3.3.4. Система кредитных учреждений
Важным звеном кредитной системы Франции является совокупность коммерческих банков, которые чаще всего организованы в форме акционерных предприятий. Их деятельность заключается в приеме бессрочных вкладов для предоставления краткосрочных кредитов. Банки Франции разделяются на универсальные и специализированные.
Универсальные банки занимаются всеми видами деятельности, в том числе не связанными с банковскими функциями: страхование, обслуживание туризма, информационное обслуживание, консультирование и т.д. (данный факт позволяет отнести кредитную систему Франции к универсальной модели кредитной системы). Крупнейшие универсальные банки существуют наряду с кредитными учреждениями, специализирующимися на определенной клиентуре (предприятия, частные лица) или на краткосрочное, долгосрочное кредитование и т.д.).
Специализированные банки выполняют в основном типичные банковские операции.
Банковские учреждения Франции представлены:
коммерческими банками;
банками взаимного кредита, или кооперативными банками;
региональными банками развития.
В начале нынешнего века во Франции насчитывалось более 400 коммерческих и инвестиционных банков с общим числом занятых более 250 тыс. человек. По Закону о банках от 1984 г. все они были объединены в Ассоциацию французских банков. В это число входило 35 крупных национализированных банков, а также около 120 их филиалов, 74 французских частных банка и 151 частный банк, контролируемый иностранным капиталом.
Коммерческие банки включают депозитные и инвестиционные банки, банки долгосрочного и среднесрочного кредита, колониальные банки.
Депозитные банки (более 70% общего числа и совокупного баланса банков страны) специализируются на депозитно-ссудных операциях.
Инвестиционные банки занимаются учредительной деятельностью и долгосрочным кредитованием предприятий, в которых они участвуют. К этой категории банков относятся:
частные банки, которые специализируются на финансовых консультациях, управлении имуществом, а также международном перемещении французских капиталов;
промышленные банки (деловые банки), предназначенные для участия в деятельности предприятий.
Банки долгосрочного и среднесрочного кредита, выдающие займы и собирающие вклады для помещения средств в предприятия, занимают промежуточное положение между депозитными и инвестиционными бачками, так как они только принимают депозиты и предоставляют кредиты.
Колониальные банки стали возникать во Франции еще в XIX в. и сыграли важную роль в экспансии французского капитала в Африке и Азии. В настоящее время они называются заграничными банками.
Наиболее крупными коммерческими банками Франции являются «Креди насиональ» (Credit Natioial), «Сосьете женераль» (Societe Generale), «Креди фонде де Франс» (Credit Fonder de France), на которые приходится свыше 40% всех операций банков.
Национализированные депозитные банки - важное звено в системе государственно-монополистического регулирования. Их интересы переплетены с частным капиталом. Эти банки пользуются государственными гарантиями.
Среди частных коммерческих банков ведущими банками стали банки, находящиеся под контролем: финансовой группы «Па-риба», которая включает бывший деловой, ныне депозитный «Банк де Пари э де Пэи-Ба»; финансовой группы «Суэц», контролирующей «Банк де л'Эндошин э де Суэц»; финансовой группы «Креди коммерсаль де Франс».
Байки взаимного кредита, или кооперативные банки, специализируются на кредитовании мелких и средних предприятий, которые испытывают трудности при получении кредитов. В их числе кредитные кооперативы - народные банки, созданные в 1917 г. при поддержке государства. В настоящее время в стране функционируют:
сеть народных банков «Креди попюлер» - специализируется на кредитовании малых и средних промышленных и торговых предприятий. Насчитывает 31 региональный народный банк. Эти банки имеют статус частного учреждения;
сеть взаимного кредитования «Креди мютьель» - клиентом может стать любое частное лицо, предоставляет гарантии и распределяет субсидии мелким кооперативам, в том числе рыболовным, учреждениям здравоохранения, туризма, образования;
сельскохозяйственный банк взаимного кредитования «Креди агриколь» - выдает кредиты на разные сроки мелким производителям в сельском хозяйстве, перерабатывающей и пищевой промышленности, жителям провинций на жилищные нужды.
Структурно банки взаимного и кооперативного кредитования состоят из местных и региональных учреждений (касс, принимающих заявки и выдающих кредит, и центральных учреждений, обеспечивающих координацию и контроль за деятельностью нижестоящих касс). Эти учреждения могут привлекать депозиты на любой срок и выдавать кредиты: на них приходится более 25% привлекаемых депозитов и более 20% выдаваемых кредитов. Все они раньше пользовались различными льготами и привилегиями (например, отменой налога на прибыль). Но со временем многие из них далеко вышли за рамки своего первоначального сектора рынка и стали предлагать широкий спектр услуг всем желающим, конкурируя с коммерческими банками. Сегодня сеть взаимного кредитования лишились большей части своих привилегий. А для поддержания конкурентоспособности они объединяются не только на местном, региональном уровне, но и в рамках Европы.
Созданные крупными банками провинциальные кредитные учреждения - региональные банки развития — пользуются государственными гарантиями, участвуют в капиталах местных предприятий, предоставляют им кредиты сроком до 15 лет, но их количество неуклонно сокращается. Роль банков развития заключается в объединении общественных или частных фондов для финансирования операций, которые не могут быть рентабельными в короткий срок.
Банковская сеть во Франции - одна и самых плотных в мире (на 1 млн жителей приходится 439 банковских отделений, в США, Великобритании и Нидерландах - 310-320). Всего на территории страны насчитывается более 26 тыс. отделений банков.
Мировой финансовый кризис, разразившийся в 2008 г., не обошел и Францию. Однако банковский сектор Франции, по оценке МВФ, справился с кризисом относительно хорошо. Падение его капитализации в 2008 г. было наименьшим среди стран 'Западной Европы (на французские банки приходилось 3% списания активов, тогда как на Великобританию - 12%), а многим банкам даже удалось повысить свои позиции в мировых рейтингах. В 2008 г. банкам было выделено 360 млрд дол. для поддержания ликвидности, а ставка рефинансирования была понижена до 1 %. Ставки по кредитам оставались на рекордно низком уровне: от 3,75% сроком до 15 лет до 4,30% на 30 лет.
Еще одной антикризисной мерой было предоставление специальным агентством по рекапитализации банков кредитов крупнейшим французским банкам. Банки, получившие государственную помощь, обязаны были кредитовать домохозяйства, средний и малый бизнес и местные органы власти как минимум под 3-4% в год.
Французское правительство защищает и поощряет деятельность французских банков и их развитие за рубежом. Франция выбрала тактику невмешательства, несмотря на опасность долгового кризиса в Европе, что может создавать риски для финансовой стабильности. Поэтому хотя из последнего кризиса французские банки вышли окрепшими, существуют возможные системные риски, которые Франция должна учитывать.
Государственное регулирование в банковской сфере Франции занимает ведущее место. Исторически это регулирование выражалось:
в превращении после Второй мировой войны ряда банков в государственную собственность;
в участии государства в разделе капитала ряда банков;
в деятельности не только Банка Франции, но и Национального кредитного совета. Государство через Банк Франции проводит кредитную политику, регулируя учетные ставки, нормы банковских резервов и т.д.;
в активном участии банков в финансировании государства через учет казначейских векселей и покупку государственных ценных бумаг.
В 1966 г. в стране была проведена банковская реформа, которая способствовала дальнейшей универсализации банков. Она заключалась в следующем:
депозитные банки получили право приема вкладов на срок свыше 2 лет, а деловые банки - право приема вкладов до востребования;
предельный срок предоставляемых кредитов увеличен для депозитных банков с 5 до 7 лет, вместе с тем деловые банки получили право предоставлять как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты;
расширено право участия депозитных банков в торгово-промышленных предприятиях до 20% их капитала или до 100% собственного капитала банка.
Следующим звеном кредитной системы страны являются специализированные кредитно-финансовые институты. Они представлены такими учреждениями, как:
институты, специализирующиеся на кредитовании и финансировании капиталовложений;
банки специального легального статуса;
общества регионального развития;
учреждения потребительского кредита;
французское казначейство;
частные сберегательные кассы и Государственная национальная сберегательная касса.
К специализированным финансовым институтам относятся зарегистрированные на фондовой бирже лизинговые компании с развитой сетью отделений, а также региональные компании развития, имеющие тесные связи с региональной промышленностью и торговлей.
Кроме того, во Франции действуют два типа венчурных компаний:
с ограниченным (10 лет) сроком существования — общественные фонды размещения риска, имеющие налоговые льготы;
общества финансовых инноваций (CFI), развития регионов (SDR), общества финансирования кино-, аудио- и видеоиндустрии.
К финансовым институтам с государственной поддержкой относятся:
банк кредитования оборудования для малых и средних предприятий (СЕРМЕ);
банк «Креди Насьональ» - наиболее значимый из этой группы институтов; он предлагает специализированные банковские продукты для малого и среднего бизнеса.
Банкирские (клиринговые) дома (maisons de litres), действующие по лицензиям, выданным в соответствии с Законом 1984 г., специализируются на доверительных операциях эмиссионно-учредительской деятельности на первичном рынке ценных бумаг. С 1966 г. ряд старых банкирских домов (банковская верхушка) перешли в категорию депозитных банков («Банк Ротшильда», «Банк де Нефлиз, Шлумберже, Малле», «Банк Вормс»), Они специализируются на управлении крупными состояниями, кредитовании строительства и потребительском кредите.
Во Франции действует широкая сеть сберегательных касс. С 1971 г. сберкассы уполномочены выдавать займы частным лицам, а с 1978 г. - выдавать чековые книжки. По закону 1983 г. сберегательные кассы определены как «кредитные учреждения, не имеющие цели получения прибылей». Закон о вкладах и финансовой безопасности 1999 г. изменил статус сберегательных касс. С этого времени они, как и кооперативные банки, могут осуществлять любую банковскую деятельность.
Сберегательные кассы распределяются по трехуровневой схеме:
Национальная касса сберегательных касс (CNCE) и Национальная федерация сберегательных касс (FNCE);
региональные сберегательные кассы;
местные сберегательные общества (SLE).
Национальная федерация сберегательных касс была создана 29 сентября 1999 г. и объединила все сберегательные кассы Франции. В ее задачу входит координация взаимоотношений касс с органами власти, друг с другом, оказание технической и методической помощи.
Региональные сберегательные кассы опираются на активную сеть местных отделений (касс) и играют в кооперативных банковских группах страны основную роль. Кассам разрешается размещать различные категории паев с правом голоса или без него; эмитировать кооперативные инвестиционные сертификаты или ценные бумаги; переоценивать их долг; осуществлять частные вложения активов в другие банки и т.д. Каждая сберегательная касса осуществляет функции, свойственные финансово-банковским группам: привлечение ресурсов, кредитование, управление расчетами и банковские операции, обслуживание клиентуры, финансовое управление, развитие финансовых рынков, управление кадрами и т.д.
Местные сберегательные общества представляют собой кооперативные общества с переменным капиталом и объединяют пайщиков своей территории. Они формируют 100% капитала региональной сберегательной кассы, к которой они присоединены. Местные сберегательные общества не имеют права осуществлять банковские операции. В их функции входит сбор заявок на получение кредитов, организация приема новых вкладчиков, доведение до пайщиков (вкладчиков) информации о деятельности региональной сберегательной кассы. 450 местных сберегательных обществ, распределенных между 33 сберегательными кассами, позволяют охватить всю территорию страны. Наиболее распространенной активной операцией сберегательных касс остается кредитование жилищного строительства и приобретения жилья.
Французские сберегательные кассы бывают частными (созданными по Закону до 1935 г.) и государственными. И те и другие принимают депозиты (15% депозитов всех кредитных учреждений), выдают кредиты физическим лицам и организациям некоммерческого характера (местным органам самоуправления), а по Закону 1997 г. - и некоторым фирмам, акции которых не котируются на бирже (в пределах 30% имеющейся у них наличности).
В последнее время сберегательные кассы постепенно преодолевают свой ограниченный статус, приобретая право на открытие чековых счетов, самостоятельное использование привлеченных средств при условии соблюдения ими осторожности, постепенно превращаясь в настоящие банки, но при этом теряя налоговые льготы.
Банк внешней торговли - государственный акционерный банк, акционерами которого являются государственные кредитные учреждения. Он выполняет такие функции: кредитование внешней торговли, предоставление гарантий по экспортным кредитам, переучет тратт, участие в капиталах внешнеторговых компаний.
В регулировании деятельности кредитных учреждений важнейшую роль играют министерство экономики и финансов и Банк Франции. Они находятся во главе кредитной системы, причем их обязанности после 1984 г. распределены примерно поровну: министерство финансов осуществляет общее руководство, а Банк Франции - контроль за деятельностью кредитных учреждений. Но на практике оба ведомства работают в теснейшей взаимосвязи.
Государственные органы регулирования банковской деятельности можно разделить на три группы:
консультационные:
Национальный комитет по кредиту (с 1945 г.) - президентом является министр финансов, а вице-президентом - управляющий Банком Франции. Комитет рассматривает общие вопросы, связанные с кредитной системой, состоянием денежного обращения. Публикуются его ежегодные доклады;
Консультационный комитет пользователей - занимается вопросами, связанными с защитой прав клиентов, взаимоотношениями между кредитными учреждениями и их клиентами и т.д.;
регламентирующие:
Комитет по регламентации банковской деятельности (с 1984 г.) - определяет права и законы, обязательные к исполнению и касающиеся юридических и финансово-правовых вопросов;
Комитет кредитных учреждений - проводит аттестацию и выдачу лицензий;
контролирующие:
Банковская комиссия - занимается административным и юридическим надзором за деятельностью кредитных учреждений (комиссия обладает широкими полномочиями по проверке любой банковской документации).
- 3. Финансово-кредитные системы ведущих стран европейского союза
- 3.1. Европейский союз: история, современность и перспективы развития
- 3.1.1. Исторический этап становления Европейского Союза
- Расширение Европейского Союза
- 3.1.2. Современное состояние экономики Европейского Союза
- Инфляция в Европейском Союзе
- Безработица в странах Европейского Союза
- 3.1.3. Перспективы дальнейшего развития европейской интеграции
- Контрольные вопросы
- 3.2. Финансово-кредитная система германии
- 3.2.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.2.2. Эволюции и этапы формировании денежного обращении и денежной системы страны
- 3.2.3. Кредитная система и ее построение
- Крупнейшие коммерческие банки Германии
- 3.2.4. Финансовая система, ее структура и особенности. Федеральный бюджет: доходы и расходы. Бюджетный процесс
- 3.2.5. Бюджеты земель, общин и других звеньев финансовой системы
- 3.2.6. Налоговая система, ее структура и тенденции развития
- Контрольные вопросы
- 3. Финансово-кредитная система франции
- 3.3.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.3.2. Становление и развитие денежной системы
- 3.3.3. Кредитная система и ее построение. Банк Франции: его структура и функции. Особенности денежно-кредитной политики Франции на современном этапе
- 3.3.4. Система кредитных учреждений
- 3.3.5. Финансовая система и ее характеристика. Государственный бюджет: структура доходов и расходов. Бюджетный процесс
- 3.3.6. Местные финансы, специальные фонды, финансы государственных предприятий
- 3.3.7. Налоговая система, тенденции ее развития
- Размер акцизного сбора
- Ставки налога на доходы
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.4. Финансово-кредитная система великобритании
- 3.4.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.4.2. Становление и развитие денежного обращения и денежной системы
- 3.4.3. Кредитная система, ее характеристика. Банк Англии: его история, современность и функции
- 3.4.4. Система кредитных институтов страны
- 3.4.5. Финансовая система и ее хар-ка. Гос. Бюджет, его структура и содержание. Бюджетный процесс. Бюджеты местных органов власти
- 3.4.6. Специальные фонды. Финансы государственных предприятий
- 3.4.7. Налоговая система, ее особенности
- Необлагаемый налоговый минимум
- Ставки налога на прибыль корпораций
- Минимальный пороговый размер
- Среднее значение муниципального налога
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.5. Финансово-кредитная система италии
- 3.5.1. Характеристика экономики Италии
- 3.5.2. Особенности становления и развития денежной системы
- 3.5.3. Структура кредитной системы Италии
- 3.5 4. Бюджетная система страны и ее элементы
- 3.5.5. Налоговая система Италии: становление и развитие
- Ставки подоходною налога с физических лиц
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания