logo
FKS3

3.1.2. Современное состояние экономики Европейского Союза

Европейский Союз - экономическое и политическое объ­единение 28 европейских государств. С помощью стандартизи­рованной системы законов, действующих во всех странах Со­юза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг. Союз принимает законы, вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития.

Свобода движения людей означает, что гражданин Евро­пейского Союза может беспрепятственно перемещаться меж­ду странами Союза в целях проживания (в том числе и по вы­ходу на пенсию), работы и учебы. Обеспечение этих возмож­ностей включает упрощение формальностей при переезде и взаимные признания профессиональных квалификаций.

Свобода движения капитала подразумевает не только воз­можность беспрепятственных платежей и переводов через границы, но и покупку недвижимости, акций компаний и ин­вестирование между странами.

Свобода движения услуг и свобода учреждения позволяет лицам, занимающимся самостоятельной экономической дея­тельностью, свободно перемещаться между странами Союза и заниматься этой деятельностью на постоянной или на временной основе.

Несмотря на то, что услуги представляют 70% ВВП и рабо­чих мест в большинстве государств-членов, законодательство в отношении этой свободы не столь развито, как в области других устанавливаемых свобод.

Экономически Европейский Союз - это крупнейший в мире единый рынок площадью 5 млн кв. км и с 550 млн чело­век населения (7% мирового).

Европейский Союз является одним из главных в мире про­изводителей и потребителей. На его долю приходится 57% мирового экспорта и 55% импорта. Главной группой импорти­руемых товаров являются промышленные товары - 60,6%. В основном продукция Европейского Союза импортируется из Китая, США, России, Норвегии и Швейцарии. Ведущими экспортируемыми товарами Европейского Союза являются также промышленные товары, но их доля в общем экспорте составляет 81,3%. В основном экспорт направлен в США, Швейцарию, Китай, Россию и Турцию. Основным импорте­ром товаров Европейского Союза являются США, доля этой страны составляет 18%, что превышает остальные страны в среднем на 10%. Доля Европейского Союза в мировом экспор­те услуг составляет 26,0%, из них 62,5% приходится на ком­мерческие услуги, 22,9 - на транспортные, 14,6% - на ту­ризм и путешествия. Что касается импорта услуг, то доля его равна 23,55%. В основном Европейский Союз импортирует коммерческие услуги (57%).

Современное состояние экономики Европейского Союза можно оценить путем анализа 2012 и начала 2013 г.

Для Европейского Союза 2012 г. в экономическом плане оказался довольно сложным. Наметившееся оживление в на­чале года было временным. Германия и другие наиболее устойчивые вследствие своей высокой международной конку­рентоспособности национальные хозяйства в Европейском Союзе стали во все большей степени испытывать негативное воздействие от затянувшегося кризиса в странах - партнерах по зоне евро. Неблагоприятные последствия сказываются и на странах - членах Европейского Союза, сохранивших националь­ные валюты. При этом в Южной Европе из-за продолжающе­гося роста безработицы обострилась и без того тяжелая соци­альная обстановка, что, несомненно, тормозит реализацию не­популярных антикризисных мер. Более того, в Европейском Союзе идут бесконечные споры о том, какая антикризисная стратегия является оптимальной. Так, в более развитых стра­нах опасаются, что чрезмерная ставка на финансовую соли­дарность участников зоны евро, движение к объединению долгов и созданию в Европейском Союзе банковского союза лишь подорвут устойчивость ведущих стран, но не решат про­блем отстающих государств. В то же время в Греции, Испа­нии, Португалии и ряде других стран звучат сомнения в адек­ватности чрезмерных шагов по бюджетной экономии, которая в конечном итоге подрывает внутренний спрос и тормозит динамику ВВП, консервируя среди прочего и бюджетные де­фициты, тем самым выталкивая самые проблемные государ­ства в замкнутый круг.

Однако детальный анализ ситуации в Европейском Союзе, особенно с повышенным вниманием к историческим законо­мерностям развития европейской интеграции, позволяет сде­лать заключение, что 2012 г. можно расценивать все-таки ско­рее как успешный с точки зрения сохранения долгосрочного тренда на укрепление Европейского Союза в качестве надна­ционального проекта.

Отмеченное выше позволяет оценивать перспективы раз­вития экономики Европейского Союза в 2013 г. умеренно оптимистично. Интеграционный проект развивается и даль­ше. При этом в условиях кризиса есть опасность концен­трации на отстаивании краткосрочных интересов отдельных государств-членов в ущерб долгосрочным потребностям раз­вития интеграции в ЕС, которые плохо сочетаются с бюджет­ной экономией.

Помимо текущих споров вокруг финансов в 2013 г. в Евро­пейском Союзе остались нерешенными несколько фундамен­тальных проблем: усиление экономических контрастов между наиболее успешными и самыми неблагополучными странами-членами, а в еще большей степени между отдельными ре­гионами и социальными группами; рост безработицы, по­скольку ситуация на рынках труда инерционно реагирует на первые позитивные результаты антикризисных мер; увеличе­ние зависимости экономики Европейского Союза от состояния мировой экономики при сложностях с повышением своей гло­бальной конкурентоспособности; сохранение экспертной и политической борьбы за невысокий уровень инфляции в Европейском Союзе при попытках оживить экономическую конъюнктуру. Если коснуться последнего показателя, то инфляция в Европейском Союзе за последние шесть лет сложи­лось на уровне, приведенном в табл. 3.2.

Таблица 3.2