3.3.6. Местные финансы, специальные фонды, финансы государственных предприятий
Местные финансы Франции представляют собой многоуровневую структуру, в которой наблюдается тенденция к увеличению самостоятельности низших звеньев. Основу местных финансов составляет бюджетная система.
Бюджетная система Франции относится к странам с налоговой автономией выше средней. Это означает большую самостоятельность местных бюджетов, чем в среднем среди развитых стран. В стране уже несколько десятилетий проводится реформа по децентрализации управления, в ходе которой увеличены размеры государственных субсидий местным органам власти и расширены их права в расходовании средств. Однако уровень самостоятельности местных бюджетов невысок, что в целом характерно для унитарных государств. Местные бюджеты получают 40% своих доходов из бюджета центрального правительства.
Общий объем расходов местных бюджетов составляет 44,5% государственных расходов. Доля общей суммы отчислений в пользу государства - 43,9%.
Более трети всех текущих расходов местных органов власти приходится на административно-полицейский аппарат (полиция, гражданская оборона, пожарная охрана, управление), одна треть - на образование, просвещение, культуру, остальные - это расходы на экономическую инфраструктуру. Местные власти осуществляют большие капиталовложения, на них приходится свыше половины всех капитальных государственных затрат. В расходах местные власти отдают предпочтение профессиональному образованию и созданию дополнительных рабочих мест.
Доходами местных органов власти являются собственные (налоги и неналоговые поступления) и привлеченные (государственные субсидии и займы) средства. На налоги приходится около половины всех местных доходов. Решающее значение, как и в государственном бюджете, принадлежит косвенным налогам. Основным из них выступает надбавка к налогу на добавленную стоимость, которая обеспечивает более 40% всех налоговых поступлений. Среди местных налогов действуют два поземельных налога, налог на жилые строения, налог на профессию, взимаемый с любого лица, осуществляющего торгово-промышленную деятельность, и ряд других.
Местные бюджет ы обычно дефицитны и поэтому требуют дополнительных ресурсов для финансирования собственных программ. Государство предоставля-ет местным властям субсидии, составляющие около 20% всех доходов местных бюджетов. Существует два вида субсидий: на текущие расходы, главным образом социальную помощь (около 60% всех субсидий), и на капитальное строительство. Кроме субсидий местные органы используют заемные средства, получаемые на денежном рынке. Местное самоуправление имеет ограничения. Степень свободы в принятии решений регулируется законодательными актами по налогообложению и директивами республиканских и региональных органов. Перераспределение средств между коммунами осуществляется департаментами, из госбюджета выделяются целевые субсидии для выравнивания экономического положения отдельных территорий.
Специальные фонды - это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства или территориальных местных органов власти. Все они имеют целевое назначение. К ним относятся различные специальные счета казначейства, которые открываются государственным организациям, не пользующимся правами юридических лиц и финансовой автономией. При этом основная доля средств идет па кредитные операции. Значительная часть средств специальных счетов используется на военные цели. Средства этих счетов проходят по двум разделам бюджета в доходной и расходной частях. Благодаря своему скрытому характеру специальные счета позволяют правительству маскировать часть бюджетного дефицита, так как по ним проходят расходы окончательного характера под видом временных операций.
Наиболее важными счетами специального назначения, относящимися к счетам окончательного характера, являются инвестиционный дорожный фонд, фонд использования арендной платы французского радиовещания и телевидения, книжный и национальный спортивный фонды.
Присоединенные бюджеты характерны для организаций, не являющихся юридическими лицами, которые осуществляют торгово-промышленные операции и пользуются финансовой автономией. Они включаются в государственный (консолидированный) бюджет, но проходят лишь по разделу операций окончательного характера. Расходы каждого присоединенного бюджета имеют закрепленные за ним доходы. Всего насчитывается семь присоединенных бюджетов - один военный (производство горючего), остальные шесть - гражданские (бюджеты почты, телеграфа, телефона; службы сельского хозяйства; национальной типографии; монетного двора; ордена Почетного легиона; ордена Освобождения).
Фонды финансово-кредитных учреждений имеют статус юридических лиц. К ним относятся фонды Банка Франции, государственных страховых обществ, коммерческих банков, депозитно-сохранной кассы. Особое место в этом перечне занимает конъюнктурный фонд, созданный для регулирования экономики.
Социальные фонды охватывают фонд страхования по болезни, инвалидности и материнству, фонд помощи семьям, национальный фонд помощи безработным и некоторые другие. Эти фонды автономны и не включаются в государственный бюджет. Источниками их средств являются взносы предпринимателей, застрахованных, поступления государства, а также прочие доходы. Ведущее место в социальных фондах занимает пенсионный фонд, предназначенный для выплаты пенсий по старости. На его долю приходится около 40% всех расходов.
Государственный сектор Франции является ведущим не только в стране, но и в Европе. Гос. предприятия сосредоточены в энергетике (угольной, нефтяной, газовой и энергетической), почти во всех видах транспорта, аэронавтике, электронике, химии. Предприятия этих отраслей, являясь юридическими лицами, имеют определенную финансовую самостоятельность. Они составляют автономные бюджеты или финансовые сметы. Контроль со стороны парламента за ними незначительный. Дефицит государственных предприятий покрывается безвозвратными субсидиями и дотациями, а также средствами из бюджета и специальных фондов. Гос. предприятия правомочны заключать контракты, отвечать по своим обязательствам, распределять прибыль, принимать решения по инвестированию.
- 3. Финансово-кредитные системы ведущих стран европейского союза
- 3.1. Европейский союз: история, современность и перспективы развития
- 3.1.1. Исторический этап становления Европейского Союза
- Расширение Европейского Союза
- 3.1.2. Современное состояние экономики Европейского Союза
- Инфляция в Европейском Союзе
- Безработица в странах Европейского Союза
- 3.1.3. Перспективы дальнейшего развития европейской интеграции
- Контрольные вопросы
- 3.2. Финансово-кредитная система германии
- 3.2.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.2.2. Эволюции и этапы формировании денежного обращении и денежной системы страны
- 3.2.3. Кредитная система и ее построение
- Крупнейшие коммерческие банки Германии
- 3.2.4. Финансовая система, ее структура и особенности. Федеральный бюджет: доходы и расходы. Бюджетный процесс
- 3.2.5. Бюджеты земель, общин и других звеньев финансовой системы
- 3.2.6. Налоговая система, ее структура и тенденции развития
- Контрольные вопросы
- 3. Финансово-кредитная система франции
- 3.3.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.3.2. Становление и развитие денежной системы
- 3.3.3. Кредитная система и ее построение. Банк Франции: его структура и функции. Особенности денежно-кредитной политики Франции на современном этапе
- 3.3.4. Система кредитных учреждений
- 3.3.5. Финансовая система и ее характеристика. Государственный бюджет: структура доходов и расходов. Бюджетный процесс
- 3.3.6. Местные финансы, специальные фонды, финансы государственных предприятий
- 3.3.7. Налоговая система, тенденции ее развития
- Размер акцизного сбора
- Ставки налога на доходы
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.4. Финансово-кредитная система великобритании
- 3.4.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.4.2. Становление и развитие денежного обращения и денежной системы
- 3.4.3. Кредитная система, ее характеристика. Банк Англии: его история, современность и функции
- 3.4.4. Система кредитных институтов страны
- 3.4.5. Финансовая система и ее хар-ка. Гос. Бюджет, его структура и содержание. Бюджетный процесс. Бюджеты местных органов власти
- 3.4.6. Специальные фонды. Финансы государственных предприятий
- 3.4.7. Налоговая система, ее особенности
- Необлагаемый налоговый минимум
- Ставки налога на прибыль корпораций
- Минимальный пороговый размер
- Среднее значение муниципального налога
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.5. Финансово-кредитная система италии
- 3.5.1. Характеристика экономики Италии
- 3.5.2. Особенности становления и развития денежной системы
- 3.5.3. Структура кредитной системы Италии
- 3.5 4. Бюджетная система страны и ее элементы
- 3.5.5. Налоговая система Италии: становление и развитие
- Ставки подоходною налога с физических лиц
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания