3.5.3. Структура кредитной системы Италии
Банковское дело на территории Италии зародилось в еще в Древнем Риме в III в. до н.э. Первыми банкирами были аргентарии - частные менялы, которым поручали торговые и финансовые дела. Существовали и общественные банкиры, занимавшиеся кредитными операциями под покровительством государства. Слово «банк» произошло от итальянского banco - скамья, прилавок, на которые менялы выкладывали деньги.
Наибольшее распространение банковская деятельность получила в XII в. во Флоренции и Венеции. В 1171 г. в связи с принудительным займом республики была учреждена так называемая заемная камера, положившая начало Венецианскому банку.
Дальнейшее развитие банков привело к участию государства в их деятельности. В 1407 г. путем слияния многих товариществ - кредиторов правительства - был учрежден известный Банк св. Георгия в Генуе (Banca di San Giorgio), ставший кредитором республики. В качестве капитала ему были уступлены таможенные и другие государственные доходы. В 1492 г. властями города Сиены был образован «Банко Монте дел Паски ди Сиена» (Banco del Paschi di Siena) - старейший банк в мире, существующий до сих пор.
В 1515 г. Папа Лев X официально разрешил взыскание процентов - церковь оказалась бессильной противостоять развитию кредита. При нем было принято постановление об утверждении банков, деятельность которых признавалась епископами полезной.
В 1539 г. в Неаполе был учрежден «Банко ди Наполи» (Banco di Napoli), считающийся сегодня одним из старейших в мире. А в 1587 г. в Венеции открылся государственный жиробанк, производящий безналичные расчеты, - «Банко ди Риальто» (Banco di Rielto). В это же время появились и другие кредитные учреждения, в частности ломбарды, предоставлявшие ссуды под залог частным лицам.
Дальнейшее развитие кредитной системы происходило за счет появления новых жиробанков и депозитных коммерческих банков, возникновения сберегательных касс, ипотечных и деловых банков, создания сети кредитно-финансовых учреждений.
Основные черты банковской системы Италии сформировались в 1920-1930-е гг. Мировой экономический кризис 1929- 1933 гг. серьезно поразил банки, что вынудило государство произвести их национализацию. В 1933 г. во избежание банкротства крупных кредитных учреждений, являвшихся главными акционерами кризисных предприятий, правительство Италии передало принадлежащий банкам промышленный капитал в собственность государственному Институту промышленной реконструкции (IRI). Так крупнейшие итальянские банки стали государственными (и в большинстве своем оставались таковыми вплоть до начала в 1993 г. процесса приватизации).
Современная кредитная система Италии является трехуровневой: первый уровень представляет Банк Италии, второй - коммерческие и государственные банки, третий - прочее специальные финансово-кредитные учреждения.
Банковской системе Италии присущи определенные особенности. Во-первых, значительна доля государственного сектора (35% депозитов, 35 кредитов и 40% служащих в банковской сфере). Во-вторых, банки и кредитные учреждения делятся на институты краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кредитования.
На вершине пирамиды кредитных учреждений находится Банк Италии (Bancо d'Italia) - центральный банк Итальянской Республики. Банк Италии был образован в 1893 г. в результате слияния трех крупных банков (Banco Nazionale Renio, Banco Nazionale Toscana и Banco Toscana di Credito per le nazionale induatre). Правовое положение этого банка не урегулировано каким-либо отдельным законом: его права и обязанности зафиксированы в многочисленных нормативных актах, принятых в разнос время.
С момента основания Банк Италии формально являлся эмиссионным банком. Однако до 1926 г. эмиссию денег наравне с Центробанком осуществляли «Банк Неаполя» (Banco di Napoli) и «Банк Сицилии» (Banco di Cizilia), а с 1926 г. Банк Италии стал монополистом.
В том же 1926 г. Банк Италии в ходе реорганизации национального кредита был поставлен во главе банковской системы, получив функции контроля над ней и курсом лиры. В 19.36 г. на основании принятого Закона о банковской деятельности на Банк Италии были возложены функции центрального банка.
Структура банка напоминает акционерное общество, но главными акционерами являются государственные и полугосудартвенные учреждения: сберегательные банки, крупные коммерческие банки, страховые компании, институты социального обеспечения. Поэтому практически Банк Италии является государственным институтом, а не коммерческой организацией, так как контрольным пакетом акций через некоторые названные структуры владеет государство.
Во Главе Банка Италии стоит Высший совет, который избирается на общем собрании владельцев уставного капитала и состоит из управляющего и 12 директоров. Высший совет выбирает из числа своих членов комитет Высшего совета, куда входят управляющий и четыре директора, а также генерального директора и его заместителя.
Управляющий, генеральный директор и его заместитель утверждаются председателем совета министров. Администрация Банка Италии, и в частности управляющий и генеральный директор, занимает свои посты, как правило, в течение длительного времени. Например, А. Фацио был управляющим с 1993 по 2005 г. и ушел в отставку лишь в связи с финансовым скандалом. В конце 2005 г. совет министров Италии утвердил на должности управляющего Банком Италии вице- президента американского банка Голдман Сакс (Goldman Sachs) М. Драги, известного как архитектора итальянской приватизации. 24 июня 2011 г. на саммите стран - участниц еврозоны в Брюсселе было объявлено об утверждении М. Драги председателем Европейского центрального банка (ЕЦБ).
При этом Банк Италии - исполнительный орган, которым, как и в других странах - членах ЕВС, управляет Европейский центральный банк. К основным функциям Центробанка Италии относятся:
реализация монетарной политики с ЕЦБ;
роль кредитора последней инстанции для коммерческих банков и правительства;
эмиссия кредитных денег и организация безналичных расчетов;
учет и анализ внешнеэкономических связей посредством составления и ведения платежного баланса страны;
надзор за кредитными учреждениями;
аккумуляция и хранение официальных золотовалютных резервов.
Несмотря на широкий круг полномочий, которыми наделен Банк Италии, с 1947 г. важным органом национальной кредитной системы является государственный институт - Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям (МККС), представляющий своеобразное мини-правительство. В его функции входит:
обеспечение нормального функционирования кредитной системы Италии;
разработка основных направлений кредитной политики и контроль ее осуществления;
контроль структурных изменений в банковской системе: открытие новых кредитных учреждений, отзыв лицензий, принятие уставов банками, внесение изменений в них, назначение на руководящие посты;
санкционирование всех предписаний, определяющих нормы и правила деятельности кредитных учреждений, эмиссию ценных бумаг;
осуществление контроля деятельности Банка Италии, разработка основных рекомендаций для его функционирования.
Однако МККС не осуществляет непосредственный контроль кредитной системы. Эта функция делегирована Банку Италии.
Особенностью кредитной системы Италии является не только подчиненность ее Центробанка МККС, но и министерству экономики и финансов. В 1981 г. в ходе реформирования кредитной системы произошло некоторое «отделение» Банка Италии от казначейства, что означало отказ от автоматического финансирования роста государственного долга в рамках политики бюджетной поддержки приоритетных направлений и отраслей. В 1993 г. Банк Италии получил независимый статус.
Вместе с тем министерство экономики и финансов Италии является политико-административным органом, который регулирует вопросы формирования доходов и расходов государства, эмитирует государственные ценные бумаг и управляет оборотом денежных средств, реализуемым посредством счета своеобразного финансового учреждения «Почта Италии» (Poste Italiane SpA). Помимо этого министерство выступает правовым директором МККС.
Банк Италии проводит большую работу по выявлению различных подлогов, афер и финансовых махинаций, случаев утаивания некоторыми банками реальных масштабов деятельности н сокрытия их от налоговых служб. Важным аспектом его деятельности стала борьба с мафией и прочими формами организованной преступности, прежде всего в банковской и финансовой сфере. В решении этих вопросов Банк Италии тесно сотрудничает с министерством экономики и финансов, Национальным валютным управлением, финансовой полицией, Национальным бюро по борьбе с мафией, другими государственными и общественными организациями.
Второй уровень кредитной системы Италии представлен коммерческими банками, которые являются в определенной степени государственными (публично-правовыми). Публичный характер этих банков отражает состав их руководящих органов. Например, председатели советов директоров этих банков назначаются декретом министра казначейства. Кроме того, на заседаниях совета директоров присутствует представитель банковского контрольного органа (Банка Италии), который следит за соответствием решений совета распоряжениям Центробанка.
Выделяют два вида государственных банков. Во-первых, это государственные кредитные учреждения, являющиеся прямой собственностью государства, и региональные банки, в создании которых немалую роль играют обязательства государства по стимулированию развития отдельных регионов. Во-вторых, это банки, в которых государство принимает опосредованное участие. К ним относятся банки, являющиеся собственностью государственного Института реконструкции промышленности.
В последние годы в Европейском Союзе обозначилась концентрация банковской деятельности. Италия, где идут процессы реструктуризации и объединения кредитных учреждений в банковские группы, не является исключением. Крупные коммерческие банки представлены преимущественно банковскими группами, среди которых особое место занимают «ЮниКредит Групп» (UniCredit Group) - одна из крупнейших европейских банковских групп, обслуживающая более 40 млн клиентов с самой большой сетью отделений в Центральной и Восточной Европе, и «Интеза Санпаоло» (Intesa Sanpaolo) - группа, образованная в 2007 г. в результате слияния двух крупных итальянских банков «Вапса Intesa» и «Sanpaolo 1М1» и представленная практически во всех сегментах банковского бизнеса, а также некоторые другие.
К государственным относятся региональные банки - «Банко ди Наполи» (Banco di Napoli), «Банко ди Сицилия» (Banco di Sizilia), «Банко Монте дел Паски ди Сьена» (Banco del Paschi di Siena - MPS), «Банко ди Сардиния» (Banco di Sardenia), которые стимулируют развитие отдельных регионов. «Банко Монте дел Паски ди Сиена» (Banco del Paschi di Siena - MPS) является одним из основных кредитных учреждений Италии и входит в число 50 крупнейших банков Европы. В эту же группу входят три банка национальных интересов (БНИ) - «Банко Коммерчале Итальяна» (Ваnсo Commerciale Italiana), Банко ди Рома (Ваnсo di Roma) и «Кредито Италиано» (Credito Italiano). Одновременно они входят в группу депозитных банков.
Банки национальных интересов способствуют развитию частного сектора экономики, поскольку через разветвленную сеть своих отделений они предоставляют многочисленные и разнообразные финансовые услуги, а также услуги итальянским предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность.
Депозитные банки, прежде всего, представляют три названных БНИ со своими филиалами, которые являются собственностью Института реконструкции промышленности. Депозитные банки делятся на пять категорий: самые крупные, крупные, средние, мелкие и самые мелкие банки.
Частные банки (банки обычного кредита) - это юридические лица частного права. Чаще всего они имеют форму компании. Операции этих банков не слишком отличаются от аналогичных операций публично-правовых банков и БНИ. Отличие заключается лишь в составе держателей акций банков этой категории, поэтому существует и иная система контроля их деятельности. Доля частных банков, называемых банками обычного кредита, долгое время сокращалась в результате расширения государственного сектора.
К банкам движимого имущества относят банки, которые конкурируют со своими государственными аналогами, так как в основе своей они частные. В отличие от депозитных учреждений эти банки могут быть как государственными, так и негосударственными.
Инвестиционные банки - это государственные и частные финансовые институты, осуществляющие среднесрочное и долгосрочное кредитование промышленности, мелких и средних фирм, а также инфраструктуры страны. Ведущим инвестиционным банков страны является «Медиобанко» (Mediobanca), который предлагает свои продукты и услуги для итальянских корпораций, среднего бизнеса и международным группам. Солидный частный независимый инвестиционный банк, который находится в Милане, - «Группа Банко Леонардо» (Gruppo Ваnса Leonardo - GBL) предлагает полный спектр услуг в сфере инвестиционного банкинга, управление активами и рыночной деятельности в масштабах континентальной Европы.
Третьим уровнем кредитной системы Италии после регулирующих институтов и банков является система специальных кредитно-финансовых учреждений. Многие такие учреждения прямо или косвенно относятся к государственному сектору - либо по своей правовой форме, либо в силу того, что контрольный пакет акций принадлежит государству или его органам.
Наиболее многочисленной является группа народных банков (banca popolare), которые образуют сеть взаимного и кооперативного кредита, обслуживающую малое и среднее предпринимательство. В правовом отношении на них распространяются положения, установленные для кооперативных учреждений, в частности ограничен размер паев участников, каждый участник может пользоваться только одним голосом независимо от размеров пая. К середине 2010 г. в Италии действовало 103 народных банка с 9586 отделениями. Эти банки объединены в Национальную ассоциацию народных банков, а их деятельность координируется Итальянским центральным институтом народных банков.
В настоящее время крупнейшим кооперативным банком Италии является «Банко Пополаре» (Ваnса Popolare) банковская группа, образованная в 2007 г. в результате слияния двух кооперативных банков Banco Popolare di Verona и Banca Popolare Italiana. Имеет около 2200 отделений по всей Италии и обслуживает более 200 тыс. клиентов. К крупным банковским группам относится также «Банко Пополаре дель Эмилия Романья» (Ваnса Popolare dell'Emilia Romagna - BPER), состоящая из 12 банков и различных финансовых компаний в 17 регионах страны.
В последние годы народные банки вышли из узкого круга взаимного и кооперативного кредита и оказывают полный спектр услуг для физических лиц, предприятий, общественных организаций - управление активами, факторинг, лизинг, страхование, конкурируя с коммерческими банками.
Особое место в кредитной системе Италии принадлежит сберегательным кассам (cassa di risparmio), которые занимаются аккумуляцией мелких сбережений населения. К 2011 г. в стране работало 87 сберегательных кассах. Их основными операциями являются: прием вкладов, расчетные безналичные операции, краткосрочное кредитование, что делает их конкурентами коммерческих банков. Помимо краткосрочных ссуд некоторые сберкассы осуществляют средне- и долгосрочное кредитование через специальные подразделения.
Сберкассы объединены в Ассоциацию сберегательных касс Италии, которая является официальным представителем их интересов и осуществляет консультационные услуги. Характерная тенденция в развитии таких кредитных учреждений - их слияние и превращение в банки.
Депозитно-консигнационные (ссудные) кассы осуществляют эмиссию ценных бумаг, принимают депозиты от юридических лиц, предоставляют кредиты местным коллективам и т.д. Характерным представителем такого рода касс является «Касса ди депозит е престижити» (Cassa di deposit e prestititi).
Ипотечные банки как специализированные финансовые институты не получили достаточно широкого развития, что связано с неразвитостью в течение многих лет кредитования под залог недвижимости. Однако в настоящее времени функции ипотечного кредита выполняют государственные и акционерные банки с долей государственного капитала.
Иностранные банки в Италии до середины 80-х гг. XX в. не получали распространения из-за строгой регламентации их создания. В 1985 г. эти ограничения были сняты, что привело к проникновению зарубежных банков и к открытию новых филиалов. С этого времени число представительств зарубежных банков выросло почти в 3 раза и составило к 2008 г. около 100. Среди них «Барклэйз Бэнк» (Barclays Bank), «БНИ Париба» (BNP Paribas), «Креди Агриколь» (Credit Agricole) и др. В то же время итальянские банки также расширяют сеть своих зарубежных филиалов. Присутствие иностранных банков способствует распространению новых банковских технологий, улучшению качества обслуживания, усилению конкуренции.
Учреждения по финансированию жилищного строительства занимаются предоставлением долгосрочных кредитов на соответствующие цели. К ним в первую очередь относятся крупные банки и сберегательные кассы, имеющие отделения по кредитованию недвижимости.
Действуют также организации по финансированию общественных работ.
Внешнеторговые банки стимулируют внешнеэкономическую деятельность путем предоставления экспортных и импортных кредитов. Известностью пользуется «Медиокредито централе СпА» (Mediocredito Centrale SpA), созданный в 1952 г. для кредитования внешней торговли. Он располагает дотационными фондами, пополняемыми казначейством.
Сельскохозяйственные и ремесленные банки представлены кооперативными кредитными учреждениями с ограниченной либо с неограниченной ответственностью. Их деятельность имеет четко выраженный местный характер.
Значительный объем денежных средств оборачивается через счета учреждения «Почта Италии СпА» (Poste Italiane SpA). Он внесено в гильдию банковских учреждений и фактически является финансовым учреждением. Данное учреждение занимает солидные позиции на национальном рынке банковских продуктов и услуг. Его доходы в 2009 г. превысили 20 млрд евро. С 1998 г. на базе «Почты Италии» функционирует почтовый банк.
Современная кредитная система Италии, насчитывавшая к 2010 г. 73 банка, продолжает развиваться. С конца 1970-х гг. в стране усилился процесс приватизации банковской системы, обусловленный либерализацией кредитной сферы, хотя доля государства в ней оставалась значительной. Приватизация банков осуществляется путем выкупа промышленными предприятиями пакетов акций кредитных учреждений, размещенных на биржевом рынке. Появившиеся в 1993 г. тенденции к денационализации ведут к дальнейшему расширению видов специализированных кредитных учреждений, изменению их структуры и объема операций. В результате доля финансовых посредников, контролируемых государством, существенно снижается.
- 3. Финансово-кредитные системы ведущих стран европейского союза
- 3.1. Европейский союз: история, современность и перспективы развития
- 3.1.1. Исторический этап становления Европейского Союза
- Расширение Европейского Союза
- 3.1.2. Современное состояние экономики Европейского Союза
- Инфляция в Европейском Союзе
- Безработица в странах Европейского Союза
- 3.1.3. Перспективы дальнейшего развития европейской интеграции
- Контрольные вопросы
- 3.2. Финансово-кредитная система германии
- 3.2.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.2.2. Эволюции и этапы формировании денежного обращении и денежной системы страны
- 3.2.3. Кредитная система и ее построение
- Крупнейшие коммерческие банки Германии
- 3.2.4. Финансовая система, ее структура и особенности. Федеральный бюджет: доходы и расходы. Бюджетный процесс
- 3.2.5. Бюджеты земель, общин и других звеньев финансовой системы
- 3.2.6. Налоговая система, ее структура и тенденции развития
- Контрольные вопросы
- 3. Финансово-кредитная система франции
- 3.3.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.3.2. Становление и развитие денежной системы
- 3.3.3. Кредитная система и ее построение. Банк Франции: его структура и функции. Особенности денежно-кредитной политики Франции на современном этапе
- 3.3.4. Система кредитных учреждений
- 3.3.5. Финансовая система и ее характеристика. Государственный бюджет: структура доходов и расходов. Бюджетный процесс
- 3.3.6. Местные финансы, специальные фонды, финансы государственных предприятий
- 3.3.7. Налоговая система, тенденции ее развития
- Размер акцизного сбора
- Ставки налога на доходы
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.4. Финансово-кредитная система великобритании
- 3.4.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.4.2. Становление и развитие денежного обращения и денежной системы
- 3.4.3. Кредитная система, ее характеристика. Банк Англии: его история, современность и функции
- 3.4.4. Система кредитных институтов страны
- 3.4.5. Финансовая система и ее хар-ка. Гос. Бюджет, его структура и содержание. Бюджетный процесс. Бюджеты местных органов власти
- 3.4.6. Специальные фонды. Финансы государственных предприятий
- 3.4.7. Налоговая система, ее особенности
- Необлагаемый налоговый минимум
- Ставки налога на прибыль корпораций
- Минимальный пороговый размер
- Среднее значение муниципального налога
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.5. Финансово-кредитная система италии
- 3.5.1. Характеристика экономики Италии
- 3.5.2. Особенности становления и развития денежной системы
- 3.5.3. Структура кредитной системы Италии
- 3.5 4. Бюджетная система страны и ее элементы
- 3.5.5. Налоговая система Италии: становление и развитие
- Ставки подоходною налога с физических лиц
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания