logo search
Мировая экономика / Рыбалкин В

17.2. Зона свободной торговли

Первой логической и хронологической ступенью является зона свободной торговли (ЗСТ). В современном понимании это префе­ренциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная тор­говля товарами. Как правило, конкретные соглашения о соответст­вующих зонах предусматривают создание ЗСТ промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений.

По отношению к сельскохозяйственной продукции либерализа­ция носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые по­зиции по таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывался при становлении ЕЭС, актуален он и сейчас в НАФТА, МЕРКО-СУР, о которых речь идет ниже. Масштабную зону свободной тор­говли, включающую 34 страны Северной и Южной Америки, пре­дусматривается создать в ближайшие годы в соответствии с реше­ниями совещания этих стран в Квебеке (Канада, апрель 2001 г.). Наконец, в самое последнее время предприняты шаги по созданию латиноамериканского экономического сообщества, включающего 15 стран. Соглашения о создании ЗСТ, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин (Standstill), в соответствии с которым партнеры не могут в одностороннем по­рядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые тор­говые барьеры.

Случаи же, когда стороны имеют возможность увеличить уро­вень таможенного обложения или применить специальные защит­ные меры, условия, срок и действия, сфера распространения за­щитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в со­глашениях о ЗСТ. К достоинствам таких соглашений следует отне­сти более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран-участниц. Функционирование ЗСТ позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках Уругвай­ского раунда, совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике.

Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие государств — участников ЗСТ, регулирование соответствующей области деятель­ности происходят без создания постоянно действующих наднацио­нальных систем управления или принятия специальных общих ре­шений. Все решения, как правило, принимаются высшими должно­стными лицами стран-участниц — по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) — по экономическим проблемам. Эти решения носят обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения международные договоренности обретают преференциальное по отношению к внут­ренним законодательным актам положение. Что касается сфер со­трудничества в рамках ЗСТ, то на начальном этапе это, естествен­но, внешняя торговля.

При создании ЗСТ выявился и ряд негативных моментов, за­медляющих процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера.

Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутрен­нем рынке, что не всегда оказывает благоприятное воздействие на качество и технический уровень изделий отечественной промыш­ленности. Либерализация импорта создает серьезную угрозу для национальных производителей товаров, увеличивает опасность бан­кротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и качественными товарами из-за рубежа. Без поддержки их со стороны государства велика опасность того, что иностранные производители вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка, несмотря на применяемые средства защиты. Возникает также опасность закрепления иностранных компаний в промышленных структурах «страны пребывания».