3.2.6. Налоговая система, ее структура и тенденции развития
В любой стране налоговая система является основополагающим фактором функционирования национальной экономики. Налоговая система Германии показательна прежде всего тем, что на ее базе удалось достичь как высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень социальной защиты для своих граждан.
Современная налоговая система Германии основывается на принципах, которые были заложены еще Л. Эрхардом: минимальности налогов; целесообразности их введения; благоприятствования конкуренции и др.
Налоговая система Германии существенно отличается от североамериканских систем, которые определяются традиционной ориентацией на масштабное государственное регулирование.
Общие правила налогообложения регулируются Законом «Порядок взимания налогов» (Abgabenordnung), который можно назвать 11алоговой конституцией.
Важнейшими положениями Закона являются:
определение налогов;
налогоплательщиков;
понятие налоговой тайны;
принцип равномерности налогообложения;
права налоговых органов;
порядок проведения налоговых проверок;
штрафные санкции за несвоевременную подачу декларации и несвоевременную уплату налогов;
уклонение от уплаты налогов;
уголовное налоговое право.
Налоги в Германии рассматриваются правительством как главное средство воздействия государства на экономику страны, в связи с чем в стране действует разветвленная и многообразная система налогов (их свыше 50), охватывающая вес стороны жизнедеятельности общества. Налоговые сборы приносят около 80% доходов бюджета.
Налоги в Германии делятся:
на федеральные;
земельные;
совместные (федеральные и земельные);
муниципальные общинные;
церковные.
Общая сумма налоговых поступлений распределяется примерно следующим образом: в бюджет федерации - 48%, бюджеты земель 34, в бюджеты общин - 13%. Остаток средств поступает в Фонд выравнивания бремени войны и бюджет Европейского Союза.
Основными налогами в Германии являются:
подоходный налог на физических лиц;
налог па корпорации;
промысловый налог;
налог на добавленную стоимость;
налог на имущество;
налог па наследство и дарение;
налог на транспортные средства;
земельный налог;
налог, уплачиваемый при покупке земельного участка;
страховые взносы;
налог на содержание пожарной охраны;
акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, вино-водочные изделия, табачные изделия;
таможенные пошлины;
сборы, идущие на развитие добычи нефти на территории Германии.
К федеральным налогам, которые полностью зачисляются в федеральный бюджет Германии, относят следующие:
таможенные сборы;
налог на движение капитала;
страховой налог;
вексельный налог;
налог на добавленную стоимость;
солидарный налог:
сборы в рамках Европейского Союза;
налоги на спиртоводочные изделия и другие предметы потребления, за исключением налога на пиво (акцизы);
доля в совместных налогах;
доля в распределении промыслового налога.
Группа налогов на потребление (акцизы) делится на три подгруппы: налог на продовольственные товары (сахар, соль); налоги па табак, кофе, пиво и др.; налоги на потребление (например, на нефтепродукты). Все они, исключая налоги на нефтепродукты, достаточно небольшие. Данные налоги взимаются с производителей, которые включают их в цену и перекладывают тем самым на потребителей.
Поступление от налога на нефтепродукты составляет 7,6% (для сравнения: в 2011 г. - 8,2%) всех налоговых поступлений, что представляет собой значительную величину, несмотря на то, что его доля уменьшается.
Налоги на потребление в основном направляются в федеральный бюджет, который формируется в большинстве своем за счет прямых налогов (подоходного, корпорационного и промыслового). Данные налоги относятся к совместным налогам, гак как часть их направляется в бюджеты разных уровней.
В бюджеты земель перечисляются сборы:
на имущество;
на наследство;
с приобретения земельного участка;
с транспортных средств;
на пиво;
на лотереи и скачки;
пожарный;
с игорных домов;
доля в совместных налогах;
доля в распределении промыслового налога.
К совместным налогам, поступающим в бюджет земли, относятся:
подоходный налог;
корпорационный налог;
часть промыслового налога.
Сборы общин включают налоги:
земельный;
местный потребительский;
промысловый и др.
Существующие в Германии налоги можно условно разделить на три категории: налоги на доходы, налоги на имущество и налоги на сделки и потребление.
Основными видами налога на доходы являются подоходный налог с физических лиц (Einkommensteuer), налог на прибыль предприятий (Korperschaftsteucr) и налог на хозяйственную деятельность (Gewerbesteuer).
Наличие совместных налогов является явным примером реализации механизма вертикального финансового выравнивания. Наиболее значимыми налогами на сделки и потребление являются налог на приобретение имущества и НДС.
Подоходный налог взимается в соответствии с Законом о подоходном налоге от 27 февраля 1987 г. с изменениями и дополнениями. Подоходный налог взимается с физических лиц и включает налог на заработную плату и налог на доходы с капитала. Подоходным налогом облагаются все доходы от промышленной и сельскохозяйственной деятельности, самостоятельного и несамостоятельного труда, владения капиталом, сдачи жилья, сдачи в аренду какой-либо собственности, вплоть до доходов от спекулятивных соглашений.
С 2011 по 2012 г. необлагаемый налогом минимум для подоходного налога составляет в год 5616 евро для одиноких и 11 232 евро для семейных пар. Для доходов, которые не превышают 8153 евро для одиноких и 16 307 евро для супругов, существует пропорциональное налогообложение со ставкой 22,9%. Далее налог взимается по прогрессивной шкале до объема доходов в 120 041 евро для одиноких и 240 083 евро для тех, кто состоит в браке. Доходы, которые превышают этот уровень, облагаются по максимальной ставке 51%.
Величину подоходного налога, налога солидарности и церковного налога налогоплательщика определяет в Германии налоговый класс (нем. Lohnsteuerklasse). Его выбор влияет на величину многих социальных выплат - пособия по безработице, социальных пособий, детских пособий, пособия по беременности и родам и др.
Класс I. К данному налоговому классу относятся: холостые (незамужние); состоящие в браке супруги, которые постоянно проживают за границей; состоящие в браке супруги, которые длительно живут отдельно; разведенные; вдовцы (вдовы), если после смерти супруга прошло более года; состоящие в зарегистрированном гражданском партнерстве.
Если имеются предпосылки к классу III или IV, класс I не может быть назначен.
Класс II. К данному налоговому классу относятся те же лица, что и к классу I, если они в одиночку воспитывают как минимум одного несовершеннолетнего ребенка (одинокая мать или одинокий отец) и имеют право на специальную государственную помощь для такой категории граждан (нем. Allei nerziehendenentlastungsbetrag).
Класс III. К данному налоговому классу относятся состоящие в браке супруги, которые проживают совместно, ведя общее хозяйство, и не выбрали налоговый класс IV; вдовцы (вдовы), если до смерти супруга семейная пара проживала совместно, ведя общее хозяйство и после смерти супруга не прошло более года.
При выборе одним из супругов налогового класса III второй супруг автоматически переходит в класс V. Такую модель
III + V рекомендуется выбирать, если супруг, выбирающий налоговый класс III, имеет доход, значительно превышающий доход второго супруга с налоговым классом V.
Класс IV. К данному налоговому классу относятся состоящие в браке супруги, которые проживают совместно, ведя общее хозяйство, и не выбрали налоговый класс III или V.
По умолчанию обоим супругам, выполняющим данные условия, назначается налоговый класс IV. Такая модель IV + IV рекомендуется для супругов, имеющих примерно одинаковый доход. Супруги имеют право также ходатайствовать о переходе на модель III + V. В конце года при этой модели супругам рекомендуется заполнить налоговую карту, в результате чего после перерасчета они могут получить некоторую сумму назад (при условии, что они заплатили налогов больше, чем им было положено) или же доплатить.
Класс V. Данный налоговый класс автоматически выдается лицам, чьи супруги получили налоговый класс III.
Класс VI. Данный налоговый класс является дополнительным и выдается лицам для дополнительных налоговых карт, если налогоплательщик работает на нескольких работах. Это наиболее «дорогой» налоговый класс, предполагающий наиболее высокие налоговые ставки, при котором вовсе отсутствуют необлагаемые налогом суммы.
Семейные пары имеют различные налоговые модели в зависимости от типа семьи: состоящие в браке и совместно проживающие супруги: IV + IV или III + V (на свой выбор); состоящие в браке и длительно раздельно проживающие супруги: I + I; состоящие в зарегистрированном гражданском партнерстве («однополые браки»): I + I; сожительствующие пары без официальной регистрации: I + I.
В зависимости от налоговых моделей на плечи партнеров доля в общем семейном вкладе в налог распределяется неодинаково. Однако в случае моделей IV + IV и III + V общая сумма выплаченного налога остается неизменной (с учетом заполнения налоговой декларации в конце года и возможным получением части денег обратно). В случае модели I + I общая величина налога меняется.
Величина не облагаемых налогом сумм (2010 г.) для различных налоговых классов в евро представлена в табл. 3.5.
Таблица 3. 5
Суммы, не облагаемые налогом, для различных налоговых классов
Налоговый класс | I | II | III | IV | V | VI |
Основная необлагаемая сумма | 8004 | 8004 | 16008 | 8004 | Нет | Нет |
Паушальная необлагаемая сумма работающих | 920 | 920 | 920 | 920 | 920 | Нет |
Дополнительная сумма | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | Нет |
Льготная необлагаемая сумма одного родителя | Нет | 1308 | Нет | Нет | Нет | Нет |
Родительская необлагаемая сумма (на каждого ребенка) | Нет | 7008 | 7008 | 3504 | Нет | Нет |
Надбавка за солидарность (Solidaritatszuschlag, Soli) составляет 5,5% от подоходного налога. Данная надбавка немного снижается, если у налогоплательщика есть дети. 1 января 1995 г. был введен в действие так называемый взнос солидарности для развития Восточных земель (Solidaritatszuschlag) в размере 5,5% дополнительного налога к подоходному налогу с физических лиц и налогу с прибыли предприятий.
К налогам на имущество относятся налог на землю (Grundsteuer) и налоги на дарение и наследство.
Одной из форм подоходного налога является налог на доходы от капитала. Он взимается с физических лиц непосредственно при выплате доходов с капитала - дивидендов, процентов с акций и т.п. Налогообложению подлежит сумма дивидендов, рассчитанная после уплаты корпорационного налога. Ставка налога на доходы от капитала составляет 25%. В общем итоге эта часть подоходного налога, т.е. налог с капитала в общем итоге всех налоговых поступлений составляет лишь 1,6-1,7%.
Налог на прибыль корпораций является основным налогом, который уплачивают юридические лица. Он начисляется в соответствии с Законом о налоге с корпораций от 10 февраля 1984 г. с изменениями и дополнениями. Корпорационный налог взимается с годового дохода юридического лица. Двойное налогообложение распределенной прибыли не допускается. Ставка налога на прибыль корпорации составляет 15%. Поскольку распределяемая прибыль включается в личные доходы акционеров, которые тоже подлежат обложению подоходным налогом, в стране существует так называемая система зачета, при которой налог на распределяемую прибыль, уплаченный корпорацией, учитывается при налогообложении личных доходов акционеров через подоходный налог. В общей сумме налоговых поступлений корпорационный налог составляет около 4,5%.
Промысловый налог взимается в соответствии с Законом о промысловом налоге от 14 мая 1984 г. с последующими изменениями и дополнениями. Доля от поступлений промыслового налога в консолидированном бюджете составляет лишь 4,5%, но его значение этим не ограничивается, так как он принадлежит к важнейшим источникам местных органов власти, которые имеют полномочия самостоятельно устанавливать его ставку. Этим налогом облагаются предприятия, общества, физические лица, которые занимаются промысловой, торговой и другими видами деятельности.
Вторая составляющая промыслового налога в качестве объекта налогообложения представлена капиталом. Налогооблагаемая база складывается из стоимости собственного капитала налогоплательщика по балансу плюс половина стоимости заемного капитала в том случае, если его величина превышает установленную законом сумму, плюс капитал необъявленных лиц. Вычету подлежат: стоимость земельных участков, стоимость капитала, вложенного в деятельность других предприятий, стоимость капитала в заграничных филиалах.
Прибыль от предпринимательской деятельности физических лиц и товариществ облагается промысловым налогом дополнительно к подоходному налогу. Исключение составляют предприятия сельского и лесного хозяйства и представители самостоятельной деятельности.
Прибыль корпораций всегда подлежит обложению промысловым налогом в дополнение к корпоративному. Также обложению промысловым налогом подлежит прибыль постоянных представительств иностранных компаний.
Основой для налогообложения является совокупный доход в соответствии с нормами подоходного или корпоративного налога. При этом производятся различные поправки совокупного нетто-дохода путем вычета или прибавления определенных доходов или расходов, не связанных с коммерческой деятельностью.
Промысловый налог - главный налог общин, он является совместным с федерациями и землями и поступает в муниципальный бюджет в размере порядка 82% от всего налога.
Ставки на промысловый налог устанавливаются индивидуально по каждому муниципалитету. Индивидуальные тарифы промыслового налога зависят от базовой ставки (стандартная базовая ставка согласно Закону о промысловом налоге Германии), равной 3,5%; множителя, устанавливаемого в каждом муниципалитете.
Налоговая ставка составляет от 14 до 18% в зависимости от общины, на территории которой расположено предприятие или постоянное представительство. При этом муниципальная налоговая ставка каждой общины умножается федеральной ставкой для исчисления федерального налога (3,5%).
Физические лица и члены товариществ имеют возможность зачесть промысловый налог при исчислении их личного подоходного налога.
Налог на добавленную стоимость — это косвенный налог, так как он устанавливается в цене и взимается с конечного потребителя. Оплачивается он только в случае действительной конечной реализации товара и по единой налоговой ставке на все товары и услуги. С 2007 г. ставка этого налога в Германии повысилась с 16 до 19%. Льготная ставка 7% применяется к ограниченному перечню товаров (продуктам питания, печатной продукции и др.).
Налог на промышленно-торговую деятельность (Gewerbesteuer, GewSt) является одним из основных местных налогов. Этим налогом облагаются предприятия, общества, физические лица, которые занимаются промышленной, торговой и другими видами деятельности. Не облагается налогом доход лиц свободных профессий (врач, архитектор, инженер, физиотерапевт, адвокат, аудитор, налоговый советник, музыкант, художник, журналист и т.д.). Налогооблагаемая база: прибыль. Налоговая ставка определяется муниципальными органами.
Налог на имущество - главный налог земель, который взимается в соответствии с Законом о поимущественном налоге от 14 марта 1985 г. Налогом облагается суммарная оценка всех элементов имущества исходя из его доходности. Недвижимое имущество фирмы включается в суммарный показатель по цене его реализации на момент оценки, движимое имущество - по остаточной стоимости, ценные бумаги - по курсовой стоимости.
Налоговая ставка на совокупное имущество физического лица составляет 1%. Промышленные предприятия и компании платят 0,6%.
Налог па наследство и дарение зависит от степени родства и стоимости имущества. Различают четырех категории наследников, по которым рассчитываются минимальная и максимальная ставки налога.
С целью налогообложения объекта наследования различают три класса родства.
Первый класс родства: супруги, дети, внуки, бабушки и дедушки. Налоговые ставки в данном классе составляют: при сумме налогооблагаемой базы до 75 ООО евро - 7%, до 300 ООО евро - 11%, до 600 ООО евро - 15%.
Второй класс родства: родители, братья, сестры, племянники и племянницы. Налоговые ставки в данном классе составляют: при сумме налогооблагаемой базы до 75 000 евро - 15%, до 300 000 евро - 20%, до 600 000 евро - 25%.
Третий класс родства: остальные наследники. Ставка налога не зависит от суммы наследства и составляет 30% от налогооблагаемой базы.
В общем случае размер налогооблагаемой базы равен рыночной стоимости наследуемого имущества. Для наследников первого класса при расчете налогооблагаемой базы применяются налоговые льготы, так называемый необлагаемые вычеты, которые уменьшают размер налогооблагаемой базы. Налоговые вычеты составляют: для супругов - 500 000 евро, для детей - 400 000 евро, для внуков правнуков - 200 000 евро, для родителей - 100 000 евро.
При дарении недвижимого имущества родственникам применяются аналогичный принцип расчета налога на дарение и аналогичные ставки налога.
Налог на транспортные средства взимается в соответствии с Законом от 21 декабря 1927 г. с последующими изменениями и дополнениями, в новой редакции от 22 декабря 1983 г. Расчет налога с мотоциклов и легковых автомобилей производится по рабочему объему двигателя, а с грузовых - по общему весу автомашин. Налог на транспортные средства взимается I раз в год. Налог на автомобили в Германии зависит от трех факторов: от мощности двигателя, типа двигателя (бензин либо дизель) и наличия (либо отсутствия) катализатора.
Земельный налог взимается в соответствии с законом от 7 августа 1973 г. с предприятий сельского и лесного хозяйства, земельных участков. Ставка налога образуется из двух частей: основной ставки, устанавливаемой в централизованном порядке для отдельных видов недвижимого имущества, и надбавки общины, которая определяется в зависимости от состояния местных финансов. Размер основной ставки дифференцирован по землепользователям, что получает формальное отражение в существовании двух видов земельного налога:
для предприятий сельского и лесного хозяйства;
для земельных участков вне зависимости от их принадлежности.
От уплаты налога освобождаются учреждения, финансируемые из государственной казны, церкви, различные некоммерческие предприятия, а также земли, используемые в научных целях, и земли общественного назначения. Величина налога зависит от ценности земли и размера ставки.
При окончательном расчете суммы налога существенное значение принадлежит корректирующим ставкам общины, которые дифференцированы в зависимости от назначения земель (для лесного и сельского хозяйства - 0,6%), а также интенсивности использования земельного участка под жилые дома и стоимости сооруженных на нем зданий. Так, в случае, если домом владеет одна семья, то при стоимости дома не более 75 ООО евро ставка составит 0,26%, а сверх 75 ООО евро - 0,35%. При наличии на земельном участке двухсемейного дома ставка земельного налога составляет 0,31 %. В остальных случаях для застроенных и незастроенных земельных участков ставка равна 0,35%. У юридических лиц, плательщиков данного налога, разрешено вычитать земельный налог в качестве издержек при налогообложении прибыли. В среднем итоговая ставка по земельному налогу составляет 1,2%.
Церковный налог - это налог, взимаемый религиозными общинами со своих членов и используемый для финансирования расходов общины. Он взимается финансовым управлением федеральной земли, которой за это возмещают представительские расходы. Принадлежность (или отсутствие таковой) к той или иной религиозной общине регистрируется в паспортном столе по месту прописки. Церковный налог был введен в Германии в 1803 г. в качестве компенсации за национализацию церковного имущества.
Согласно ст. 140 Конституции ФРГ правом обложения налогом обладают религиозные общины, являющиеся публично- правовой корпорацией. Атеисты и верующие других религиозных общин церковным налогом не облагаются.
Церковный налог является основной частью (около 70%) дохода религиозной общины. Его размер напрямую зависит от начисляемого подоходного налога. Так как в Германии подоходный налог является прогрессивным и начисляется только на доход, превышающий определенный уровень, то такая привязка церковного налога к подоходному автоматически учитывает платежеспособность верующего. В связи с этим только 35% верующих обязаны платить церковный налог. В число остальных входят дети, взрослые с низким доходом и пенсионеры.
Размер церковного налога устанавливается церковным руководством и законодательно закрепляется парламентом федеральной земли. В настоящий момент он составляет 8% от подоходного налога в Баварии и Баден-Вюртемберге, в остальных землях - 9%. При высоких доходах размер церковного налога ограничивается сверху и не превышает 2,75-3,5% от налогооблагаемого дохода.
Для управления вопросами налоговой политики в Германии существуют специальные финансовые ведомства на уровне земель.
Надзор и контроль деятельности различных финансовых учреждений страны возложен на Министерство финансов Германии.
Налоги в Германии рассматриваются правительством как главный инструмент воздействия государства на развитие экономики страны, их место в бюджете очень высоко.
- 3. Финансово-кредитные системы ведущих стран европейского союза
- 3.1. Европейский союз: история, современность и перспективы развития
- 3.1.1. Исторический этап становления Европейского Союза
- Расширение Европейского Союза
- 3.1.2. Современное состояние экономики Европейского Союза
- Инфляция в Европейском Союзе
- Безработица в странах Европейского Союза
- 3.1.3. Перспективы дальнейшего развития европейской интеграции
- Контрольные вопросы
- 3.2. Финансово-кредитная система германии
- 3.2.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.2.2. Эволюции и этапы формировании денежного обращении и денежной системы страны
- 3.2.3. Кредитная система и ее построение
- Крупнейшие коммерческие банки Германии
- 3.2.4. Финансовая система, ее структура и особенности. Федеральный бюджет: доходы и расходы. Бюджетный процесс
- 3.2.5. Бюджеты земель, общин и других звеньев финансовой системы
- 3.2.6. Налоговая система, ее структура и тенденции развития
- Контрольные вопросы
- 3. Финансово-кредитная система франции
- 3.3.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.3.2. Становление и развитие денежной системы
- 3.3.3. Кредитная система и ее построение. Банк Франции: его структура и функции. Особенности денежно-кредитной политики Франции на современном этапе
- 3.3.4. Система кредитных учреждений
- 3.3.5. Финансовая система и ее характеристика. Государственный бюджет: структура доходов и расходов. Бюджетный процесс
- 3.3.6. Местные финансы, специальные фонды, финансы государственных предприятий
- 3.3.7. Налоговая система, тенденции ее развития
- Размер акцизного сбора
- Ставки налога на доходы
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.4. Финансово-кредитная система великобритании
- 3.4.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.4.2. Становление и развитие денежного обращения и денежной системы
- 3.4.3. Кредитная система, ее характеристика. Банк Англии: его история, современность и функции
- 3.4.4. Система кредитных институтов страны
- 3.4.5. Финансовая система и ее хар-ка. Гос. Бюджет, его структура и содержание. Бюджетный процесс. Бюджеты местных органов власти
- 3.4.6. Специальные фонды. Финансы государственных предприятий
- 3.4.7. Налоговая система, ее особенности
- Необлагаемый налоговый минимум
- Ставки налога на прибыль корпораций
- Минимальный пороговый размер
- Среднее значение муниципального налога
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.5. Финансово-кредитная система италии
- 3.5.1. Характеристика экономики Италии
- 3.5.2. Особенности становления и развития денежной системы
- 3.5.3. Структура кредитной системы Италии
- 3.5 4. Бюджетная система страны и ее элементы
- 3.5.5. Налоговая система Италии: становление и развитие
- Ставки подоходною налога с физических лиц
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания