logo
FKS3

3.3.5. Финансовая система и ее характеристика. Государственный бюджет: структура доходов и расходов. Бюджетный процесс

Финансовая система Франции включает следующие звенья:

Бюджетная система Франции основана на большой само­стоятельности местных бюджетов, при которой каждый бюд­жет формально обособлен. В действительности существует известная централизация: бюджеты нижестоящих админи­стративно-территориальных единиц утверждаются исполни­тельной властью вышестоящего звена.

Финансовое подчинение местных органов обеспечивается системой государственных субсидий и займов. Средства мест­ных органов власти хранятся на счетах органов казначейства. Это дает возможность центральному правительству контроли­ровать финансовую деятельность местных органов власти. Вы­пуск местных займов также требует одобрения государства.

Бюджетная система страны как унитарного государства включает два основных звена: государственный бюджет и местные бюджеты. Государственный бюджет является вспо­могательным документом, который в целом не утверждается законодательной властью. Он объединяет:

Бюджет во Франции - важнейший инструмент управления государственными средствами в силу того, что государство через бюджетную систему формирует и распределяет более 20% ВВП и 50% национального дохода. ,

Доходы бюджета составили в 2011 г. 1,386 трлн дол., рас­ходы - 1,535 трлн дол.; бюджетный дефицит - 5,4% ВВП.

Доходы бюджета формируются за счет:

Таким образом, главными доходами бюджета являются косвенные налоги. Государственный бюджет в части расходов делится на два раздела:

Расходы центрального бюджета также делятся по институцио­нальному и функциональному принципу. Институциональный принцип подразумевает классификацию расходов по ми­нистерствам и ведомствам. По функциональному принципу расхо­ды делятся на две части:

Основные статьи расходов центрального бюджета, %:

Особое место в государственном бюджете занимает финансирование крупных научно-исследовательских и эконо­мических программ для развития передовой и перспективной техники и технологий.

В структуре расходов государственного бюджета с 2008 г. выделяется статья «финансовые обязательства государства», или обслуживание государственного долга страны. В связи с ухудшением общеэкономической ситуации в мире для недо­пущения сокращения совокупного спроса произошло увеличе­ние государственного долга. Увеличение общей суммы долга влечет за собой рост расходов бюджета на эту Статью. Про­гнозируется, что в дальнейшем выплаты по государственному долгу займут первое место в структуре расходов бюджета.

Государственный бюджет Франции являлся несбалансированным и до сих пор исполняется с хроническим дефицитом. Дефи­цит госбюджета по итогам 2009 г. достиг 7,5% ВВП, что явилось историческим рекордом. Однако в 2010 г. бюджетный дефицит вырос на 7% в сравнении с предыдущим годом и составил 8% ВВП. В 2011 г. дефицит госбюджета составил 5,4% ВВП. Соглас­но европейским требованиям дефицит госбюджета не должен пре­вышать 3% ВВП, а государственный долг - 60% ВВП. Однако ми­нистерство экономики и финансов оправдывают рекордный дефи­цит госбюджета и государственного долга мировым экономиче­ским кризисом, который привел к уменьшению налоговых поступлений и к дополнительным капиталовложениям с целью подъема экономики. Государство рассчитывает добиться сокраще­ния этих дефицитов путем уменьшения численности занятых и за­мораживания государственных расходов, против чего активно вы­ступают профсоюзы.

Для сокращения гос. долга страны прави­тельство уже приступило к приватизации: на продажу выстав­лены 1700 различных построек, включая старинные замки, особняки, военные строения, крупные компании, банки.

Бюджетный процесс во Франции содержит четыре стадии и продолжается более трех лет.

Первая стадия - составление проекта бюджета под кон­тролем министерства экономики и финансов (МЭФ). В тече­ние девяти месяцев каждое министерство и ведомство, руко­водствуясь инструкциями и контрольными цифрами, состав­ляет свою смету. Франция использует программно-целевой метод разработки бюджета. Проект бюджета после одобрения правительством направляется в парламент.

Вторая стадия - рассмотрение и утверждение проекта бюджета в парламенте, которое длится приблизительно три месяца. Проект рассматривается в финансовой комиссии каж­дой палаты. Сначала обсуждается в нижней палате (нацио­нальное собрание), после передается в верхнюю палату (се­нат). Утверждение проекта происходит на совместном заседа­нии обеих палат.

Третья стадия - исполнение бюджета, называемое финан­совым годом, который во Франции совпадает с календарным. Доходная часть исполняется через сеть финансовых агентов. Расходной части предшествует процедура распределения средств. Кассовое исполнение бюджета осуществляется через действующую систему казначейских касс. Они открывают те­кущие счета в Банке Франции, по которым производят расчет­но-кассовые операции по бюджетным средствам.

Четвертая стадия - начинается после окончания бюджет­ного года - происходит составление МЭФ отчета об исполне­нии бюджета.

Бюджетный процесс во Франции регулируется Конститу­цией 1959 г., а также многочисленными законами, декретами, инструкциями, отражающими бюджетные операции в нацио­нальном счетоводстве, роль и функции центральных и регио­нальных органов власти, причастных к бюджетному процессу и контролю.

Контроль за исполнением бюджета делится на три вида: административный, судебный и парламентский.

Административный контроль ведется по иерархической структуре системы учета, когда бухгалтеры более высокого уровня контролируют бухгалтеров более низкого уровня, а сами подчиняются главному казначею. Во Франции действует Генеральная инспекция финансов, которая представляет со­бой своего рода корпорацию финансовых инспекторов-кон­тролеров, связанную с министерством экономики и финансов, но не входящую ни в одно из его управлений. Финансовые контролеры вправе проверять состояние учета во всех звеньях государственных финансов, т.е. любого учреждения, а также частных организаций и предприятий, деятельность которых затрагивает интересы казначейства, например транспортных или строительных компаний и т.д.

Судебный контроль осуществляется счетной палатой, которая проверяет состояние учета и отчетности в той или иной органи­зации, ведущей бюджетные счета (бухгалтерии). Юрисдикция счетной палаты распространяется на главные бухгалтерии ос­новных распорядителей кредитов. Ответственность за неполноту или недостоверность сведений несут руководители исполнитель­ных органов, представивших отчетную документацию.

Парламентский контроль осуществляется в ходе обсужде­ния и принятия Закона об исполнении бюджета, доклада счет­ной палаты и общей декларации о центральных счетах органов.