logo search
спмо

Международно-правовая охрана окружающей среды и трудности реализации конвенций и соглашений (Привести примеры).

Международно-правовая охрана окружающей среды - одна из функций межгосударственного сотрудничества. На базе существующего международного экологического законодательства сформировалась правовая структура- международное экологическое право - совокупность норм права, регулирующих на основе общепризнанных принципов и норм международного права межгосударственные общественные отношения по сохранению, рациональному использованию международных экологических ресурсов и защите прав человека на благоприятную окружающую среду Международно-правовые принципы охраны окружающей среды выработаны совместными усилиями членов международного сообщества - государств и международных организаций. Они изложены в отдельных решениях Генеральной Ассамблеи ООН, решениях Стокгольмской конференции ООН но окружающей среде. Заключительном акте Совещания по безопасности в Европе (Хельсинки, 1975 г.). Всемирной Хартии природы, решениях международной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и др. Концепция устойчивого развития была выдвинута Междуна родным союзом охраны природы в 1980 году в документе, кото рый назывался “Всемирная стратегия охраны природы”. Смысл концепции состоит в том, что экономически более выгодно пред отвратить возможный ущерб, чем затрачивать средства на ликви дацию его последствий. В 1986 году в Оттаве на Международной конференции по охране природы и развитию был разработан ряд принципов по обеспечению устойчивого развития. В 1987 году в отчете Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития, руководимой Гру Харлем Брундтланд, прозвучало пред упреждение о том, что необходимы изменения в деловой активно сти и образе жизни людей, иначе человечество ожидает резкое ухудшение окружающей среды. Комиссия заявила, что экономика должна удовлетворять нужды людей, но ее рост должен вписы ваться в пределы экономических возможностей планеты. Новые возможности и перспективы международного взаимо действия в области охраны окружающей среды открываются на пути материализации результатов Конференции ООН по окружа ющей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.).

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды является разнообразным по формам и направлениям его реализации. В качестве форм сотрудничества можно выделить соглашения о сотрудничестве международных организаций, взаимное представительство государств в их руководящих органах и на международных конференциях, международные договоры по вопросам охраны окружающей среды, осуществление практических мер, например, по созданию международных заповедников. Разнообразны и результаты сотрудничества, к наиболее значимым из которых следует отнести создание международных норм в области охраны окружающей среды как юридически обязательного (императивного), так и рекомендательного характера, разработку программ сотрудничества по различным вопросам охраны окружающей среды и др. Проблема охраны окружающей среды не является проблемой отдельных стран или отдельного региона, а выходит за рамки национальных границ и приобретает глобальный характер, что в свою очередь предопределяет активизацию международного сотрудничества при решении экологических проблем. Международно-правовое сотрудничество в области охраны окружающей среды не является, как часто считают, совершенно новым видом деятельности в международных отношениях. Уже в первой половине прошлого века мы можем обнаружить международно-правовые акты о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (например, в 1839 г. Великобритания и Франция заключили конвенцию о регулировании рыбной ловли и о сохранении рыбных ресурсов). В целях осуществления такой охраны заключено свыше 140 многосторонних договоров и значительное число двусторонних договоров в области охраны экологии, что свидетельствует о готовности многих государств осуществлять сотрудничество по охране окружающей среды. Однако, хотя в декларации Стокгольмской конференции ООН по охране окружающей среды 1972 г. было подчеркнуто, что окружающая среда имеет два компонента (природный и созданный непосредственно человеком) и что эти два компонента являются существенными предпосылками благосостояния человека и осуществления его права на жизнь, этот международно-правовой документ распространяет международное экологическое сотрудничество только на природный компонент окружающей среды. Несмотря на все большее понимание необходимости двустороннего и многостороннего сотрудничества как условия эффективной охраны окружающей среды, отдельные государства по-разному относятся к экологическому сотрудничеству. Подход отдельных стран к международному сотрудничеству обусловлен как характером их общественно-экономического устройства, так и целями, которые они стремятся осуществить в национальном и международном масштабах. Особенно большие различия проявляются при решении вопроса о том, является ли Земля источником загрязнения окружающей среды или непосредственно сама Земля подвергается загрязнению. Международное сотрудничество в целях охраны и улучшения окружающей среды осуществляется как в рамках ООН, так и региональных союзов, а также континентального сотрудничества отдельных государств. Эти и другие формы сотрудничества, которые имеют свою специфику, показывают следующее: несмотря на существование концепции об окружающей среде и ее охране, все еще недостаточен рост осознания значимости экологических проблем и обязательств отдельных стран и всего человечества по сохранению окружающей природной среды. М.Н. Копылов отмечает, что сегодня становится ясным, что как участники Стокгольмской конференции, так и члены ООН при всем своем искреннем стремлении исправить экологическую ситуацию в мире не готовы были пойти на единственно нужное решение - учредить специальную международную экологическую администрацию (МЭА) с наднациональными полномочиями. Координирующий орган в экологической области был создан по решению Стокгольмской конференции 1972 г. в виде Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН и функционирует в тесном сотрудничестве с ЭКОСОС. Международные неправительственные организации (МНПО) также вносят определенный вклад в совершенствование международно-правового регулирования охраны окружающей среды. Среди большого разнообразия МНПО, специально созданных для решения экологических проблем или распространивших свою уставную компетенцию на область охраны окружающей среды, особое место занимает Международный Союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Большой объем работы по охране окружающей среды в системе ООН выполняют региональные экономические комиссии: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА). Одной из важнейших проблем в области охраны окружающей среды является проблема международно-правовой ответственности, которая не имеет однозначного решения ни в доктрине, ни в практике международного сообщества. Она является коренной для обеспечения международного правопорядка.

Основываясь на все более глобальном характере проблемы защиты окружающей среды и целесообразности поиска путей ее решения не на национальном (региональном) уровне, а в рамках мирового сотрудничества, выявлено, что с целью обеспечения большей действенности международных соглашений в этой сфере положения их для стран-участниц должны иметь не рекомендательный, а обязательный характер с закреплением санкций, которые должны следовать за неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. При этом обязательный (императивный) характер положений международных соглашений позволит наделить страны-участницы правом требования, обращенного к другим участвующим в соглашении государствам, о соблюдении ими обязательств по защите окружающей среды.

Меры воздействия на государство, на территории которого совершаются экологические правонарушения, способные выйти за пределы этого государства и создающие серьезную угрозу населению других стран, могли бы приниматься и Советом безопасности ООН, поскольку угроза экологической безопасности населению другой державы, особенно если ее масштабы велики, может создавать для него столь же губительные, если не большие, последствия, как и при актах

международного терроризма или вооруженного нападения. С целью обеспечения более высокой действенности регулирования отношений между государствами в деле защиты окружающей среды представляется целесообразным создание специального органа, выполняющего функции международного экологического суда, где можно было бы искать защиты в случае неисполнения обязательств по международным соглашениям.