3.1.3. Перспективы дальнейшего развития европейской интеграции
Перспективы развития европейской валютной интеграции связаны с двумя аспектами:
экономическими перспективами в основных странах Европейского Союза и быстротой решения тех экономических проблем, которые обострились или возникли в этих странах после перехода на евро;
присоединением к Европейскому Союзу государств Центральной и Восточной Европы.
Экономическое состояние стран, входящих в еврозону, определяет в первую очередь дальнейшие перспективы евро. Как отмечается в литературе, «перспективы единой валюты, в принципе, вытекают из причин се создания. Снижение трансакционных издержек, рост конкуренции, облегчение борьбы с инфляцией, ускорение интеграционных процессов и создание сильной валюты ведут соответственно к снижению уровня инфляции, усилению процессов экономической консолидации и, как следствие, к ускоренному эк. росту».
Для детального анализа экономического будущего стран еврозоны необходимо, прежде всего, рассмотреть те факторы, которые окажут влияние на состояние экономики стран Европейского валютного союза в средне- и долгосрочной перспективе, общий инвестиционный и финансовый климат, конкурентоспособность европейских товаров на мировых рынках, а также внутренние экономико-социальные аспекты - безработицу, уровень инфляции и др. Среди таких факторов следует выделить усиление процессов экономической консолидации, перспективы евро в качестве международной валюты, эк. потенциал создаваемого союза, а также процесс развития финансовых рынков.
Усиление процессов экономической консолидации. Появление евро существенно усиливает процессы экономической консолидации в Европе. Во-первых, в последние годы произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран Европейского Союза: достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют, не входящих в еврозону стран. Во- вторых, резко возрастает глубина интеграции внутри самой еврозоны (члены которой связаны отношениями сильной экономической и политической сплоченности). В-третьих, Валютный союз является центром возросшего притяжения для остальных частей Европы, прежде всего для стран Центральной и Восточной Европы.
Перспективы евро в качестве международной валюты. Степень интернализации валюты зависит от ряда факторов: размер ВВП; степень участия в мировой торговле; высокоразвитые и высоколиквидные финансовые рынки; открытость экономики; низкая инфляция; макроэкономическая стабильность; бездефицитный баланс внешних расчетов; устойчивость экономики к внешним воздействиям; потенциал экономического роста. Причем первые три из них являются решающими.
По прошествии немногим более десяти дет после полного перехода стран, входящих в Европейский валютный союз, на евро, можно говорить о том, что единая европейская валюта используется многими странами для создания собственных валютных резервов, некоторые государства привязывают курсы национальных валют к евро. Также евро все чаще используется как валюта международных контрактов и соглашений.
Экономический потенциал. В последние годы Европейский Союз несколько опережал Соединенные Штаты Америки по численности населения. По размерам ВВП он вдвое превосходил Японию, но пока все еще уступал США. Структура хозяйства в странах Европейского Союза почти идентична: на аграрный сектор приходится около 2% ВВП, на промышленность - соответственно 31 и 26%, на услуги - 67 и 72%.
По экономическому потенциалу Европейский Союз можно сравнивать с США. В Европейский Союз входят страны, в основном преуспевающие в экономическом развитии. В 2002 г. до вхождения в Европейский Союз десяти стран европейская экономика составляла 82% от американской. Десять стран, вошедших в Европейский Союз, не увеличили совокупные показатели. На Европейский Союз не только приходится большая доля всего мирового экспорта (20% по сравнению с 18% у США), у него имеется также небольшой активный торговый баланс. Европейский Союз не находится в такой зависимости от притока иностранного капитала, как США. По сути, Европейский Союз является чистым экспортером капитала. Создание Европейского валютного союза привело к быстрому росту на рынке европейских ценных бумаг.
К 2005 г. по сравнению с 2000 г. ситуация в целом изменилась незначитель-но. В то же время, если бы Великобритания вошла в Европейский валютный союз, это отставание было бы сведено к минимуму. Вхождение в 2007-2010 гг. в Европейский валютный союз стран Центральной Восточной Европы, с одной стороны, увеличило такие показатели, как совокупный ВВП, экспорт и импорт, численность населения, однако, с другой стороны - частично негативно отразилось на экономическом потенциале, а именно: на уровне безработицы, государственном долге, текущем балансе и в целом несколько снизился средний уровень жизни в странах Европейского валютного союза.
Уровень развития финансовых рынков. В финансовой системе Европейского Союза присутствуют высокие риски и ряд уязвимостей. Однако в целом в 2012 г. ситуация улучшилась по сравнению с пиковыми кризисными периодами конца 2008 г. и 2011 г. При этом аналитики отмечают снижение уровня противоречий внутри Европейского Союза в связи с решением Европейского центрального банка о выкупе долговых обязательств проблемных государств еврозоны, что должно понизить стоимость заимствований для Испании и Италии, если они обратятся за помощью.
Проблема Западной Европы состоит не только в том, что ее фондовые рынки значительно меньше американских, но и в том, что они во многом остаются национальными. В настоящее время в США функционируют восемь фондовых бирж, причем две из них NYSE и NASDAQ занимают 95% рынка. В еврозоне функционирует 32 национальные фондовые биржи, и возможность их слияния в две-три крупные биржи пока даже не рассматривается.
Еще один дезинтегрирующий фактор - налоговое законодательство, оно является национальным и будет таким в перспективе. Налоги - один из немногих инструментов макроэкономического регулирования, оставшийся в руках национальных властей после создания Европейского валютного союза, с их помощью государства могут адаптировать общую экономическую и денежно-кредитную политику к текущей ситуации в стране.
Из восьми экономических условий, которые, как полагают экономисты, необходимы для успешного становления евро на внешних рынках, страны Европейского валютного союза полностью отвечают пяти: они обладают значительным по масштабам хозяйством; их экономика достаточно открыта; она хорошо интегрирована в мировую; в течение ряда последних лет отмечаются низкие темпы инфляции; баланс по текущим операциям близок к бездефицитному. Вполне удовлетворительно соблюдаются еще два критерия: экономика стран Европейского валютного союза относительно устойчива к внешним воздействиям и имеет неплохой потенциал роста.
Таким образом, самым слабым местом зоны евро являются финансовые рынки: по степени своего развития, глубине, широте и ликвидности они значительно уступают американским. Другими словами, страны Европейского валютного союза не выполняют одно из трех принципиальных условий, необходимых для того, чтобы евро могло на равных условиях конкурировать с американским долларом в мире.
Способность евро потеснить доллар в качестве международной валюты во многом зависит от того, удастся ли Европейскому Союзу заручиться поддержкой наибольшего количества третьих стран. Однако следует отметить, что в последнее время наблюдается тенденция к увеличению доли евро в международных резервах.
Расширение Европейского Союза происходит за счет присоединения стран, которые ранее не развивались на основе западноевропейской социально-экономической модели и не принадлежали к западноевропейской системе безопасности. Речь идет о государствах, осуществляющих переход от государственной командно-административной экономики к рыночной, от авторита-ризма к парламентской демократии и правовому государству. Страны Центральной Восточной Европы обладают специфическими чертами, которые оказывают принципиальное воздействие как на характер, так и на последствия расширения Европейского Союза.
Укрепление стабильности и предсказуемости на восточной границе в результате расширения Европейского Союза и еврозоны соответствует его интересам. Это положение не подвергается сомнениям и фактически является общепризнанным. Расширяясь на Восток, Европейский Союз заметно наращивает свой ресурсный потенциал: на 34% увеличивается территория, на 29% — население, и он превращается в один из крупнейших в мире рынков.
Также одной из наиболее решаемых задач на этапе присоединения остается адаптация сельского хозяйства стран Центральной Восточной Европы к европейским стандартам. Осознавая это, новые страны-члены, бесспорно, надеялись на получение значительных финансовых ресурсов от Европейского Союза. Однако Единая сельскохозяйственная политика (ЕСП) Европейского союза уже сегодня поглощает 50% его бюджета. Действующая в Европейском Союзе система поддержки сельского хозяйства давно признается неэффективной и ведущей к значительному перепроизводству в рамках Союза, когда значительная часть продукции может быть реализована только на внешних рынках по ценам, существенно ниже себестоимости. Очевидны направления необходимых изменений, в частности существенное сокращение прямых субсидий товаропроизводителям. Однако попытки реформирования ЕСП на протяжении первых лет функционирования еврозоны 2000-2002 гг. оказывались безуспешными из-за жесткой позиции ряда стран, прежде всего Франции. В результате появилось мнение, согласно которому проведение реформ, предшествующих решениям или соглашениям Европейского Союза с Всемирной торговой организацией по вопросам регулирования сельского хозяйства, не предвидится. Таким образом, будущая модель поддержки сельского хозяйства в рамках Европейского Союза остается неопределенной.
Присоединение к Европейскому Союзу новых членов из Центральной и Восточной Европы поставило под сомнение возможность проведения политики солидарности в том объеме и тех формах, в которых она проводилась в Европейском Союзе в 1990-е гг.
Новые страны-члены самостоятельно не в силах преодолеть в обозримом будущем свое отставание от стран Европейского Союза ни в развитии, ни в зрелости рынков, ни в структуре хозяйства. А это значит, что Европейский Союз еще долго будет иметь дело с государствами, активно претендующими на регулярное перераспределение в их пользу ресурсов Европейского Союза. Число же тех, кто по современным стандартам Европейского Союза может претендовать на помощь из его бюджета, после расширения Союза возросло со 185 млн до 291 млн человек.
Вступление в Союз стран Центральной Восточной Европы автоматически существенно понизило и показатель совокупного ВВП на душу населения, следовательно, целый ряд районов - внешних получателей помощи потеряли статус наиболее бедных, так как их показатель превысил 75% от среднего по Европейскому Союзу уровня. Все вступающие автоматически пополнили число стран-получателей.
Проблемы присоединения новых членов накладывают на страны Европейского Союза дополнительные обязательства по созданию более эффективной системы функционирования.
Возможные сценарии дальнейшего развития Валютного союза. Эксперты МВФ, учитывая дальнейшие внутренние преобразования в странах Европейского Союза и продолжающуюся интеграцию, рассчитали два сценария дальнейшего развития стран в рамках Валютного союза.
При первом варианте страны - участницы Валютного союза должны были осуществить дальнейшую фискальную консолидацию и добиться сокращения государственных расходов в среднесрочной перспективе на сумму, эквивалентную 2% ВВП. Одновременно предполагалось, что им удастся повысить эффективность факторов производства на 0,5% за счет либерализации товарных рынков и введения единой валюты, а также снизить уровень безработицы до 7% за счет значительных реформ рынков труда.
При втором варианте страны-участницы должны были ограничиться строгим выполнением требований Маастрихтского договора и не осуществлять никаких структурных реформ.
Таким образом, если за созданием Европейского Союза не последуют глубокие реформы финансовой системы и трудовых отношений, он не только не даст странам-участницам никакого выигрыша, но и приведет к снижению тех макроэкономических показателей, которые они имели бы без Валютного союза.
- 3. Финансово-кредитные системы ведущих стран европейского союза
- 3.1. Европейский союз: история, современность и перспективы развития
- 3.1.1. Исторический этап становления Европейского Союза
- Расширение Европейского Союза
- 3.1.2. Современное состояние экономики Европейского Союза
- Инфляция в Европейском Союзе
- Безработица в странах Европейского Союза
- 3.1.3. Перспективы дальнейшего развития европейской интеграции
- Контрольные вопросы
- 3.2. Финансово-кредитная система германии
- 3.2.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.2.2. Эволюции и этапы формировании денежного обращении и денежной системы страны
- 3.2.3. Кредитная система и ее построение
- Крупнейшие коммерческие банки Германии
- 3.2.4. Финансовая система, ее структура и особенности. Федеральный бюджет: доходы и расходы. Бюджетный процесс
- 3.2.5. Бюджеты земель, общин и других звеньев финансовой системы
- 3.2.6. Налоговая система, ее структура и тенденции развития
- Контрольные вопросы
- 3. Финансово-кредитная система франции
- 3.3.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.3.2. Становление и развитие денежной системы
- 3.3.3. Кредитная система и ее построение. Банк Франции: его структура и функции. Особенности денежно-кредитной политики Франции на современном этапе
- 3.3.4. Система кредитных учреждений
- 3.3.5. Финансовая система и ее характеристика. Государственный бюджет: структура доходов и расходов. Бюджетный процесс
- 3.3.6. Местные финансы, специальные фонды, финансы государственных предприятий
- 3.3.7. Налоговая система, тенденции ее развития
- Размер акцизного сбора
- Ставки налога на доходы
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.4. Финансово-кредитная система великобритании
- 3.4.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.4.2. Становление и развитие денежного обращения и денежной системы
- 3.4.3. Кредитная система, ее характеристика. Банк Англии: его история, современность и функции
- 3.4.4. Система кредитных институтов страны
- 3.4.5. Финансовая система и ее хар-ка. Гос. Бюджет, его структура и содержание. Бюджетный процесс. Бюджеты местных органов власти
- 3.4.6. Специальные фонды. Финансы государственных предприятий
- 3.4.7. Налоговая система, ее особенности
- Необлагаемый налоговый минимум
- Ставки налога на прибыль корпораций
- Минимальный пороговый размер
- Среднее значение муниципального налога
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.5. Финансово-кредитная система италии
- 3.5.1. Характеристика экономики Италии
- 3.5.2. Особенности становления и развития денежной системы
- 3.5.3. Структура кредитной системы Италии
- 3.5 4. Бюджетная система страны и ее элементы
- 3.5.5. Налоговая система Италии: становление и развитие
- Ставки подоходною налога с физических лиц
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания