logo
FKS3

3.3.7. Налоговая система, тенденции ее развития

Налоговая система Франции формировалась многие деся­тилетия, отражая исторические и культурные особенности страны, и представляет собой своеобразную совокупность на­логов и сборов. В настоящее время налоговая система страны обладает определенной стабильностью в отношении взимае­мых налогов и сборов, правил их применения. Ставки налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуа­ции и направления социально-экономической политики госу­дарства. Главными чертами французской налоговой системы являются такие, как социальная направленность, преоблада­ние косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений. Налоговая система Франции не стоит на месте, она развивается, стремится к гар­монизации с налоговыми системами других стран мира.

Законодательную базу налоговой системы государства составляет Налоговый кодекс Франции, который ежегодно уточняется при утверждении Закона о бюджете. К Кодексу прилагаются два тома разъяснений (ежегодных комментари­ев). Налоговое законодательство Франции утверждается каж­дый год Национальной ассамблеей при голосовании государ­ственного бюджета. Ставки пересматриваются ежегодно с учетом экономической ситуации и направлений экономико-социальной политики государства.

Налогообложение является главным источником форми­рования доходов центрального бюджета, оно обеспечивает бо­лее 90% его доходной части.

К характерным чертам налоговой системы Франции мож­но отнести:

Налоги Франции делятся на три группы:

Налоговая система Франции является двухуровневой.

Налоговые доходы центрального бюджета:

Местные налоги и сборы:

Основным источником доходов бюджета Французской Республики служат косвенные налоги, а среди них наиболее важным являются нижеследующие.

Налог на добавленную стоимость. Данный налог был предложен в 1954 г. французским экономистом М. Лоре, кото­рый описал схему его действия, способного заменить налог с оборота, функционирующий в гот период во Франции. Такая необходимость была вызвана потребностью устранения ка­скадного эффекта, присущего налогу с оборота. В 1968 г. осу­ществлено полное введение НДС во Франции.

Объектом налогообложения служит продажная цена товара или услуги.

На сегодняшний день существует четыре ставки НДС:

С 1 января 2014 г. во Франции изменена ставка НДС: основ­ная ставка составляет 20%, сокращенная ставка на товары куль­турного обихода возросла с 7 до 10%, а сокращенная ставка на товары первой необходимости уменьшилась с 5,5 до 5%.

Такой порядок предусматривает расчет налога по итогам года без квартальных деклараций, но с ежеквартальным вне­сением налоговых авансов. Льгота предоставляется предприя­тиям, имеющим за предшествующий календарный год оборот ниже 230 ООО евро (или для некоторых предприятий 763 ООО евро). Если предприятие в отчетном году понесло убытки, то их можно вычесть из облагаемой чистой прибыли будущих лег, а к некоторых случаях - из чистой прибыли предыдущих лет. Важная особенность НДС во Франции - это возможность его уменьшения на сумму, направленную на инвестиции. Пред­приниматели, на предприятиях которых занято 10 человек и более, обязаны прямо или косвенно участвовать в финансиро­вании жилищного строительства. Они могут напрямую инве­стировать строительство жилья, предоставлять займы своим работникам или вносить соответствующие средства в государ­ственную казну.

От уплаты НДС освобождены следующие виды деятельности:

С каждым годом его удельный вес в налоговых поступлениях увеличивается: 48% - в 2008 г., 55 - в 2009 г., 67% - в 2010 г., 80%-в 2013 г.

Налог на добавленную стоимость взимается в централь­ный бюджет, из которого часть средств передается в местные бюджеты. Налог применяется ко всем сделкам производствен­ного и торгового характера. Обложению налогом подлежат все деловые операции, осуществляемые как коммерческими орга­низациями, так и частными лицами. Базой обложения нало­гом является цена, которую покупатель должен уплатить по­ставщику товара. Кроме розничной цены сюда включаются все сборы и пошлины без самого НДС. Льготы по НДС имеют предприятия, делающие инвестиции. Они заключаются в вы­чете из НДС сумм, направляемых на инвестиции. В целом французский НДС представляет собой гибкую структуру. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Но сеть и от­личительные черты: это освобождение от уплаты НДС пред­приятий с незначительным оборотом, льготы по уплате, предо­ставляемые мелким ремесленникам. Но при всей своей гибко­сти французский НДС обеспечивает высокий процент всех на­логовых поступлений, что говорит о его эффективности.

Налог на доходы. Плательщики этого налога - все совер­шеннолетние физические лица, а также предприятия и коопе­ративы, не являющиеся акционерными обществами. Даже если лицо не является налоговым резидентом Франции (т.е. постоянное местожительство и работа находятся вне Фран­ции), все доходы, которые оно получает в стране, обязательно будут облагаться данным налогом.

Налоги на операции с недвижимостью, ценными бумагами и другим движимым имуществом. С 1 января 2013 г. действуют следующие ставки налога на прирост капитала при продаже недвижимости:

При этом предусмотрены льготы для собственников, кото­рые владели жильем длительный срок. Так, период владения от 6 до 17 лет дает право на 2%-ную скидку, с 18-го по 24-й год - на скидку в 4%, а если период владения от 25 до 30 лет, то налог снижается на 8%. При этом полное освобождение от налога будет наступать только спустя 30 лет после покупки. В таком случае для стимулирования роста доли долгосрочной собственности и препятствования роста спекуляций во Фран­ции введены скидки с налога на прирост капитала.

При покупке новой недвижимости для сдачи в аренду, ин­весторы получат налоговый вычет в размере до 18% от общей суммы инвестиций (в пределах 300000 евро), рассчитанный на девять лет. Чтобы воспользоваться данной схемой, вла­дельцы должны сдавать квартиры в аренду по цене на 20% ниже средней рыночной.

Налог на доходы от сдачи в наем недвижимости во Фран­ции составляет 35,5%.

Прибыль от операций с ценными бумагами облагается по ставке 16%. Прибыль от операций с движимым имуществом - по ставке 4,5%, с предметами искусства - 7%, от сделок с дра­гоценными металлами - 7,5%.

Налог на операции с ценными бумагами по ставке в разме­ре 0,2% вступил в силу с 1 августа 2012 г. Им облагаются опе­рации 109 крупнейших компаний Франции, рыночная капита­лизация каждой из которых составляет более 1 млрд евро.

Налог на заработную плату. Он взимается на основе го­дового фонда оплаты труда (ФОТ) сотрудника в денежной и натуральной формах. Установлена прогрессивная шкала нало­гообложения: при годовом объеме ФОТ до 35,9 тыс. евро - 4,5%, от 35 901 до 71 700 евро - 8,5%, при превышении 71,7 тыс. евро - 13,5%.

В случае укрытия от уплаты существует жесткая система ответственности:

Налог на профессиональное образование. Основная цель

этого налога - нахождение средств на финансирование профес­сионально-технического образования в стране. Он взимается с фонда оплаты труда по ставке 0,5% годового фонда оплаты тру­да предприятия в целом плюс 0,1%. Если предприятие исполь­зует временную рабочую силу, ставка повышается до 2%. На долгосрочную профессиональную подготовку - 1,5-2,3%. Кро­ме того, предприятие, на котором работают более 10 сотрудни­ков, обязательно участвует в финансировании жилищного стро­ительства, для чего отсчитывается 0,65% годового фонда опла­ты труда (при этом форма участия может быть любой: от пря­мого инвестирования до предоставления займа).

Акцизный сбор. Он является вторым по удельному весу косвенным налогом после НДС. К подакцизным товарам от­носятся алкогольные напитки, табачные изделия, спички, из­делия из драгоценных металлов, сахар, кондитерские изделия. Перечень подакцизных товаров во Франции достаточно ши­рок. Акцизы взимаются с нефтепродуктов, электроэнергии, крепких спиртных напитков, пива, минеральной воды, вин­ных изделий, масличных и зерновых культур, сахара, спичек и зажигалок, кондитерских изделий, драгоценных металлов и ювелирных изделий, произведений искусства и антиквариата, страховых и биржевых операций, игорного бизнеса, зрелищ­ных мероприятий, телевизионной рекламы.

К числу итогов на потребление относятся таможенные по­шлины, которые могут взиматься по специфическим или адва­лорным ставкам и выступают помимо источника доходов бюджета важным инструментом эк. политики го­сударства, направленной на защиту нац. промыш­ленности и с/х.

Акцизы являются источником пополнения не только госу­дарственного бюджета, но и местных.

Размер акцизного сбора для разных групп напитков пред­ставлен в табл. 3.6.

Таблица 3.6