3.5 4. Бюджетная система страны и ее элементы
Административно-территориальное устройство Италии является унитарным, поэтому бюджетная система страны состоит из двух звеньев: центрального бюджета и местных бюджетов.
Центральный бюджет представляет собой финансовый план страны, в котором отражается перечень доходов и расходов центрального правительства. Основную долю доходной части составляют налоговые платежи (80%), к неналоговым поступлениям в первую очередь относят доходы от приватизации, а также арендные платежи и штрафы. Участие государства в развитии экономики страны всегда ощущалось в центральном бюджете. Через государственные каналы проходит около 50% ВВП.
Государственный бюджет Италии состоит из двух частей: счета текущих операций и счета движения капиталов.
Расходы счета текущих операций образуются в основном из выплаты жалованья и пенсий государственным служащим, покупки товаров и услуг, трансфертов государственным и частным предприятиям, учреждениям и населению, а также уплаты процентов по государственному долгу.
Из средств счета движения капиталов финансируются прямые капиталовложения государства, трансферты государственным предприятиям и учреждениям, предоставление кредитов, приобретение акций, погашение государственного долга.
Важнейшие статьи расходов государственного бюджета (2010): межбюджетные трансферты - 23,2% (в том числе на обеспечение мероприятий по здравоохранению, полномочия по которым переданы регионам), обслуживание государственного долга - 15,7, пенсионное обеспечение - 15,3, компенсации служащим - 11,3%.
Главными составляющими бюджетной классификации в настоящее время являются миссии и программы.
Бюджетный процесс в Италии включает следующие стадии:
составление проекта бюджета под контролем министерства экономики и финансов;
рассмотрение бюджета в палате депутатов, сенате и утверждение президентом;
исполнение бюджета казначейством; ,
подготовка отчета об исполнении бюджета министерством экономики и финансов.
Этап исполнения (бюджетный год) в Италии начинается I июля и заканчивается 30 июня следующего года.
Проблема бюджетного дефицита, частично разрешенная в начале нынешнего столетия благодаря подъему общехозяйственной конъюнктуры и росту экспорта, в условиях мирового финансового кризиса вновь обострилась. По итогам 2009 г. дефицит бюджета Италии составил 5,3% от ее ВВП, тогда как в 2008 г. был лишь 2,7%.
Для выхода страны из финансового кризиса правительство разработало меры жесткой экономии, сходные с теми, которые уже приняли некоторые европейские правительства. В итоге в 2010 г. дефицит бюджета несколько снизился - до 4,6% ВВП, а за 2011 г. составил 4%, что, однако, по-прежнему выше допустимого.
В связи с этим правительство Италии приступило к реализации программы бюджетной консолидации объемом в 20 млрд евро, которая должна снизить дефицит до приемлемого для ЕС уровня (менее 3% ВВП). Осенью 2011 г. верхняя палата парламента приняла пакет мер бюджетной экономии, который включает сокращение расходов в 2013 г. на 54 млрд евро, а также повышение налогов. Кроме этого, на период 2012-2014 гг. бюджет министерства обороны Италии заморожен.
Второе звено бюджетной системы Италии - местные бюджеты предопределяется административным делением страны, что выделяет следующие уровни бюджетной системы:
центральный;
региональный;
провинциальный;
муниципальный.
При этом пять регионов из 20 (в основном острова, находящиеся на границе) имеют особый статус - специальную расходную автономию. Она выражается в наличии законов, наделяющих эти регионы большой самостоятельностью в определении расходной базы своих бюджетов.
На бюджетах регионов лежит обязанность по финансированию услуг медицинских учреждений, градостроительства и внутрирегионального пассажирского транспорта. Закон допускает возможность передачи региональными органами власти части расходных полномочий нижестоящим уровням бюджетной системы.
Бюджеты провинций несут расходы по финансированию регионального значения, а также водного и горного транспорта, мероприятий по защите окружающей среды, образовательных учреждений и культурных заведений регионального значения (местные университеты, музеи, театры и т. п.).
Бюджеты муниципалитетов являются наименьшими и расходуются на: содержание местной полиции, системы социального обеспечения, строительство и содержание зданий для органов юстиции и образовательных учреждений, строительство, ремонт и уборку муниципальных улиц и дорог, обеспечение муниципалитета газом и электроэнергией.
Источниками доходов местных бюджетов являются налоговые поступления, целевые и нецелевые гранты бюджета вышестоящего уровня и заемные средства.
В начале 90-х гг. минувшего столетия доля собственных налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов во всем объеме их доходов составляла около 3%. При этом местные органы власти не имели права вводить новые налоги или манипулировать ставками существующих национальных налогов.
В 1999 г. был принят Закон о бюджетной реформе, по которому взаимоотношения федерального и местных бюджетов предполагалось существенно перестроить. Начиная с 2001 г. бюджетные трансферты регионам заменяются передачей им большей доли налоговых поступлений (от НДС, подоходного налога и налога на бензин), а также увеличением базовой ставки регионального налога на доходы физических лиц (с 0,5 до 0,9%).
Совокупный прирост поступлений в региональные и местные бюджеты намечалось разделить с учетом исторически сложившегося уровня потребления. В дальнейшем критерии перераспределения средств будут пересмотрены, исходя из их совокупности: численности населения, налоговой базы, душевых расходов на здравоохранение, - с целью выравнивания сложившегося разрыва, для чего был создан специальный фонд.
В 2010 г. в Италии был принят законопроект, который предоставил органам местной власти большие права в регулировании местного налогообложения и возможность для увеличения финансирования экономических программ в регионах страны. Эта мера повысила эффективность сбора налогов и их использование. Собранные в регионах налоги используются для программ местного экономического и социального развития, в том числе на нужды здравоохранения и правоохранительных органов. При этом 20 административно-территориальных органов власти регионов Италии получили право самостоятельно распоряжаться частью собранного на их территории НДС. Основная часть налоговых доходов в настоящее время зачисляется в федеральный бюджет, из которого в виде трансфертов или дотаций перераспределяется региональным бюджетам.
Проводимая реформа ведет к тому, что значительная часть налоговых доходов поступает непосредственно в бюджет региона. Также региональные власти получили полномочия самостоятельно устанавливать ставки по некоторым видам налогов и определять порядок их уплаты. Регионы, имеющие дефицитный бюджет, получают финансовую поддержку из специально создаваемого государственного фонда. Его формирование осуществляется также за счет отчислений регионов, имеющих профицитный бюджет.
В результате получили развитие два типа финансового выравнивания: первый, основанный на обычном фонде, призван рационализировать государственные трансферты местным органам власти; второй - с получением автономности местных налогов обеспечивает финансовую поддержку местных бюджетов.
Финансовая система Италии вместе с центральным бюджетом и местными бюджетами включает также специальные фонды и финансы государственных предприятий.
Специальные фонды преимущественно характеризуются своей направленностью на поддержку южных регионов страны, которые менее развиты. Законом 1992 г. была прекращена финансовая деятельность агентства по делам Юга, а его ресурсы были переданы в ведение фонда при казначействе, откуда они стали распределяться между министерствами в соответствии с приоритетами бюджета. Позже Законом 1995 г. с согласия Европейского Союза был создан гарантийный фонд для содействия местным малым и средним предприятиям путем поддержки венчурного кредитования и мер по увеличению капитала предприятий. Размер специальных фондов в Италии постоянно увеличивается, что особенно отмечалось в 1998 г. в рамках правительственной политики по поддержке южных регионов, когда значительно выросли государственные фонды, средства которых использовались на предоставление финансовых и налоговых льгот предприятиям.
Финансы государственных предприятий являются завершающим звеном финансовой системы, идущим после бюджетной системы и специальных фондов.
В Италии исторически сложился сильный государственный сектор. В начале нынешнего века до 50% экономики и 70% банковской системы контролировало государство. Отдельную категорию составляют предприятия, которые главным образом контролируются через холдинги, подчиненные министерствам и другим государственным органам. К ним относятся:
• Институт промышленной реконструкции (IRI) - главное монополистическое объединение Италии, которое играет существенную роль в экономике, особенно в черной металлургии, машиностроении, транспорте и связи, кредитно-финансовой сфере;
Национальное предприятие жидкого топлива - контролирует свыше 160 компаний. Действует по большей части в нефтегазовой и нефтехимической промышленности, а также в атомной энергетике, в том числе и за рубежом.
Удельный вес государственной собственности особенно велик в капиталоемких отраслях и в экономике отсталых районов. Государству принадлежат железные дороги, авиатранспорт, часть сети автострад и телефонной связи, радио и телевидение и т.п.
Для Италии характерно многообразие форм государственной собственности. Важнейшие из них:
смешанные предприятия, входящие в министерство государственных участий, их капитал или целиком принадлежи! государству, или частично - отдельным лицам;
автономные предприятия, имеющие свой самостоятельный бюджет и управляемые соответствующими министерствами;
публично-правовые предприятия, цель деятельности которых не состоит в извлечении прибыли;
муниципальные предприятия, контролируемые местными органами власти.
- 3. Финансово-кредитные системы ведущих стран европейского союза
- 3.1. Европейский союз: история, современность и перспективы развития
- 3.1.1. Исторический этап становления Европейского Союза
- Расширение Европейского Союза
- 3.1.2. Современное состояние экономики Европейского Союза
- Инфляция в Европейском Союзе
- Безработица в странах Европейского Союза
- 3.1.3. Перспективы дальнейшего развития европейской интеграции
- Контрольные вопросы
- 3.2. Финансово-кредитная система германии
- 3.2.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.2.2. Эволюции и этапы формировании денежного обращении и денежной системы страны
- 3.2.3. Кредитная система и ее построение
- Крупнейшие коммерческие банки Германии
- 3.2.4. Финансовая система, ее структура и особенности. Федеральный бюджет: доходы и расходы. Бюджетный процесс
- 3.2.5. Бюджеты земель, общин и других звеньев финансовой системы
- 3.2.6. Налоговая система, ее структура и тенденции развития
- Контрольные вопросы
- 3. Финансово-кредитная система франции
- 3.3.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.3.2. Становление и развитие денежной системы
- 3.3.3. Кредитная система и ее построение. Банк Франции: его структура и функции. Особенности денежно-кредитной политики Франции на современном этапе
- 3.3.4. Система кредитных учреждений
- 3.3.5. Финансовая система и ее характеристика. Государственный бюджет: структура доходов и расходов. Бюджетный процесс
- 3.3.6. Местные финансы, специальные фонды, финансы государственных предприятий
- 3.3.7. Налоговая система, тенденции ее развития
- Размер акцизного сбора
- Ставки налога на доходы
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.4. Финансово-кредитная система великобритании
- 3.4.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.4.2. Становление и развитие денежного обращения и денежной системы
- 3.4.3. Кредитная система, ее характеристика. Банк Англии: его история, современность и функции
- 3.4.4. Система кредитных институтов страны
- 3.4.5. Финансовая система и ее хар-ка. Гос. Бюджет, его структура и содержание. Бюджетный процесс. Бюджеты местных органов власти
- 3.4.6. Специальные фонды. Финансы государственных предприятий
- 3.4.7. Налоговая система, ее особенности
- Необлагаемый налоговый минимум
- Ставки налога на прибыль корпораций
- Минимальный пороговый размер
- Среднее значение муниципального налога
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.5. Финансово-кредитная система италии
- 3.5.1. Характеристика экономики Италии
- 3.5.2. Особенности становления и развития денежной системы
- 3.5.3. Структура кредитной системы Италии
- 3.5 4. Бюджетная система страны и ее элементы
- 3.5.5. Налоговая система Италии: становление и развитие
- Ставки подоходною налога с физических лиц
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания