2.Интересы кнр в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с кнр.
На сегодняшний день одним из основных игроков в Центрально-азиатском регионе (ЦАР), наряду с Россией, США и Евросоюзом, является Китайская Народная Республика. Интересы Пекина в ЦАР довольно масштабны. К ним можно отнести завоевание прочных экономических позиций; надежное обеспечение китайской экономики энергоресурсами; безопасность в пограничных районах, прежде всего в Синдзянь-Уйгурском автономном районе (СУАР); поддержание стабильности в регионе; обеспечение дружественных отношений стран региона к Китаю; недопущение попадания ЦАР под контроль государств, враждебных Китаю, и создания военных союзов, направленных против него.
Для более комплексной оценки современной политики Китая по отношению к государствам Центральной Азии представляется целесообразным рассмотреть все этапы ее осуществления в ретроспективном плане.
Так, в первой половине 1990-х годов Китай, проявляющий присущий ему реалистичный подход по отношению ко всем вопросам своей внешней политики, предпочитал весьма осторожные действия на центрально-азиатском направлении. Внешне стратегические интересы КНР в Центральной Азии проявлялись несущественно (что, однако, не означало их полного отсутствия). В геополитическом отношении Китай на том этапе, по-видимому, осознавал нежелательность и преждевременность демонстрации своих амбиций в регионе.
По нашей оценке, такая достаточно пассивная позиция Китая объяснялась, наверное, тем обстоятельством, что его основные интересы распространялись в большей степени на Азиатско-Тихоокеанский регион. К тому же, усиление внимания КНР к региону Центральной Азии могло бы оказать негативное воздействие на активно развивающееся в то время российско-китайское сотрудничество, которое по ряду вопросов международной жизни и некоторым сферам взаимодействия приобретало стратегический характер, и в котором Пекин был крайне заинтересован.
Китайское руководство неоднократно подчеркивало, что «выступает в поддержку сохранения с центрально-азиатскими государствами дружественных отношений, и не стремится заполнить вакуум, образовавшийся в результате распада Советского Союза». Хотя, как известно, вакуум заполняется в любом случае автоматически – независимо от желания или нежелания субъекта, послужившего причиной создания такого свободного пространства.
Отсутствие на тот момент значительной вовлеченности Китая в дела Центральной Азии также во многом обусловливалось нестабильной ситуацией в восточной части Синдзянь-Уйгурского автономного района, вызванной ростом исламских националистических настроений. Это обстоятельство вызывало у Пекина серьезную озабоченность. С появлением же на территории ЦАР новых суверенных государств из числа бывших советских республик, озабоченность китайского руководства возросла в еще большей степени в силу вероятности проникновения из-за рубежа и усиления сепаратистских тенденций непосредственно в Китае.
Вместе с тем, существовала точка зрения, что одной из основных причин, обусловливающих некую пассивность КНР в данном регионе, являлась незаинтересованность официального Пекина в привлечении значительного международного внимания к обострившимся тогда проблемам на территории СУАР, в принципе, не исключавшего, в том числе, и прямого иностранного вмешательства во внутренние дела страны.
Имелись, однако, и иные оценки китайского проникновения в Центральную Азию. В большинстве своем они были характерны для некоторых политологов из Казахстана и Киргизии, которые утверждали, что в отношении их стран со стороны Китая осуществлялась т.н. «ползучая экспансия», сопровождаемая высокой миграционной активностью населения КНР. Эти оценки представляются вполне объективными, особенно при условии рассмотрения их с позиций сегодняшнего дня.
Во второй половине 1990-х годов последовал период некоторой активизации деятельности КНР в ЦАР. Возросший китайский интерес заметно проявился, в первую очередь, в экономической сфере. По утверждениям некоторых экспертов, в основе данного интереса Китая лежало стремление обезопасить так называемые «восточные тылы» для более активной линии в АТР, сформировать устойчивые предпосылки для дальнейшего развития отношений с новыми государствами региона, а во внутреннем плане – стабилизировать ситуацию в СУАР (самой слаборазвитой провинции страны) и сильнее привязать Синдзянь к Китаю с помощью прокладки трубопроводов и интенсификации развития региональной экономики. Справедливости ради следует отметить, что исторически «надежным тылом» для КНР всегда скорее выступала территория современного Синдзяня, нежели территория современных стран Центральной Азии, которая во времена Советского Союза вообще являлась закрытым для кого бы то ни было районом.
Такова предыстория рассматриваемого вопроса. Что касается современной ситуации, то следует отметить заметную активизацию уже с начала 2000-х годов внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Китая в ЦАР. Пекин стал выступать в качестве самостоятельного игрока не только в различных региональных объединениях, где его роль и значение не подвергались сомнению и ранее, конечно, прежде всего, в АТР, но и на глобальном уровне. Сегодня наблюдается устойчивое стремление Китая играть все более существенную роль прямо пропорциональную его военно-политическому и экономическому потенциалу. Следует отметить, что при этом происходит некая трансформация внешнеполитической стратегии Пекина, стремящегося значительно расширить свое присутствие во внешней среде. Наблюдается также активное противодействие т.н. «традиционным странам влияния». Осуществляется это на фоне формирования новой китайской модели, главный смысл которой состоит в том, чтобы активно и инициативно участвовать в процессах глобализации при одновременном сохранении собственной специфики и суверенитета.
В настоящее время явно проявляется стремление КНР занять лидирующие позиции в ЦАР. Пекин практически приступил к проведению своей по сути активно-агрессивной политики, имеющей целью дальнейшее проникновение и внедрение в дела региона. Примером может служить хотя бы открытие в декабре 2009 г. газопровода Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай, своего рода важный и весьма выверенный шаг КНР в реализации своей новой стратегии.
Ничего нового эта стратегия, конечно, не предлагает. Она схожа с подобными проектами других региональных игроков по своему содержанию – установление контроля над сырьевыми ресурсами в обмен на инвестиции. Хотя в китайском варианте все же имеется одно отличие от того, что предлагают другие партнеры - Пекин не принуждает своих оппонентов в ЦАР в обязательном порядке проводить те или иные политические и демократические реформы.
Предлагаемая Китаем модель экономического развития, выглядит довольно привлекательно, поскольку именно она позволила Китаю даже в условиях мирового финансового кризиса значительно укрепить свою экономику. Такой путь развития, на наш взгляд, может привлечь внимание руководства государств Центрально-азиатского региона. Ведь он позволяет развивать свою национальную экономику ускоренными темпами, что несомненно скажется на росте благосостояния населения. С другой стороны, он сохраняет в руках местных элит авторитарную власть и не понуждает их к немедленному проведению реформ, что их вполне устраивает. В этой связи нельзя не исключать в ближайшее время распространение в странах ЦАР не только прокитайских настроений, но и появление прокитайского лобби.
В среднесрочной перспективе реализация новой китайской стратегии будет лишь усиливаться. Пекин намерен, по всей видимости, использовать для этого не только двусторонние отношения, но и рамки, и возможности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Можно также предположить, что в будущем Пекин будет стремиться вытеснять из рассматриваемого региона другие центры силы и постепенно осуществлять намеченные стратегические задачи. В настоящее время уже наблюдается глубокая трансформация внешнеполитической стратегии Китая, которая, по всей вероятности, будет детализироваться и, шаг за шагом, реализовываться. Скорее всего, такая стратегия приобретет многоуровневый характер.
В своем выступлении в ходе торжеств по случаю 60-летия КНР 1 октября 2009 г. председатель КНР Ху Цзиньтао отметил, что «народ Китая полон уверенности в том, что обладает способностью строить собственную страну, а также вносить весомый вклад в мировое развитие».
Это замечание играет исключительную роль в понимании тех задач, которые поставила перед собой КНР на ближайшую перспективу. В свое время другой китайский лидер Мао Цзэдун говорил, что Китай обязательно внесет больший вклад на благо развития всего человечества. Судя по всему, для нынешнего поколения китайских руководителей это время настало: китайцы стали мыслить глобально, или руководители страны дают такие установки своим гражданам.
Для успешной реализации своей политики на центрально-азиатском направлении китайское руководство в свое время выступало одним из инициаторов создания ШОС, деятельность которой нацелена, в первую очередь, на упреждение «фактора неопределенности» в Центральной Азии и, естественно, на укрепление своих западных рубежей. Учитывая, что «факторы неопределенности» охватывают различные области деятельности, ШОС трансформируется в «многопрофильное» межгосударственное объединение, хотя вопросы безопасности на сегодняшний день занимают особое место в ее деятельности. К тому же, политика Китая как в ШОС, так и в региональных вопросах отличается достаточной гибкостью.
Еще одним существенным компонентом новой стратегии Пекина в ЦАР являются т.н. китайские «инвестиции» мировоззренческого характера. Сложно сказать, насколько приживутся они в странах Центральной Азии, населенных преимущественно мусульманскими народами, но данный фактор необходимо объективно учитывать и оценивать. Он, как и любой другой процесс модернизации , как известно, имеет две стороны – положительную и прямо противоположную.
Следует отметить, что политика «безопасного соседства» по отношению к Центральной Азии у Китая в последнее время также переходит в активную стадию. Геополитическое присутствие КНР в Центральной Азии от неопределенной и гипотетической стадии переходит к вполне конкретным очертаниям с четким формулированием целей и задач на современном этапе.
В связи с этим, повышается вероятность того, что в ближайшей перспективе Пекин будет стремиться занять более выгодное, возможно доминирующее положение в Центральной Азии, постепенно вытесняя из региона других игроков. Не исключено, что при удобном случае Китай сможет показать "игру мускулами", чтобы наглядно продемонстрировать свое численное и качественное превосходство в регионе. К этому пекинские власти подталкивают китайские националисты, призывающие вести «торговлю с мечом в руках». Официальная теория «мягкой силы» и рассуждения о «мирном возвышении», «возрождении китайской нации», по их мнению, «не могут служить эффективным планом действия» в современных условиях.
В целом подход Китая к Центральной Азии является по своей сути стратегически долгосрочным и многовекторным. Действительность подтверждает, что он никоим образом не ориентирован на сиюминутные приоритеты. Анализ последних тенденций в китайской политической линии дает основание предположить, что уровень влияния КНР в регионе будет продолжать обусловливаться широким спектром взаимоотношений, в первую очередь, с самими странами Центральной Азии, Россией, США, ЕС и другими менее значимыми, но не менее заинтересованными в сотрудничестве с государствами ЦАР региональными игроками. Роль Пекина в регионе, естественно, будет возрастать. В перспективе ожидается дальнейшее укрепление позиций Китая в АТР и улучшение социально-экономической ситуации в восточных регионах страны.
Однако интерес к ЦАР, помимо Китая, как уже было сказано, проявляют «традиционные страны влияния» и центры силы. В современных условиях, когда на первый план выходит проблема обеспечения стран энергоресурсами, усугубляемая постепенной выработкой невозобновляемых запасов углеводородного сырья и отсутствием в достаточном объеме альтернативных источников энергии, позиции каждого из игроков в регионе будут зависеть от установления контроля за топливно-энергетическими ресурсами и средствами их транспортировки. Создание того или иного энергетического маршрута в регионе позволит отчетливо понять, кто именно диктует сегодня порядок образования региональных союзов, внешнее влияние и в целом ситуацию в ЦАР.
Китай, безусловно, станет одной из великих держав мира. Следовательно, он будет иметь право на свое видение мироустройства, и стремиться устанавливать свои правила игры в пределах имеющихся возможностей. К этому он очень серьезно и основательно, на наш взгляд, готовится уже сегодня.
Вместе с тем Китай — это страна, остро нуждающаяся в ресурсах, необходимых не только для стремительно расширяющегося производства, но и обеспечения адекватного уровня жизни миллиардного населения.
Казахстан за последние годы также достиг значительных темпов экономического роста. Являясь безусловным лидером в Центральноазиатском регионе, он успешно выполняет роль связующего звена между Европой и Азией. Казахстан обладает богатым ресурсным потенциалом. К тому же, относительно быстрое продвижение к рынку не помешало сохранить в стране политическую и социальную стабильность. Все это делает Казахстан и Китай выгодными и надежными партнерами и создает благоприятные условия для дальнейшего наращивания объема товарооборота между ними Данный показатель позволяет сохранять за Казахстаном вторую после России позицию в рейтинге ведущих торговых партнеров Китая в регионах Центральной Азии и Восточной Европы. В китайской экономической литературе выделяются немаловажные факторы и условия, благоприятствующие двустороннему торгово-экономическому сотрудничеству.
Во-первых, Казахстан и Китай имеют благоприятные географические предпосылки для сотрудничества. Территории этих стран сопредельны, общая граница составляет 17 000 км, что позволяет осуществлять торговый обмен напрямую, без посредников.
Во-вторых, культурная близость этносов (казахи, уйгуры, узбеки и др.), проживающих в Казахстане и соседнем СУАР КНР. Действительно, схожесть языков, традиций, обычаев является большим преимуществом и создает благоприятный культурный фон для осуществления международных деловых операций.
В-третьих, развитые транспортные коммуникации. В настоящее время узкие места в транспортном сообщении между Казахстаном и Китаем уже преодолены. Из транспортных коридоров, представляющих общий интерес для стран Центральной Азии, прежде всего, необходимо назвать евро-азиатскую трансконтинентальную железную дорогу от китайского порта Ляньюньган на Тихом океане до нидерландского порта Роттердам общей протяженностью 10,8 тыс. км. Начав свое функционирование в 1990 г. после завершения стыковки железных дорог Китая и СССР в пограничном пункте «Алашанькоу — Дружба», данный транспортный объект первоначально был предназначен для сокращения советско-китайского торгового пути. И, наконец, благоприятный политический климат. Между двумя странами отсутствуют элементы недоверия. Каждое из государств стремится к укреплению дружбы, добрососедства и взаимопонимания, заинтересовано в развитии равноправного сотрудничества.
3.Международно-правовой режим ядерного нераспространения со 2 пол.20-го века. Проблемы создания Зон Свободных от Ядерного Оружия.
Военное применение атомной энергии началось в 1945 году, когда американцы провели сначала испытание в пустыне Аламогордо, а затем применили ядерное оружие в Хиросиме и Нагасаки. С этого момента начался отсчет истории разработки атомного оружия. В 1954 г. в Обнинске была открыта первая в мире атомная электростанция. Возник баланс между военным применением атомной энергии и мирным применением. Перед международным сообществом встал вопрос о том, как не допустить распространения ядерного оружия, так как это может вызвать углубление нестабильности в мире, и одновременно открыть путь к применению ядерной энергии в мирных целях. Именно с этого времени начинается работа по выработке международных норм для ограничения ядерного вооружения, которые в окончательной форме получили название «Договор о нераспространении ядерного оружия» (ДНЯО). Этот договор был разработан Комитетом по разоружению ООН, чтобы препятствовать расширению круга стран, обладающих ядерным оружием, обеспечить необходимый международный контроль за выполнением государствами взятых на себя по Договору обязательств с тем, чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением такого оружия; создать широкие возможности для мирного использования атомной энергии. После одобрения Генеральной Ассамблеей ООН договор был открыт для подписания в 1968 г. и вступил в силу в 1970 г. Участниками договора являются почти все независимые государства мира. ДНЯО является краеугольным камнем режима нераспространения ядерного оружия и служит основой процесса ядерного разоружения. Страны, подписавшие этот договор, добровольно отказываются от разработки и создания ядерного оружия, а так же от его приобретения, и обязуются использовать ядерное топливо только в мирных целях. Договор устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие или устройство до 1 января 1967 , то есть СССР, США, Великобритания, Франция, Китай Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Не являются участниками договора Израиль, Индия, Пакистан и КНДР. В ЮАР была осуществлена программа создания ядерного оружия, однако впоследствии ядерная программа была закрыта и ЮАР добровольно от неё отказалась, уничтожив свой небольшой ядерный арсенал. Индия и Пакистан отказались подписать Договор. Эти государства утверждают, что Договором создан своего рода избранный клуб ядерных государств, куда остальные не допускаются, однако в Договоре не содержится этического обоснования законности такого разделения. Официальный Израиль отказывается подтвердить или опровергнуть утверждения о своих ядерных разработках. КНДР ратифицировала Договор, но отозвала свою подпись после конфликта с МАГАТЭ. Иран также подписал Договор, но с 2004 г. он находится под подозрением в нарушении Договора и разработке ядерного оружия.
Согласно Договору, каждое из государств - участников Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было это оружие или другие ядерные устройства, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними Там же.. Каждое из государств - участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними ни прямо, ни косвенно; равно как и не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств и не принимать какой-либо помощи в их производстве.
Договор закрепляет неотъемлемое право всех государств-участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии с Договором. Договор обязывает его участников обмениваться в этих целях оборудованием, материалами, научной и технической информацией, содействовать получению благ неядерными государствами от любого мирного применения ядерных взрывов Там же..Пять государств, обладающих ядерным оружием, приняли на себя обязательства не применять его против государств, не располагающих таким оружием, за исключением ситуации, когда они отвечают на ядерный удар или на нападение с применением обычных средств, совершённое в союзе с ядерным государством. Эти обязательства, однако, не были включены в текст самого Договора, и конкретная форма таких обязательств могла со временем изменяться. США, например, указывали, что они могут применить ядерное оружие в ответ на нападение с применением неядерного «оружия массового уничтожения», такого как биологическое или химическое оружие, поскольку США не могут применить в ответ ни то, ни другое. В статье VI указывается, что ядерные государства будут стремиться к сокращению и уничтожению своих ядерных запасов. Тем не менее, за более чем 30 лет существования Договора мало что было сделано в этом направлении В статье X говорится, что любое государство вправе выйти из Договора, если оно сочтёт, что вынуждено сделать это ввиду какого-либо «чрезвычайного события» -- например, ввиду предполагаемой угрозы Для рассмотрения действий ДНЯО каждые пять лет созываются международные конференции. В 1995 г. было принято решение о бессрочном продлении договора без каких либо базовых изменений На конференции в 2000 г. было принято соглашение о необходимости большей прозрачности в вопросах ядерного военного потенциала и уменьшение роли ядерного оружия в политике обеспечения безопасности. Последняя конференция прошла в 2005 г., однако положительными её результаты назвать нельзя. Дипломаты не смогли достичь консенсуса ни по одному из вопросов, направленных на укрепление Договора и даже отказались подтвердить обязательства, принятые на предыдущих конференциях Конференция участников завершилась безрезультатно И вопрос о механизме действий ДНЯО и о новых направлениях сотрудничества остается пока нерешенным. Основной проблемой с точки зрения контроля за соблюдением ДНЯО является то, что один и тот же процесс - обогащение урана - может быть использован как для получения ядерного топлива для АЭС, так и в создании ядерной бомбы. Выработка ядерных материалов для бомбы может осуществляться тайно, под видом производства ядерного топлива (в чём подозревают Иран), и как в случае с Северной Кореей.
Международное агентство по атомной энергии
МАГАТЭ (международное агентство по атомной энергии) было создано в 1957 г. в соответствии с решением ООН от 4 декабря 1954 г. и входит в систему ООН, с которой связано специальным соглашением Международное агентство по атомной энергии. Оно ежегодно представляет доклад о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН и при необходимости - Совету Безопасности ООН. Основная область деятельности - мирное применение атомной энергии. МАГАТЭ созывает международные научные форумы для обсуждения вопросов развития атомной энергетики, направляет в различные страны специалистов для помощи в исследовательской работе, оказывает посреднические межгосударственные услуги по передаче ядерного оборудования и материалов. Большое внимание в деятельности МАГАТЭ уделяется вопросам обеспечения безопасности ядерной энергетики, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Однако одной из самых главных функций является контроль за нераспространением ядерного оружия, в частности, с контролем за соблюдением ДНЯО. Каждый участник Договора, не обладающий ядерным оружием, обязан заключить соответствующее соглашение с МАГАТЭ, которое является единственным в мире международным инспектором по вопросам ядерных гарантий и контроля за мерами безопасности в области гражданских ядерных программ.
Согласно соглашениям, подписанным с государствами, инспекторы МАГАТЭ регулярно посещают ядерные объекты для сверки отчетов о местонахождении ядерных материалов, проверки инструментов, установленных МАГАТЭ и наблюдательного оборудования, инвентаризации ядерных материалов. Совместно, эти и другие меры по контролю обеспечивают независимое международное свидетельство о том, что государства следуют своему обязательству мирного использования ядерной энергии. Для контроля за проведением в жизнь действующих соглашений о гарантиях, подписанных Агентством со 145 государствами - членами МАГАТЭ (а также Тайванем,), 250 экспертов МАГАТЭ ежедневно во всех частях мира проводят инспекции на местах по проверке действия соглашений о гарантиях Там же. Цель инспекций - удостовериться в том, что ядерные материалы, применяются в законных мирных целях, и не используются в военных целях. Тем самым МАГАТЭ способствует международной безопасности и множит усилия по прекращению распространения вооружений и движению к миру, свободному от ядерного оружия. С МАГАТЭ могут заключаться соглашения о гарантиях различного вида, такие как Соглашение о гарантиях, относящиеся к Договору о нераспространении, Эти соглашения требуют от неядерных государств предоставлять для проверки МАГАТЭ всю их деятельность, связанную с полным ядерным топливным циклом. Другие типы соглашений относятся к гарантиям на одиночных предприятиях. Гарантии МАГАТЭ по Договору о нераспространении ядерного оружия являются составной частью международного режима нераспространения и незаменимы в обеспечении осуществления Договора. В настоящее время в МАГАТЭ состоит 146 государств Там же.. Руководящие органы -- созываемая ежегодно Генеральная конференция (General Conference) всех стран-членов, Совет управляющих (Board of Governors) из 35 человек, руководящий практической деятельностью Агентства, и Секретариат, осуществляющий текущую работу (возглавляется Генеральным директором).Штаб-квартира МАГАТЭ расположена в Международном Венском Центре. Кроме того, МАГАТЭ содержит региональные отделения в Канаде, Женеве, Нью-Йорке и Токио, лаборатории в Австрии и Монако и исследовательский центр в Триесте (Италия), которым управляет ЮНЕСКО.С 2005 года организацию возглавляет Мохаммед аль-Бараде..Выступая на конференции 2005 года, аль-Барадеи представил предложения по укреплению и ужесточению режима нераспространения. В частности, он предложил ужесточить действия Совета Безопасности ООН в отношении любой страны, которая выходит из ДНЯО; ужесточить расследования и судебные преследования любой незаконной торговли ядерными материалами и технологиями; ускорить ядерное разоружения государств - участников ДНЯО, обладающих ядерным оружием; принять меры, направленные на устранение существующего дефицита безопасности в регионах, подобных Ближнему Востоку и Корейскому полуострову .Ужесточение требований он объясняет тем, что в настоящее время около 40 стран в мире обладают потенциальной возможностью создания ядерного оружия В мире существует настоящий «чёрный рынок» ядерных материалов, всё новые и новые страны предпринимают попытки приобрести технологии производства материалов, пригодных для использования в ядерном оружии. Налицо также явно выраженное желание террористов заполучить оружие массового уничтожения.
Безъядерные зоны
Предшественником общего Договора о нераспространении ядерного оружия стал региональный договор «О запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском Бассейне» (Договор Тлателолко), подписанный в 1967 году, который впервые создал зону, свободную от ядерного оружия (ЗСЯО). После ратификации Кубой соответствующего инструмента в 2002 году, Латиноамериканская и Карибская зона, свободная от ядерного оружия, включает все государства данного региона В 1985 г. подписан договор Раротонга, объявивший безъядерной зоной южную часть Тихого океана. На сегодняшний момент договор подписали 15 государств, в том числе Австралия и Новая Зеландия. США, присоединившиеся к данной конвенции, тем не менее не ратифицировали ее. Кроме традиционных запретов, в этой части планеты запрещено проводить ядерные тесты, в том числе и в мирных целях, а, кроме того, хранить радиоактивные отходы. В 1995 г. была создана безъядерная зона в Юго-Восточной Азии (Бангкокский Договор вступил в силу в 1996 году). Кроме территорий самих государств, запрет на ядерное оружие распространяется также на зоны их экономических интересов, которые включают значительные части Тихого и Индийского океанов. В 1996 году безъядерная зона появилась в Африке (Договор Пелиндаба) Там же.. Действие этого соглашения распространяется на весь африканский континент и ряд прилегающих островов (всего 54 государства), однако данная конвенция до сих пор не вступила в силу. Государствам-участницам, кроме всего прочего, запрещено угрожать применением ядерного оружия. Кроме того, введен запрет на любого вида атаки на мирные ядерные объекты, находящиеся на территории данной зоны. В 1992 году Южная и Северная Корея подписали декларацию о создании зоны свободной от ядерного оружия на Корейском полуострове. Обе страны согласились не испытывать, производить, владеть, получать, хранить, развертывать или использовать ядерные вооружения, не разрешать (или закрыть имеющиеся) производства обогащения урана и использовать атомную энергию исключительно в мирных целях Там же. Однако декларация так и не вступила в силу из-за того, что Северная Корея вышла из международного Договора о нераспространении ядерного оружия и активизировала свои усилия по созданию атомной бомбы. Кроме этого, существуют ряд международных соглашений, которые провозглашают безъядерными определенные части нашей планеты и ближнего космоса. Например, Договор о полном и всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, подписанный в 1996 году, запрещает любого рода ядерные испытания в любых средах (подземные, наземные, в воде, в воздухе и в космосе) и проводимые в любых целях, в том числе, и в мирных Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. http://www.iss.niiit.ru/docs/doc-06.htm. Договор был подписан 44 странами мира, которые обладали ядерной инфраструктурой . Однако Индия, Пакистан и Северная Корея не подписали его, а США и Китай подписали, но не ратифицировали. В 1959 году был заключен, а в 1961 году вступил в силу Антарктический Договор. Его подписали государства, имевшие в тот момент свои объекты на ледовом континенте (Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, ЮАР, СССР, США, Великобритания). Антарктический Договор декларировал, что континент Антарктида может быть использован лишь в мирных целях. В частности, в Антарктиде запрещено проводить ядерные испытания и хранить радиоактивные отходы В 1967 году была заключена и вступила в силу конвенция об исследованиях и использовании ближнего космоса. Прилегающие к Земле районы космоса разрешено использовать только в мирных целях Договор запрещает создание на земных орбитах и на Луне военных баз, сооружений и укреплений, проведение любого рода военных испытаний и военных учений. Страны-участницы обязались не выводить на земную орбиту любой объект, несущий ядерное оружие или любое другое оружие массового уничтожения. В 1971 году было заключено международное соглашение Договор о запрете на размещение ядерного оружия на дне морей и океанов (в 1972 году вступило в силу), запрещающее установку на океанском дне ядерного оружия, а также структур, используемых для его запуска, испытания или использования В 2006 г. был заключен Семипалатинский договор, объявляющий безъядерной зоной Центральную Азию. Стороны Договора обязались запретить производство, приобретение и размещение на их территории ядерного оружия и его компонентов или других ядерных взрывных устройств. Договор при этом не запрещает развитие мирной ядерной энергетики. Это первая безъядерная зона, созданная в Северном полушарии в регионе, который граничит с двумя ядерными государствами - Россией и Китаем. Договор стал первым многосторонним соглашением в области безопасности, которое охватывает все пять стран Центральной Азии Кроме этого, допускается возможность объявить безъядерной зоной территорию отдельного государства (Монголия 1992г) ООН считает безъядерные зоны одним из действенных методов борьбы с ядерной угрозой. Тем не менее, безъядерные зоны до сих пор остаются "серой зоной" международного права. Дело в том, что государства-участники, как правило, не определяют отношения к таким вопросам, как, например, транзит ядерного оружия через их территории или появления в воздушном пространстве военных самолетов дружественных держав, оснащенных ядерным оружием.
Билет 3
- 3.Киотский протокол к Рамочной конвенции оон об изменении климата. Киото.11 декабря 1997 г.
- 15)1.Проблемы борьбы с транснациональным терроризмом в современных мо.
- 3.Договор о Европейском Союзе. Маастрихт. 7 февраля 1992 г. («Маастрихтский договор»).
- Раздел I. Общие условия
- Раздел V. Положения об общей внешней политике и политике безопасности
- 16)1.Интересы Ирана в странах цар. Интересы государств региона в сотрудничестве с Ираном.
- 2. Проблемы сепаратизма в мо. Привести примеры по странам и регионам.
- 3.Создание общего рынка между Аргентиной, Федеративной Республикой Бразилией, Республикой Парагвай и Восточной Республикой Уругвай. (меркосур.«Асунсьонский договор»)
- 1 Проблемы «непризнанных государств» в мо. (Привести примеры по странам и регионам ).
- 2. Интересы Турции в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с Турцией.
- 3. Политика «двойных стандартов» в мо. Привести примеры по странам и событиям.
- 1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Ирака 2003 г. Реализация сша «Доктрины свержения и замены режимов»
- 2.Интересы кнр в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с кнр.
- 1.Проблемы транспортной дипломатии в мо. (Привести примеры по странам или регионам – ца,ес,снг,атр и др.) – все что нашла в инете нету
- 2.Интересы государств исламского мира в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с исламскими странами.
- Часть I . Цель и задачи североатлантического союза
- Часть II. Стратегические перспективы: развитие стратегической обстановки
- Часть III - подход к безопасности в XXI веке
- Часть IV - руководящие принципы для вооруженных сил североатлантического союза принципы стратегии североатлантического союза
- Заявление
- "Двенадцати" о будущем статусе россии
- И других бывших республик
- (Брюссель, Гаага, 23 декабря 1991 года)
- О критериях ес для признания новых государств в восточной европе и на территории советского союза
- 1)1 Проблемы «непризнанных государств» в мо. (Привести примеры по странам и регионам ).
- 1)2Интересы Турции в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с Турцией.
- 1)3.Политика «двойных стандартов» в мо. Привести примеры по странам и событиям.
- 2)1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Ирака 2003 г. Реализация сша «Доктрины свержения и замены режимов»
- 2)2.Интересы кнр в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с кнр.
- 2)3.Международно-правовой режим ядерного нераспространения со 2 пол.20-го века. Проблемы создания Зон Свободных от Ядерного Оружия.
- 3)1.Проблемы транспортной дипломатии в мо. (Привести примеры по странам или регионам – ца,ес,снг,атр и др.)
- 3)2.Интересы государств исламского мира в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с исламскими странами.
- 3)3.Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. Шанхай. 15 июня 2001
- Перспективы шос
- 4)1. Проблемы мирного урегулирования международных споров в международном праве и в международных отношениях. Анализ основных механизмов ( Привести примеры ).
- 4)2.Международно-правовая охрана окружающей среды и трудности реализации конвенций и соглашений ( Привести примеры).
- 4)3.Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества..Астана. 10 октября 2000 г. (ЕврАзЭс).
- 5)1.Проблемы использования альтернативных источников энергии.
- 5)2.Международный режим нераспространения биологического оружия. Основные трудности реализации Конвенции о нераспространения бо.
- 5)3.Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта. Москва. 4 апреля 1994 г.
- 6)1.Продовольственная проблема в современном мире. Прогнозы и перспективы решения проблемы.
- 6)2.Принцип «самоопределения наций » в международных отношениях и в международном праве. Основные проблемы и трудности реализации.. (Приведите примеры).
- 6)3.Устав Содружества Независимых Государств. Минск. 23 января 1993 г.
- 7)1.Приднестровский конфликт в Молдавии и пути его решения в современный период.
- 7)2.Проблемы торговли людьми в современном мире. Сотрудничество стран и совместные инициативы государств. (Привести примеры по странам и регионам).
- 7)3.Рекомендации «группы восьми» по противодействию терроризму. Уистлер (Канада). 13 июня 2002 г.
- 8)1. Проблемы сепаратизма в современном мире и основные нормы международного права. (Сделать анализ на примере сепаратизма в стране или )
- 8)2.Проблемы «экспортного контроля» в мо. Национальная и международная правовые базы осуществления экспортного контроля.
- 8)3.Договор о Европейском Союзе. Маастрихт. 7 февраля 1992 г. («Маастрихтский договор»).
- 9) 1. Проблема водных ресурсов вмежгосударственных отношениях стран Центральной Азии. Основные трудности и инициативы решения.
- 2.Режим контроля над ракетными технологиями от 1987 года. Проблемы реализации обязательств участников. Современное состояние режима.
- 3.Конвенция оон , по борьбе с транснациональной организованной преступностью. Нью-Йорк. 15 ноября 2000 г
- 10)1. «Каспийская дилемма» в межгосударственных отношениях прикаспийских стран. Основные трудности и инициативы решения.
- 2.Международное гуманитарное право в международных конфликтах.
- 3.Декларация тысячелетия оон. Нью-Йорк. 8.09.2000 г.
- 11)1.Проблемы борьбы с транснациональной организованной преступностью в современных международных отношениях. Совместное сотрудничество и основные соглашения.
- 2.Условия подписания и проблемы функционирования дняо 1967г. Трудности реализации статей договора в современных мо
- 3. Окинавская Хартия глобального информационного общества. Наха (Япония). 22 июля 2000
- 12)1.Проблемы индо – пакистанского противостояния во 2 пол.20-го в. – начале 2000-х г. (Основные проблемы возникшие в ходе конфликта и их решение.
- 2. Проблемы борьбы с наркотрафиком и торговлей оружием в странах снг. Проблемы сотрудничества.
- 3.Политическая декларация оон.(по наркотикам). Нью-Йорк. 8—10 июня 1998 г.
- Часть I. Сокращение спроса и связанные с этим меры.
- Часть II. Сокращение предложения и связанные с этим меры.
- Часть III. Борьба с отмыванием денег и расширение сотрудничества в правоохранительной области в целях укрепления международного сотрудничества.
- 13)1.Проблемы Арабо- израильского противостояния во 2 пол.20-го в. – начале 2000-х г. (Основные проблемы возникшие в ходе конфликта и их решение.
- 2.Условия создания и проблемы функционирования шос в цар. Трудности борьбы участников с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом.
- 3.Римский статут Международного уголовного суда.Рим. 17 июля 1998 г
- 14)1.Проблемы регулирования «затяжных» военных конфликтов на территории постсоветского пространства и нормы международного права.( Привести примеры)
- 2. Условия создания и проблемы функционирования коллективной безопасности на постсоветском пространстве. ( Структура одкб от 2002г.)
- 3.Киотский протокол к Рамочной конвенции оон об изменении климата. Киото.1997 г.
- 15)1.Проблемы борьбы с транснациональным терроризмом в современных мо.
- 2.Институционализация международной безопасности (Создание и деятельность военных блоков, союзов, организаций во пол.20-го века и в современный период).
- 3.Договор о Европейском Союзе. Маастрихт. 7 февраля 1992 г. («Маастрихтский договор»).
- 16)1.Интересы Ирана в странах цар. Интересы государств региона в сотрудничестве с Ираном.
- 2. Проблемы сепаратизма в мо. Привести примеры по странам и регионам.
- 3.Создание общего рынка между Аргентиной, Федеративной Республикой Бразилией, РеспубликойПарагвай и Восточной Республикой Уругвай. (меркосур.«Асунсьонский договор»).
- 2.Проблемы безопасности в Южной и Юго-Восточной Азии в современных международных отношениях.
- 3.Стратегическая концепция Североатлантического союза. Вашингтон. 24 апреля 1999 г.
- Часть I . Цель и задачи североатлантического союза
- Часть II. Стратегические перспективы: развитие стратегической обстановки
- Часть III - подход к безопасности в XXI веке
- Часть IV - руководящие принципы для вооруженных сил североатлантического союза принципы стратегии североатлантического союза
- 18)1.Проблемы безопасности на Ближнем и Среднем Востоке в современных международных отношениях.
- 2.Проблема современных локальных вооруженных конфликтов в международных отношениях. Проблемы их локализации и регулирования (Приведите примеры).
- 3.Совет Евроатлантического партнерства. Основной документ. Синтра (Португалия). 30 мая 1997 г.
- 19)1.Проблемы миротворчества в международных отношениях. Нормы международного права в реализации миротворчества. Привести примеры по странам.
- 2.Проблема здоровья и гуманизма в мо.
- 3.Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между рф и нато. Париж. 27 мая 1997 г.
- 20)1. Экологические проблемы современности. Анализ проблемы и сложности разрешения на примере страны и региона.
- 2.Инициативы неядерных государств по идее глобального ядерного разоружения.(Инициативы стран снг , Латинской Америки, Индии и др.)
- 3.Партнерство ради мира. Рамочный документ. Брюссель.10 января 1994 г.
- 21)1.Демографические проблемы в международных отношениях. Анализ проблемы и сложности разрешения на примере страны и региона.
- 2. Интересы рф в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с сша.
- 3. Алма-Атинская декларация. Алма-Ата. 21 декабря 1991 г.
- 22)1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Афганистана 2001г. Мвв с целью проведения «антитеррористической операции».
- 2.Международный режим химического разоружения. Проблемы реализации обязательств по кхо от 1993г. Деятельность озхо..
- 23)1.Кризис нато и югославский конфликт 1999г.
- 2. Проблемы сотрудничества стран цар в сфере борьбы за улучшение экологии.
- 3. Алма-Атинская декларация. Алма-Ата. 21 декабря 1991 г. Алма – Атинская декларация от 21 декабря 1991 года. Основные положения, анализ содержания.
- 24)1.Проблема реформирования оон в 1990-2000-е г. Прогнозы и перспективы.
- 2.Проблемы ядерного распространения в странах не участвующих в дняо. Анализ их ядерных программ, степени влияния на современные региональные и глобальные мо.
- 3.Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Вискули. 8 декабря 1991 г. («Беловежское соглашение»).
- 25)1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Ирака 1991г. Мвв с «целью пресечения агрессии».
- 2.Проблемы миграций в странах снг. Сотрудничество стран снг в решении проблем.
- 3.Стратегическая концепция Североатлантического союза. Вашингтон. 24 апреля 1999 г.
- 26)1.Принцип «нелигитимности авторитарных режимов» в мо.
- 2.Особенности взаимного сотрудничества стран в сфере безопасности в рамках обсе на современном этапе. Взаимодействие обсе и др. Интеграционных объединений Европы ( Совет Европы, нато, снг, шос).
- 3. Критерии признания новых государств в Восточной Европе и на территории бывшего Советского Союза.. 16декабря1991г.(«Брюссельский минимум»).
- О критериях ес для признания новых государств в восточной европе и на территории советского союза
- 27) 1. Принцип гуманитарного вмешательства в международных отношениях.
- 2.Особенности политической и экономической интеграции постсоветского пространства. Дезинтеграция и реинтеграция евразийского пространства.
- 3. Римская декларация сессии совета нато о миреи сотрудничестве. Рим.8ноября 1991 г.
- 3.Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. Шанхай. 15 июня 2001
- Перспективы шос
- Международно-правовая охрана окружающей среды и трудности реализации конвенций и соглашений (Привести примеры).
- Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. Астана. 10 октября 2000 г. (ЕврАзЭс).
- Проблемы использования альтернативных источников энергии
- Международный режим нераспространения биологического оружия. Основные трудности реализации Конвенции о нераспространения бо.
- Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта (Москва, 4 апреля 1994 года)
- Продовольственная проблема в современном мире. Прогнозы и перспективы решения проблемы.