3.3.7. Налоговая система, тенденции ее развития
Налоговая система Франции формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны, и представляет собой своеобразную совокупность налогов и сборов. В настоящее время налоговая система страны обладает определенной стабильностью в отношении взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направления социально-экономической политики государства. Главными чертами французской налоговой системы являются такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений. Налоговая система Франции не стоит на месте, она развивается, стремится к гармонизации с налоговыми системами других стран мира.
Законодательную базу налоговой системы государства составляет Налоговый кодекс Франции, который ежегодно уточняется при утверждении Закона о бюджете. К Кодексу прилагаются два тома разъяснений (ежегодных комментариев). Налоговое законодательство Франции утверждается каждый год Национальной ассамблеей при голосовании государственного бюджета. Ставки пересматриваются ежегодно с учетом экономической ситуации и направлений экономико-социальной политики государства.
Налогообложение является главным источником формирования доходов центрального бюджета, оно обеспечивает более 90% его доходной части.
К характерным чертам налоговой системы Франции можно отнести:
стабильность перечня налогов и сборов и правил их взимания (налоги и сборы сохраняются многие десятилетия, отражая исторические и культурные традиции страны);
социальную направленность;
преобладание косвенных налогов (косвенные налоги дают около 60% общего бюджета;
учет территориальных аспектов;
широкую систему льгот и скидок;
открытость для международных налоговых соглашений (среди стран членов Европейского Союза занимает второе место после Великобритании по их числу - более 900 налоговых соглашений).
Налоги Франции делятся на три группы:
налоги на доходы, которые взимаются в момент его получения: подоходный налог, налог на прибыль;
налоги на потребление, взимаемые, когда доход тратится: НДС, акцизы, таможенные пошлины;
налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного дохода: налог на имущество, транспортные средства, профессиональный налог.
Налоговая система Франции является двухуровневой.
Налоговые доходы центрального бюджета:
налог на добавленную стоимость;
налог на доходы;
налоги на операции с недвижимостью, ценными бумагами и другим движимым имуществом;
налог на заработную плату;
налог на профессиональное образование;
акцизный сбор;
налог на наследование;
налог на корпорации;
налоги на собственность.
Местные налоги и сборы:
земельный налог и налог на жилье;
профессиональный налог и др.
Основным источником доходов бюджета Французской Республики служат косвенные налоги, а среди них наиболее важным являются нижеследующие.
Налог на добавленную стоимость. Данный налог был предложен в 1954 г. французским экономистом М. Лоре, который описал схему его действия, способного заменить налог с оборота, функционирующий в гот период во Франции. Такая необходимость была вызвана потребностью устранения каскадного эффекта, присущего налогу с оборота. В 1968 г. осуществлено полное введение НДС во Франции.
Объектом налогообложения служит продажная цена товара или услуги.
На сегодняшний день существует четыре ставки НДС:
5,5% на товары первой необходимости (продукты питания, за исключением алкоголя и шоколада, медикаменты, жилье, транспорт). Такая же пониженная ставка относится и к отдельным видам услуг: туристическому и гостиничному бизнесу, грузовым и пассажирским перевозкам, зрелищным мероприятиям и др.;
7% сокращенная ставка на товары культурного обихода (книги);
19,6% - основная ставка на все виды товаров и услуг;
33%- предельная ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак, бытовую и компьютерную технику, парфюмерию, ценные меха.
С 1 января 2014 г. во Франции изменена ставка НДС: основная ставка составляет 20%, сокращенная ставка на товары культурного обихода возросла с 7 до 10%, а сокращенная ставка на товары первой необходимости уменьшилась с 5,5 до 5%.
Такой порядок предусматривает расчет налога по итогам года без квартальных деклараций, но с ежеквартальным внесением налоговых авансов. Льгота предоставляется предприятиям, имеющим за предшествующий календарный год оборот ниже 230 ООО евро (или для некоторых предприятий 763 ООО евро). Если предприятие в отчетном году понесло убытки, то их можно вычесть из облагаемой чистой прибыли будущих лег, а к некоторых случаях - из чистой прибыли предыдущих лет. Важная особенность НДС во Франции - это возможность его уменьшения на сумму, направленную на инвестиции. Предприниматели, на предприятиях которых занято 10 человек и более, обязаны прямо или косвенно участвовать в финансировании жилищного строительства. Они могут напрямую инвестировать строительство жилья, предоставлять займы своим работникам или вносить соответствующие средства в государственную казну.
От уплаты НДС освобождены следующие виды деятельности:
медицина и медицинское обслуживание;
образование;
деятельность общественного и благотворительного характера;
все виды страхования, лотереи, казино.
С каждым годом его удельный вес в налоговых поступлениях увеличивается: 48% - в 2008 г., 55 - в 2009 г., 67% - в 2010 г., 80%-в 2013 г.
Налог на добавленную стоимость взимается в центральный бюджет, из которого часть средств передается в местные бюджеты. Налог применяется ко всем сделкам производственного и торгового характера. Обложению налогом подлежат все деловые операции, осуществляемые как коммерческими организациями, так и частными лицами. Базой обложения налогом является цена, которую покупатель должен уплатить поставщику товара. Кроме розничной цены сюда включаются все сборы и пошлины без самого НДС. Льготы по НДС имеют предприятия, делающие инвестиции. Они заключаются в вычете из НДС сумм, направляемых на инвестиции. В целом французский НДС представляет собой гибкую структуру. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Но сеть и отличительные черты: это освобождение от уплаты НДС предприятий с незначительным оборотом, льготы по уплате, предоставляемые мелким ремесленникам. Но при всей своей гибкости французский НДС обеспечивает высокий процент всех налоговых поступлений, что говорит о его эффективности.
Налог на доходы. Плательщики этого налога - все совершеннолетние физические лица, а также предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами. Даже если лицо не является налоговым резидентом Франции (т.е. постоянное местожительство и работа находятся вне Франции), все доходы, которые оно получает в стране, обязательно будут облагаться данным налогом.
Налоги на операции с недвижимостью, ценными бумагами и другим движимым имуществом. С 1 января 2013 г. действуют следующие ставки налога на прирост капитала при продаже недвижимости:
резиденты стран Европейского Союза - 19% (+ социальный налог);
нерезиденты стран Европейского Союза - 33,9% (+ социальный налог);
резиденты обособившихся стран - 50% (+ социальный налог).
При этом предусмотрены льготы для собственников, которые владели жильем длительный срок. Так, период владения от 6 до 17 лет дает право на 2%-ную скидку, с 18-го по 24-й год - на скидку в 4%, а если период владения от 25 до 30 лет, то налог снижается на 8%. При этом полное освобождение от налога будет наступать только спустя 30 лет после покупки. В таком случае для стимулирования роста доли долгосрочной собственности и препятствования роста спекуляций во Франции введены скидки с налога на прирост капитала.
При покупке новой недвижимости для сдачи в аренду, инвесторы получат налоговый вычет в размере до 18% от общей суммы инвестиций (в пределах 300000 евро), рассчитанный на девять лет. Чтобы воспользоваться данной схемой, владельцы должны сдавать квартиры в аренду по цене на 20% ниже средней рыночной.
Налог на доходы от сдачи в наем недвижимости во Франции составляет 35,5%.
Прибыль от операций с ценными бумагами облагается по ставке 16%. Прибыль от операций с движимым имуществом - по ставке 4,5%, с предметами искусства - 7%, от сделок с драгоценными металлами - 7,5%.
Налог на операции с ценными бумагами по ставке в размере 0,2% вступил в силу с 1 августа 2012 г. Им облагаются операции 109 крупнейших компаний Франции, рыночная капитализация каждой из которых составляет более 1 млрд евро.
Налог на заработную плату. Он взимается на основе годового фонда оплаты труда (ФОТ) сотрудника в денежной и натуральной формах. Установлена прогрессивная шкала налогообложения: при годовом объеме ФОТ до 35,9 тыс. евро - 4,5%, от 35 901 до 71 700 евро - 8,5%, при превышении 71,7 тыс. евро - 13,5%.
В случае укрытия от уплаты существует жесткая система ответственности:
при ошибке заполнения налог взимается в полной сумме и налагается штраф в размере 0,75% в месяц, или 9% в год;
если нарушение умышленное, налог взимается в двойном размере;
при серьезном нарушении возможно тюремное заключение.
Налог на профессиональное образование. Основная цель
этого налога - нахождение средств на финансирование профессионально-технического образования в стране. Он взимается с фонда оплаты труда по ставке 0,5% годового фонда оплаты труда предприятия в целом плюс 0,1%. Если предприятие использует временную рабочую силу, ставка повышается до 2%. На долгосрочную профессиональную подготовку - 1,5-2,3%. Кроме того, предприятие, на котором работают более 10 сотрудников, обязательно участвует в финансировании жилищного строительства, для чего отсчитывается 0,65% годового фонда оплаты труда (при этом форма участия может быть любой: от прямого инвестирования до предоставления займа).
Акцизный сбор. Он является вторым по удельному весу косвенным налогом после НДС. К подакцизным товарам относятся алкогольные напитки, табачные изделия, спички, изделия из драгоценных металлов, сахар, кондитерские изделия. Перечень подакцизных товаров во Франции достаточно широк. Акцизы взимаются с нефтепродуктов, электроэнергии, крепких спиртных напитков, пива, минеральной воды, винных изделий, масличных и зерновых культур, сахара, спичек и зажигалок, кондитерских изделий, драгоценных металлов и ювелирных изделий, произведений искусства и антиквариата, страховых и биржевых операций, игорного бизнеса, зрелищных мероприятий, телевизионной рекламы.
К числу итогов на потребление относятся таможенные пошлины, которые могут взиматься по специфическим или адвалорным ставкам и выступают помимо источника доходов бюджета важным инструментом эк. политики государства, направленной на защиту нац. промышленности и с/х.
Акцизы являются источником пополнения не только государственного бюджета, но и местных.
Размер акцизного сбора для разных групп напитков представлен в табл. 3.6.
Таблица 3.6
- 3. Финансово-кредитные системы ведущих стран европейского союза
- 3.1. Европейский союз: история, современность и перспективы развития
- 3.1.1. Исторический этап становления Европейского Союза
- Расширение Европейского Союза
- 3.1.2. Современное состояние экономики Европейского Союза
- Инфляция в Европейском Союзе
- Безработица в странах Европейского Союза
- 3.1.3. Перспективы дальнейшего развития европейской интеграции
- Контрольные вопросы
- 3.2. Финансово-кредитная система германии
- 3.2.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.2.2. Эволюции и этапы формировании денежного обращении и денежной системы страны
- 3.2.3. Кредитная система и ее построение
- Крупнейшие коммерческие банки Германии
- 3.2.4. Финансовая система, ее структура и особенности. Федеральный бюджет: доходы и расходы. Бюджетный процесс
- 3.2.5. Бюджеты земель, общин и других звеньев финансовой системы
- 3.2.6. Налоговая система, ее структура и тенденции развития
- Контрольные вопросы
- 3. Финансово-кредитная система франции
- 3.3.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.3.2. Становление и развитие денежной системы
- 3.3.3. Кредитная система и ее построение. Банк Франции: его структура и функции. Особенности денежно-кредитной политики Франции на современном этапе
- 3.3.4. Система кредитных учреждений
- 3.3.5. Финансовая система и ее характеристика. Государственный бюджет: структура доходов и расходов. Бюджетный процесс
- 3.3.6. Местные финансы, специальные фонды, финансы государственных предприятий
- 3.3.7. Налоговая система, тенденции ее развития
- Размер акцизного сбора
- Ставки налога на доходы
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.4. Финансово-кредитная система великобритании
- 3.4.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.4.2. Становление и развитие денежного обращения и денежной системы
- 3.4.3. Кредитная система, ее характеристика. Банк Англии: его история, современность и функции
- 3.4.4. Система кредитных институтов страны
- 3.4.5. Финансовая система и ее хар-ка. Гос. Бюджет, его структура и содержание. Бюджетный процесс. Бюджеты местных органов власти
- 3.4.6. Специальные фонды. Финансы государственных предприятий
- 3.4.7. Налоговая система, ее особенности
- Необлагаемый налоговый минимум
- Ставки налога на прибыль корпораций
- Минимальный пороговый размер
- Среднее значение муниципального налога
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.5. Финансово-кредитная система италии
- 3.5.1. Характеристика экономики Италии
- 3.5.2. Особенности становления и развития денежной системы
- 3.5.3. Структура кредитной системы Италии
- 3.5 4. Бюджетная система страны и ее элементы
- 3.5.5. Налоговая система Италии: становление и развитие
- Ставки подоходною налога с физических лиц
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания