3.3.3. Кредитная система и ее построение. Банк Франции: его структура и функции. Особенности денежно-кредитной политики Франции на современном этапе
Кредитная система Франции представляет собой совокупность банков, других кредитно-финансовых институтов, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющие их в ссуду.
Современная кредитная система Франции состоит из следующих звеньев: Банк Франции, коммерческие банки, специализированные небанковские кредитно-финансовые институты.
Банк Франции - один из старейших в Европе. Он был учрежден в 1800 г. Наполеоном Бонапартом как частная акционерная компания с капиталом 30 млн фр. Банк получил официальное разрешение на деятельность в 1803 г. По словам К. Маркса, Банк Франции в 30-х гг. XIX в. был «храмом финансовой аристократии». Его ресурсы использовались для поддержки реакционных правительств. С финансовой помощью Банка была разгромлена Парижская Коммуна.
В 1848 г. Банк Франции получил исключительное право на эмиссию денежных знаков, т.е. стал единым эмиссионным центром страны и более века оставался самым крупным коммерческим банком страны. Он исполнял роль не только центрального банка Франции, но и непосредственно обслуживал клиентов через широкую сеть отделений и контор.
Первоначально Банк Франции управлялся регентским советом. В его состав входило 15 регентов (директоров), которые избирались общим собранием из числа крупнейших акционеров. Такой порядок имел место до 1936 г. В 1936 г. регентский совет был заменен Генеральным советом в составе 20 директоров, из которых два избирались акционерами, а остальные назначались правительством, и, как правило, это были представители министерства экономики и финансов, объединений промышленников, профессиональных союзов и других организаций.
После Второй мировой войны по закону от 2 декабря 1945 г. Банк Франции был национализирован. Акционерный капитал банка в сумме 250 млн фр. перешел в руки государства, вследствие чего он до сих пор сохраняет статус государственного учреждения. В течение 145 лет Банк Франции оставался частным акционерным банком, но фактически был всегда связан с государством.
Переломным моментом в истории Банка Франции стала реформа, проведенная в соответствии с Законом 1993 г. «О статусе Банка Франции». Банку был присвоен независимый статус (до этого он подчинялся министерству экономики и финансов) с целью обеспечения стабильности национальной денежной единицы и последовательности осуществляемой Банком монетарной политики. Одновременно внесены изменения в устав Банка, гарантирующие его независимость.
Главный офис Банка Франции, где сосредоточены его центральные подразделения, находится в Париже. Отделения Банка функционируют в 85 странах, в которых работают более 88 тыс. человек. Операционная деятельность осуществляется через разветвленную сеть филиалов (общее количество 211), 234 отделения. Все территориальные учреждения Банка Франции обладают одинаковым юридическим статусом.
Банк Франции производит хранение золотовалютных резервов страны. Он осуществляет прямое кредитование государства в размерах, определяемых договоренностью между управляющим Банка и министром экономики и финансов. Косвенное кредитование государства производится в основном за счет использования казначейских векселей. Кроме того, Банк Франции покупает на фондовом рынке государственные ценные бумаги и предоставляет под них ссуды. Важной стороной деятельности банка является осуществление валютного контроля и регулирование кредита путем маневрирования процентными ставками и нормами обязательных резервов.
К функциям Банка Франции относятся:
выпуск банкнот и разменной монеты;
хранение валютных резервов и золотых запасов;
хранение активов государственных учреждений и финансирование правительства (функция Банка государства);
хранение ресурсов кредитных учреждений и их кредитование;
осуществление денежно-кредитного регулирования;
оценка банковских рисков;
организация клиринговых расчетов через расчетные палаты;
консультирование предприятий по вопросам банковских рисков;
сбор и анализ экономической информации на региональном уровне.
Кроме того, Банк Франции с момента своего появления выполняет функции, не свойственные центральным банкам других стран. Как частный институт он ведет счета частных лиц - текущие и по ценным бумагам. Однако эта деятельность ограничена уставом 1993 г., запрещающим Банку открывать новые счета.
В настоящее время Банк Франции ведет чуть меньше 1% от общего числа счетов частных лиц, открытых во французских кредитных учреждениях, причем половина из них принадлежит пенсионерам Банка или его служащим. Выдача кредитов Банка осуществляется через филиалы, обычно под залог ценных бумаг. Банк предоставляет также услуги по аренде сейфов, производит операции по обмену наличной валюты.
Деятельность Банка Франции прозрачна для органов государственной власти, что не мешает ему эффективно проводить денежно-кредитную политику с целью обеспечения стабильности цен. Эта деятельность находится в рамках общей экономической политики правительства.
Банк Франции всегда находился в большой зависимости от правительства, которая несколько ослабла лишь под давлением интеграционных процессов, происходящих в Западной Европе. Ему разрешено самостоятельно определять и проводить монетарную политику в целях стабилизации цен, однако, лишь в рамках долгосрочной общеэкономической политики правительства. Выработка общих направлений деятельности банка, как и назначение его руководящих и контролирующих органов, осуществляется советом министров или непосредственно министром экономики и финансов. Таким образом, согласованность действий центрального банка и правительства достигается на основе широкого, участия первых правительственных лиц в работе руководящих органов Банка Франции. Во главе Банка стоит управляющий и два заместителя, назначаемые советом министров на срок 6 лет, но не более 2 раз. Управляющий осуществляет общее руководство Банком, единолично его представляет и подписывает от его имени все соглашения, производит назначения на все должности в Банке и является председателем Генерального совета и Совета по монетарной политике.
Генеральный совет рассматривает финансовые отчеты Банка, распределяет прибыль, назначает проверки и принимает решения по их итогам.
Совет по монетарной политике вырабатывает денежно- кредитную политику государства, осуществляет надзор за состоянием денежной массы в стране.
В Банке Франции восемь генеральных директоров. Банк состоит из центрального аппарата и широкой сети территориальных отделений, находящихся по всей стране. Он участвует в управлении государственным долгом, но ему запрещено предоставлять кредиты Государственному казначейству, а также любому другому государственному учреждению или предприятию, кроме государственных кредитных институтов. Сегодня по ранее выданным кредитам, к которым в свое время неоднократно прибегало казначейство, осуществляется так называемое урегулирование остатков.
Интересен и опыт Банка Франции в организации и функционировании информационных служб и картотек. С 1991 г. на Банк Франции органами законодательной власти возложена обязанность вести дела так называемой комиссии по сверхзадолженности частных лиц.
В функции филиалов Банка Франции входит составление перечня долгов и доходов лиц, имеющих сверхзадолженность, ведение от их имени переговоров с кредиторами с целью выработки взаимоприемлемого варианта погашения задолженности и в случае необходимости представления дела в суде. По этим делам филиалы ведут специальную картотеку, так называемый файл сомнительного погашения кредитов, предоставленных частным лицам.
Банк Франции ведет и другие картотеки. Центральная служба по рискам регистрирует кредиты, предоставленные на суммы, превышающие определен-ный уровень; просроченную задолженность по выплатам в Фонд социального страхования и в Фонд пособий. Картотека ведется по типам кредитов, секторам экономики и регионам. Данные файла доступны как государственным органам, так банкам и небанковским институтам.
Банк Франции при проведении денежно-кредитной политики использует, с одной стороны, традиционные финансовые инструменты (например, переучет векселей, операции с государственными ценными бумагами), так и специфические (метод прямой кредитной рестрикции и французский метод обязательного резервирования). Регламентация и контроль за деятельностью банковской системы Франции также имеют свою специфику. Непосредственное управление центральным банком Франции и проведение денежной политики в целом обеспечивается управляющим Банка, Генеральным советом и Советом по монетарной политике - так называемыми органами управления первого типа. Выработка политики осуществляется органами управления второго типа - Национальным кредитным советом.
Регламентацию и контроль за деятельностью французской банковской системы осуществляют и другие специальные организации: Комитет кредитных учреждений, Банковская комиссия. Кроме того, за взаимоотношениями государства с банками следят профессиональные ассоциации банков -J Ассоциация французских кредитных учреждений, Ассоциация французских банков, Ассоциация французских финансовых обществ, - которые осуществляют координацию деятельности j кредитных учреждений, выполняют представительские и консультационные функции.
Национальный кредитный совет кроме выработки общих направлений денежно-кредитной политики консультирует министерство экономики и финансов, ежегодно готовит для президента Франции доклад по денежно-кредитной политике и функционированию банковской системы. Возглавляет Совет министр экономики и финансов, а его заместителем является управляю-щий Банком Франции. Остальные члены назначаются министром экономики и финансов из числа представителей исполнительной и законодательной властей, кредитных институтов, научных кругов, предпринимателей.
Комитет банковской регламентации устанавливает общие правила создания и функционирования кредитных учреждений, способы реализации кредитной политики. Комитет определяет нормативы обязательных резервов, основных средств, ликвидности, соотношения основных средств и постоянных ресурсов, распределения рисков, платежеспособности, определяет текущее значение показателя Кука. Комитет состоит из председателя (министра экономики и финансов) его заместителя (управляющего Банком Франции) и четырех членов, назначаемых министром.
Банковская комиссия осуществляет надзор за всеми кредитными институтами, расположенными на территории
Франции, их функционированием, финансовым состоянием, соблюдением ими банковского законодательства. Комиссия состоит из управляющего Банком Франции, директора казначейства и четырех членов, назначаемых министром экономики и финансов на три года.
Банковская комиссия - государственная служба, не являющаяся субъектом права и не имеющая собственного имущества и аппарата. Непосредственную работу осуществляют закрепляемые за Комиссией работники Банка Франции.
Комиссия анализирует стандартную отчетность банков, требуя от них при необходимости и дополнительную информацию. Она может налагать дисциплинарные меры: предупреждение, выговор, запрещение выполнять отдельные виды операций, временно отстранять руководство, отзывать лицензию, выставлять штраф, уплачиваемый в бюджет, и т.д.
В денежно-кредитной политике Банк Франции руководствуется установками министерства финансов и Национального кредитного совета - специального государственного органа для регулирования кредита в стране.
В 1998 г. Банк Франции стал членом европейской системы центральных банков (ЕСЦБ). Французская банковская система в рамках еврозоны одержала две существенные победы: практически избавилась от конкуренции мощной английской банковской системы и добилась назначения президентом европейского центрального банка (ЕЦБ) бывшего руководителя Банка Франции Жана Клода Трише. Доля Банка Франции в начальном капитале ЕЦБ - вторая по величине и уступает лишь доле Германии. Несмотря на постепенное снижение ее удельного веса, Франция оказывает существенное влияние на решение вопросов, связанных с валютной политикой стран еврозоны.
В рамках ЕСЦБ и Евросистемы Банк Франции выполняет две главные функции:
практическую реализацию единой денежно-кредитной политики, разрабатываемой Советом управляющих ЕЦБ, члены которого собираются во Франкфурте-на-Майне каждые 15 дней для анализа экономической и финансовой информации, в том числе для изменения объема денежной массы и ее основных агрегатов, национальных платежных балансов и т. д.;
реализацию валютной политики и обслуживание международных операций. Банк Франции управляет государственными золотовалютными резервами, часть которых передана в ЕЦБ, а также активно участвует в деятельности международных финансовых организаций.
Европейский центральный банк определяет и реализует единую денежную политику государств еврозоны и осуществляет денежную эмиссию. В проведении денежных эмиссий за Банком Франции остаются лишь чисто технические (исполнительские) функции. Соответственно не Банк Франции, а ЕСЦБ определяет и осуществляет единую денежно-кредитную политику на территории Франции, а также управляет единой валютой. Таким образом, впервые в истории эти традиционные полномочия суверенного государства переданы от национальных к наднациональным органам.
Банк Франции, обладающий обширной информацией по стране, должен не только делиться ею с ЕЦБ, но и по запросам ЕЦБ заниматься сбором данных, которые будут использованы не в национальных, а в межгосударственных интересах, что может и не совпадать с непосредственными интересами Франции.
Банк Франции не может без одобрения ЕЦБ участвовать в международных валютных союзах, соглашениях и организациях. Вместе с тем Банк Франции теперь непосредственно влияет на политику ЕСЦБ и международные финансово-кредитные отношения (через Управляющий совет). Таким образом, Банк Франции не только потерял ряд функций с вхождением в евро- зону, но и приобрел некоторые новые.
- 3. Финансово-кредитные системы ведущих стран европейского союза
- 3.1. Европейский союз: история, современность и перспективы развития
- 3.1.1. Исторический этап становления Европейского Союза
- Расширение Европейского Союза
- 3.1.2. Современное состояние экономики Европейского Союза
- Инфляция в Европейском Союзе
- Безработица в странах Европейского Союза
- 3.1.3. Перспективы дальнейшего развития европейской интеграции
- Контрольные вопросы
- 3.2. Финансово-кредитная система германии
- 3.2.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.2.2. Эволюции и этапы формировании денежного обращении и денежной системы страны
- 3.2.3. Кредитная система и ее построение
- Крупнейшие коммерческие банки Германии
- 3.2.4. Финансовая система, ее структура и особенности. Федеральный бюджет: доходы и расходы. Бюджетный процесс
- 3.2.5. Бюджеты земель, общин и других звеньев финансовой системы
- 3.2.6. Налоговая система, ее структура и тенденции развития
- Контрольные вопросы
- 3. Финансово-кредитная система франции
- 3.3.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.3.2. Становление и развитие денежной системы
- 3.3.3. Кредитная система и ее построение. Банк Франции: его структура и функции. Особенности денежно-кредитной политики Франции на современном этапе
- 3.3.4. Система кредитных учреждений
- 3.3.5. Финансовая система и ее характеристика. Государственный бюджет: структура доходов и расходов. Бюджетный процесс
- 3.3.6. Местные финансы, специальные фонды, финансы государственных предприятий
- 3.3.7. Налоговая система, тенденции ее развития
- Размер акцизного сбора
- Ставки налога на доходы
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.4. Финансово-кредитная система великобритании
- 3.4.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.4.2. Становление и развитие денежного обращения и денежной системы
- 3.4.3. Кредитная система, ее характеристика. Банк Англии: его история, современность и функции
- 3.4.4. Система кредитных институтов страны
- 3.4.5. Финансовая система и ее хар-ка. Гос. Бюджет, его структура и содержание. Бюджетный процесс. Бюджеты местных органов власти
- 3.4.6. Специальные фонды. Финансы государственных предприятий
- 3.4.7. Налоговая система, ее особенности
- Необлагаемый налоговый минимум
- Ставки налога на прибыль корпораций
- Минимальный пороговый размер
- Среднее значение муниципального налога
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.5. Финансово-кредитная система италии
- 3.5.1. Характеристика экономики Италии
- 3.5.2. Особенности становления и развития денежной системы
- 3.5.3. Структура кредитной системы Италии
- 3.5 4. Бюджетная система страны и ее элементы
- 3.5.5. Налоговая система Италии: становление и развитие
- Ставки подоходною налога с физических лиц
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания