Ставки подоходною налога с физических лиц
Сумма дохода, тыс. евро | Процентная ставка |
До 15 | 23% |
От 15 до 29 | 29% |
От 29 до 32 | 31% |
От 32 до 70 | 39% |
От 70 | 45% |
Все доходы частных лиц в зависимости от источника происхождения делятся на пять категорий, каждая из которых имеет особенности исчисления. Этими источниками признаются:
земельная собственность, недвижимость и строения;
капитал;
работа по найму и свободные профессии;
предпринимательство;
прочие источники.
Доход от земельной собственности состоит из дохода от земельных участков и строений. Размер земельной ренты регулируется кадастром. Налоги со строений устанавливаются на основе тарифов. При расчете налога на владение землей учитываются только земли, пригодные для сельскохозяйственной деятельности, а при исчислении налога на строения принимаются в расчет городские дома и дачи, но исключаются постройки для содержания скота, хранения сельскохозяйственной продукции.
Доход от капитала включает проценты по вкладам и текущим банковским счетам, дивиденды, лотерейные выигрыши, призы и тд. Налог составляет от 10 до 32% и удерживается по единой ставке при выплате денег банковским или иным учреждением, т.е. у источника, и не включается в облагаемый совокупный доход. Доход от капитала составляет:
проценты по срочным банковским вкладам (25-30%);
проценты и доходы по негосударственным ценным бумагам (12,5%);
дивиденды (15% - для резидентов, 32% - для нерезидентов);
доходы от переуступки акций обществ (15%; в случае если доля участия превышает 2% уставного капитала общества - 25% капитала, котируемого на бирже; 5% некотируемого капитала общества; 10% капитала обществ неакционерного типа);
премии и выигрыши (облагаются у источника и не декларируются):
лотереи в пользу благотворительных обществ (10%);
премии в телевизионных играх (20%);
другие выигрыши (25%);
призы на спортивных соревнованиях (20%).
доходы от совместной деятельности и другие доходы от вложения капитала (15%).
Доход от наемного труда включает наряду с заработной платой и пенсии. Лица, не имеющие других источников дохода, освобождаются от подачи налоговой декларации.
Налоги на доходы от предпринимательства уплачивают занимающиеся индивидуальной деятельностью. Эти доходы зависят от чистой прибыли.
Подоходный налог с юридических лиц взимается по фиксированной ставке 34%.
Налоговая система государства во многом ориентирована на малый и средний бизнес, представляющий подавляющее большинство всех зарегистрированных предприятий, что выделяет Италию среди всех стран Европейского Союза. Налогом на прибыль юридических лиц облагаются организации, занимающиеся деятельностью, приносящей доходы, как итальянские, так и иностранные, имеющие в Италии свой филиал или представительство. Объектом обложения является вся прибыль, полученная от любых источников, как в денежной форме, так и в натуральной.
Налог на добавленную стоимость введен с 1973 г., заменив налог с оборота и более 20 акцизов. На этот налог приходится более половины общей суммы косвенных налогов. В качестве налогооблагаемой базы добавленная стоимость складывается из разницы между выручкой от продажи товаров и услуг за определенный период времени и суммой, уплаченной поставщикам сырья и включенной в себестоимость произведенных товаров и услуг.
Налог на добавленную стоимость имеет три ставки: 4, 10 и 20%. Максимальная ставка принята для дорогих товаров (ювелирных изделий из золота и платины, автомашин, аудио- и видеотехники). На отдельные продовольственные товары (свежее молоко, сливочное и оливковое масло, сыры, муку и т.д.), а также на печатную продукцию и издательские услуги НДС составляет 4%. Мясо, рыбу облагают налогом в размере 10%.
Прочие косвенные налоги. В Италии кроме НДС действуют такие виды общегосударственных косвенных налогов, как: гербовый сбор в форме продажи государством гербовой бумаги или гербовых марок, регистрационный налог, взимаемый при переходе прав собственности на недвижимость или некоторые виды движимой собственности, регистрации контрактов, а также так называемые налоги на потребление (таможенные пошлины, налог на производство отдельных видов товаров, фискальные монополии) и другие мелкие налоги.
Местные налоги, как отмечалось, являются главным источником формирования местных бюджетов. Не менее половины всех средств, необходимых для развития территорий, поступает от налогов, которые собираются местными властями.
Помимо государственного подоходного налога физические и юридические лица уплачивают местный подоходный налог по ставке 16,2%.
Региональный налог на производственную деятельность устанавливается региональными властями Италии для компаний, товариществ, индивидуальных предпринимателей и кооперативов, которые для целей своей деятельности используют территорию и ресурсы регионов (области, провинции, коммуны).
Коммунальный налог на недвижимость был установлен правительством в 1992 г. и предусматривал выплату владельцами (физическими и юридическими лицами) действующих промышленных и жилых зданий, строящихся площадей, а также сельскохозяйственных земель определенной денежной квоты в зависимости от типа и целей их использования, даже если эта недвижимость была приобретена незаконно. Ставки составляют от 0,4 до 0,7% от кадастровой стоимости недвижимости, что на практике часто ниже рыночной стоимости.
Налог на увеличение стоимости недвижимого имущества применяется по ступеням с прогрессирующей процентной ставкой. Основывается на существенной разнице между начальной и конечной стоимостью недвижимости (здания, свободные строительные площадки и т.д.) в Италии. Налог на прирост стоимости недвижимости взимается в пользу местных органов власти в случаях продажи недвижимости с прибылью.
Налог с наследства и дарений касается имущества, которое меняет своего собственника по причине смерти или дарения, причем для налоговых целей закон не делает между ними разницы. Объектом обложения является рыночная стоимость наследуемого имущества. Ставки налога построены по принципу двойной прогрессии: с одной стороны, они учитывают размеры наследуемого имущества, а с другой - степень родства. При дарении членам семьи по прямой линии применяется налоговый вычет в размере до 1 млн евро. Недвижимость, стоимость которой превышает 1 млн евро, облагается по ставке 4% от суммы, превышающей 1 млн евро, для каждого одаряемого плюс 1% - кадастровый сбор, плюс 2% - сбор за внесение изменений в реестр собственников. При дарении родственникам второй линии все описанные выше условия сохраняются, кроме основной ставки, увеличенной с 4 до 6%. Все прочие одаряемые обязаны уплатить налог 8%, а также кадастровый сбор - 1 % и сбор за регистрацию изменений - 2%.
Налог на рекламу является муниципальным налогом, которым облагаются рекламные объявления и любые другие виды рекламы. Обязанность по уплате налога на осуществление рекламной деятельности возлагается как на компании, размещающие свою рекламу, так и на распространителей рекламной продукции.
Государственные комиссионные сборы налагаются на определенные виды административных актов: выдача паспортов, водительских удостоверений, разрешений на владение холодильником и др. Сборы уплачиваются как в момент выдачи, так и при обновлении документов.
Налог на занятие общественных площадей устанавливается муниципалитетом в зависимости от размера, местонахождения и целей использования общественных пространств, принадлежащих мэрии.
Налогом на автотранспорт (местным, государственным) облагаются все транспортные средства в зависимости от объема цилиндров и мощности двигателя.
Налог за транспортировку и утилизацию городских твердых отходов был установлен в 1993 г. как специальный региональный налог.
Местные лицензионные сборы обычно устанавливаются за право сезонной торговли в общественных местах, за получение разрешений на торговлю предметами антиквариата и др.
Существуют также целевые сборы, например школьный налоговый сбор, сбор за использование государственных земельных участков и др.
В организационном плане структуру налоговой системы Италии составляют:
Агентство налоговых поступлений, занимающееся учетом, анализом и проверками;
финансовая гвардия, осуществляющая контроль потоков денежных средств и нарушений налоговой дисциплины;
банки, обеспечивающие расчет в случаях проведения финансовых операций, взимание и перечисление налогов на счет казначейства и частично сбор налоговых деклараций;
специализированные коммерческие фирмы (концессионеры), работающие по договору с государством, взыскивающие налоговую задолженность с неплательщиков;
судебные органы, разрешающие спорные вопросы налогообложения.
Главным органом налогового контроля Италии является финансовая гвардия. Она входит в состав министерства экономики и финансов и имеет собственную академию, училище унтер-офицеров, легион курсантов. Министерство финансов Италии занимается не только доходами, в него входят налоговые и таможенные органы.
Вместе с тем в стране имеет место высокий уровень уклонения от налогов (до 18% ВВП, или треть от валового уровня негосударственного сектора). Уход от налогообложения в Италии значительно растет, что наносит ежегодно бюджету страны ущерб в 100 млрд евро. Однако фискальная нагрузка в стране и так одна из самых высоких в мире - 43%. Поэтому кабинет М. Монти принял решение об ужесточении контроля уплаты налогов. В стране действует бесплатная телефонная линия 117 для заявлений о таких случаях и составляются «черные списки» для наиболее злостных должников.
Нынешнее правительство Италии намерено рассмотреть новый пакет налоговых реформ с целью увеличения поступлений в бюджет. Однако при этом пока не предполагается введение налога на богатство по примеру некоторых стран. Ставится задача упрощения налоговой системы, пересмотра налоговых льгот и благоприятных налоговых режимов, которые являются экономически не оправданными. Есть необходимость и более справедливого распределения налогового бремени. Кроме того, предполагается пересмотреть ставки налога на имущество. В конечном счете, перед правительством Италии стоит непростая задача: не повышая в целом налоговые ставки, увеличить собираемость налогов для стабилизации экономической ситуации.
- 3. Финансово-кредитные системы ведущих стран европейского союза
- 3.1. Европейский союз: история, современность и перспективы развития
- 3.1.1. Исторический этап становления Европейского Союза
- Расширение Европейского Союза
- 3.1.2. Современное состояние экономики Европейского Союза
- Инфляция в Европейском Союзе
- Безработица в странах Европейского Союза
- 3.1.3. Перспективы дальнейшего развития европейской интеграции
- Контрольные вопросы
- 3.2. Финансово-кредитная система германии
- 3.2.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.2.2. Эволюции и этапы формировании денежного обращении и денежной системы страны
- 3.2.3. Кредитная система и ее построение
- Крупнейшие коммерческие банки Германии
- 3.2.4. Финансовая система, ее структура и особенности. Федеральный бюджет: доходы и расходы. Бюджетный процесс
- 3.2.5. Бюджеты земель, общин и других звеньев финансовой системы
- 3.2.6. Налоговая система, ее структура и тенденции развития
- Контрольные вопросы
- 3. Финансово-кредитная система франции
- 3.3.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.3.2. Становление и развитие денежной системы
- 3.3.3. Кредитная система и ее построение. Банк Франции: его структура и функции. Особенности денежно-кредитной политики Франции на современном этапе
- 3.3.4. Система кредитных учреждений
- 3.3.5. Финансовая система и ее характеристика. Государственный бюджет: структура доходов и расходов. Бюджетный процесс
- 3.3.6. Местные финансы, специальные фонды, финансы государственных предприятий
- 3.3.7. Налоговая система, тенденции ее развития
- Размер акцизного сбора
- Ставки налога на доходы
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.4. Финансово-кредитная система великобритании
- 3.4.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.4.2. Становление и развитие денежного обращения и денежной системы
- 3.4.3. Кредитная система, ее характеристика. Банк Англии: его история, современность и функции
- 3.4.4. Система кредитных институтов страны
- 3.4.5. Финансовая система и ее хар-ка. Гос. Бюджет, его структура и содержание. Бюджетный процесс. Бюджеты местных органов власти
- 3.4.6. Специальные фонды. Финансы государственных предприятий
- 3.4.7. Налоговая система, ее особенности
- Необлагаемый налоговый минимум
- Ставки налога на прибыль корпораций
- Минимальный пороговый размер
- Среднее значение муниципального налога
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.5. Финансово-кредитная система италии
- 3.5.1. Характеристика экономики Италии
- 3.5.2. Особенности становления и развития денежной системы
- 3.5.3. Структура кредитной системы Италии
- 3.5 4. Бюджетная система страны и ее элементы
- 3.5.5. Налоговая система Италии: становление и развитие
- Ставки подоходною налога с физических лиц
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания