3.2.4. Финансовая система, ее структура и особенности. Федеральный бюджет: доходы и расходы. Бюджетный процесс
Финансовая система Германии представляет собой совокупность взаимосвязанных звеньев, непосредственно и косвенно участвующих в финансовой деятельности страны.
Структурно финансовая система Германии включает:
бюджетную систему;
специальные фонды, внебюджетные фонды центрального правительства;
финансы государственных предприятий;
налоговую систему.
Финансовая система Германии характеризуется движением финансовых ресурсов, потоками денежных средств, охватывающих всех участников финансовых отношений.
В целом финансовая система страны обладает развитыми как внутренними, так и внешними связями. Это проявляется в виде прямых и обратных финансовых потоков между отраслями, банковскими системами и государством, а также сложившимися и развивающимися отношениями между страной и банками, компаниями других стран, международными институтами.
Состояние и развитие финансовой системы имеет огромное значение для укрепления экономического положения страны.
Основу финансовой системы Германии составляет бюджетная система, которая формирует значительную часть финансовых ресурсов государства. От состояния бюджетной системы во многом зависит общее финансовое положение страны.
Бюджет выступает главным звеном бюджетной и финансовой системы Германии, его структура и бюджетный процесс соответствуют федеративному характеру государственного строя. В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней административного управления: федерации (центральный бюджет), земель (региональные бюджеты) и общин (местные бюджеты). Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов всех грех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций). С 1974 г. в госбюджет включаются средства фонда социального страхования и социального обеспечения.
Формирование доходов определяет целую систему финансовых каналов, по которым в казну поступают средства от физических и юридических лиц. В формировании доходов особую роль играет налоговая политика как важнейшая подсистема бюджетной политики. Налоговые поступления составляют 4/5 всех доходов бюджета, причем 2/3 налоговых поступлений формируется за счет прямых налогов (подоходного или налога на зарплату, корпорационного, промыслового). Однако их доля в бюджетах различных уровней неодинаковая. Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли от экономической деятельности государственных предприятий и рентных платежей.
Одним из направлений воздействия государства на процесс национального воспроизводства выступают государственные расходы. Они отражают особенности развития страны. За счет бюджета в первую очередь обеспечивается финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин.
Расходы федерального бюджета Германии на 2012 г. были запланированы в объеме 306 млрд евро, или 409 млрд дол. США по текущему курсу. Среди основных видов расходов бюджета выделяется сфера труда, включая выплату социальных пособий неработающим. На эти цели в 2012 г. предусматривалось 126 млрд евро - более трети всего бюджета. Для сравнения: расходная часть государственного бюджета страны в 2011 финансовом году составила 307,4 млрд евро (в 2010 г. - 319,5 млрд).
Удельный вес расходов центрального правительства в ВНП остается сравнительно стабильным: от 13 до 15% (в годы кризисов). Такие незначительные колебания обусловлены законодательно установленной границей кредитной базы финансирования расходов, допускаемых за счет привлечения дополнительных займов (эмиссия казначейских векселей и облигаций). Конституция Германии ограничивает ежегодные кредитные заимствования федерации величиной инвестиционных расходов бюджета.
Структура расходов федерального бюджета отражает функции, выполняемые федеральным правительством. Центральное правительство регулирует все военные расходы и расходы на внешние отношения, основную часть социальных затрат, а также расходы на финансовое содействие (субсидирование, льготное кредитование или прямое финансирование) отдельным отраслям, производствам и регионам, на науку и образование, на содержание административного аппарата.
Для Германии характерной является проблема бюджетного дефицита, обострившаяся с 80-х гг. XX в. В 1990 г. в связи с объединением Германии бюджетный дефицит значительно вырос.
В 1997 г. правительству удалось несколько снизить дефицит федерального бюджета - до 3% по сравнению с 3.4% в предыдущем году. В 1999 г. этот показатель достиг 1,2% ВВП, а в 2000 г. бюджет вообще стал профицитным (+1,3% ВВП).
Однако в последние несколько лет Германия нарушала нормы Европейского Союза, дефицит ее бюджета превышал 3% ВВП. В 2009 г., несмотря на кризис, дефицит бюджета федерального правительства, земель и общин составил около 3%.
В 2010 г. предусматривалось увеличить расходы на социальные пособия, пенсии и стимулирование рынка труда на 15%. На 40% предполагалось увеличить ассигнования на систему здравоохранения и медицинского страхования. Планировался также рост инвестиций в высшее образование и науку, которые должны обеспечить Германии устойчивое посткризисное развитие.
В итоге увеличение государственных расходов, реализация программы спасения национальных финансово-кредитных институтов привели к дальнейшему росту бюджетного дефицита Германии, составившего за 2010 г. почти 2 трлн евро - 3,5% от ВВП. Весь ВВП в 2010 г. составлял 3 трлн 306 млрд евро.
В 2011 г. ситуация в экономике стала стабилизироваться и начался процесс сокращения дефицита. Дефицит бюджета в 2011 г. составил 1% ВВП (26,7 млрд евро). В 2013 г. экономический рост составил 1,0%.
Бюджетный процесс Германии включает четыре основных этапа:
составление проекта бюджета;
рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
исполнение бюджета;
контроль исполнения бюджета.
Финансовый год в Германии длится с 1 января по 31 декабря.
На первом этапе (составление проекта бюджета) отдельные министерства подают свои заявки на следующий год министерству финансов (в виде смет расходов) за девять месяцев до начала бюджетного года. Министр финансов проверяет представленные сметы и составляет план бюджета, который поступает в кабинет министров. Здесь план проверяется (при необходимости в него вносятся корректировки) и затем представляется как проект закона о бюджете к утверждению в законодательные органы.
Бюджет направляется в верхнюю палату парламента (бундесрат), где рассматривается в течение трех недель. Для дальнейшего движения бюджета одобрения бундесрата не требуется. Затем законопроект направляется в нижнюю палату парламента (бундестаг). В случае внесения одной из палат парламента поправок в бюджет он возвращается на повторное рассмотрение. После принятия законопроекта нижней палатой бюджет подписывается главой правительства и становится законом. Германия - единственная страна, где принятие бюджета осуществляется сначала в верхней палате, а затем в нижней. Это объясняется функциональным предназначением каждой из палат. Верхняя палата лишь рассматривает и предлагает, от нее не требуется одобрения, нижняя - наделена правом принятия проекта.
Контроль исполнения бюджета осуществляется в двух видах - сопровождающий контроль и последующий. Сопровождающий контроль проводится Федеральной счетной палатой - независимым, постоянным действующим органом государственного финансового контроля. При последующем контроле этот орган составляет отчет о результатах ревизии, который становится основой проведения парламентского контроля. Кругооборот бюджета заканчивается одобрением бундестагом и бундесратом отчета об исполнении бюджета.
Финансовая конституция - самый крупный раздел Основного закона Германии, регулирует отношения между федерацией, землями и коммунами (общинами), что обеспечивает их устойчивость, предотвращает нежелательные воздействия экономической конъюнктуры. Для этого государство перераспределяет ресурсы, предоставляя в равной мере общественные блага всем территориям. Под таким перераспределением понимают совокупность финансовых отношений между уровнями бюджетного устройства. Другими словами, происходит процесс реализации механизма финансового выравнивания, который служит воплощению на практике идеи бюджетного федерализма.
В Германии существует два вида финансового выравнивания: вертикальное и горизонтальное.
При вертикальном выравнивании федеральный центр перераспределяет для поддержки регионов часть своих финансовых ресурсов; девять из 16 земель (в том числе пять западных) получают федеральные субсидии в связи с непропорционально высокими расходами на политическое управление.
При горизонтальном выравнивании осуществляется поддержка более богатыми землями (западными Бавария, Вюртемберг) менее богатых (восточных Саксония) и базируется на двух показателях финансовой силы и выравнивания. Первый отражает величину получаемых землей налогов, а в отдельных случаях корректируется с учетом их особых финансовых потребностей (например, необходимости содержать порты, которыми пользуются все земли).
Второй показывает соответствие бюджетных доходов, получаемых землей, доле населения, проживающего на ней (здесь также не обходится без корректировок, обусловленных, например, размерами городов, поскольку финансовые потребности для жителей крупных агломераций существенно выше, да и сами крупные города играют важную роль для жителей окрестностей).
- 3. Финансово-кредитные системы ведущих стран европейского союза
- 3.1. Европейский союз: история, современность и перспективы развития
- 3.1.1. Исторический этап становления Европейского Союза
- Расширение Европейского Союза
- 3.1.2. Современное состояние экономики Европейского Союза
- Инфляция в Европейском Союзе
- Безработица в странах Европейского Союза
- 3.1.3. Перспективы дальнейшего развития европейской интеграции
- Контрольные вопросы
- 3.2. Финансово-кредитная система германии
- 3.2.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.2.2. Эволюции и этапы формировании денежного обращении и денежной системы страны
- 3.2.3. Кредитная система и ее построение
- Крупнейшие коммерческие банки Германии
- 3.2.4. Финансовая система, ее структура и особенности. Федеральный бюджет: доходы и расходы. Бюджетный процесс
- 3.2.5. Бюджеты земель, общин и других звеньев финансовой системы
- 3.2.6. Налоговая система, ее структура и тенденции развития
- Контрольные вопросы
- 3. Финансово-кредитная система франции
- 3.3.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.3.2. Становление и развитие денежной системы
- 3.3.3. Кредитная система и ее построение. Банк Франции: его структура и функции. Особенности денежно-кредитной политики Франции на современном этапе
- 3.3.4. Система кредитных учреждений
- 3.3.5. Финансовая система и ее характеристика. Государственный бюджет: структура доходов и расходов. Бюджетный процесс
- 3.3.6. Местные финансы, специальные фонды, финансы государственных предприятий
- 3.3.7. Налоговая система, тенденции ее развития
- Размер акцизного сбора
- Ставки налога на доходы
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.4. Финансово-кредитная система великобритании
- 3.4.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.4.2. Становление и развитие денежного обращения и денежной системы
- 3.4.3. Кредитная система, ее характеристика. Банк Англии: его история, современность и функции
- 3.4.4. Система кредитных институтов страны
- 3.4.5. Финансовая система и ее хар-ка. Гос. Бюджет, его структура и содержание. Бюджетный процесс. Бюджеты местных органов власти
- 3.4.6. Специальные фонды. Финансы государственных предприятий
- 3.4.7. Налоговая система, ее особенности
- Необлагаемый налоговый минимум
- Ставки налога на прибыль корпораций
- Минимальный пороговый размер
- Среднее значение муниципального налога
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.5. Финансово-кредитная система италии
- 3.5.1. Характеристика экономики Италии
- 3.5.2. Особенности становления и развития денежной системы
- 3.5.3. Структура кредитной системы Италии
- 3.5 4. Бюджетная система страны и ее элементы
- 3.5.5. Налоговая система Италии: становление и развитие
- Ставки подоходною налога с физических лиц
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания