. Перуанские таможенники ввели за правило месяцами проводить таможенную очистку товаров, а затем взимать плату за хранение их на таможне в сумме, составляющей значительную долю стоимости импорта.
Специфический метод регулирования внешней торговли — импортные депозиты, представляющие собой форму залога, который импортер должен внести в банк на определенный срок, — беспроцентный вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал и ограничивается платежеспособность.
Определяющим моментом в современном развитии мировой экономики и международных экономических отношений является международное движение капитала. Высокий динамизм движения капитала, превращение его в объект острой международной конкуренции сделали настоятельно важной выработку международных стандартов и правил в этой области.
На национальном уровне административное регулирование движения капитала осуществляется в основном в рамках двусторонних соглашений, которые включают в себя четкое определение правового режима, порядок допуска инвестиций и инвесторов; определяется режим (справедливый и недискриминационный, национальный, наиболее благоприятствуемый нации), порядок национализации и компенсации, перевод прибылей и репатриация капитала и порядок урегулирования споров.
У России имеется ряд соглашений о защите капиталовложений. Они содержат принятые в международной практике положения. В частности, предусматривается режим наибольшего благоприятствования. Иностранные инвестиции могут быть экспроприированы лишь в исключительных случаях и в установленном законом порядке при условии незамедлительной выплаты компенсации капиталовложений по рыночной стоимости в иностранной валюте. Доходы от иностранных вложений, а также сами инвестиции могут беспрепятственно переводиться за границу в иностранной валюте. Спорные вопросы могут быть рассмотрены в иностранном суде. Стороны обязуются поощрять функционирование иностранных капиталовложений на своей территории, воздерживаться от принятия дискриминационных мер, которые могут помешать их содержанию, управлению и пользованию.
25.3.Таможенно-тарифное регулирование МЭО и ВЭД
Классический метод регулирования ВЭД, в том числе внешней торговли — таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим средствам регулирования внешней торговли. Таможенный тариф — это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогообложения, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на которые не Удовлетворен спрос среди собственных потребителей либо вывоз которых по каким-либо причинам нежелателен.
Существует два основных вида таможенной политики государства, отражающих уже упоминавшиеся общие подходы к международной торговле — протекционизм и «свободная торговля». Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых — экспортный налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика «свободной торговли» направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них полностью.
В настоящее время таможенные тарифы применяют более 100 стран мира. Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам отдельных стран, их можно разделить на следующие группы:
• тарифы промышленно развитых государств;
• тарифы развивающихся стран.
Таможенно-тарифное регулирование в промышленно развитых странах. Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, многоколонные, т.е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понимается условие в международных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимися государствами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.)? которыми пользуется или будет пользоваться у них любое третье государство. Как известно, длительное отсутствие такого режима в торгово-экономических связях СССР и США ставило экспортируемые в Соединенные Штаты советские товары в весьма неблагоприятное положение по сравнению с аналогичными товарами из других стран.
Учитывая глубокое воздействие пошлин на экономику страны, промышленно развитые государства договорились в многостороннем порядке и с 1 января 1948 г. ввели в действие Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регулировало и до настоящего времени (в виде ВТО) регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения. В результате проведения так называемых раундов многосторонних переговоров внешнеторговые пошлины на промышленные товары к середине 1990-х годов снижены на 85—90% от первоначального уровня, что отражает процесс их постепенной либерализации Так, среднеарифметический уровень пошлины, рассчитанный для таможенных тарифов США, Японии, единого таможенного тарифа ЕС, Швейцарии и Канады, составляет 6,47%, а средневзвешенный — 4,7%.
По способу взимания различают следующие пошлины:
• адвалорные, определяемые в процентах цены товара;
• специфические, исчисляемые с объема, штуки или веса;
• комбинированные, включающие два предыдущих способа установления пошлины;
• сезонные, которые взимаются в определенное время года, например во время уборки урожая.
По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:
• фискальные, призванные увеличить доходы государственного бюджета;
• протекционистские, которые используются в целях защиты некоторых отраслей национальной промышленности от притока иностранных товаров;
• преференциальные ввозные для некоторых товаров из определенных стран;
• льготные, вводимые для отдельных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров;
• уравнительные, т.е. дополняющие основные ввозные пошлины в целях выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары национального производства;
• компенсационные, которые используются в том случае, если на импортируемые товары давались государственные субсидии при их производстве или экспорте страной-экспортером;
• антидемпинговые, которые применяются для противодействия импорту из тех стран, чье правительство предоставляло своим предпринимателям экспортные премии.
Таможенные тарифы промышленно развитых государств содержат также колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преференций.
В таможенно-тарифной практике наиболее распространены адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20—50%, а в отдельных случаях — и в 2 раза. Поэтому методы определения цены импортируемого товара так же важны для расчета суммы пошлин, как и размер самой пошлины. В настоящее время применение многими странами методов оценки стоимости импортных товаров регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках ГАТТ.
Ограничительная функция таможенных тарифов в основном реализуется посредством сохранения высоких ставок пошлин на ряд товаров или путем прогрессивного повышения ставок пошлин в зависимости от степени обработки импортируемой продукции. Наиболее часто высокими пошлинами облагается продукция традиционных трудоемких отраслей промышленности — текстильной, кожевенно-обувной, а также отдельные категории машин и оборудования, в первую очередь — электротехнического машиностроения.
В интересах зашиты национальной обрабатывающей промышленности в развитых странах используется метод построения тарифов на основе эскалации пошлин, т.е. повышения их ставок в зависимости от степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологической цепочки (например, каучук — вулканизированная резина — резинотехнические изделия). Импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты и особенно на готовые изделия ставки пошлин существенно возрастают.
Характерной особенностью таможенных тарифов стран Запада является то, что все они основываются на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), которая была разработана Советом таможенного сотрудничества (СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле с января 1988 г. [3].
Появление ГС обусловлено тем, что развитие международного разделения труда, сравнительно быстрые темпы роста международной торговли, появление многих новых товаров и другие факторы вызвали необходимость разработки более детализированного и унифицированного внешнеторгового классификатора для того, чтобы облегчить сбор, сопоставимость и анализ статистических данных международной торговли, способствовать унификации коммерческих документов, снижению расходов, связанных с переводом статистических данных из одной классификационной системы в другую, достижению более тесной увязки между внешнеторговой, промышленной и транспортной национальной статистикой.
Таможенные тарифы развивающихся стран. Таможенным тарифам принадлежит важная роль в регулировании импорта развивающихся стран. Средний уровень обложения пошлинами ввозимых в большинство из них товаров намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связано, прежде всего, с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины — весьма существенный источник поступлений в государственный бюджет.
С точки зрения защиты национального рынка тарифными барьерами можно выделить три группы развивающихся стран.
Для первой характерны ставки таможенного обложения, не превышающие, как правило, 50%, и беспошлинный режим ввоза многих товаров. В эту группу входят ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили и другие, а также отдельные государства Азиатско-Тихоокеанского региона — Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе относятся и некоторые государства Персидского залива.
Ко второй группе относятся государства с более высокими ставками пошлин, варьирующимися в основном в размере 50—100%. К ним, в частности, относятся Алжир, Ливия, Танзания (Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индонезия, а также Южная Корея.
Третья группа развивающихся стран, где пошлины превышают (причем иногда существенно) 100%, — это Египет, Ботсвана, Марокко, Колумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Особенно высокими ставками пошлин отличаются тарифы Египта, Эквадора, Пакистана.
Подавляющее большинство развивающихся стран осуществляют построение тарифов на основе Брюссельской товарной номенклатуры Совета таможенного сотрудничества, хотя до конца 1990-х годов большинство государств предполагали осуществить переход на ГС. Различия в структуре тарифов отдельных развивающихся стран весьма ощутимы наряду с одно-, двух- и трехколонными тарифами, составляющими большинство; ряд государств применяет тарифы с большим числом колонок (например, в тарифах Венесуэлы их насчитывается 7, Сенегала — 9, Мали — 17).
Наряду с пошлинами в таможенные тарифы многих развивающихся стран включаются фискальные сборы и разнообразные налоги, часто включаются административные и внутренние налоги. Втарифах многих стран используются специфические пошлины (особенно часто — в Сингапуре, Таиланде, Индонезии).
Наряду с национальными тарифами действуют таможенно-тарифные объединения нескольких стран в форме таможенных союзов. Участники этих союзов, отменив пошлины во взаимной торговле, устанавливают общий таможенный тариф в торговле с третьими странами. Пример таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, — Европейский союз.
Все более важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности приобретают мероприятия международных организаций, членами которых являются развитые капиталистические и развивающиеся страны, в частности Всемирная торговая организация. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК). Их деятельность, отражая объективные потребности в расширении сотрудничества, несмотря' на конкурентную борьбу, направлена на утверждение взаимоприемлемых принципов и правил экономического общения государств, на урегулирование между ними конфликтов при обмене, устранение барьеров на торговых путях, наконец, на унификацию и упрощение в общих интересах торговых процедур и документов.
Резюме
Государство активно участвует в развитии внешнеэкономической деятельности при помощи комплекса специальных методов, которые можно разделить на экономические и административные.
К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействующим на количество и опосредованно — на цену, относятся квотирование, правила о преимущественном приобретении товаров местного производства, лицензирование, валютный контроль, произвольно устанавливаемые стандарты, административные проволочки и требования бартерного обмена.
К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействующим на цены и опосредованно — на количество товаров, относятся таможенные тарифы, субсидии, законодательство о минимальных ценах, произвольная таможенная оценка и специальные сборы.
Определяющим в современном развитии мировой экономики и международных экономических отношений является международное движение капитала.
Административные методы регулирования движения капитала на национальном уровне включают в себя правовой режим по содержанию иностранных инвестиций, управлению и пользованию ими, порядок448 ^- Механизм, функциональные инструменты и институты МЭО
допуска инвестиций и инвесторов, определение режима (национального, наиболее благоприятствуемой нации), порядок национализации и компенсации, перевод прибыли и репатриацию капитала, и порядок урегулирования споров.
Основные понятия
Государственное регулирование ВЭД — совокупность мер, принимаемых государством и призванных совершенствовать ВЭД в интересах
национальной экономики, защищать национальную экономику от «чрезмерно» внешней конкуренции.
Административное регулирование ВЭД — система организационно-правовых мер по ограничению, запрету и контролю за импортом (экспортом) тех или иных товаров. В качестве одного из средств административного регулирования может использоваться лицензирование и квотирование.
Таможенный тариф — установленный но законодательном уровне систематизированный свод таможенных пошлин на товары, пропускаемые через границу данного государства. По характеру действия относится к
экономическим регуляторам внешней торговли.
Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС) — международные правила классификации и статистической информациипо товаром, поступающим во внешнюю торговлю. Включает подробный многоцелевой перечень ввозимых и вывозимых товаров, распределенных по специальной классификационной схеме; в числе вспомогательных материалов: алфавитный указатель к ГС, а также ключ перехода от номенклатуры Совета таможенного сотрудничество (СТС) к ГС.
Контрольные вопросы
В чем смысл государственного регулирования ВЭД? Назовите основные методы и инструменты государственного регулирования внешней торговли.
Каковы принципы построения и применения таможенного тарифа? Для чего предназначена Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС)?
Библиографический список
Внешнеэкономический бюллетень. М. 1996. JSfe 7(1). С- 52. Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ (с изм. и доп. от 8 июля 1997 г.; 10 февраля 1999 г.).
Краткий внешнеэкономический словарь-справочник / Под ред, В.Е. Рыбалкина. - М: МО, 1996.
Международное сотрудничество и сотрудничество в социально-экономических учреждениях и организациях системы ООН
• Международное сотрудничество ведущих стран мира. «Группа восьми»
• Основные принципы и направления экономической деятельности ООН
• Система органов экономического сотрудничества в рамках ООН
• Некоторые проблемы развития экономического сотрудничества в рамках ООН
26.1. Международное сотрудничество ведущих стран мира. «Группа восьми»
Глубокие качественные изменения в мире и, в особенности, в мировой экономике поставили вопрос о новых формах взаимодействия стран, прежде всего играющих существенную роль в развитии человеческого сообщества. Если раньше эта роль обозначалась национально-государственными рамками, то во второй половине XX в. и тем более к его концу, наметилось определяющее значение взаимозависимости и взаимовлияния как в новом мировом историческом, так и в мирохозяйственном процессе. Принципиальным признаком современного этапа развития мирового сообщества и на перспективу стала глобализация международных, в том числе мирохозяйственных отношений.
У истоков нового механизма формирования основ и направлений развития мировой политики и экономики, базирующегося на концепции взаимозависимости, выработанной известными западными учеными и политическими деятелями, была так называемая (по месту заседания ответственных представителей четырех, а затем пяти сторон в библиотеке Белого дома. — В.Р.) — «библиотечная группа»1.
Первое официальное заседание саммита шести (с участием также Италии) состоялось в ноябре 1975 г. в предместье Парижа —Рамбуйе. На нем были одобрены основные направления и методы работы «группы*, статус его решений, характер и правила отношений с внешним миром, что было зафиксировано в итоговом решении — Декларации Рамбуйе. При этом было отвергнуто выдвигавшееся ранее американской стороной предложение о придании саммиту функции механизма принятия официальных решений.
Неформализированный характер решений саммитов «группы восьми* не означает их лозунговый характер. Реализация согласованных подходов последовательно реализуется, через их продвижение странами-участницами в международных организациях и структурах (ООН, ВТО, МВФ, МБРР, ОЭСР, ЮНЕСКО, МОТ, ФАО, ВОЗ и т.д.), что обеспечивается политическим и экономическим значением и ролью стран — членов «клуба лидеров» в мировом сообществе.
Немаловажным обстоятельством, обусловливающим актуальность и перспективы реализации решений «группы восьми», является практика приглашения для рассмотрения соответствующих вопросов руководителей заинтересованных стран (к примеру, многих развивающихся стран в Эвиане) и международных организаций (ВТО) и т.д.
Можно констатировать, что «клубом лидеров» избрана весьма плодотворная практика общения, обсуждения, принятия и реализации масштабных решений, затрагивающих интересы мирового сообщества, в том числе и, в особенности, в области экономики.
Есть все основания для распространения такой практики. На современном этапе, когда вырисовывается тенденция усиления однополярности, простое расширение «восьмерки» не представляется эффективным.
Другой вариант — создание международных структур, подобных «клубу лидеров» из новейших индустриальных стран, выходящих в обозримой перспективе на ведущие мировые позиции, особая значимость рассмотрения вопросов, выносимых на обсуждение, эксклюзивные методы обеспечения их реализации. Это далеко не внешняя и исключительная сторона деятельности саммитов, неслучайно получивших название «клуба лидеров». Указанное было закреплено в Декларации Рамбуйе: «Каждый из нас. Несет ответственность за управление открытым демократическим обществом... и ...отвечает за процветание крупной», индустриальной экономики. Рост и стабильность наших экономик помогут процветанию всего индустриального мира и развивающихся стран».
Декларация первого заседания «клуба лидеров» в известной мере была программным документом, определившим основные направления и задачи деятельности саммитов на долгие годы, что полностью подтвердилось за истекшие 30 лет. Основные ее положения актуальны и в настоящее время, и на перспективу.
В экономической области участниками клуба были определены основы общего подхода к ключевым социально-экономическим проблемам западного мира, которые должны быть предлогом постоянного внимания: обеспечение устойчивого экономического роста, подавление инфляции, сокращение безработицы. В тех или иных вариантах они подтверждались на всех последующих саммитах, несмотря на глубокие и временами существенные идейно-политические, партийные различия позиций участников заседаний, представлявших страны в данный момент.
Внутренние социально-экономические проблемы, среди которых в качестве приоритетных были признаны названные выше и добавившиеся к ним позже энергетические, стали стержнем рассмотрения и решений, требовавших выработки общих подходов применительно к странам — членам клуба, а также к неучаствующим государствам.
Безусловным предметом рассмотрения стали стратегические проблемы мирового хозяйства и международных экономическихотношений.
Признавая новую особую роль фактора взаимозависимости национальных экономик, «клуб лидеров» определил как важнейшие приоритеты в этой области:
• поддержание открытости международной торговой системы как средства увеличения объемов мировой торговли и укрепления стабильности цен. Перед ГАТТ (ВТО) поставлена задача «достижения максимально возможного уровня либерализации торговли». В этом плане предусматривалось: «существенное сокращение тарифов», «уменьшение числа нетарифных мер»; расширение «сельскохозяйственной торговли». Эти вопросы являлись и являются предметом постоянного внимания саммитов «группы восьми»;
• поддержание стабильности международной валютно-финансовой системы, в том числе путем «противодействия беспорядочным колебаниям рынков и обменных курсов». Несмотря на сложность возникающих в этой сфере проблем на целом ряде саммитов «клуба лидеров» они были предметом обсуждения и принятия согласованных решений;
• содействие в решении социально-экономических проблем развивающихся стран, прежде всего с помощью сокращения452 V- Механизм, функциональные инструменты и институты МЭО
дефицита их платежных балансов, увеличения их экспортной выручки;
• обеспечение западной экономики достаточными энергетическими ресурсами, выработка и осуществление мер для преодоления энергетического кризиса. Это задача остается крайне актуальной, что делает необходимым ее рассмотрение и в настоящее время. Неслучайно последнее было важным пунктом повестки саммита «группы восьми» в 2005 г. Подчеркивая значение роста взаимозависимости стран, «Декларация Рамбуйе» провозгласила стремление государств-участников развивать «конструктивный диалог между всеми странами, невзирая на различия в уровнях их экономического развития, наличия ресурсов, различия политических и социальных систем».
За истекшие годы состоялся 31 саммит «клуба лидеров», к числу которых в 1976 г. присоединилась Канада, а в 1986 г. в полной мере согласно решению Лионской встречи — Россия. За время деятельности клуба лидеров сформировалась достаточно четкая структура периодически функционирующих рабочих органов саммитов: групп представителей высокого уровня по основным конкретным вопросам, подлежащим обсуждению («новая энергетическая стратегия»); министров финансов и министров иностранных дел. В странах предусмотрена практика назначения шерпов и сушерпов, отвечающих за подготовку отдельных важнейших позиций и материалов, и т.д. В последние годы был взят курс на повышение роли председателей совещаний саммита, проводимых поочередно во всех странах-участницах.
Широкий круг важнейших международных проблем в области мировой политики (военная акция в Ираке и т.д.) и экономики (обеспечение устойчивого развития, ускорение экономического роста, реформы международной торговой системы, состояние мировой энергетики, охрана окружающей среды и т.п.) были предметом рассмотрения на последних саммитах «группы восьми» в Кана-каскисе (Канада, 2002), Эвиане (Франция, 2003), Лонг-Айленде (США, 2004) и в Гленигалсе (Шотландия, 2005), где рассматривались некоторые из указанных проблем, а также вопросы борьбы с международным терроризмом. Очередной саммит «группы восьми» состоится под председательством Президента РФ В. В. Путина в Санкт-Петербурге в 2006 г.
26.2.Основные принципы и направления экономической деятельности ООН
В мировой экономике на протяжении уже более полувека международное сообщество ищет пути решения проблем с помощьюООН и ее механизмов, не без основания рассчитывая на ее глобальный характер. Анализ 50-летней практики ООН приводит к выводу, что, наряду с всемерным увеличением роли мировых политических проблем, большое место в ее деятельности занимают экономические аспекты. Выражается это, прежде всего в расширении экономических функций ООН. Все новые сферы мирового хозяйства, международных экономических отношений становятся предметом ее изучения, анализа, поиска путей и средств решения, выработки соответствующих рекомендаций. Параллельно с этим меняется организационная структура самой ООН, увеличивается число экономических учреждений и стран, в них участвующих, расширяется поле деятельности этих учреждений, их контакты с другими международными, а также национальными институтами и организациями.
Значение экономической деятельности ООН возрастает и с усложнением процессов, происходящих во всемирных экономических отношениях и международном разделении труда, с ростом многообразия возникающих в мировой экономике проблем, динамизмом хозяйственной международной жизни, вызывающим необходимость быстрых и эффективных решений.
Осуществляя экономическую деятельность, ООН остается, прежде всего, политической организацией. Политический характер наглядно проявляется в трактовке и применении основополагающих принципов, которые сама организация закрепила в своих резолюциях и программах, в выработке мер по их разрешению, в отношении ООН к мировым рынкам, проблемам развития отдельных стран и т.д.
В статье 1 Устава ООН в концентрированном виде сформулированы цели международного сотрудничества, в том числе и в экономической сфере: «... осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального...» характера. Ряд других положений Устава непосредственно касается вопросов экономического сотрудничества. Так, гл. IX и X целиком посвящены экономическому и социальному сотрудничеству. Особое значение имеет ст. 55, содержащая указания конкретных целей экономического сотрудничества в рамках ООН. В числе этих целей называются: создание условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений, повышение уровня жизни, полной занятости населения, содействие условиям экономического и социального прогресса и развития. Устав не содержит перечня специальных принципов экономического сотрудничества, однако зафиксированные в ст. 2 общие принципы международного сотрудничества в рамках ООН в полной мере относятся и к сфере сотрудничества по экономическим проблемам.
Экономическая деятельность ООН включает в себя четыре главных направления:
• решение общих идя всех стран глобальных экономических проблем;
• содействие экономическому сотрудничеству государств с разными уровнями социально-экономического развития;
• содействие хозяйственному росту развивающихся стран;
• решение проблем регионального экономического развития. На практике работа по данным направлениям осуществляется с
использованием следующих форм деятельности: информационной, технико-консультативной и финансовой.
Информационная деятельность — самый распространенный вид работы ООН. Вопросы, представляющие интерес, вносятся на повестку дня политических дискуссий, готовятся письменные доклады и т.д. Цель такой деятельности — общее воздействие на направления экономической политики стран-членов. В большей степени эта работа «про запас», «на будущее». Публикуется значительное количество различной информации, статистических изданий, которые имеют высокую репутацию у специалистов. Работу в области унификации, сбора и обработки исходных статистических данных возглавляют Статистическая комиссия и Статбюро. Деятельность в области системы учета и статистики весьма полезна и выгодна слаборазвитым странам, поскольку, с одной стороны, у них отсутствуют (зачастую) собственные экономически выверенные статистические методики, а с другой — иностранные хозяйственные субъекты, стремясь проникнуть на рынки этих стран, имеют практически единственную возможность получить реальную информацию об экономике данной страны.
Технико-консультативная деятельность ООН осуществляется в виде технической помощи государствам, нуждающимся в ней. Еще в 1948 г. были приняты своего рода принципы оказания такой помощи, которая:
• не должна служить средством для иностранного экономического и политического вмешательства во внутренние дела;
• должна оказываться исключительно через правительство;
• должна предоставляться исключительно данной стране;
• должна быть предоставлена по возможности в той форме, которая желательна для данной страны;
• должна отвечать высоким требованиям в качественном и техническом отношении.
Более подробно о данной сфере деятельности сказано ниже.
Валютно-финансовая деятельность осуществляется преимущественно по линии международных организаций: Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовойкорпорации, Международной ассоциации развития, Международного валютного фонда. Эти организации формально являются специализированными организациями ООН.
26.3. Система органов экономического сотрудничества в рамках ООН
Основные структурные подразделения системы органов экономического сотрудничества в рамках ООН*— это три из шести главных органов, указанных в Уставе, а именно: Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный совет и Секретариат.
Генеральная Ассамблея (ГА ООН), согласно соответствующим статьям Устава, несет ответственность за выполнение функций Организации в области международного сотрудничества и осуществляет руководство конкретной деятельностью в этой сфере Экономического и Социального советов. Основная задача Ассамблеи — служить высшим форумом в рамках Организации для обсуждения наиболее важных, ключевых проблем экономического характера. Свои функции в рассматриваемой области Ассамблея осуществляет главным образом через Второй комитет (по экономическим и финансовым вопросам). Это один из главных комитетов Ассамблеи. Ассамблея учреждает новые организации международного сотрудничества, такие, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) или Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), о чем будет сказано ниже.
Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС) — это следующий по старшинству орган в системе экономического механизма ООН. Созданный в 1946 г., ЭКОСОС осуществляет координацию всей деятельности ООН в социально-экономической области. Членами ЭКОСОС состоят 54 государства — члена ООН, избираемые Генеральной Ассамблеей ООН, причем пять постоянных членов Совета Безопасности — это неизменные члены. Высший орган ЭКОСОС — сессия совета. Ежегодно проводятся три сессии:
• весенняя — по социально-правовым и гуманитарным вопросам;
• летняя — по экономическим и социальным вопросам;
• организационная.
В деятельности ЭКОСОС следует выделить три главные функции:
• ответственный специализированный форум государств в рамках ООН для квалифицированного обсуждения международных экономических и социальных проблем к разработки принципиальной политической линии;
• координация всей деятельности ООН по экономическим и социальным вопросам, координация деятельности специализированных учреждений ООН;
• подготовка квалифицированных исследований по общим и специальным проблемам экономического и социального развития, международного сотрудничества.
Итак, ЭКОСОС координирует деятельность:
• постоянных комитетов (экономкомитета, социального комитета и др.);
• функциональных комиссий и подкомиссий (статистической, по социальному развитию и т.д.);
• региональных экономических комиссий (Европейской экономической комиссии — ЕЭК, Экономкомиссий для Африки и др.);
• специализированных учреждений ООН (ФАО, ЮНИДО и др.).
Отношения ЭКОСОС с организациями, имеющими автономный характер, например с ПРООН, служащей вспомогательным органом ГА ООН, регулируются соответствующими регламентами.
Согласно ст. 68 Устава для выполнения своих функций ЭКОСОС имеет право создавать вспомогательные органы, работающие в период между сессиями. В настоящее время действуют 11 постоянных комитетов и комиссий (по природным ресурсам, по неправительственным организациям и др.), шесть функциональных комиссий (статистическая, социального развития и др.), пять региональных экономических комиссий и ряд других органов.
Секретариат ООН — третье основное звено в системе органов экономического сотрудничества. Это административно-исполнительный орган, обслуживающий нормальное функционирование других ООНовских институтов, выполняющий конкретные поручения. Подавляющее большинство сотрудников центрального аппарата Секретариата работают на экономическую службу. В состав экономического аппарата ООН входит несколько подразделений, крупнейший из которых — Департамент по экономическим и социальным вопросам.
Далее рассмотрим некоторые организации ООН, деятельность которых в области международных экономических отношений наиболее активна и осязаема.
ГА ООН в конце 1964 г. приняла резолюцию, учредившую Конференцию по торговле и развитию (ЮНКТАД) в качестве органа ООН, не являющуюся между народной торговой организацией. В деятельности ЮНКТАД участвует 191 страна, в том числе Россия. Штаб-квартира — в Женеве, отделение связи — в Нью-Йорке.
Высший орган ЮНКТАД — сессия и Совет по торговле и развитию. Сессии проводятся один раз в четыре года. Совет собирается дважды в год. Текущая деятельность осуществляется рабочим комитетом и Секретариатом. Штаб-квартира организации располагается в Женеве.
Основные задачи ЮНКТАД;
• содействие развитию международной торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного сотрудничества между государствами;
• выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных международных экономических отношений;
• участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной
торговли.
ЮНКТАД рассматривает широкий круг вопросов и проблем международной торговли сырьем, готовыми изделиями и полуфабрикатами, транспорта, страхования, кредитования внешней торговли, передачи технологий и др. Решения ЮНКТАД и ее органов облекаются в форму резолюций, заявлений, согласованных выводов и не носят юридически обязательного характера.
К настоящему времени состоялось одиннадцать сессий ЮНКТАД. Последняя прошла 13—18 июня 2004 г. в г- Сан-Паулу (Бразилия). Основной целью 11-й сессии ЮНКТАД являлась выработка мер по повышению согласованности между национальными стратегиями развития и глобальными процессами в целях экономического роста и развития. Особое внимание было уделено интересам развивающихся и наименее развитых стран.
В ходе Конференции были рассмотрены четыре основных вопроса: стратегия развития в условиях глобализации мировой экономики, наращивание произведенного потенциала и повышение международной конкурентоспособности, обеспечение выгод для развития от системы международной торговли и торговых переговоров, партнерство в целях развития.
С созданием ВТО практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна пи вообще эта организация. В конце концов в Мидранде было достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу- Эта организация универсального характера в качественно новых условиях конца XX — начала XXI в. должна вырабатывать общие торгово-политические принципы в контексте развития, а за ВТО остаются чисто торговые вопросы, да и Соглашение переросло в организацию. В условиях глобализации, укрупнения мировых рынков возникли новые барьеры для развивающихся стран, они прямо поставили вопросы: а каково содействие ЮНКТАД в плане их невытеснения с рынков, способна ли ЮНКТАД содействовать реально и т.д. Конференция приняла ряд мер по решению обсуждавшихся в Мидранде проблем, но говорить о результатах пока рано.
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) — специализированное учреждение ООН для содействия индустриализации развивающихся стран, их промышленного развития путем мобилизации национальных и международных ресурсов. ЮНИДО была создана в 1966 г. Высший орган — Генеральная конференция, созываемая один раз в два года. Руководящие органы ЮНИДО — Совет по промышленному развитию и Комитет по программным и бюджетным вопросам. Штаб-квартира ЮНИДО находится в Вене.
Деятельность ЮНИДО принято условно подразделять на оперативную и вспомогательную. Оперативная деятельность ЮНИДО исходя из резолюции ГА ООН включает:
• разработку рекомендаций и оказание конкретной помощи странам в подготовке программ индустриализации с учетом политической, экономической, финансовой обстановки, технических факторов;
• создание и укрепление в развивающихся странах учреждений и органов по вопросам управления производством;
• организацию и проведение научно-исследовательской работы по обоснованию промышленных объектов;
• предоставление технической помощи в осуществлении конкретных проектов, рекомендаций по использованию сырьевых ресурсов и др.
Вспомогательная деятельность включает в себя сбор, обобщение, публикацию и распространение информации, публикацию докладов и т.д.
ЮНИДО располагает Банком промышленной и технологической информации (БПТИ) и обеспечивает его деятельность и связи с аналогичными банками на региональном и национальном уровнях. Развивающиеся страны, таким образом, получили доступ к информации научно-технического характера, т.е. реальную помощь.
С начала 1986 г. ЮНИДО приобрела статус специализированного учреждения системы ООН. Преобразование коснулось организационных вопросов административной, финансовой, кадровой самостоятельности, не изменив существа ее деятельности, целей, принципов и направлений. В настоящее время ЮНИДО имеет собственный регулярный бюджет, формируемый из обязательных взносов стран-членов и предназначенный главным образом для содержания Секретариата. Финансирование оперативной деятельности осуществляется из средств Программы развития ООН и Фонда
промышленного развития ЮНИДО, складывающегося из добровольных взносов стран-членов.
Если ЮНИДО имеет статус специализированной организации, работающей с развивающимися странами, то другой институт ООН — Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) — это вспомогательный орган ГА ООН, международная программа по предоставлению многосторонней технической и предынвестиционной помощи развивающимся странам в важнейших секторах экономики. Создан в 1965 г. руководящий орган ПРООН — Совет управляющих, состоящий из 48 представителей правительств, избираемый на трехлетний период. Ежегодно проводятся две сессии Совета, в промежутках между ними организацией руководит Секретариат, расположенный в Нью-Йорке.
Помощь ПРООН финансируется за счет добровольных взносов и оказывается только правительствами, через их посредство или по их просьбам. К середине 1990-х годов глобальная сеть ПРООН расширилась до 132 страновых отделений, обслуживающих 175 стран и территорий. Бюджет ПРООН из года в год варьируется, так как запланировать добровольные взносы довольно сложно. Так, в 1993 г. общий объем средств в распоряжении ПРООН равнялся 1,42 млрд долл., из которых на добровольные взносы пришлось 0,91 млрд долл., а освоение средств составило 1 млрд долл. В настоящее время Совет управляющих призвал ПРООН сконцентрировать свою деятельность на шести направлениях: борьба с нищетой, развитие управленческой деятельности, техническое сотрудничество между развивающимися странами, окружающая среда, рациональное использование природных ресурсов, участие женщин в развитии, технологиях в целях развития. Эти шесть направлений были сконцентрированы в программах пятого цикла (1992—1996). Программы данной организации реально функционируют, ибо задействованы немалые средства. За использованием добровольных взносов установлен соответствующий контроль. Имеются примеры реального осуществления проектов (ирригация, рыболовство, эксплуатация лесных ресурсов и т.д.).
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) — специализированное учреждение ООН, задача которого заключается в координации работы межправительственных организаций по вопросам сельского хозяйства, а также индивидуальных и коллективных действий в целях улучшения обеспечения населения сельхозтоварами. ФАО была создана в 1945 г., высший орган — Конференция, созываемая раз в два года, штаб-квартира — в Риме. Одна из основных задач ФАО — оказание помощи развивающимся
странам в области сельского, лесного и рыбного хозяйства. Помощь в рамках ФАО носит как материальный, так и нематериальный характер. В развивающиеся страны поставляется продовольствие, осуществляется техническая помощь в развитии сельхозпроизводства, подготовка кадров, разработка рекомендаций и т.д.
Отдельным блоком стоят региональные экономические комиссии, координируемые ЭКОСОС и учрежденные в соответствии с резолюциями ЭКОСОС.
Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК) учреждена в 1947 г. в качестве временного органа ООН с пятилетним сроком полномочий в целях содействия экономическому возрождению послевоенной Европы. С 1951 г. ЕЭК получила статус постоянного органа ООН. Руководящий орган ЕЭК — очередная ежегодная сессия, секретариат расположен в Женеве. ЕЭК содействует развитию торговли, научно-технического сотрудничества. В составе ЕЭК около полутора десятков отраслевых комитетов — по вопросам сельского хозяйства, химии и т.д. В последние годы ЕЭК сосредоточила свое внимание главным образом на проблемах экологии, особенно трансграничного характера, в области эффективного использования энергии (программа «Энергетическая эффективность в 2000 году»), в области транспорта (с позиций экологии) и лесных ресурсов.
Экономическая комиссия для Африки (ЭКА) создана в 1958 г. в целях оказания содействия африканским народам в изучении и анализе проблем развития Африканского континента. ЭКА разрабатывает мероприятия по экономическому развитию данного региона, предоставляет консультативные услуги согласно запросам стран-членов. Высший орган — ежегодные сессии Комиссии, в перерыве руководство осуществляется через Исполнительный комитет. ЭКА имеет четыре субрегиональных отделения: для Северной Африки — в г. Танжере (Марокко), для Западной Африки — в г. Ниамее (Нигер), для Восточной Африки — в г. Лусаке (Замбия), для Центральной Африки — в г. Киншасе (Заир). В последние годы ЭКА оказывала содействие в рамках консультативных технических услуг в области борьбы с засухой, создания проектов в области ирригации, подготовки кадров. Бюджет ЭКА в последние годы выше, чем у других комиссий. Так, в 1992—1993 гг. он составил 72,1 млн долл.
Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) создана в 1948 г. Высший орган — сессия, созываемая один раз в два года, в период между сессиями — Комитет в составе представителей всех 40 стран-членов — Латинской Америки, а также США, Канады, Великобритании, Франции, Голландии, Испании. В составе ЭКЛАК действуют постоянные органы — Комитет по экономическому сотрудничеству стран Центральной Америки, Комитет по развитию и сотрудничеству стран Карибского бассейна, Комитет по торговле, Комитет правительственных экспертов. Основные направления работы ЭКЛАК во многом похожи на уже Отмечавшиеся выше, бюджет приблизительно такой же, каки у ЭКА.
Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) — региональный орган, основана в 1947 г. Высший орган — ежегодная сессия, секретариат ЭСКАТО расположен в Бангкоке. Члены ЭСКАТО — большинство стран региона, включая США, Нидерланды, Великобританию, Францию. На 50-й сессии Комиссии в Дели в 1994 г. была принята Декларация об укреплении регионального экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе на пути к XXI столетию, которая, в общем наметила пути развития региона с учетом его специфики. Ведется работа в рамках программы действий по региональному экономическому сотрудничеству в области передачи технологии под инвестиционные проекты, Определенные достижения имеются в рамках реализации программы «Транспорт и связь» и программы развития инфраструктуры, имеющих крайне важное значение для региона, в котором проживает более половины населения земли.
Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА) создана в 1974 г. В состав ЭСКЗА входят 14 государств данного региона. Высший орган — пленарная сессия, созываемая раз в два года. Секретариат ЭСКЗА состоит из ряда отделов — планирования, промышленности, сельского хозяйства и других, расположен в Багдаде. Экономическое сотрудничество стран в данном регионе во многом определяется политической ситуацией. Задачи, которые ставит перед собой ЭСКЗА, в принципе аналогичны тем, что рассмотрены выше: создание благоприятных условий для экономического сотрудничества в регионе, укрепление экономических отношений, исследования технического характера и т.д. В 1994 г. в Аммане Комиссия приняла для выполнения пять тематических программ:
• рациональное использование природных ресурсов и управление природопользованием;
• повышение качества жизни;
• экономическое развитие и сотрудничество;
• события регионального значения и глобальные изменения;
• специальные проблемы.
На протяжении последних лет бюджет ЭСКЗА меньше бюджетов других организаций примерно на 40—45% и сравним с бюджетом ЕЭК. 462 V- Механизм, функциональные инструменты и институты МЭО
26.4.Некоторые проблемы развития
экономического сотрудничества в рамках ООН
Несмотря на предпринимаемые усилия международного сообщества решить проблемы развития экономического сотрудничества через систему и механизмы ООН, остается ряд принципиальных вопросов, к решению которых либо пока не найдены соответствующие подходы, либо отдельные факторы глобального характера возводят труднопреодолимые барьеры, либо их неразрешимость связана с малоэффективным механизмом принятия решений, выполнения их и т.д.
В этой связи целесообразно напомнить о некоторых крупных инициативах, документах и решениях, принятых в рамках экономической деятельности ООН, но не воплощенных в жизнь. В 1974 г. на шестой спецсессии ГА ООН были приняты Декларация и Программа действий по установлению нового экономического порядка. Однако спустя 20 с лишним лет результатов воплощения программы в жизнь не видно. Неудачей закончились попытки начать переговоры по глобальным проблемам в плане развития идей, заложенных в резолюции ГА ООН от 1975 г. «О развитии и международном экономическом сотрудничестве».
После 1960 г. были приняты три международные стратегии развития (1960-1970, 1970—1980, 1980-1990), и все они не были выполнены по заложенным в них целям (рост ВВП, промышленности, сельского хозяйства, международной торговли, экономической помощи). В 1990 г. на XVTI1 спецсессии ГА ООН по экономическим вопросам была принята Декларация о международном экономическом сотрудничестве. Спустя десятилетие весьма сложно найти следы воплощения в жизнь положений данного документа.
Нерешенность многих проблем в экономической сфере остро ставит вопрос повышения авторитета ООН. Если миротворческая роль ООН в целом общепризнанна, то экономическая составляющая проявляется гораздо слабее. Думается, что эффективному продвижению вперед препятствуют как факторы глобального характера, так и объективные причины, характерные для такой огромной организации, как ООН.
Изменения в экономической жизни, в международных экономических отношениях последних лет имели огромное влияние на осуществление тех идей, которые были заложены в документах ООН 60-х, 70-х и даже 80-х годов XX в. Исчезновение социалистических государств с политической карты Европы изменило расстановку сил и на экономической арене. Идеи, которые были положены в основу многих крупных экономических документов ООН социалистическими странами, обладавшими своим видением экономического развития в мире, оказались невостребованными и повлияли на окончательный результат. Вообще многофакторность при разработке программ глобального характера, сложности, возникающие при их компоновке с учетом различных позиций стран, зачастую приводят к постановке заведомо невыполнимых задач.
С другой стороны, много нареканий вызывает функционирование органов ООН, стоящих у истоков разработки сложнейших экономических документов. В частности, указывается на то, что программы и проекты составляются без учета реальных возможностей организаций и других институтов ООН, затратные части проектов и программ, принимаемых к исполнению, не учитывают реальных финансовых условий. Велики затраты международных чиновников, имеющие «непроизводственный характер». В ряде случаев затраты только на командирование специалистов в рамках программы оказания технической помощи составляли до 60% общей сметной стоимости проекта. Обо всем этом не раз говорилось в соответствующих кабинетах ООНовских организаций. Вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности экономических организаций ООН, уже стоят на повестке дня. Ожидается принятие действенных мер, которые будут способствовать прогрессу в ее деятельности.
Резюме
В мировой экономике международное сообщество, но протяжении более чем полувека ищет пути решения проблем с помощью ООН и ее механизмов. Осуществляя экономическую деятельность, ООН остается, прежде всего, политической организацией, что проявляется во многом в сфере экономической. Экономическую деятельность координируют и направляют ГА ООН, ЭКОСОС и Секретариат — структурные основные подразделения системы органов экономического сотрудничества. Непосредственно экономическое сотрудничество осуществляется в рамках региональных экономических комиссий, автономных организаций и специализированных учреждений. Существуют серьезные проблемы в плане развития международного экономического сотрудничества в рамках ООН, вызванные многофакторностью самого процесса.
Основные понятия
Региональные органы экономического сотрудничества ООН —пять региональных экономических комиссий для Европы, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна, Азии и Тихого океана и Западной Азии (ЕЭК, ЭКА, ЭКЛАК, ЭСКАТО, ЭСКЗА) с одинаковыми в принципе функциями по содействию развитию экономического сотрудничества в464 V- Механизм, функциональные инструменты и институты МЭОуказанных географических районах государствам каждого из регионов между собой и с другими странами мира; имеют самостоятельное членство и структуру вспомогательных органов.
Специализированные учреждения ООН — самостоятельные организации со своими собственными уставами, сферой деятельности, членством, бюджетами и др. Однако в совокупности они образуют систему организаций, объединяемых ООН и получивших название «семьи ООН».
Автономные организации — экономические как органы Ассамблеи.
организации, учрежденные
Контрольные вопросы
Перечислите важнейшие направления экономической деятельности ООН.
Каковы основные цели и задачи ЮНКТАД, ЮНИДО, ПРООН? Каковы функции региональных органов экономического сотрудничества ООН?
Библиографический список
1. Бутрос Б. Гали. Во имя мира и развития. 1994: Годовой доклад о работе организации. — Нью-Йорк: ООН, 1994.
2. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. — М.: МО, 1996.
3. Овчинников К. Что может ООН в экономике // Международная жизнь. 1991. № 9. С. 54-64.
4. Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник. — М.: Высшая школа, 1990.
- Международные экономические отношения Предисловие к шестому изданию
- К изучающим мировую экономику
- Раздел 1. Мировое хозяйство. Условия формирования и роль в экономическом развитии. Глобализация международных отношений и мирохозяйственных связей
- 1.2. Факторы, обусловливающие роль и место мирового хозяйства на современном этапе
- Глава 2 Глобальные проблемы современности и мировое хозяйство
- 2.1. Сущность, роль и экономические аспекты глобальных проблем
- 2.2. Основные глобальные проблемы и мирохозяйственные отношения на современном этапе
- Глава 3 Свободные зоны - экономический и организационно-правовой инструмент мирового хозяйства
- 3.1. Свободные экономические зоны: сущность и цели создания
- 3.2. Основные виды свободных экономических зон. Опыт функционирования
- Глава 4 Глобализация международных отношений и мирохозяйственных связей
- 4 1. Сущность процесса глобализации
- 4.2. Предпосылки и последствия глобализации мирохозяйственных связей
- 4.3. Особенности процесса глобализации на современном этапе
- Раздел 2
- 2. Учения а. Смита и д. Рикардо
- 5.3. Теория факторов производства и их взаимосвязи
- 5.4. Новые интерпретации факторного подхода
- 5.5. Концепция жизненного цикла
- 5.6. Теория конкуренции м. Портера. Современные подходы к проблеме международной конкурентоспособности
- Глава 6 Международные экономические отношения в условиях рыночного хозяйства: направления, механизм и формы осуществления
- 6.1. Сущность и основы мэо
- 6.2. Объекты и субъекты мэо в условиях рынка
- 6.3. Принципы и особенности механизма мэо
- Глава 7 Внешние факторы экономического роста
- 7.1. Место и роль мэо
- 7.2. Показатели, характеризующие роль внешнеэкономического фактора
- 7.3. Экономическая взаимозависимость. Национальная и международная экономическая безопасность
- Глава 8 Россия в международных экономических отношениях: современное положение и перспективы
- 8.1. Внешняя торговля России и ее положение в системе мировых экономических связей
- 8.2. Торговля России со странами снг
- 8.3. Политика России в области регулирования внешней торговли
- 8.4. Иностранные инвестиции в России
- 8.5. Россия и Всемирная торговая организация
- Раздел 3
- 9.2. Условия развития современных мэо
- 9.3. Последствия изменений в мировом хозяйстве для мэо
- 9.4. Тенденции и основные факторы развития мэо
- Глава 10 Виды и формы международных экономических отношений на современном этапе. Тенденции динамики и структуры
- 10.1. Углубление интернационализации и мэо
- 10.2. Международная торговля на современном этапе
- 10.3. Движение капитала и трудовых ресурсов
- 10.4. Особенности современных валютно-кредитных отношений
- Глава 11 Международная торговля товарами и услугами. Основные характеристики и показатели
- 11.1. Мировая торговля и ее основные показатели
- 11.2. Некоторые особенности внешнеторговой политики в современных условиях
- 11.3. Многостороннее регулирование внешней торговли
- 11.4. Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях
- 11.5. Специфика рынка услуг и его регулирование на международном уровне
- Глава 12 Международное движение капитала: сущность и формы
- 12.1. Сущность и формы международного движения капитала
- 12.2. Роль и характер прямых иностранных инвестиций
- 12.4. Место России, других стран снг в сфере международных инвестиций
- Глава 13 Перемещение населения и трудовых ресурсов. Международная миграционная политика
- 13.1. Межстрановое перемещение населения и трудовых ресурсов
- 13.2. Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции
- 13.3. Иммиграционная политика стран -импортеров трудовых ресурсов
- 13.4. Эмиграционная политика стран -экспортеров трудовых ресурсов
- 13.5. Миграционная политика Российской Федерации
- Глава 14
- 14.1. Технология и информация - особые объекты мэо
- 14.3. Виды защиты и обеспечения международного информационно-технологического обмена
- Глава 15 Электронная торговля -новая сфера применения информационных технологий
- 15.1. Проблемы формирования информационно-коммуникационного сектора мировой экономики
- 15.2. Электронная торговля как набор информационных технологий, ее экономическая сущность и значение в мировом хозяйстве
- Раздел 4
- 16.2. Теоретические концепции
- 16.3. Условия и предпосылки международной интеграции
- Глава 17 Этапы, сферы и механизмы международной экономической интеграции
- 17.1. Основные этапы развития международной экономической интеграции
- 17.2. Зона свободной торговли
- 17.3. Таможенный союз
- 17.4. Единый рынок и экономический союз
- Глава 21. Ценообразование в мировой торговле
- Глава 22—
- Глава 23
- 23.1. Международный валютный рынок. Основные виды валютных операций
- 25.1. Национальный механизм регулирования мэо и вэд
- Раздел 6
- Глава 28
- 28.1. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 28.3. Базисные условия контракта. Инкотермс
- 28.4. Экономические риски в сфере мирохозяйственных отношений. Преодоление и минимизация рисков во внешнеторговых операциях
- Глава 29
- 29.1. Понятие лизинга. Особенности международных лизинговых операций
- 29.3. Международный франчайзинг
- Глава 30
- 30.1. Основные виды экономической информации
- 30.2. Организация международной статистики
- 30.3. Основные международные
- 30.4. Источники информации по мэо
- 30.5. Переход России на международную систему учета и статистики
- 30.6. Статистическая информация в Интернете