3.3.5. Финансовая система и ее характеристика. Государственный бюджет: структура доходов и расходов. Бюджетный процесс
Финансовая система Франции включает следующие звенья:
бюджетную систему;
местные финансы;
специальные фонды;
финансы государственного сектора.
Бюджетная система Франции основана на большой самостоятельности местных бюджетов, при которой каждый бюджет формально обособлен. В действительности существует известная централизация: бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц утверждаются исполнительной властью вышестоящего звена.
Финансовое подчинение местных органов обеспечивается системой государственных субсидий и займов. Средства местных органов власти хранятся на счетах органов казначейства. Это дает возможность центральному правительству контролировать финансовую деятельность местных органов власти. Выпуск местных займов также требует одобрения государства.
Бюджетная система страны как унитарного государства включает два основных звена: государственный бюджет и местные бюджеты. Государственный бюджет является вспомогательным документом, который в целом не утверждается законодательной властью. Он объединяет:
общий бюджет;
специальные счета казначейства;
присоединенные бюджеты.
Бюджет во Франции - важнейший инструмент управления государственными средствами в силу того, что государство через бюджетную систему формирует и распределяет более 20% ВВП и 50% национального дохода. ,
Доходы бюджета составили в 2011 г. 1,386 трлн дол., расходы - 1,535 трлн дол.; бюджетный дефицит - 5,4% ВВП.
Доходы бюджета формируются за счет:
прямых налогов (36%);
косвенных налогов (59,2%);
неналоговых поступлений (4,8%).
Таким образом, главными доходами бюджета являются косвенные налоги. Государственный бюджет в части расходов делится на два раздела:
операции окончательного характера (безвозвратное финансирование), которые подразделяются на текущие, гражданские, капитальные и военные расходы (90%). Операции по безвозвратному финансированию проходят в основном по общему бюджету и присоединенным бюджетам;
операции временного характера (кредиты). Кредитные операции проходят в большинстве случаев по счетам казначейства (10%).
Расходы центрального бюджета также делятся по институциональному и функциональному принципу. Институциональный принцип подразумевает классификацию расходов по министерствам и ведомствам. По функциональному принципу расходы делятся на две части:
текущие, которые в свою очередь подразделяются на военные (содержание военнослужащих, их обучение и материально- техническое обеспечение), социальные нужды и др.;
капитальные, включающие военные (строительство военных объектов, закупка военной техники), расходы на иностранные дела (создание посольств, консульств за границей, а также взносы в международные кредитно-финансовые учреждения) и др.
Основные статьи расходов центрального бюджета, %:
среднее (20,9) и высшее (8,6) образование;
оборона (14,2) и безопасность (5,7);
обслуживание государственного долга (15,В);
социальные министерства (солидарность, равенство возможностей и интеграция) (4,2);
занятость (4,1);
экология и устойчивое развитие (3,4);
жилье (2,6);
управление государственными финансами (4);
научные исследования и технологии (3,3);
сельское хозяйство и рыболовство (3);
здравоохранение (2,3);
спорт (0,9);
правосудие (3);
промышленность (1,4);
культура и связь (1,3);
прочие министерства (1,4).
Особое место в государственном бюджете занимает финансирование крупных научно-исследовательских и экономических программ для развития передовой и перспективной техники и технологий.
В структуре расходов государственного бюджета с 2008 г. выделяется статья «финансовые обязательства государства», или обслуживание государственного долга страны. В связи с ухудшением общеэкономической ситуации в мире для недопущения сокращения совокупного спроса произошло увеличение государственного долга. Увеличение общей суммы долга влечет за собой рост расходов бюджета на эту Статью. Прогнозируется, что в дальнейшем выплаты по государственному долгу займут первое место в структуре расходов бюджета.
Государственный бюджет Франции являлся несбалансированным и до сих пор исполняется с хроническим дефицитом. Дефицит госбюджета по итогам 2009 г. достиг 7,5% ВВП, что явилось историческим рекордом. Однако в 2010 г. бюджетный дефицит вырос на 7% в сравнении с предыдущим годом и составил 8% ВВП. В 2011 г. дефицит госбюджета составил 5,4% ВВП. Согласно европейским требованиям дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП, а государственный долг - 60% ВВП. Однако министерство экономики и финансов оправдывают рекордный дефицит госбюджета и государственного долга мировым экономическим кризисом, который привел к уменьшению налоговых поступлений и к дополнительным капиталовложениям с целью подъема экономики. Государство рассчитывает добиться сокращения этих дефицитов путем уменьшения численности занятых и замораживания государственных расходов, против чего активно выступают профсоюзы.
Для сокращения гос. долга страны правительство уже приступило к приватизации: на продажу выставлены 1700 различных построек, включая старинные замки, особняки, военные строения, крупные компании, банки.
Бюджетный процесс во Франции содержит четыре стадии и продолжается более трех лет.
Первая стадия - составление проекта бюджета под контролем министерства экономики и финансов (МЭФ). В течение девяти месяцев каждое министерство и ведомство, руководствуясь инструкциями и контрольными цифрами, составляет свою смету. Франция использует программно-целевой метод разработки бюджета. Проект бюджета после одобрения правительством направляется в парламент.
Вторая стадия - рассмотрение и утверждение проекта бюджета в парламенте, которое длится приблизительно три месяца. Проект рассматривается в финансовой комиссии каждой палаты. Сначала обсуждается в нижней палате (национальное собрание), после передается в верхнюю палату (сенат). Утверждение проекта происходит на совместном заседании обеих палат.
Третья стадия - исполнение бюджета, называемое финансовым годом, который во Франции совпадает с календарным. Доходная часть исполняется через сеть финансовых агентов. Расходной части предшествует процедура распределения средств. Кассовое исполнение бюджета осуществляется через действующую систему казначейских касс. Они открывают текущие счета в Банке Франции, по которым производят расчетно-кассовые операции по бюджетным средствам.
Четвертая стадия - начинается после окончания бюджетного года - происходит составление МЭФ отчета об исполнении бюджета.
Бюджетный процесс во Франции регулируется Конституцией 1959 г., а также многочисленными законами, декретами, инструкциями, отражающими бюджетные операции в национальном счетоводстве, роль и функции центральных и региональных органов власти, причастных к бюджетному процессу и контролю.
Контроль за исполнением бюджета делится на три вида: административный, судебный и парламентский.
Административный контроль ведется по иерархической структуре системы учета, когда бухгалтеры более высокого уровня контролируют бухгалтеров более низкого уровня, а сами подчиняются главному казначею. Во Франции действует Генеральная инспекция финансов, которая представляет собой своего рода корпорацию финансовых инспекторов-контролеров, связанную с министерством экономики и финансов, но не входящую ни в одно из его управлений. Финансовые контролеры вправе проверять состояние учета во всех звеньях государственных финансов, т.е. любого учреждения, а также частных организаций и предприятий, деятельность которых затрагивает интересы казначейства, например транспортных или строительных компаний и т.д.
Судебный контроль осуществляется счетной палатой, которая проверяет состояние учета и отчетности в той или иной организации, ведущей бюджетные счета (бухгалтерии). Юрисдикция счетной палаты распространяется на главные бухгалтерии основных распорядителей кредитов. Ответственность за неполноту или недостоверность сведений несут руководители исполнительных органов, представивших отчетную документацию.
Парламентский контроль осуществляется в ходе обсуждения и принятия Закона об исполнении бюджета, доклада счетной палаты и общей декларации о центральных счетах органов.
- 3. Финансово-кредитные системы ведущих стран европейского союза
- 3.1. Европейский союз: история, современность и перспективы развития
- 3.1.1. Исторический этап становления Европейского Союза
- Расширение Европейского Союза
- 3.1.2. Современное состояние экономики Европейского Союза
- Инфляция в Европейском Союзе
- Безработица в странах Европейского Союза
- 3.1.3. Перспективы дальнейшего развития европейской интеграции
- Контрольные вопросы
- 3.2. Финансово-кредитная система германии
- 3.2.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.2.2. Эволюции и этапы формировании денежного обращении и денежной системы страны
- 3.2.3. Кредитная система и ее построение
- Крупнейшие коммерческие банки Германии
- 3.2.4. Финансовая система, ее структура и особенности. Федеральный бюджет: доходы и расходы. Бюджетный процесс
- 3.2.5. Бюджеты земель, общин и других звеньев финансовой системы
- 3.2.6. Налоговая система, ее структура и тенденции развития
- Контрольные вопросы
- 3. Финансово-кредитная система франции
- 3.3.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.3.2. Становление и развитие денежной системы
- 3.3.3. Кредитная система и ее построение. Банк Франции: его структура и функции. Особенности денежно-кредитной политики Франции на современном этапе
- 3.3.4. Система кредитных учреждений
- 3.3.5. Финансовая система и ее характеристика. Государственный бюджет: структура доходов и расходов. Бюджетный процесс
- 3.3.6. Местные финансы, специальные фонды, финансы государственных предприятий
- 3.3.7. Налоговая система, тенденции ее развития
- Размер акцизного сбора
- Ставки налога на доходы
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.4. Финансово-кредитная система великобритании
- 3.4.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.4.2. Становление и развитие денежного обращения и денежной системы
- 3.4.3. Кредитная система, ее характеристика. Банк Англии: его история, современность и функции
- 3.4.4. Система кредитных институтов страны
- 3.4.5. Финансовая система и ее хар-ка. Гос. Бюджет, его структура и содержание. Бюджетный процесс. Бюджеты местных органов власти
- 3.4.6. Специальные фонды. Финансы государственных предприятий
- 3.4.7. Налоговая система, ее особенности
- Необлагаемый налоговый минимум
- Ставки налога на прибыль корпораций
- Минимальный пороговый размер
- Среднее значение муниципального налога
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.5. Финансово-кредитная система италии
- 3.5.1. Характеристика экономики Италии
- 3.5.2. Особенности становления и развития денежной системы
- 3.5.3. Структура кредитной системы Италии
- 3.5 4. Бюджетная система страны и ее элементы
- 3.5.5. Налоговая система Италии: становление и развитие
- Ставки подоходною налога с физических лиц
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания