logo search
ФИНАЛ ОТВЕТЫ

Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.

ЯО играет важнейшую роль в системе обороны США, их союзников и друзей. Оно обеспечивает военные возможности для сдерживания широкого круга угроз, включая ОМП и обычные ВС. Этот ядерный потенциал обладает уникальными свойствами, к-ые позволяют США решать важные стратег. и политич. задачи.

Однако ядерные силы не подходят для большей части тех ситуаций, к к-ым готовятся США. Интересы США и их союзников необязательно потребуют нанесения ядерных ударов. Нужна новая комбинация ядерных, неядерных и оборонит. сил для отражения самых различных противников и неожиданных угроз, с к-ми США могут столкнуться в ближайшие десятилетия.

По сравнению с периодом ХВ требуется большая гибкость в отношении ядерных сил и планирования. Хотя кол-во вооружений, необходимых для сдерживания, сократилось, ядерные силы США по-прежнему должны быть способны к сдерживанию угроз. Эти силы являются главным средством проведения эффективной стратегии сдерживания в отношении потенциальных противников. Возможности нанесения ядерных ударов будут дополнены др. военными средствами. Такая комбинация обеспечит разнообразие возможностей надежного сдерживания противника.

Создание новой триады. Чтобы достичь целей национальной обороны в XXI в., США разрабатывают новую триаду. Первый компонент триады - наступательный - МБР, БРПЛ и бомбардировщики. будут по-прежнему играть важную роль наряду с новыми неядерными стратегич. силами.

Второй компонент включает развертывание активной и пассивной обороны. Признается факт, что сами по себе наступательные силы не в состоянии сдержать агрессию в XXI в. События 11 сентября 2001 г. подтверждают это. Оборона сможет предотвратить нападение и создать новые возможности для урегулир. кризисных ситуаций, способствовать обеспечению сдерживания и защиты от нападения, сохранить свободу действий и повысить надежность наших союзнических обязательств

Третий компонент - это гибкая оборонительная инфраструктура. После окончания ХВ оборонит. система США подверглась сокращению и стала слабее. Нужны новые подходы к разработке и закупкам новой техники. Ядерная инфраструктура должна быть восстановлена.

Ядерные ВС США по-прежнему будут обеспечивать гарантии безопасности своим партнерам в случае военных действий. Эти гарантии ослабят у дружественных стран мотивы к обладанию собственным ЯО. Ядерные силы также гарантируют, что США не будут объектом насилия.

Можно разделить непредвиденные обстоятельства, к к-ым США должны быть готовы, на немедленные, потенциальные и неожиданные. Немедленные угрозы представляют собой хорошо узнаваемые текущие опасности (нападение Ирака на Израиль или его соседей, нападение С. Кореи на Южную или военная конфронтация по поводу статуса Тайваня). Потенциальные угрозы - это вероятные, но не немедленные опасности (возникновение враждебной военной коалиции против США или их союзников, в к-ой один из членов обладает ОМУ). Неожиданные угрозы - это внезапные и непредсказуемые вызовы безопасности, подобные кубинскому ракетному кризису (внезапная смена режима, в результате к-ой ядерный арсенал попадает в руки новой враждебной руководящей группы).

С. Корея, Ирак, Иран, Сирия и Ливия - страны, к-ые могут иметь отношение к немедленным, потенциальным или неожиданным угрозам. Все они в течение многих лет враждебно настроены к США и их партнерам. Все они спонсируют или укрывают террористов.

Китай может представлять немедленную или потенциальную угрозу. Россия сохраняет самые мощные после США ядерные силы и значительные обычные силы. США стремятся к более тесному взаимодействию с Россией. В результате угроза с участием России не ожидается, хотя и возможна. Однако ядерные силы и программы России по-прежнему вызывают озабоченность.

Размер оперативно-развернутых ядерных сил должен отвечать требованиям обороны в контексте немедленных и неожиданных угроз. 1700-2200 боеголовок, к-ые США собираются развернуть в 2012 г., составят оперативно развернутые силы. Резервные ядерные силы предназначены для усиления оперативно развернутых сил, чтобы противостоять потенциальным угрозам.

СНБ – 2006.

 Рассматриваются две стратегические цели при решении проблемы нераспространения оружия массового уничтожения.

  Первая цель предполагает удержание государств от овладения возможностями по производству расщепляющихся материалов, пригодных для создания ядерного оружия.

  (Конкретные и последовательные шаги по достижению данной цели явно прослеживаются сегодня в отношении Ирана. Не секрет, что в средствах массовой информации в последнее время появились настораживающие, хотя и не носящие официального характера, сведения о возможной подготовке к нанесению превентивных ударов США по атомным объектам данной страны с использованием тактического ядерного оружия. Это не может не волновать общественность России как сопредельного государства, ответственного за глобальную, региональную и собственную безопасность.)

   Вторая цель - не допустить, запретить или предотвратить передачу подобных материалов от стран, обладающих соответствующими технологическими возможностями, "безответственными" государствами или террористам.

  "Стратегия" содержит в качестве направлений антитеррористической деятельности борьбу с созданием и распространением биологического и химического оружия, которое приобретает повышенную опасность в связи с развитием соответствующих технологий и относительной, по сравнению с ядерным оружием, простотой производства.

ДНЯО был подписан в 1968 г. и вступил в силу с 1970 г сроком на 25 лет. По окончании данного срока было предусмотрено два варианта – прекращение действие и продление в бессрочной форме. Вариант выработки нового договора не устраивал ядерные державы, поскольку неядерные государства выражали недовольство тем, что ядерные державы не выполняют обязательство осуществить ядерное разоружение. В 1995 г. при участии США договор был продлен, однако ядерные страны обещали прекратить ядерные испытания. Созданный ДНЯО режим нераспространения продолжает существовать. В последнее время с МАГАТЭ активно сотрудничают Ливия и Иран, подписавший дополнительный протокол, предусматривающий возможность проведения инспекций без уведомления. Сейчас сохраняется ряд проблем – ядерные проекты на постсоветском пространстве. В связи с иракской кампанией США выдвигают идею необходимости создания ядерного оружия малой мощности.

В итоге в сентябре 1996 г. был подписан ДОВЗЯИ (Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний) – запрещение ядерных испытаний и глобальной системы мониторинга. В мае 1998 г. Индия и Пакистан провели испытания ядерного оружия. А в октябре 1998 г. США отказались ратифицировать ДВЗЯИ. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний ратифицировали уже 112 государств. Для вступления Договора в силу необходима его ратификация всеми 44 государствами из списка, утвержденного Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). К настоящему времени из этого списка его ратифицировали 32 страны. Разумеется, Россия, ратифицировав договор в 2000 г. США, Китай, КНДР, Индия, Пакистан, Израиль и ряд других стран этот Договор до сих пор не ратифицировали. Таким образом, можно предполагать, что к середине-концу 2005 года из 44 стран, ратификация которыми ДВЗЯИ необходима для его вступления в силу, 34-36 вполне вероятно ратифицируют договор. Дальнейшая же судьба и сроки вступления ДВЗЯИ в силу будут зависеть от политической воли сравнительно небольшой группы государств. Не менее важным направлением, несмотря, а, скорее, вследствие фиаско с ДВЗЯИ в Сенате США, является продолжение диалога с этой ключевой для судьбы договора страной в целях формирования позитивного большинства в поддержку ратификации ДВЗЯИ. Предстоящие в США президентские выборы, разумеется, могут внести коррективы в эти планы. Вместе с тем представляется, что при любом их исходе в отношении к ДВЗЯИ со стороны США отнюдь не поставлена точка. Позиция Египта, Израиля и Ирана в отношении ратификации договора взаимосвязана, во многом подвержена влиянию общей ситуации на Ближнем Востоке и до настоящего времени здесь сохраняется большая степень неопределенности.