logo search
FKS3

3.3.3. Кредитная система и ее построение. Банк Франции: его структура и функции. Особенности денежно-кредитной политики Франции на современном этапе

Кредитная система Франции представляет собой совокуп­ность банков, других кредитно-финансовых институтов, ак­кумулирующих свободные денежные средства и предостав­ляющие их в ссуду.

Современная кредитная система Франции состоит из сле­дующих звеньев: Банк Франции, коммерческие банки, специали­зированные небанковские кредитно-финансовые институты.

Банк Франции - один из старейших в Европе. Он был учрежден в 1800 г. Наполеоном Бонапартом как частная ак­ционерная компания с капиталом 30 млн фр. Банк получил официальное разрешение на деятельность в 1803 г. По словам К. Маркса, Банк Франции в 30-х гг. XIX в. был «храмом финан­совой аристократии». Его ресурсы использовались для под­держки реакционных правительств. С финансовой помощью Банка была разгромлена Парижская Коммуна.

В 1848 г. Банк Франции получил исключительное право на эмиссию денежных знаков, т.е. стал единым эмиссионным цен­тром страны и более века оставался самым крупным коммерче­ским банком страны. Он исполнял роль не только центрального банка Франции, но и непосредственно обслуживал клиентов че­рез широкую сеть отделений и контор.

Первоначально Банк Франции управлялся регентским со­ветом. В его состав входило 15 регентов (директоров), кото­рые избирались общим собранием из числа крупнейших ак­ционеров. Такой порядок имел место до 1936 г. В 1936 г. ре­гентский совет был заменен Генеральным советом в составе 20 директоров, из которых два избирались акционерами, а остальные назначались правительством, и, как правило, это были представители министерства экономики и финансов, объединений промышленников, профессиональных союзов и других организаций.

После Второй мировой войны по закону от 2 декабря 1945 г. Банк Франции был национализирован. Акционерный капи­тал банка в сумме 250 млн фр. перешел в руки государства, вследствие чего он до сих пор сохраняет статус государствен­ного учреждения. В течение 145 лет Банк Франции оставался частным акционерным банком, но фактически был всегда свя­зан с государством.

Переломным моментом в истории Банка Франции стала реформа, проведенная в соответствии с Законом 1993 г. «О статусе Банка Франции». Банку был присвоен независи­мый статус (до этого он подчинялся министерству экономики и финансов) с целью обеспечения стабильности националь­ной денежной единицы и последовательности осуществляе­мой Банком монетарной политики. Одновременно внесены изменения в устав Банка, гарантирующие его независимость.

Главный офис Банка Франции, где сосредоточены его центральные подразделения, находится в Париже. Отделения Банка функционируют в 85 странах, в которых работают более 88 тыс. человек. Операционная деятельность осуществляется через разветвленную сеть филиалов (общее количество 211), 234 отделения. Все территориальные учреждения Банка Фран­ции обладают одинаковым юридическим статусом.

Банк Франции производит хранение золотовалютных ре­зервов страны. Он осуществляет прямое кредитование госу­дарства в размерах, определяемых договоренностью между управляющим Банка и министром экономики и финансов. Косвенное кредитование государства производится в основ­ном за счет использования казначейских векселей. Кроме того, Банк Франции покупает на фондовом рынке государ­ственные ценные бумаги и предоставляет под них ссуды. Важной стороной деятельности банка является осуществле­ние валютного контроля и регулирование кредита путем ма­неврирования процентными ставками и нормами обязатель­ных резервов.

К функциям Банка Франции относятся:

Кроме того, Банк Франции с момента своего появления выполняет функции, не свойственные центральным банкам других стран. Как частный институт он ведет счета частных лиц - текущие и по ценным бумагам. Однако эта деятель­ность ограничена уставом 1993 г., запрещающим Банку открывать новые счета.

В настоящее время Банк Франции ведет чуть меньше 1% от общего числа счетов частных лиц, открытых во французских кредитных учреждениях, причем половина из них принадлежит пенсионерам Банка или его служащим. Выдача кредитов Банка осуществляется через филиалы, обычно под залог ценных бу­маг. Банк предоставляет также услуги по аренде сейфов, произ­водит операции по обмену наличной валюты.

Деятельность Банка Франции прозрачна для органов государственной власти, что не мешает ему эффективно прово­дить денежно-кредитную политику с целью обеспечения стабиль­ности цен. Эта деятельность находится в рамках общей эконо­мической политики правительства.

Банк Франции всегда находился в большой зависимости от правительства, которая несколько ослабла лишь под давлени­ем интеграционных процессов, происходящих в Западной Ев­ропе. Ему разрешено самостоятельно определять и проводить монетарную политику в целях стабилизации цен, однако, лишь в рамках долгосрочной общеэкономической политики прави­тельства. Выработка общих направлений деятельности банка, как и назначение его руководящих и контролирующих орга­нов, осуществляется советом министров или непосредственно министром экономики и финансов. Таким образом, согласо­ванность действий центрального банка и правительства до­стигается на основе широкого, участия первых правитель­ственных лиц в работе руководящих органов Банка Франции. Во главе Банка стоит управляющий и два заместителя, назна­чаемые советом министров на срок 6 лет, но не более 2 раз. Управляющий осуществляет общее руководство Банком, еди­нолично его представляет и подписывает от его имени все со­глашения, производит назначения на все должности в Банке и является председателем Генерального совета и Совета по мо­нетарной политике.

Генеральный совет рассматривает финансовые отчеты Бан­ка, распределяет прибыль, назначает проверки и принимает решения по их итогам.

Совет по монетарной политике вырабатывает денежно- кредитную политику государства, осуществляет надзор за со­стоянием денежной массы в стране.

В Банке Франции восемь генеральных директоров. Банк состоит из центрального аппарата и широкой сети территори­альных отделений, находящихся по всей стране. Он участвует в управлении государственным долгом, но ему запрещено предоставлять кредиты Государственному казначейству, а так­же любому другому государственному учреждению или пред­приятию, кроме государственных кредитных институтов. Се­годня по ранее выданным кредитам, к которым в свое время неоднократно прибегало казначейство, осуществляется так называемое урегулирование остатков.

Интересен и опыт Банка Франции в организации и функ­ционировании информационных служб и картотек. С 1991 г. на Банк Франции органами законодательной власти возложе­на обязанность вести дела так называемой комиссии по сверхзадолженности частных лиц.

В функции филиалов Банка Франции входит составление перечня долгов и доходов лиц, имеющих сверхзадолженность, ведение от их имени переговоров с кредиторами с целью вы­работки взаимоприемлемого варианта погашения задолжен­ности и в случае необходимости представления дела в суде. По этим делам филиалы ведут специальную картотеку, так на­зываемый файл сомнительного погашения кредитов, предо­ставленных частным лицам.

Банк Франции ведет и другие картотеки. Центральная служба по рискам регистрирует кредиты, предоставленные на суммы, превышающие определен-ный уровень; просро­ченную задолженность по выплатам в Фонд социального страхования и в Фонд пособий. Картотека ведется по типам кредитов, секторам экономики и регионам. Данные файла до­ступны как государственным органам, так банкам и небанков­ским институтам.

Банк Франции при проведении денежно-кредитной поли­тики использует, с одной стороны, традиционные финансовые инструменты (например, переучет векселей, операции с госу­дарственными ценными бумагами), так и специфические (ме­тод прямой кредитной рестрикции и французский метод обя­зательного резервирования). Регламентация и контроль за дея­тельностью банковской системы Франции также имеют свою специфику. Непосредственное управление центральным бан­ком Франции и проведение денежной политики в целом обес­печивается управляющим Банка, Генеральным советом и Со­ветом по монетарной политике - так называемыми органами управления первого типа. Выработка политики осуществляет­ся органами управления второго типа - Национальным кре­дитным советом.

Регламентацию и контроль за деятельностью французской банковской системы осуществляют и другие специальные ор­ганизации: Комитет кредитных учреждений, Банковская ко­миссия. Кроме того, за взаимоотношениями государства с банками следят профессиональные ассоциации банков -J Ассоциация французских кредитных учреждений, Ассоциация французских банков, Ассоциация французских финансовых обществ, - которые осуществляют координацию деятельности j кредитных учреждений, выполняют представительские и кон­сультационные функции.

Национальный кредитный совет кроме выработки общих направлений денежно-кредитной политики консультирует министерство экономики и финансов, ежегодно готовит для президента Франции доклад по денежно-кредитной политике и функционированию банковской системы. Возглавляет Совет министр экономики и финансов, а его заместителем является управляю-щий Банком Франции. Остальные члены назначают­ся министром экономики и финансов из числа представителей исполнительной и законодательной властей, кредитных ин­ститутов, научных кругов, предпринимателей.

Комитет банковской регламентации устанавливает об­щие правила создания и функционирования кредитных уч­реждений, способы реализации кредитной политики. Комитет определяет нормативы обязательных резервов, основных средств, ликвидности, соотношения основных средств и по­стоянных ресурсов, распределения рисков, платежеспособно­сти, определяет текущее значение показателя Кука. Комитет состоит из председателя (министра экономики и финансов) его заместителя (управляющего Банком Франции) и четырех членов, назначаемых министром.

Банковская комиссия осуществляет надзор за всеми кре­дитными институтами, расположенными на территории

Франции, их функционированием, финансовым состоянием, соблюдением ими банковского законодательства. Комиссия состоит из управляющего Банком Франции, директора казна­чейства и четырех членов, назначаемых министром экономи­ки и финансов на три года.

Банковская комиссия - государственная служба, не являю­щаяся субъектом права и не имеющая собственного имуще­ства и аппарата. Непосредственную работу осуществляют за­крепляемые за Комиссией работники Банка Франции.

Комиссия анализирует стандартную отчетность банков, требуя от них при необходимости и дополнительную инфор­мацию. Она может налагать дисциплинарные меры: предуп­реждение, выговор, запрещение выполнять отдельные виды операций, временно отстранять руководство, отзывать лицен­зию, выставлять штраф, уплачиваемый в бюджет, и т.д.

В денежно-кредитной политике Банк Франции руковод­ствуется установками министерства финансов и Националь­ного кредитного совета - специального государственного ор­гана для регулирования кредита в стране.

В 1998 г. Банк Франции стал членом европейской системы центральных банков (ЕСЦБ). Французская банковская система в рамках еврозоны одержала две существенные победы: практиче­ски избавилась от конкуренции мощной английской банковской системы и добилась назначения президентом европейского цен­трального банка (ЕЦБ) бывшего руководителя Банка Франции Жана Клода Трише. Доля Банка Франции в начальном капитале ЕЦБ - вторая по величине и уступает лишь доле Германии. Не­смотря на постепенное снижение ее удельного веса, Франция оказывает существенное влияние на решение вопросов, связан­ных с валютной политикой стран еврозоны.

В рамках ЕСЦБ и Евросистемы Банк Франции выполняет две главные функции:

Европейский центральный банк определяет и реализует еди­ную денежную политику государств еврозоны и осуществляет денежную эмиссию. В проведении денежных эмиссий за Банком Франции остаются лишь чисто технические (исполнительские) функции. Соответственно не Банк Франции, а ЕСЦБ определяет и осуществляет единую денежно-кредитную политику на терри­тории Франции, а также управляет единой валютой. Таким обра­зом, впервые в истории эти традиционные полномочия суверен­ного государства переданы от национальных к наднациональ­ным органам.

Банк Франции, обладающий обширной информацией по стране, должен не только делиться ею с ЕЦБ, но и по запросам ЕЦБ заниматься сбором данных, которые будут использованы не в национальных, а в межгосударственных интересах, что может и не совпадать с непосредственными интересами Франции.

Банк Франции не может без одобрения ЕЦБ участвовать в международных валютных союзах, соглашениях и организа­циях. Вместе с тем Банк Франции теперь непосредственно вли­яет на политику ЕСЦБ и международные финансово-кредитные отношения (через Управляющий совет). Таким образом, Банк Франции не только потерял ряд функций с вхождением в евро- зону, но и приобрел некоторые новые.