Ставки налога на доходы
Ставка, % | Доходы, евро |
0 | До 5963 |
5,5 | От 5963 до 11896 |
14 | От 11 896 до 26 420 |
30 | От 26 420 до 70 830 |
41 | От 70 830 до 150 000 |
45 | Свыше 150 000 |
Сверхвысокие доходы облагаются дополнительным подоходным налогом:
250 000-500 000 евро - дополнительные 3%;
более 500 000 евро - дополнительные 4%.
Налогообложение осуществляется по совокупному доходу, заявленному в декларации, которая составляется самим плательщиком 1 раз в год по доходам за предыдущий год. Налоговый год во Франции совпадает с календарным годом.
В доходы, полученные в течение года, включаются заработная плата, премии и вознаграждения, пенсия, пожизненная рента, доходы от движимого имущества, доходы от земли, от сельскохозяйственной, промышленной и торговой деятельности, доходы от некоммерческой деятельности, прибыль от операций с ценными бумагами, а также нерегулярные доходы, получаемые от операций с собственностью.
Несмотря на то, что налог высчитывается по единой для всех прогрессивной шкале, при его расчете принимаются во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика.
Одна из особенностей французского подоходного налогообложения заключается в системе так называемых коэффициентов. Не состоящие в браке плательщики без детей, имеют коэффициент 1, супруги без детей - 2, супруги с одним ребенком - 2,5, с двумя детьми - 3 и т.д. Налог рассчитывается в следующем порядке: общую сумму дохода делят на соответствующий коэффициент, вычисляют налог по ставке, предусмотренной для данной рубрики доходов, а полученную сумму умножают на тот же коэффициент.
Общим правилом произведения вычетов при определении дохода для целей налогообложения является то, что из налогооблагаемой базы вычитаются все производственные расходы, обеспечившие доходы, например целевые пособия на питание. Вычитаются расходы на содержание престарелых родителей и на благотворительность. Подоходный налог с физических лиц является инструментом стимулирования семьи, оказания помощи малоимущим. За счет применения многочисленных льгот и вычетов из 25 млн плательщиков фактически платят налог только 15 млн.
Среди прямых налогов наибольшую роль играет налог на прибыль (доход) корпораций и физических лиц.
Местные налоги и сборы. К данным налогам относятся земельный налог, налог на жилье и профессиональный налог.
Земельный налог и налог на жилье. Земельным налогом на застроенные участки облагается 50% кадастровой или арендной стоимости недвижимости и земельных участков, предназначенных для промышленного и коммерческого использования.
Освобождены от налога: государственная собственность; здания сельскохозяйственного назначения; жилые дома и квартиры, принадлежащие физическим лицам, старше 75 лет, а также лицам, которые получают помощи из социальных фондов или выплаты по инвалидности.
Земельный налог на незастроенные участки взимается на основе 80% кадастровой или арендной стоимости участка под застройку, а также полей, лесов и болот, которые находятся в частной собственности.
От данного налога полностью освобождены государственные земли, временно - площади с искусственными лесонасаждениями (вероятно, до момента коммерческой эксплуатации леса) и некоторые другие.
Налог на жилье платят владельцы и (или) арендаторы жилых помещений (домов и квартир). Малообеспеченные полностью или частично освобождаются от данного налога.
Ставки земельного налога и налога на жилье определяются каждым органом местного самоуправления частности, но не могут превышать более чем в 2,5 раза среднюю ставку предыдущего года на региональном или общенациональном уровне.
Профессиональный налог. Профессиональный налог (taxe professionnelle, в некоторых источниках переводится как промысловый налог) налагается на лиц, за работу которых заработная плата непосредственно не выплачивается. Самая многочисленная категория плательщиков данного налога - так называемые лица свободных профессий (писатели, журналисты, художники, артисты и др., кроме медицинских сестер и сиделок, а также владельцев автомобилей, занятых частным извозом).
Ставка налога определяется каждой административно-территориальной единицей отдельно в зависимости от двух критериев: от оценочной стоимости помещения, которое плательщик использует для своей деятельности, и величины дохода плательщика.
Ставка профессионального налога не может превышать 3,5% суммы добавленной стоимости, созданной плательщиком в течение года. Добавленная стоимость определяется как разница между суммой полученного дохода и затратами в текущих ценах, связанными с профессиональной деятельностью. Возможны различные скидки в зависимости от состояния используемых помещений, степени амортизации оборудования, динамики цен. Налогоплательщик подает декларацию с соответствующей информацией.
Помимо подоходного налога на размер фактической оплаты труда работников оказывает влияние ряд сборов, уплачиваемых работодателем, объектом налогообложения по которым служит фонд оплаты труда работников. Основные из них: социальный налог на заработную плату, налог на жалованье служащих (taxe sur les salaires), налог на развитие профессионального образования, сбор на профессиональную подготовку, сбор на строительство жилья.
Существенным источником государственных доходов Франции являются налоги на капитал - здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, фондовые активы.
Налог на собственность имеет прогрессивный характер, однако существует ограничение, согласно которому сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85% всего дохода. Местные органы власти самостоятельно определяют ставки налогов, относящихся к их компетенции, при формировании бюджета на следующий год, однако величина этих ставок не может превышать максимальный уровень, законодательно определенный центральными властями. На практике основными источниками доходов местных бюджетов являются земельный налог на застроенные участки, земельный налог на незастроенные участки, налог на жилье и профессиональный налог.
В целом местные налоги составляют 30% общего налогового бремени, они же наполняют 40% местных бюджетов.
Структура налоговой службы Франции в общем виде включает:
министерство экономики и финансов - определяет основные направления налоговой политики в рамках экономической стратегии правительства;
генеральная налоговая дирекция - занимается практической деятельностью по сбору налогов и контролем за ними. В ее штате 85 тыс. сотрудников, которые располагают почти 44,5 млн индивидуальных досье на физических и юридических лиц;
местные налоговые центры - включают около 800 служб. В них хранится документация на налогоплательщиков, сюда стекается дополнительная информация, позволяющая осуществлять контроль за сбором налогов.
Экономика Франции в целом не стоит на месте, а развивается несмотря на кризисные явления. Экспорт и импорт товаров, работ, услуг, а также миграция населения и рабочей силы создают предпосылки для возникновения такого понятия, как «двойное налогообложение», которое должно регулироваться государством. В настоящее время основные соглашения Франции об избежании двойного налогообложения подписаны со следующими странами: Австралия, Бельгия, Бразилия, Камбоджа, Камерун, Канада, Китай, Кипр, Дания, Финляндия, Германия, Греция, Венгрия, Индия, Ирландия, Италия, Япония, Ливан, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, ЮАР, Тунис, Россия и СНГ, Великобритания, США.
- 3. Финансово-кредитные системы ведущих стран европейского союза
- 3.1. Европейский союз: история, современность и перспективы развития
- 3.1.1. Исторический этап становления Европейского Союза
- Расширение Европейского Союза
- 3.1.2. Современное состояние экономики Европейского Союза
- Инфляция в Европейском Союзе
- Безработица в странах Европейского Союза
- 3.1.3. Перспективы дальнейшего развития европейской интеграции
- Контрольные вопросы
- 3.2. Финансово-кредитная система германии
- 3.2.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.2.2. Эволюции и этапы формировании денежного обращении и денежной системы страны
- 3.2.3. Кредитная система и ее построение
- Крупнейшие коммерческие банки Германии
- 3.2.4. Финансовая система, ее структура и особенности. Федеральный бюджет: доходы и расходы. Бюджетный процесс
- 3.2.5. Бюджеты земель, общин и других звеньев финансовой системы
- 3.2.6. Налоговая система, ее структура и тенденции развития
- Контрольные вопросы
- 3. Финансово-кредитная система франции
- 3.3.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.3.2. Становление и развитие денежной системы
- 3.3.3. Кредитная система и ее построение. Банк Франции: его структура и функции. Особенности денежно-кредитной политики Франции на современном этапе
- 3.3.4. Система кредитных учреждений
- 3.3.5. Финансовая система и ее характеристика. Государственный бюджет: структура доходов и расходов. Бюджетный процесс
- 3.3.6. Местные финансы, специальные фонды, финансы государственных предприятий
- 3.3.7. Налоговая система, тенденции ее развития
- Размер акцизного сбора
- Ставки налога на доходы
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.4. Финансово-кредитная система великобритании
- 3.4.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.4.2. Становление и развитие денежного обращения и денежной системы
- 3.4.3. Кредитная система, ее характеристика. Банк Англии: его история, современность и функции
- 3.4.4. Система кредитных институтов страны
- 3.4.5. Финансовая система и ее хар-ка. Гос. Бюджет, его структура и содержание. Бюджетный процесс. Бюджеты местных органов власти
- 3.4.6. Специальные фонды. Финансы государственных предприятий
- 3.4.7. Налоговая система, ее особенности
- Необлагаемый налоговый минимум
- Ставки налога на прибыль корпораций
- Минимальный пороговый размер
- Среднее значение муниципального налога
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.5. Финансово-кредитная система италии
- 3.5.1. Характеристика экономики Италии
- 3.5.2. Особенности становления и развития денежной системы
- 3.5.3. Структура кредитной системы Италии
- 3.5 4. Бюджетная система страны и ее элементы
- 3.5.5. Налоговая система Италии: становление и развитие
- Ставки подоходною налога с физических лиц
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания