3.4.6. Специальные фонды. Финансы государственных предприятий
Самостоятельным звеном финансовой системы являются специальные фонды, которые представляют собой совокупность денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государственных органов власти и имеющих целевое назначение.
В финансовой системе Великобритании специальные фонды занимают важное место. Объем концентрируемых в них средств значителен. За счет средств специальных фондов финансируется около 1/3 государственных расходов. На специальные фонды, прежде всего, возлагаются экономическая и социальная функции. За счет средств фондов государство регулирует процесс производства, предоставляет субсидии, кредиты национальным предприятиям, а также внешние займы разбивающимся странам и оказывает социальные услуги населению.
Специальные фонды, как правило, имеют целевой характер. Однако некоторых фондах вид расхода не всегда точно определен.
Так, в Великобритании существует фонд главного казначея (министр финансов), создаваемый из остатков фондов министерств и ведомств, чтобы поддержать равновесие во всех фондах.
Специальные фонды отличаются друг от друга по правовому положению, целям использования.
По правовому положению специальные фонды делятся на государственные и местные. Первые (наиболее важные фонды - инвестиционные, валютные и др.) находятся в распоряжении центрального правительства, вторые - на уровне местных властей.
Ведущее место занимает фонд национального страхования. Он создается за счет взносов населения, государственных предприятий и дотаций правительства. Аккумулированные средства идут на выплату пенсий, пособий по безработице и нетрудоспособности.
Взносы на нужды социального страхования дифференцируются в зависимости от четырех классов:
• первый класс — лица наемного труда и их работодатели (заработная плата до 54 ф. ст. в неделю освобождена от уплаты взносов);
второй класс - «самозанятые», не наемные работники (фермеры, торговцы, лица свободных профессий, заработная плата которых составляет 5,35 ф. ст. в неделю);
третий класс - взносы добровольно перечисляются неработающими гражданами или гражданами, которые не могут быть отнесены к первым двум классам;
четвертый класс - лица, уплачивающие взносы по второму классу, если их доход превышает определенную сумму, в размере 6,3% от дохода.
Кроме фонда национального страхования в финансовую систему Великобритании также входят: пенсионные фонды государственных предприятий, уравнительный валютный фонд, фонды гарантий экспортных кредитов. Данные фонды создаются за счет средств и дотаций предприятий и осуществляют свои расходы в соответствии со своим функциональным назначением. ,
В условиях научно-технического прогресса широкое распространение получили научно-исследовательские фонды. В Великобритании фонд национальной корпорации по развитию исследований имеет самостоятельный баланс и не зависит от государственного бюджета. Его средства формируются за счет доходов от продажи лицензий на право использования патентов (около 40%) и внедрения изобретений. Государство предоставляет фонду бессрочные авансы и ежегодные субсидии. Фонд национальной корпорации по развитию исследований получает от государства бессрочные кредиты, субсидии и пр. Данный фонд финансирует капиталовложения частных предприятий, занимается научной обработкой проблем.
IIJпрокос распространение получают фонды имущественного и личного страхования. Из них возмещается застрахованному или третьему лицу страховая сумма установленного размера (страховое возмещение) при наступлении страхового случая.
У местных органов власти имеется большое количество местных фондов, среди которых наиболее крупными являются заемные фонды. В Великобритании такие фонды действуют с конца XIX в. используются для финансирования капитальных вложений.
Из специальных фондов финансируется около 1/3 государственных расходов.
Важным звеном финансовой системы страны являются финансы государственных предприятий. В Великобритании имеются государственные предприятия, взаимодействующие с бюджетом, которые делятся на три вида:
государственные корпорации;
смешанные предприятия;
ведомственные предприятия.
Наибольшее развитие получили государственные корпорации, к которым относятся предприятия национализированных отраслей промышленности - угольной, электроэнергетической, газовой, сталелитейной, а также железнодорожный транспорт, воздушные авиалинии, почтовое ведомство и др.
Государственные корпорации находятся в ведении центрального правительства, поэтому их финансовые отношения осуществляются с государственным бюджетом. С местными бюджетами они связаны только по линии уплаты местных налогов. Деятельность государственных предприятий Великобритании отвечает стратегическим интересам государства и не всегда основывается на рыночных принципах, вследствие чего они, как правило, убыточны. Наряду с государственными корпорациями существует большое число предприятий общественного пользования, некогда созданных на местном уровне в сфере коммунального хозяйства.
В последние годы в Великобритании государственная собственность постепенно ограничивается определенными сферами услуг, например почтовой связи. В сфере образования, здравоохранения и местного управления преобладают предприятия государственного сектора, но при этом многие виды деятельности, которые относятся к данным сферам, передаются предприятиям частного сектора на условиях субподряда.
- 3. Финансово-кредитные системы ведущих стран европейского союза
- 3.1. Европейский союз: история, современность и перспективы развития
- 3.1.1. Исторический этап становления Европейского Союза
- Расширение Европейского Союза
- 3.1.2. Современное состояние экономики Европейского Союза
- Инфляция в Европейском Союзе
- Безработица в странах Европейского Союза
- 3.1.3. Перспективы дальнейшего развития европейской интеграции
- Контрольные вопросы
- 3.2. Финансово-кредитная система германии
- 3.2.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.2.2. Эволюции и этапы формировании денежного обращении и денежной системы страны
- 3.2.3. Кредитная система и ее построение
- Крупнейшие коммерческие банки Германии
- 3.2.4. Финансовая система, ее структура и особенности. Федеральный бюджет: доходы и расходы. Бюджетный процесс
- 3.2.5. Бюджеты земель, общин и других звеньев финансовой системы
- 3.2.6. Налоговая система, ее структура и тенденции развития
- Контрольные вопросы
- 3. Финансово-кредитная система франции
- 3.3.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.3.2. Становление и развитие денежной системы
- 3.3.3. Кредитная система и ее построение. Банк Франции: его структура и функции. Особенности денежно-кредитной политики Франции на современном этапе
- 3.3.4. Система кредитных учреждений
- 3.3.5. Финансовая система и ее характеристика. Государственный бюджет: структура доходов и расходов. Бюджетный процесс
- 3.3.6. Местные финансы, специальные фонды, финансы государственных предприятий
- 3.3.7. Налоговая система, тенденции ее развития
- Размер акцизного сбора
- Ставки налога на доходы
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.4. Финансово-кредитная система великобритании
- 3.4.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.4.2. Становление и развитие денежного обращения и денежной системы
- 3.4.3. Кредитная система, ее характеристика. Банк Англии: его история, современность и функции
- 3.4.4. Система кредитных институтов страны
- 3.4.5. Финансовая система и ее хар-ка. Гос. Бюджет, его структура и содержание. Бюджетный процесс. Бюджеты местных органов власти
- 3.4.6. Специальные фонды. Финансы государственных предприятий
- 3.4.7. Налоговая система, ее особенности
- Необлагаемый налоговый минимум
- Ставки налога на прибыль корпораций
- Минимальный пороговый размер
- Среднее значение муниципального налога
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.5. Финансово-кредитная система италии
- 3.5.1. Характеристика экономики Италии
- 3.5.2. Особенности становления и развития денежной системы
- 3.5.3. Структура кредитной системы Италии
- 3.5 4. Бюджетная система страны и ее элементы
- 3.5.5. Налоговая система Италии: становление и развитие
- Ставки подоходною налога с физических лиц
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания