logo search
спмо

2. Интересы Турции в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с Турцией.

После распада СССР в 1991 году и последующих событий, Турция выступила одним из первых государств, признавших независимость бывших советских стран. В 1991-92 гг. Турция в числе первых государств официально установила дипломатические отношения и открыла посольства во всех странах ЦАР. Одной из основных идей политики Турции в регионе первоначально было создание «Великого Турана» под эгидой Анкары. Однако, это предложение не нашло одобрения среди лидеров стран ЦАР. Более того, оно вызвало резкое противодействие со стороны всех стран региона. Так, на этой волне в мае 1995 года по предложению Президента Узбекистана И.Каримова возникло этнокультурное объединение под названием «Туркестан – наш общий дом», в соответствии с которым культурное и экономическое единство представлялось на основе единого этноса, и никак не религии.

Недавний визит Президента Казахстана Н.Назарбаева в Турцию имел значительный международный и внутренний резонанс. Это было связано с изменением тональности в традиционной риторике и некоторыми высказываниями лидера Казахстана в адрес России. В этой связи возникает вопрос, насколько в реальности сильны позиции Турции в регионе, каковы ее истинные цели и инструменты проведения эффективной внешнеполитической линии. Историческая ответственность мотивирует интерес Турции к близлежащим зонам, включая Кавказ, Каспийский и Черноморский бассейны, Балканы, Восточное Средиземноморье и Ближний Восток от Персидского залива до Северной Африки. Новые внешнеполитические амбиции Турции получили название политики «неоосманизма». Турция стремится стать «энергетической биржей» Евразии, монополизировав энергетические потоки, идущие с востока на запад. Достаточно назвать сданный в эксплуатацию трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан, обеспечивающий поставки 50 млн. тонн сырой нефти в год. Турция, находящаяся в точке пересечения самых важных, но при этом проблемных регионов мира, - Европы и Азии - реализует необычайно активную и амбициозную внешнюю политику. Турецкая дипломатия стремится свести к нулю проблемы с ближайшими соседями по региону, решая их путем многостороннего диалога. После некоторой паузы исламистское руководство Турции вернулось к политике 1990-х гг., включающей себя элементы пантюркизма. Этот поворот оказывает непосредственное влияние на отношения Анкары с постсоветскими государствами Кавказа и Центральной Азии, а также затрагивает интересы России, Ирана и Китая. Для Казахстана отношения с Турцией носят дружеский и партнерский характер. Тем не менее, некоторые элементы во внешней политике Анкары (пантюркизм, конкуренция за транспортировку энергоресурсов, антизападные жесты в духе исламской солидарности и т.д.) способны негативно отразиться на отношениях Казахстана с рядом государств.

После свержения режима талибов в Афганистане Турция стала активным участником международных сил содействия безопасности в Афганистане. Она также прикладывает немало усилий для укрепления инфраструктуры этой страны в области образования, здравоохранения и промышленности. По инициативе Турции в Анкаре и Стамбуле с 2007 по 2009 год была проведена серия трехсторонних встреч на высшем уровне, в которых турецкая сторона выполняла своего рода посредническую функцию в нормализации афгано-пакистанских отношений. В конце января 2010 года Турция сделала попытку выступить в качестве посредника между Кабулом и боевиками, а также Кабулом и Исламабадом. Основная идея Анкары состояла в том, чтобы придать проблеме региональный характер, т.е. привлечь соседние государства к более активному участию в решении афганской проблемы.

Доктрина «неоосманизма», точнее, его апология для внешнего пользования заключается в следующем. Турция окружена странами Среднего Востока, Кавказа и Балкан. Во всех этих регионах, особенно после окончания холодной войны, наблюдается нестабильность. На «постосманском» пространстве по-прежнему не разрешены территориальные споры. Всего этого не было во времена Османской империи, когда царила стабильность. Более того, Османская империя, хоть и была похожа на теократическое государство, но если проанализировать отношения государства и религии в ней, то она более соответствовала современной светской модели. Суть «неоосманизма» заключается в «усилении внешнеполитической роли Турции в регионе во имя стабильности».

Турция и Россия позиционируют себя в качестве двух великих держав в Евразийском регионе, сыгравших значительную роль в формировании культурной и общественно-политической ткани Евразии. По мнению официальной Анкары, Турция и Россия – главные игроки, способствующие поддержанию мира и сохранению стабильности в своем регионе.

После распада СССР развитие многоплановых связей с постсоветскими республиками Южного Кавказа и Центральной Азии становится одним из наиболее важных направлений внешней политики Турции, поскольку это должно было способствовать решению ряда стоявших перед ней внутренних и геополитических задач. Основную роль в организации и координации этой деятельности играет специально созданная государственная структура «Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию». Важное внимание уделяется укреплению правовой и институциональной базы сотрудничества, ее унификации в соответствии со стандартами ЕС, к которым Турция уже адаптирована в связи с вступлением в европейский таможенный союз. Турция прилагает значительные усилия в направлении развития деловых отношений со странами Евразии. Прямые инвестиции турецких фирм в этот регион уже превысили 10 млрд. долларов. Кроме того, национальные подрядчики реализуют в евразийских государствах свыше 1 700 проектов на общую сумму 35 млрд. долларов. В сфере культуры и политики первоначальным объектом совместных усилий стало проведение международных тюркских курултаев, первый из которых состоялся 21 марта 1993 года. Они задуманы как съезды представителей общественных организаций тюркских государств и общин всего мира, проводятся параллельно саммитам тюркских государств, идея организации которых принадлежит восьмому президенту Турции Т. Озалу. В саммитах (первый из них был проведен в Анкаре в октябре 1992 года) участвуют высшие представители государственных структур тюркских стран. Когда в 2002 году к власти в Турции пришла партия «Справедливость и развитие», она отказалась от этой идеи, однако в 2006 году исламисты возобновили проведение курултаев, сделав тюркское направление своей внешней политики одним из приоритетных. Однако, если в 1990-х годах политика Турции в республиках Центральной Азии строилась во многом на эмоциях, то ныне она подходит к вопросам интеграции и сотрудничества с государствами региона более взвешенно. По мнению Анкары, тюркские республики должны сближаться на основе экономического и культурного партнерства. Примером успешной интеграции может служить тот же Евросоюз, в котором государства Европы сначала занялись решением экономических вопросов, а уже после того перешли к созданию единых политических институтов и структур.

Развитие отношений с государствами Центральной Азии Турция рассматривала как способ достижения стратегических целей - активизировать свою политику на региональном и более широком международном уровне, повысить ее геостратегическое значение в глазах своих западных союзников. Идею имплантации турецкой модели в республики Центральной Азии в качестве идеального варианта развития активно поддерживал Запад. Для него целесообразность данной модели заключалась в том, что она включала в себя три основные составляющие: светское государственное устройство, демократическое правление, свободные рыночные отношения. И хотя сама модель была далека от совершенства, ее внедрение было вызвано заинтересованностью Запада в экономико-геополитической трансформации в странах региона. В 2000-е годы в Анкаре осознали необходимость пересмотреть политические подходы к странам Центральной Азии. Ставка была сделана на реализацию более реальных проектов и на отказ от чрезмерно амбициозных планов в отношении этих республик. В годы правления кабинета Эрдогана политика Турции стала более активной и многовекторной как на глобальном, так и на региональном уровнях. Новая элита стала делать больший акцент на подходах, основанных на оценке своих реальных интересов и возможностей. Большое значение в развитии сотрудничества, в том числе в политической сфере, сыграл Десятый курултай, состоявшийся в 2006 году. Именно с того времени Турция начала переходить от деклараций к практическим действиям. Тогда впервые в работе курултая участвовали представители государственных органов власти, включая премьер-министра Турции и президента Азербайджана. Так, глава правительства Р. Эрдоган выступил на курултае с инициативой создать Содружество тюркоязычных государств, которое подготовит условия для их экономической интеграции и позволит им выступать на международной арене с единых позиций.

Туманные перспективы членства Турции в Евросоюзе приводят ряд исследователей к заключению, что в связи с этим рано или поздно она будет вынуждена осознать, что ей следует искать иные внешнеполитические ориентиры. Такой альтернативой для Анкары может стать тюркский мир (точнее, Центральная Азия), с которым она имеет тесные культурные и исторические связи, а также общие экономические интересы.

Политика в отношении государств Центральной Азии, где интересы Турции, как и на Кавказе, тесно соприкасаются с интересами России, также достаточно ясно охарактеризована в Программе ПСР.

Стратегической целью Турции, разумеется, после реализации этапа экономического объединения, может стать создание политического союза тюрко-язычных государств и его превращение в весомый инструмент международной политики. События 2007-08 годов свидетельствуют, что Анкара уже начала предпринимать конкретные шаги по развитию такого союза, для создания административно-организационного каркаса которого она стремится использовать опыт строительства структуры ЕС.

На пути к реализации модели общетюркского союза Турция действует по нескольким направлениям. В первую очередь эта политика включает:

1) стратегию, направленную на создание единого энергетического бассейна, который не должен зависеть от России и который даст возможность республикам Центральной Азии получить прямой доступ к рынкам Европы. Здесь Турция будет выступать в роли основного транспортного коридора для поставок энергоносителей;

2) активизацию развития деловых отношений и создания единой системы коммуникаций в регионе, что должно усилить товарооборот и систему личных контактов как между руководством отдельных стран, так и среди простых людей;

3) сотрудничество в сфере языка и культуры, призванное сформировать идеологическое обоснование интеграционных вопросов тюркско-исламского мира;

4) постепенное усиление политической интеграции государств региона путем создания институтов по примеру ЕС.

Турция стремится (по крайней мере, на официальном уровне) также взять на себя главную роль в борьбе против проникновения радикальных исламистов в страны ЦА. Это может дать ей дополнительные возможности укрепить влияние в регионе. Многие проекты не смогли успешно реализоваться, так как в большой степени зависели от материальной и технической поддержки США. Сама Турция не обладает средствами для самостоятельной помощи странам региона в полном объеме, для этого необходимо содействие в защите границ, обеспечении соответствующих средств противовоздушной обороны и сил специального назначения. Кроме того, попытки Турции наладить сотрудничество со странами ЦА столкнулись с проблемой усиления влияния России в регионе.

Необходимо отметить, что в самой Турции (а также на Западе) активно действует ряд организаций (движений, обществ, религиозных общин), которые открыто и агрессивно проповедуют идеи пантюркистской и панисламистской солидарности, объединения на тюрко-мусульманской основе всех тюркских народов под эгидой Турции. При этом эти организации тесно рассматриваются «как умеренно-исламские» и связаны с правящей ПСР. К наиболее активным относятся религиозные общины Фетхуллаха Гюлена и Аднана Октара (он же Харун Яхья). Последний возглавляет одно из течений нурджизма, которое особенно активно пропагандирует концепцию тюрко-исламского союза как вариант умеренного ислама. Иногда эта концепция представлена как Союз Тюрок (Turk Birligi). Концепция апеллирует к османскому наследию и фактически смыкается с почти официальной доктриной «неоосманизма».

Важным аспектом укрепления своего влияния среди тюркских республик Анкара рассматривает военно-техническое и военно-политическое сотрудничество (в т.ч. в рамках НАТО). В частности, обучение у турецких военных инструкторов прошли 1 299 чел. из Туркменистана, 401 из Кыргызстана, 426 из Узбекистана, 383 из Казахстана.

Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что Турция не располагает развитой научно-технологической базой, хотя и осуществляет весьма масштабные проекты по развитию собственной военной промышленности. Очевидно, она была заинтересована в реализации совместных программ со странами ЦА для расширения не только военно-технического, но и политического присутствия в регионе.

Таким образом, интерес Турции к странам ЦАР обусловлен как экономическими, так и военно-стратегическими соображениями вкупе с вопросами глобальной безопасности, что усиливает конкуренцию и накладывает отпечаток на непростые межгосударственные отношения в регионе. Однако, несмотря на близость в подходах ко многим актуальным международным вопросам и начало «диалога нового уровня», Москва и Анкара продолжают конкурировать на пространстве СНГ, в первую очередь в центральноазиатских и закавказских республиках.