logo search
FKS3

Безработица в странах Европейского Союза

Годы

Уровень безработицы, %

2008

7,1

2009

9,0

2010

9,6

2011

10,4

2012

10,7

2013

12,2

В 2000 г. 19,5 млн человек числились как безработные в ЕС. Это 8,7% от всей численности работающих. В дальней­шем следовал период постоянного падения, и в 2008 г. он до­стиг уровня 16,8 млн - 7,1% численности работающих. В пе­риод финансового и экономического кризиса (2008-2011 гг.) число безработных достигло 23,2 млн человек. На данный мо­мент тенденция роста безработных сохраняется.

Почти 1/4 часть молодежи в еврозоне не может найти ра­боту, этот показатель в некоторых странах Европейского Сою­за достигает 50%. Динамично растет долгосрочная безработи­ца. По последним данным, 4,5% жителей европейских стран, а это более 10 млн человек, не работают более одного года. Долгосрочная безработица не только тормозит процесс по­вторного трудоустройства, но и отражает структурные недо­статки рынка труда Европейского Союза.

Наиболее серьезная ситуация обстоит в странах Южной Европы. Уровень безработицы в Испании и Греции превысил 26%. Свыше 57% молодых людей этих двух стран не могут найти работу.

Кризис продолжается уже несколько лет. Система социаль­ного обеспечения большинства стран Европейского Союза по­теряла способность обеспечить стабильными доходами насе­ление. Она включает низкий уровень налогообложения и вы­сокий уровень обеспечения. Пространство воздействия госу­дарственной финансовой политики становится все меньше и меньше. С активной точки зрения усовершенствование систе­мы социального обеспечения может повысить способность стран - членов ЕС в противостоянии экономическому кризису и поможет скорее выйти из него. Это значит, что страны Евро­пейского Союза должны и в дальнейшем продвигать реформу рынка труда и системы социального обеспечения.

Обострение социальных проблем не означает, что без вни­мания останется хозяйственная динамика в большинстве стран Европейского Союза. Европейские прогнозы перспекти­вы развития экономики Европейского Союза в 2014 г. базиру­ются не только на предположении о продолжении спада вну­треннего спроса, но и о значительном замедлении прироста экспорта.

Для Германии и других экспортных стран Европейского Союза 2013 г. был вполне успешным. Что касается государств Южной Европы, то вследствие предпринятых в последние не­сколько лет мер также постепенно будет усиливаться конку­рентоспособность национальных компаний. К тому же общее улучшение состояния экономики в Европейском Союзе будет резко ослаблять спекулятивное давление на финансовых рын­ках тех стран, которые нельзя отнести к самым проблемным, например Бельгии и Италии.

Таким образом, перспективы развития экономики Евро­пейского Союза как для интеграционной группировки окажутся опять напряженными.

Экономика Европейского Союза, по мнению экспертов, медленно восстанавливается. В 2014 г., согласно прогнозам, темп ее роста составит 1,6%. Однако есть риск снижения темпов, что будет обусловлено не только внутренними фак­торами, но и повышением неопределенности в мире, напри­мер замедлением экономического роста стран с растущей экономикой.

Важнейшим финансовым инструментом Европейского Со­юза является общий бюджет. В 2000 г. он составлял 93,3 млрд евро, что соответствует примерно 2,5% общих государствен­ных расходов государств-членов.

Изначально бюджет формировался за счет взносов госу­дарств-членов, однако решением Совета Европейского Союза от 21 апреля 1970 г. были созданы собственные финансовые ресурсы. Они складываются из таможенных пошлин на им­порт, отчислений государств-членов, устанавливаемых в со­ответствии с величиной их ВНП.

В целях соблюдения жесткой бюджетной дисциплины пре­дельная величина общего бюджета Европейского Союза на период с 2000 по 2006 г. была установлена на уровне 1,27% от совокупного ВНП государств-членов. В настоящее время она находится примерно на таком же уровне, но с небольшими корректировками. Почти половина этих средств идет на про­ведение общей сельскохозяйственной политики.

Через общий бюджет частично финансируются и другие направления внутренней политики Европейского Союза (на­пример, научно-техническая, транспортная и др.), а также внешняя политика. Из этого источника финансируются гума­нитарная и продовольственная помощь нуждающимся стра­нам мира. Помимо этого часть средств направляется на фи­нансирование проектов технического и структурного развития стран, готовящихся к вступлению в Европейский Союз.

Важнейшие бюджетные статьи реализуются через специ­альные структурные фонды Европейского Союза: Фонд ори­ентации и гарантий в области сельского хозяйства; Фонд ре­гионального развития; Социальный фонд, Фонд содействия экономическому сближению государств-членов и т.д.

Бюджет в Европейском Союзе принимается не на год, а на семь лет. Бюджетные согласования всегда проходят трудно.

Согласованный странами Европейского Союза бюджет на 2014-2020 гг. составляет приблизительно 997 млрд евро, а также предусматривает взносы стран Европейского Союза в размере 908 млрд евро. Наиболее существенная статья расхо­дов (325 млрд евро) - это аккумулирование денежных средств в структурных фондах для помощи «дотационным субъек­там». Вторая по затратности статья - поддержка агропромыш­ленной отрасли стран Европейского Союза, на что планирует­ся потратить 278 млрд евро.

Долгосрочность бюджета обусловила необходимость уточ­нения отдельных моментов. Так, европейские парламентарии потребовали, чтобы неизрасходо-ванные в силу различных причин денежные средства из казны Европейского Союза не утекали в бюджеты стран - участниц Европейского Союза, а переносились на следующий бюджетный год. Кроме того, па­кет договоренностей предусматривает обязательный пере­смотр бюджета в 2016 г. вместе с пересмотром собственных источников финансирования.

Дискутируется также предложение о предоставлении боль­шего финансирова-ния Фонду солидарности, который преду­сматривает помощь странам-членам, пострадавшим в результа­те стихийных бедствий, о выделении дополнительных средств па трудоустройство молодежи.

Вместе с тем главная проблема в бюджетировании заклю­чается в том, что бюджетные программы Европейского Союза используются странами очень неравномерно. И сокращения, которые измеряются несколькими процентами на уровне Европейского Союза в целом, в масштабах одной конкретной страны могут вылиться в очень серьезные финансовые потери.

Бюджет Европейского Союза на 2013 г. Европарламент утвердил по расходам 132,8 млрд евро и по доходам - 150.9 млрд евро. В целом бюджет на 2013 г. но сравнению с бюджетом 2012 г. без учета дополнительного финансирования вырос в доходной части на 1,6% и в расходной - на 2,4%.

Около 3/4 годового бюджета Европейского Союза расходу­ются на субсидирование сельского хозяйства и строительство новых автомагистралей, мостов и других общественных инфраструктурных проектов в бедных странах Восточной и Южной Европы.

Чтобы преодолеть кризис суверенного долга еврозоны и разорвать прочную связь между госдолгом, стабильностью всей банковской системы и ростом, европейские политики ре­ализуют комплексную стратегию, основанную на пяти прин­ципах: решение проблем в странах, получивших финансовую помощь, и уязвимых странах; создание систем противодей­ствия (защита от цепной реакции); обеспечение стабильности банков; реализация политики, направлен-ная на стимулирова­ние роста, и последнее, но не менее важное - реформирова­ние основ экономического управления в еврозоне.

Лидеры стран еврозоны выполняют свое обязательство сделать все от них зависящее для обеспечения целостности и стабильности еврозоны. Уже действует в полном объеме евро­пейский механизм стабильности с бюджетом 500 млрд евро, в рамках которого по запросу стран-членов предоставляются кредиты на очень жестких условиях. Европейский централь­ный банк принял решение о применении инструмента «Пря­мые монетарные операции». Это позволит ЕЦБ покупать го­сударственные ценные бумаги на вторичном рынке по прось­бе стран-членов, получивших финансовую помощь.

Однако одной стабилизации экономической ситуации не­достаточно. Чтобы добиться цели по обеспечению прочного, устойчивого и сбалансированного роста, ЕС необходимо дви­гаться в сторону более тесной интеграции. Поэтому европей­ские лидеры договорились о создании Валютно-экономического союза, основанного на четырех принципах. Это банковский, финансовый, экономический и, наконец, политический союз. Решительные реформы, направленные на преодоление слабых сторон рынка груда, товарного и финансового рынка, способствуют успешной консолидации государственных фи­нансов в странах еврозоны и повысят конкурентоспособность тех стран - членов Европейского Союза, у которых есть дефи­цит по текущим операциям.