logo
MEV_GOS_2010

50. Передумови формування постямайської системи міжнародних валютно-фінансових відносин.

Ямайская валютная система действует с 1978 года и по замыслу должна быть более гибкой, чем Бреттонвудская, и эластичнее приспосабливаться к нестабильности платежных балансов и ва­лютных курсов. Однако глобальный финансовый кризис поставил на повестку дня необходимость ее кардинальной перестройки и сейчас ведутся поиски путей ее совершенствования в целях решения основных валютных про­блем.

Будущая реформа валютной системы должна положить конец доминированию доллара США в глобальной экономике в качестве основной расчетной валюты. Появление региональных, свободно используемых (резервных) валют, наряду с долларом США и евро смогут значительно повысить устойчивость мировой финансовой системы. Ослаблению позиций доллара США в качестве основной расчетной валюты будет способствовать переход в торговых операциях между странами в их национальных валютах.

Одним из краеугольных принципов новой валютной системы может стать создание валютных зон, с региональными, свободно используемыми (резервными) валютами. В перспективе такими зонами могут стать:

Проблема СДР. Итоги функционирования СДР с 1970 г. свиде­тельствуют о том, что они далеки от мировых денег. Более того, возник ряд проблем:

1) эмиссии и распределения: объем эмиссии СДР незначителен, ежегодно раз­вивающиеся страны, подни­мают вопрос об их дополнительном выпуске.

2) обеспечения: важной проблемой СДР является их обеспечение, поскольку в отличие от золота они лишены собственной стоимости. МВФ ежедневно определяет стоимость СДР в долларах с учетом изменения его плавающего курса.

3) метода определения курса - МВФ ежедневно определяет стоимость СДР в долларах с учетом изменения его плавающего курса. Валютная корзина придала определенную стабильность СДР по сравнению с национальными валютами. Но вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. Их доля в мировых валютных резервах колеблется от 9,2% в 1971 г. до 3,4% в 1992 г., 2,1% в 1998 г. и 1,7% в 2008.

4) сферы использования СДР. Харак­тер эмиссии СДР неэластичный и не связан с реальными потреб­ностями международных расчетов. Маловероятно использование СДР в качестве главного международного резервного актива и превращение их в полномас­штабную мировую валюту. Концепция стандарта СДР утратила смысл в 90-х годах, и предстоит изменение этого структурного принципа Ямайской валютной системы.

Для стабилизации мировой валютной системы, предотвращения валютных спекуляций как весьма действенную меру можно рассмотреть вопрос об установлении фиксированных валютных курсов.

На протяжении 13 лет, когда в мировой финансовой системе действовали фиксированные валютные курсы (1960-1972 гг.) реальные темпы экономического роста в большинстве стран были вдвое выше, чем за такой же период после введения плавающих курсов.

Более того, после отмены фиксированных курсов обострились наиболее чувствительные для населения проблемы - инфляция и безработица, уровень которых в период действия Бретон-Вудской системы был значительно ниже. Этот режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, по­кончить с внезапными перемещениями «горячих» денег, валютной спекуляцией. Поэтому страны предпочитают режим регулируемого плавания валютного курса, поддерживая его разными методами валютной политики. Вместе с тем обязательства стран—членов МВФ по регули­рованию валютных курсов расплывчаты и декларативны, хотя устав Фонда предусматривает введение стабильных, но регулиру­емых паритетов. Фиксированные валютные курсы могут быть установлены, прежде всего, для стран "большой восьмерки", стран БРИК и крупных торговых держав.

В качестве радикальной меры для финансовой стабилизации некоторые эксперты рассматривают возможность возврата к золотому или золотовалютному стандарту, который был бы реальным обеспечением устойчивости национальных валют большинства стран мира.

Реформирование международных организаций:

Кардинального реформирования требует МВФ, на базе которого было бы целесообразно создать глобальный финансовый регулятор, основной функцией которого должно стать предупреждение и недопущение глобальных и страновых финансовых кризисов, а не запоздалая помощь в их ликвидации. Как альтернативу можно рассматривать возможность создания нового международного финансового института с аналогичными задачами глобального регулятора.

Более тесной должна стать координация денежно-кредитной политики между Центральными банками ведущих стран мира по выработке единых подходов к установлению уровня ставки рефинансирования, кредитной, курсовой и антиинфляционной политике.

Назрела необходимость создания новой международной организации, регулирующей движение капитала в глобальной экономике, в том числе деятельность оффшорных центров, принципы трансграничных слияний и поглощений и др. Такая организация может быть создана по аналогии с Всемирной торговой организацией (ВТО) и на базе уже существующих международно-правовых соглашений в инвестиционной сфере. Одной из основных причин фондового кризиса стала значительная перекапитализации мировой экономики. Капиталоемкость мирового ВВП в 2007 г. составила около 120%, что значительно превышает допустимые пределы. При этом в общем объеме капитала значительно возросла доля не реального, а спекулятивного капитала. По самым скромным оценкам выпуск производных финансовых инструментов различного рода деривативов в 2008 г. составлял около 63 трлн. долл. США, что сравнимо со стоимостью реального мирового ВВП. Мировой финансовый кризис поставил точку в долгом споре между "кейнсианством" и "монетаризмом" о роли государства в регулировании экономических процессов. Кризис показал несостоятельность концепции монетаризма, в основе которой лежит положение о том, что априори рынки конкурентны и рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия. В разгар финансового кризиса практически все ведущие промышленно развитые страны вынуждены были перейти на "ручное" управление экономикой. Без существенных государственных вливаний денежных средств в экономику и национализации обанкротившихся финансовых институтов большинство стран были бы обречены на финансовый коллапс, как это произошло с Исландией. Поэтому после кризиса для многих стран мира основной проблемой будет создание саморегулирующейся экономической системы, способной к гибкому реагированию на новые вызовы современности.