Вопрос 19. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
До 90 СБСЕ представляло собой серию межправительственных форумов. Оно выполнило три задачи : 1)поддержание регулярного диалога между Востоком и Западом; 2)согласование норм отношений между гос; 3)рассмотрение вопросов, связанных с выполнением обязательств. После конца хв на первый план выходит функция СБСЕ как средство фиксации пост-хв перемен и краеугольного камня новой архитектуры европейской безопасности, и переход от полит содержания договоренностей к юрид. Это единственная общеевропейская огранизация по смыслу 8-й главы Устава ООН, что особенно важно в свете принципа неделимости пространства безопасности. Состав участников расширился до всех гос Европы, СНГ, США и Канады (Югославия временно исключена). Произошла институционализация ОБСЕ – с 95 г. Проводятся встречи на высшем уровне, на уровне министров ин дел. Орган, уполномоченный принимать решения – Постоянный Совет. Созданы институты действующего председателя, “тройки”, генерального секретаря, коммисара по делам нац меньшинств. В Вене – секретариат, в Женеве – Суд по примирению и арбитражу, в Варшаве – Бюро по демократ институтам и правам человека, ежегодно в Праге проводится эконом форум. Венский форум по вопросам безопасности. Функции :
нормотворческая;
контроль за выполнением обязательств;
решение вопросов контроля над вооружениями (Венский форум);
контроль над уважением прав человека и содействие формированию институтов правового государства, контроль над выборами и т.д.;
- оперативная : i)раннее предупреждение и предотвращение конфликтов - отправляет спец миссии. Есть Центр по предотвращению конфликтов в Вене, но имеет только рекомендательный характер. В целом ОБСЕ здесь неэффективна.
ii)регулирование кризисов - операции по поддержанию мира, исключая меры принуждения (до сих пор не воспользовалась) iii)пост-конфликтное урегулирование – в Боснии.
1992 – Хельсинки. Документ “Вызов времени перемен” положил начало перехода СБСЕ в новое качество, наделив широкими полномочиями и разнообразными возможностями предпринимать конкретные меры по предотвращению и регулированию конфликтов. Принята новая редакция мер доверия.
1994 – Будапешт. Принято решение о преобразовании в ОБСЕ (с 95 г.). Декларация “На пути к подлинному партнерству в новую эпоху”. Решения : о центральной роли ОБСЕ в строительстве единой и свободной Европы; + договоренность о начале разработки модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы 21 столетия. Новая редакция мер доверия, Кодекс поведения гос в военной области – о демократическом контроле за ВС; Принципы, регулирующие нераспространение и ряд др мелких документов. – заложили основу единого пространства доверия.
1996 – Лиссабон. Лиссабонская декларация “о модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы 21 века” : подтверждалась цель о создании единого пространства безопасности. По вопросу об адаптации ДОВСЕ участники определили охват и параметры такой адаптации.
1999 – Стамбул :
а) Декларация : обтекаемые фразы о Косово, нет насилию, ура многоэтническому обществу при уважении суверенитета Югославии; демократическое общество в Боснии и приветствие Пакта стабильности для Балкан; упоминанание о конфликтах в Грузии (миссия ООН), Карабахе (Минская группа ОБСЕ), Молдове (посредническая роль ОБСЕ), Белоруссии (группа по).
б) Наконец подписана Хартия европейской безопасности :
- вновь подтверждены все принципы ОБСЕ и планы по реализации концепции единого неделимого пространства безопасности ОБСЕ. Ни одна страна не может обладать преимущественной ответственностью за решение проблем безопасности. Но не указано, что создание системы такой безопасности – стратег цель для ОБСЕ, и вновь говорится о возможности для стран вступать в военные союзы;
- принятие платформы безопасности, основанной на сотрудничестве с другими организациями;
- активизация оперативной деятельности ОБСЕ : создание группы оперативной экспертной поддержки и сотрудничества РЕАКТ; Оперативного Центра, Подготовительного Комитета для полит консультаций. По решению Постоянного Совета могут организовываться деятельность на местах, а также проведение консультаций и посылка экспертных делегаций для превентивного регулирования.
в) Платформа безопасности.
В рамках ОБСЕ уже накоплен потенциал по :
I. Военно-полит вопросам :
- четыре поколения мер доверия, принятые на саммитах в Вене-90, Хельсинки-92, Будапеште-94, Стамбуле-99. Обмен информацией о военных учениях, оборонного бюджета, посещение военной деятельности, ограничение крупных учений (1 в 2 года) – но ничего принципиально нового;
В 1999 г. в Стамбуле прошел саммит ОБСЕ. Была принята Стамбульская Декларация: обтекаемые фразы о Косово, нет насилию, ура многоэтническому обществу при уважении суверенитета Югославии; демократическое общество в Боснии и приветствие Пакта стабильности для Балкан; упоминанание о конфликтах в Грузии (миссия ООН), Карабахе (Минская группа ОБСЕ), Молдове (посредническая роль ОБСЕ).
Также в Стамбуле была подписана Хартия европейской безопасности: 1) вновь подтверждены все принципы ОБСЕ и планы по реализации концепции единого неделимого пространства безопасности ОБСЕ. Ни одна страна не может обладать преимущественной ответственностью за решение проблем безопасности. Но не указано, что создание системы такой безопасности – стратег. цель для ОБСЕ, вновь говорится о возможности для стран вступать в военные союзы; 2) принятие платформы безопасности, основанной на сотрудничестве с др. организациями; 3) активизация оперативной деятельности ОБСЕ: создание группы оперативной экспертной поддержки и сотрудничества РЕАКТ; Оперативного Центра.
- ДОВСЕ и его адаптация (из-за новых геополит условий в Европе). Шли трудные переговоры в Вене (Запад, в частности, возражал против дублирования проекта в рамках Акта НАТО-РФ, распространения на авиацию) – в Лиссабоне-96 участники согласовали охват и параметры такой адаптации, потом шли переговоры, в 97 был промежуточный документ. Новый документ был принят в Стамбуле-99, главное в нем – трансформация зонально-групповой основы в систему нац и терр ограничений для каждого гос. Вместо 5 зон – 28 терр уровня по числу гос-участников. Сохраняется особый режим в Центр Европе и “фланговая зона”. Договор носит открытый характер. НАТО не согласилось распространить на авиацию и блоковые ограничения;
- Кодекс поведения гос в военной области – о демократическом контроле за ВС; Принципы, регулирующие нераспространение и ряд др мелких документов.
II. Эконом вопросы – на форуме в Бонне-90 подтвердили принципы плюрализма и рыночной экономики. Но экономика не является сферой ОБСЕ и рассматривается лишь в контексте эконом безопаности.
III. Гуманитарные :
- Бюро по дем институтам в Варшаве – создание общевропейских норм безопасности; Верховный комиссар по правам человека. Хотя ОБСЕ и осуществляет контроль за правами человека, нет юрид обязывающих документов. Итог – ОБСЕ не ключевая роль, а форум для консультаций.
Проблема реформы ОБСЕ. Уже к Лиссабонскому саммиту стали все заметнее проявляться географический и функциональный дисбалансы в орагнизации. Первый был связан с развертыванием оперативной деятельности ОБСЕ исключительно на постсоветском и постюгославском пространстве, другой – с явным креном в сторону "гуманитарно-конфликтной" проблематики. В дальнейшем эти дисбалансы усиливались, приведя к серьезному системному кризису Организации.
Усиливавшиеся в течение ряда лет дисбалансы в работе ОБСЕ привели к критической ситуации на восьмом СМИД в Вене (27-28 ноября 2000 г.). В силу принципиальных расхождений участвовавшим в нем министрам не удалось принять итоговый общеполитический документ встречи - министерскую декларацию. В результате были приняты только декларация "О роли ОБСЕ в Юго-Восточной Европе" и решение об усилении деятельности ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми. Кроме того, был одобрен принятый в рамках Форума по сотрудничеству в области безопасности документ по ограничению незаконного оборота и распространения легкого и стрелкового оружия. 3-4 декабря 2001 г. в Бухаресте состоялось девятое заседание СМИД ОБСЕ. Основным политическим документом встречи стала министерская декларация. Приняты решение и План действий по борьбе с терроризмом, которые содержат долгосрочную программу работы Организации в этой области; а также документ об укреплении роли ОБСЕ как форума для политического диалога, набор заявлений по региональным проблемам (Грузии и Молдавии, Нагорному Карабаху, Юго-Восточной Европе и Центральной Азии), ряд оперативных решений по гуманитарному измерению деятельности ОБСЕ. Главный итог бухарестской встречи заключается в создании предпосылок для преодоления системного кризиса ОБСЕ, в котором она оказалась в последние годы, укрепления ее роли как уникального механизма межгосударственного сотрудничества по вопросам европейской безопасности.
- Вопрос 1. Новая структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, движущие силы.
- Вопрос 2. Глобализация и ее воздействие на международные отношения
- Вопрос 3. Представление об основных тенденциях мирового развития по ф. Фукуяме и с. Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.
- Вопрос 4. Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: 36. Бжезинский, г. Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов
- Раздел II. Продвижение интересов сша через расширение и участие
- Раздел II. Обеспечение национальных интересов сша
- Вопрос 7. Задачи внешней политики сша. В стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
- Вопрос 8. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2002 г. Задачи формирования и укрепления коалиций в борьбе с терроризмом.
- Вопрос 9. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба против распространения оружия массового уничтожения.
- Вопрос 10. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба за распространение демократии.
- Вопрос 11. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 2002, 2006 гг.: формирование новых отношений с региональными центрами силы.
- Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
- Вопрос 13. Отход сша от сложившейся концепции стратегической стабильности: курс на создание нпро
- Вопрос 14. Договор снв-2: основные положения и дальнейшая судьба. Договор_снп: основные положения.
- Вопрос 15. Внешнеполитические ресурсы рф.
- Вопрос 16. Основные этапы становления внешней политики России (1991-2008тг:)
- Вопрос 19. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
- Вопрос 20. Становление Европейского Союза (1992-2004 гг.). Понятие «трех опор» ес.
- 21. Формирование Общей внешней политики и политики безопасности ес в 1991-2007 гг. Овпб ес после Косовского (1999 г.) и Иракского (2003 г.) кризиса.
- Вопрос 26. Отношения России и нато: основополагающие документы 1994 – 2008 гг.
- Вопрос 27. Боснийский кризис 1992-1995 гг.: международные аспекты урегулирования.
- Вопрос 28. Косовский кризис 1998-1999 годов: международные аспекты урегулирования. Воздействие Косовского -кризиса на международные отношения.
- Вопрос 29. Мировое развитие и современные международные отношения. Развивающиеся страны и проблема Север-Юг.
- Вопрос 30. Интеграционные процессы в бассейнах Тихого и Индийского океанов, основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 31. Интеграционные процессы в Западном полушарии; основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 32. Кнр в современных международных отношениях.
- Вопрос 33. Российско-китайские отношения 1992-2004 гг Соглашения о мерах укрепления военного доверия в Центральной Азии
- Вопрос 34. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества. Принятие Хартии шос.
- Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.
- Вопрос 36. Международные отношения на Корейском полуострове. Ядерная проблема. Отношения рф с государствами полуострова (1992-2006 гг.).
- Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе
- Вопрос 38. Южная Азия а системе современных международных отношений. Ядерный фактор в региональных международных отношениях. Российско-индийские отношения 1992-2006 гг.
- Вопрос 41. Фактор Ирана в мо
- Вопрос 42 Проблема политического урегулирования на Ближнем Востоке в 90-е гг. Мадридский переговорный процесс.
- Вопрос 44. Проблема Ирака в современных международных отношениях. Обострение международных отношений вокруг Ирака в 2002-2003 гг. Современное состояние проблемы. Рф и иракский кризис.
- Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.