logo search
FKS3

Ставки подоходною налога с физических лиц

Сумма дохода, тыс. евро

Процентная ставка

До 15

23%

От 15 до 29

29%

От 29 до 32

31%

От 32 до 70

39%

От 70

45%

Все доходы частных лиц в зависимости от источника проис­хождения делятся на пять категорий, каждая из которых имеет особенности исчисления. Этими источниками признаются:

Доход от земельной собственности состоит из дохода от земельных участков и строений. Размер земельной ренты ре­гулируется кадастром. Налоги со строений устанавливаются на основе тарифов. При расчете налога на владение землей учитываются только земли, пригодные для сельскохозяйствен­ной деятельности, а при исчислении налога на строения принимаются в расчет городские дома и дачи, но исключаются постройки для содержания скота, хранения сельскохозяй­ственной продукции.

Доход от капитала включает проценты по вкладам и теку­щим банковским счетам, дивиденды, лотерейные выигрыши, призы и тд. Налог составляет от 10 до 32% и удерживается по единой ставке при выплате денег банковским или иным учреждением, т.е. у источника, и не включается в облагаемый совокупный доход. Доход от капитала составляет:

Доход от наемного труда включает наряду с заработной платой и пенсии. Лица, не имеющие других источников дохо­да, освобождаются от подачи налоговой декларации.

Налоги на доходы от предпринимательства уплачивают занимающиеся индивидуальной деятельностью. Эти доходы зависят от чистой прибыли.

Подоходный налог с юридических лиц взимается по фикси­рованной ставке 34%.

Налоговая система государства во многом ориентирована на малый и средний бизнес, представляющий подавляющее большинство всех зарегистрированных предприятий, что вы­деляет Италию среди всех стран Европейского Союза. Нало­гом на прибыль юридических лиц облагаются организации, занимающиеся деятельностью, приносящей доходы, как италь­янские, так и иностранные, имеющие в Италии свой филиал или представительство. Объектом обложения является вся прибыль, полученная от любых источников, как в денежной форме, так и в натуральной.

Налог на добавленную стоимость введен с 1973 г., заме­нив налог с оборота и более 20 акцизов. На этот налог прихо­дится более половины общей суммы косвенных налогов. В ка­честве налогооблагаемой базы добавленная стоимость скла­дывается из разницы между выручкой от продажи товаров и услуг за определенный период времени и суммой, уплаченной поставщикам сырья и включенной в себестоимость произве­денных товаров и услуг.

Налог на добавленную стоимость имеет три ставки: 4, 10 и 20%. Максимальная ставка принята для дорогих товаров (юве­лирных изделий из золота и платины, автомашин, аудио- и ви­деотехники). На отдельные продовольственные товары (свежее молоко, сливочное и оливковое масло, сыры, муку и т.д.), а также на печатную продукцию и издательские услуги НДС со­ставляет 4%. Мясо, рыбу облагают налогом в размере 10%.

Прочие косвенные налоги. В Италии кроме НДС действу­ют такие виды общегосударственных косвенных налогов, как: гербовый сбор в форме продажи государством гербовой бума­ги или гербовых марок, регистрационный налог, взимаемый при переходе прав собственности на недвижимость или неко­торые виды движимой собственности, регистрации контрак­тов, а также так называемые налоги на потребление (тамо­женные пошлины, налог на производство отдельных видов товаров, фискальные монополии) и другие мелкие налоги.

Местные налоги, как отмечалось, являются главным источ­ником формирования местных бюджетов. Не менее половины всех средств, необходимых для развития территорий, поступает от налогов, которые собираются местными властями.

Помимо государственного подоходного налога физические и юридические лица уплачивают местный подоходный налог по ставке 16,2%.

Региональный налог на производственную деятельность устанавливается региональными властями Италии для компа­ний, товариществ, индивидуальных предпринимателей и коопе­ративов, которые для целей своей деятельности используют тер­риторию и ресурсы регионов (области, провинции, коммуны).

Коммунальный налог на недвижимость был установлен правительством в 1992 г. и предусматривал выплату владель­цами (физическими и юридическими лицами) действующих промышленных и жилых зданий, строящихся площадей, а также сельскохозяйственных земель определенной денежной квоты в зависимости от типа и целей их использования, даже если эта недвижимость была приобретена незаконно. Ставки составляют от 0,4 до 0,7% от кадастровой стоимости недви­жимости, что на практике часто ниже рыночной стоимости.

Налог на увеличение стоимости недвижимого имущества применяется по ступеням с прогрессирующей процентной ставкой. Основывается на существенной разнице между на­чальной и конечной стоимостью недвижимости (здания, сво­бодные строительные площадки и т.д.) в Италии. Налог на прирост стоимости недвижимости взимается в пользу местных органов власти в случаях продажи недвижимости с прибылью.

Налог с наследства и дарений касается имущества, кото­рое меняет своего собственника по причине смерти или даре­ния, причем для налоговых целей закон не делает между ними разницы. Объектом обложения является рыночная стоимость наследуемого имущества. Ставки налога построены по прин­ципу двойной прогрессии: с одной стороны, они учитывают размеры наследуемого имущества, а с другой - степень род­ства. При дарении членам семьи по прямой линии применяет­ся налоговый вычет в размере до 1 млн евро. Недвижимость, стоимость которой превышает 1 млн евро, облагается по став­ке 4% от суммы, превышающей 1 млн евро, для каждого одаряе­мого плюс 1% - кадастровый сбор, плюс 2% - сбор за внесение изменений в реестр собственников. При дарении родственникам второй линии все описанные выше условия сохраняются, кро­ме основной ставки, увеличенной с 4 до 6%. Все прочие ода­ряемые обязаны уплатить налог 8%, а также кадастровый сбор - 1 % и сбор за регистрацию изменений - 2%.

Налог на рекламу является муниципальным налогом, кото­рым облагаются рекламные объявления и любые другие виды рекламы. Обязанность по уплате налога на осуществление ре­кламной деятельности возлагается как на компании, размеща­ющие свою рекламу, так и на распространителей рекламной продукции.

Государственные комиссионные сборы налагаются на определенные виды административных актов: выдача паспор­тов, водительских удостоверений, разрешений на владение хо­лодильником и др. Сборы уплачиваются как в момент выдачи, так и при обновлении документов.

Налог на занятие общественных площадей устанавливает­ся муниципалитетом в зависимости от размера, местонахож­дения и целей использования общественных пространств, принадлежащих мэрии.

Налогом на автотранспорт (местным, государственным) облагаются все транспортные средства в зависимости от объе­ма цилиндров и мощности двигателя.

Налог за транспортировку и утилизацию городских твер­дых отходов был установлен в 1993 г. как специальный регио­нальный налог.

Местные лицензионные сборы обычно устанавливаются за право сезонной торговли в общественных местах, за получе­ние разрешений на торговлю предметами антиквариата и др.

Существуют также целевые сборы, например школьный налоговый сбор, сбор за использование государственных зе­мельных участков и др.

В организационном плане структуру налоговой системы Италии составляют:

Главным органом налогового контроля Италии является финансовая гвардия. Она входит в состав министерства эконо­мики и финансов и имеет собственную академию, училище унтер-офицеров, легион курсантов. Министерство финансов Италии занимается не только доходами, в него входят налого­вые и таможенные органы.

Вместе с тем в стране имеет место высокий уровень укло­нения от налогов (до 18% ВВП, или треть от валового уровня негосударственного сектора). Уход от налогообложения в Ита­лии значительно растет, что наносит ежегодно бюджету стра­ны ущерб в 100 млрд евро. Однако фискальная нагрузка в стране и так одна из самых высоких в мире - 43%. Поэтому кабинет М. Монти принял решение об ужесточении контроля уплаты налогов. В стране действует бесплатная телефонная линия 117 для заявлений о таких случаях и составляются «черные списки» для наиболее злостных должников.

Нынешнее правительство Италии намерено рассмотреть новый пакет налоговых реформ с целью увеличения посту­плений в бюджет. Однако при этом пока не предполагается введение налога на богатство по примеру некоторых стран. Ставится задача упрощения налоговой системы, пересмотра налоговых льгот и благоприятных налоговых режимов, кото­рые являются экономически не оправданными. Есть необхо­димость и более справедливого распределения налогового бремени. Кроме того, предполагается пересмотреть ставки на­лога на имущество. В конечном счете, перед правительством Италии стоит непростая задача: не повышая в целом налого­вые ставки, увеличить собираемость налогов для стабилиза­ции экономической ситуации.