3.5.1. Характеристика экономики Италии
Италия официальное название «Итальянская Республика» - государство на юге Европы, в центре Средиземноморья. Граничит с Францией на северо-западе, со Швейцарией и Австрией - на севере, со Словенией - на северо-востоке. Имеет также внутренние границы с Ватиканом и Сан-Марино. Занимает Апеннинский полуостров, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов.
В 2011 г. Италия с численностью населения 59,6 млн человек находилась на четвертом месте по населению среди западноевропейских государств и на 23-м - среди стран всего мира.
Столица государства - Рим. Страна поделена на 20 областей - Валле д'Аоста, Ломбардия, Трентино-Альто Адидже, Фриули-Венеция Джулия, Пьемонт, Лигурия, Венето, Тоскана, Умбрия, Эмилия-Романья, Марке, Абруццо, Лацио, Молизе, Базиликата, Кампания, Калабрия, Апулья, Сардиния и Сицилия, включающих в качестве административно-территориальной единицы 110 провинций. Провинции в свою очередь делятся на 8101 коммуну. В автономных областях есть свои парламенты - областные советы и правительства - джунты, обладающие полномочиями в вопросах местного самоуправления.
Италия - парламентская республика. Высшим органом законодательной власти в стране является парламент, состоящий из двух палат - палаты депутатов и сената республики. Глава государства - президент, избираемый сроком на семь лет парламентом и делегатами областных советов. Президент обладает широкими полномочиями. Он утверждает законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента и назначения новых выборов.
По экономическому развитию Италия находится в группе ведущих индустриальных государств. ВВП по номиналу составляет более 2,0 трлн дол. - девятое место в мире и третье в еврозоне (2012). В общем объеме ВВП самую большую долю занимает сфера услуг - более 70%, доля промышленности - 20%, строительства - 5%, сельского хозяйства и рыболовства - 3%. С ВВП в 34,0 тыс. дол. в год на душу населения страна находится в списке ведущих государств Европы (2012). Средняя продолжительность жизни одна из самых высоких в мире-81,8 лет (2011).
После поражения во Второй мировой войне Италия пережила довольно трудное время, связанное с экономической разрухой, слабостью политического режима, его неспособностью развивать современную экономику. Однако с начала 1950-х гг. страна вступила в период индустриального подъема, обгоняя по темпам среднегодового прироста промышленного производства все европейские страны, уступая лишь Японии. В 1959, 1960, 1961 и 1962 гг. экономический рост достигал соответственно 6,4, 5,8, 6,8 и 6,1% ВВП. В период 1957-1960 гг. среднегодовой прирост индустриального производства составлял 31,4%.
Более высокие результаты показывали автомобилестроение, точное машиностроение, производство искусственных волокон. За десятилетие (1953-1962) объем промышленного производства в Италии увеличился втрое. Этот рывок был совершен благодаря крупным инвестициям в ключевые отрасли производства, позволившим коренным образом обновить их. Капиталовложения такого масштаба оказались под силу наиболее мощным, занимавшим ведущие позиции в соответствующих отраслях компаниям, которые осуществляли их как за счет собственных средств, так и с помощью кредитов по плану Маршалла, - автомобилестроение, электроэнергетика.
Военные заказы, вызванные войной в Корее (1950-1953), придали дополнительное ускорение итальянскому индустриальному и экономическому росту. С 1964 г. среднегодовой рост составлял 8%, а в развитых индустриальных городах Севера (Милан, Генуя, Турин) промышленное развитие шло более быстрыми темпами. Основной продукцией стали: модная одежда и обувь, печатные машинки, стиральные машины, автомобили, технологическое оборудование, бензин.
Послевоенное возрождение страны, которое до середины 1970-х гг. сопровождалось активным экономическим ростом, получило название итальянского экономического чуда. В результате национальная экономика из аграрно-индустриальной превратилась в одну из наиболее индустриализированных и вошла в число мировых лидеров.
Однако свойственные Италии региональные диспропорции Севера и Юга, глубокие социальные противоречия, а также нефтяной кризис 1973 г., вызвав рост инфляции и увеличение стоимости энергоносителей, остановили экономический бум. Рецессия продолжалась до середины 80-х гг. XX в.
Экономическая и социальная политика Италии начала 1990-х гг. строилась на основе структурных реформ, ставящих целью модернизацию социально-экономической сферы в рамках углубления процесса европейской интеграции. Ключевыми направлениями этого курса были: приватизация части государственного сектора; бюджетно-финансовая стабилизация, соединившая в себе ряд институциональных преобразований - реформы налоговой и пенсионной системы, рынка труда, банковской системы и фондовой биржи, административного аппарата, регионального управления.
Ведущие отрасли промышленности - машиностроение, металлургия, химическая и нефтехимическая, легкая и пищевая. Италия входит в число крупнейших производителей и поставщиков на мировой рынок автомобилей, велосипедов и мопедов, тракторов, стиральных машин и холодильников, счетных машин, радиоэлектронной продукции, промышленного оборудования, стальных груб, пластмасс и химических волокон, автомобильных шин, а также готовой одежды и кожаной обуви, макарон, сыра, оливкового масла, вина, фруктовых и томатных консервов. Широко развито производство цемента, натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов, художественных изделий из стекла и фаянса, ювелирных изделий. Осуществляется добыча пиритов, руд ртути, природного газа, калийной соли, доломитов, асбеста. По производству обуви Италия стоит на втором месте в мире после США, а по ее экспорту - на первом.
Характерной особенностью итальянской промышленной структуры является преобладание малых и средних предприятии (более 90% зарегистрированных предприятий) и низкий удельный вес транснациональных компаний. Среди 500 ведущих мировых ТНК в начале нынешнего века насчитывалось лишь восемь итальянских, первая из которых, ФИАТ, занимала 49-е место, а восьмая - пищевкусовая «Эдисон» - 353-е. В число 50 ведущих европейских ТНК входили только три итальянские компании, причем известная автомобильная фирма ФИАТ стояла лишь на 17-м месте.
В стране имеется множество средних мелких и мельчайших фирм, особенно в легкой и пищевой промышленности, в производстве бытовой электротехники, даже некоторых видах промышленного оборудования и станков. Именно мелкие предприятия, обладая производственной гибкостью, помогли выжить национальной экономике в период кризиса 1970-х гг. Присутствие итальянского бизнеса на внешних рынках в значительной мере обеспечивается деятельностью средних и малых компаний, многие из которых не только экспортируют свою продукцию, но и создают зарубежное производство.
Туристическая отрасль является весомой частью экономики Италии. 12% ВВП - это доля туризма. Ежегодно Италию посещают более 50 млн иностранных туристов, по этому показателю страна занимает четвертую строку в рейтинге самых посещаемых стран.
Ведущими торговыми партнерами Италии являются страны Европейского Союза. На их долю приходится около 44% импорта и 48% экспорта Италии. Основными контрагентами внешней торговли Италии выступают ФРГ (16% импорта и 18% экспорта), Франция (14 и 15), США (7 и 5), Великобритания (4% и 7%).
Вместе с тем масштабы теневой экономики Италии оцениваются в 20-33% от официального ВВП. Неформальная трудовая деятельность охватывает 20% трудоспособного населения. Самым распространенным ее видом является совместительство - официально декларируемое (около 1 млн человек) или неофициальное, особенно широко представленное неполной занятостью в сельском хозяйстве (около 7 млн человек). На Юге основой благосостояния определенной части населения служит криминальный бизнес, где в тени находится до 70% экономики региона. Около 3% работающего населения - иммигранты.
Накопившиеся экономические и социальные проблемы и непростая перестройка социально-экономической системы, начавшаяся в 90-х гг. минувшего столетия, привели к утрате динамизма. Среднегодовые темпы роста в 1994-2002 гг. были ниже средних по Европейскому Союзу (1,9% против 2,4%). Ухудшились и внешнеэкономические позиции страны. Принадлежавшая ей в 50-60-е гг. минувшего столетия доля мирового рынка вновь сократилась.
Последующее пятилетие (2003-2007) характеризовалось относительно стабильными, хотя и невысокими темпами роста ВВП. Однако мировой финансовый кризис вызвал в 2008 г. сокращение ВВП Италии на 1%, что стало предвестником дальнейшего усиления рецессии. Официальным приходом кризиса в Италию считается начало IV квартала 2008 г., когда было зафиксировано падение ВВП на протяжении II и III кварталов. Первой пострадали банковская система и крупные предприятия, предпочитавшие кредитоваться в американских банках.
По итогам 2009 г. сокращение национальной экономики превзошло самые пессимистические прогнозы - итальянский ВВП упал на 5,2%. Только за I квартал 2009 г. объявили себя банкротами более 2,6 тыс. компаний. Негативно на динамику ВВП повлияло некоторое повышение импорта, сокращение потребительских расходов и уменьшение инвестиций в национальную экономику.
В связи с определенным ростом экспорта и частного потребления 2010 г. характеризует некоторая положительная динамика ВВП Италии - 1,8%. Однако низкие темпы восстановления мирового хозяйства не позволили экономике полностью выйти из состояния рецессии. К началу 2011 г. уровень безработицы в стране превысил 8%, хотя был несколько ниже, чем в Европейском Союзе (почти 10%), однако летом 2012 г. приблизился к 11%. Вместе с тем скрытая безработица существенно превышала эти цифры, поскольку они касаются лишь безработных, официально зарегистрированных на биржах труда и в органах социальной защиты.
В 2013 г. слабая экономика и политическая нестабильность обеспечили очередной рекорд безработицы. В сентябре она выросла с 12,4% в предыдущем месяце до 12,5%. Это самый высокий уровень с начала сбора данных о занятости населения в 1977 г. Безработица среди молодежи также достигла рекордного уровня - 40,4%. Общий уровень занятости упал на 0,2%. Итальянское правительство признало борьбу с безработицей главной задачей развития страны.
2011 год принес Италии нелегкие экономические, политические и социальные испытания, которые к осени завершились сменой правительства. Темпы годового роста ВВП составили лишь 0,4%, что не способствовало преодолению рецессии. В стране закрылось 12 тыс. предприятий. Промышленное производство упало до самого низкого уровня за 11 лет. При этом на 2012 г. прогнозировалось сокращение национального ВВП на 1,3%.
С середины 2011 г. Италия оказалась в состоянии рецессии. Основными факторами замедления темпов роста ВВП, составившего за год лишь 0,4%, стало уменьшение спроса как на внешнем, так и на внутреннем рынке. В 1м квартале следующего 2012 г. обозначилось дальнейшее снижение экономического роста, в результате чего годовой ВЕП страны упал на 2,4%. По итогам 2013 г. объем ВВП Италии уменьшился на 1,9%. Однако если в III квартале 2013 г. итальянский ВВП не изменился, то в IV квартале он вырос на 0,1%. что позволило говорить о начале восстановления экономики после затяжной для страны рецессии.
Серьезной проблемой национальной экономики страны является масштабный растущий государственных долг, который по итогам 2009 г. составил 1 трлн 761 млрд евро, в 2010 г. превысил 1,8 трлн евро и оказался самым высоким показателем с 1971 г., а также среди 26 стран Европейского Союза. К середине 2012 г. внешний долг Италии составил около 2,5 трлн дол. (120% ВВП). Долги Италии превысили сумму, которую должны Греция, Ирландия, Португалия и Испания вместе взятые. Только одних процентов по долговым обязательствам страна должна выплачивать ежегодно более 100 млрд евро. На каждого итальянца приходится более 30 тыс. евро долга.
В последующий период ситуация с государственным долгом продолжает ухудшаться. В 2013 г. госдолг Италии вырос до 132,6% ВВП против 127% ВВП в предыдущем году и составил 2,9 трлн дол. По этому показателю страна заняла второе место в еврозоне после Греции.
Одной из причин такой критической ситуации стало длительное вложение заемных средств не в производство, а в различные популистские социальные программы в угоду того или иного правительства. Государственные расходы постоянно росли. В итоге для возвращения старых долгов правительство выпускало новые ценные бумаги, сооружая, таким образом, фактически финансовую пирамиду госдолга.
Растущий уровень задолженности Италии привел к падению цен на государственные облигации, к 8 ноября 2011 г. доходность облигаций на десять лет составила 6,74%, а затем поднялась выше 7% - уровня, который считается порогом доступа к финансовым рынкам. Это спровоцировало политический кризис, партия премьер-министра С. Берлускони утратила большинство в правительстве, которое в ноябре 2011 г. ушло в отставку. Новое правительство во главе с М. Монти приняло ряд законопроектов по сокращению расходов, борьбе с уклонением от уплаты налогов и уменьшению госдолга. Предполагается пересмотреть устаревшие законы о труде, которые тормозят развитие итальянской экономики и снижают конкурентоспособность товаров, вернуть доверие инвесторов. Запланировано осуществление программы по ежегодной реализации государственных активов на 15-20 млрд евро для сокращения госдолга, что должно в течение пятилетия сократить задолженность на 20%.
Структурные реформы правительства во главе с М. Монти в русле курса на жесткую бюджетную экономию (пенсионная реформа и новые шаги по либерализации рынка труда) не переломили ситуацию. Непрерывно ожесточавшаяся финансовая политика вызвала недовольство значительной части населения страны, которое вылилось в митинги протеста и привело к падению рейтинга правительства. В итоге в конце 2012 г. М. Монти подал в отставку.
Новый премьер-министр Италии Э. Лета предложил свой план вывода итальянской экономики из затянувшегося спада. Своими главными задачами он назвал борьбу с безработицей, изменение закона о выборах и восстановление доверия к власти. Новый глава кабинета министров дал понять, что не намерен продолжать политику жесткой экономии. Среди насущных вопросов, стоящих в его повестке, следующие: проведение структурных реформ, способных сдвинуть экономику страны с места, сокращение налогов на собственность, предоставление малоимущим семьям гарантированного дохода, снижение социальных отчислений от зарплат, облегчение поисков работы для молодежи.
Долговой кризис Италии поставил под удар всю европейскую экономику и банковскую систему, зону евро, создал серьезную угрозу европейской интеграции. Таким образом, перед современной экономикой Италии стоит не только задача преодоления последствий мирового финансового кризиса, а также необходимость оптимизации государственного долга.
- 3. Финансово-кредитные системы ведущих стран европейского союза
- 3.1. Европейский союз: история, современность и перспективы развития
- 3.1.1. Исторический этап становления Европейского Союза
- Расширение Европейского Союза
- 3.1.2. Современное состояние экономики Европейского Союза
- Инфляция в Европейском Союзе
- Безработица в странах Европейского Союза
- 3.1.3. Перспективы дальнейшего развития европейской интеграции
- Контрольные вопросы
- 3.2. Финансово-кредитная система германии
- 3.2.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.2.2. Эволюции и этапы формировании денежного обращении и денежной системы страны
- 3.2.3. Кредитная система и ее построение
- Крупнейшие коммерческие банки Германии
- 3.2.4. Финансовая система, ее структура и особенности. Федеральный бюджет: доходы и расходы. Бюджетный процесс
- 3.2.5. Бюджеты земель, общин и других звеньев финансовой системы
- 3.2.6. Налоговая система, ее структура и тенденции развития
- Контрольные вопросы
- 3. Финансово-кредитная система франции
- 3.3.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.3.2. Становление и развитие денежной системы
- 3.3.3. Кредитная система и ее построение. Банк Франции: его структура и функции. Особенности денежно-кредитной политики Франции на современном этапе
- 3.3.4. Система кредитных учреждений
- 3.3.5. Финансовая система и ее характеристика. Государственный бюджет: структура доходов и расходов. Бюджетный процесс
- 3.3.6. Местные финансы, специальные фонды, финансы государственных предприятий
- 3.3.7. Налоговая система, тенденции ее развития
- Размер акцизного сбора
- Ставки налога на доходы
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.4. Финансово-кредитная система великобритании
- 3.4.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.4.2. Становление и развитие денежного обращения и денежной системы
- 3.4.3. Кредитная система, ее характеристика. Банк Англии: его история, современность и функции
- 3.4.4. Система кредитных институтов страны
- 3.4.5. Финансовая система и ее хар-ка. Гос. Бюджет, его структура и содержание. Бюджетный процесс. Бюджеты местных органов власти
- 3.4.6. Специальные фонды. Финансы государственных предприятий
- 3.4.7. Налоговая система, ее особенности
- Необлагаемый налоговый минимум
- Ставки налога на прибыль корпораций
- Минимальный пороговый размер
- Среднее значение муниципального налога
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.5. Финансово-кредитная система италии
- 3.5.1. Характеристика экономики Италии
- 3.5.2. Особенности становления и развития денежной системы
- 3.5.3. Структура кредитной системы Италии
- 3.5 4. Бюджетная система страны и ее элементы
- 3.5.5. Налоговая система Италии: становление и развитие
- Ставки подоходною налога с физических лиц
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания