Безработица в странах Европейского Союза
Годы | Уровень безработицы, % |
2008 | 7,1 |
2009 | 9,0 |
2010 | 9,6 |
2011 | 10,4 |
2012 | 10,7 |
2013 | 12,2 |
В 2000 г. 19,5 млн человек числились как безработные в ЕС. Это 8,7% от всей численности работающих. В дальнейшем следовал период постоянного падения, и в 2008 г. он достиг уровня 16,8 млн - 7,1% численности работающих. В период финансового и экономического кризиса (2008-2011 гг.) число безработных достигло 23,2 млн человек. На данный момент тенденция роста безработных сохраняется.
Почти 1/4 часть молодежи в еврозоне не может найти работу, этот показатель в некоторых странах Европейского Союза достигает 50%. Динамично растет долгосрочная безработица. По последним данным, 4,5% жителей европейских стран, а это более 10 млн человек, не работают более одного года. Долгосрочная безработица не только тормозит процесс повторного трудоустройства, но и отражает структурные недостатки рынка труда Европейского Союза.
Наиболее серьезная ситуация обстоит в странах Южной Европы. Уровень безработицы в Испании и Греции превысил 26%. Свыше 57% молодых людей этих двух стран не могут найти работу.
Кризис продолжается уже несколько лет. Система социального обеспечения большинства стран Европейского Союза потеряла способность обеспечить стабильными доходами население. Она включает низкий уровень налогообложения и высокий уровень обеспечения. Пространство воздействия государственной финансовой политики становится все меньше и меньше. С активной точки зрения усовершенствование системы социального обеспечения может повысить способность стран - членов ЕС в противостоянии экономическому кризису и поможет скорее выйти из него. Это значит, что страны Европейского Союза должны и в дальнейшем продвигать реформу рынка труда и системы социального обеспечения.
Обострение социальных проблем не означает, что без внимания останется хозяйственная динамика в большинстве стран Европейского Союза. Европейские прогнозы перспективы развития экономики Европейского Союза в 2014 г. базируются не только на предположении о продолжении спада внутреннего спроса, но и о значительном замедлении прироста экспорта.
Для Германии и других экспортных стран Европейского Союза 2013 г. был вполне успешным. Что касается государств Южной Европы, то вследствие предпринятых в последние несколько лет мер также постепенно будет усиливаться конкурентоспособность национальных компаний. К тому же общее улучшение состояния экономики в Европейском Союзе будет резко ослаблять спекулятивное давление на финансовых рынках тех стран, которые нельзя отнести к самым проблемным, например Бельгии и Италии.
Таким образом, перспективы развития экономики Европейского Союза как для интеграционной группировки окажутся опять напряженными.
Экономика Европейского Союза, по мнению экспертов, медленно восстанавливается. В 2014 г., согласно прогнозам, темп ее роста составит 1,6%. Однако есть риск снижения темпов, что будет обусловлено не только внутренними факторами, но и повышением неопределенности в мире, например замедлением экономического роста стран с растущей экономикой.
Важнейшим финансовым инструментом Европейского Союза является общий бюджет. В 2000 г. он составлял 93,3 млрд евро, что соответствует примерно 2,5% общих государственных расходов государств-членов.
Изначально бюджет формировался за счет взносов государств-членов, однако решением Совета Европейского Союза от 21 апреля 1970 г. были созданы собственные финансовые ресурсы. Они складываются из таможенных пошлин на импорт, отчислений государств-членов, устанавливаемых в соответствии с величиной их ВНП.
В целях соблюдения жесткой бюджетной дисциплины предельная величина общего бюджета Европейского Союза на период с 2000 по 2006 г. была установлена на уровне 1,27% от совокупного ВНП государств-членов. В настоящее время она находится примерно на таком же уровне, но с небольшими корректировками. Почти половина этих средств идет на проведение общей сельскохозяйственной политики.
Через общий бюджет частично финансируются и другие направления внутренней политики Европейского Союза (например, научно-техническая, транспортная и др.), а также внешняя политика. Из этого источника финансируются гуманитарная и продовольственная помощь нуждающимся странам мира. Помимо этого часть средств направляется на финансирование проектов технического и структурного развития стран, готовящихся к вступлению в Европейский Союз.
Важнейшие бюджетные статьи реализуются через специальные структурные фонды Европейского Союза: Фонд ориентации и гарантий в области сельского хозяйства; Фонд регионального развития; Социальный фонд, Фонд содействия экономическому сближению государств-членов и т.д.
Бюджет в Европейском Союзе принимается не на год, а на семь лет. Бюджетные согласования всегда проходят трудно.
Согласованный странами Европейского Союза бюджет на 2014-2020 гг. составляет приблизительно 997 млрд евро, а также предусматривает взносы стран Европейского Союза в размере 908 млрд евро. Наиболее существенная статья расходов (325 млрд евро) - это аккумулирование денежных средств в структурных фондах для помощи «дотационным субъектам». Вторая по затратности статья - поддержка агропромышленной отрасли стран Европейского Союза, на что планируется потратить 278 млрд евро.
Долгосрочность бюджета обусловила необходимость уточнения отдельных моментов. Так, европейские парламентарии потребовали, чтобы неизрасходо-ванные в силу различных причин денежные средства из казны Европейского Союза не утекали в бюджеты стран - участниц Европейского Союза, а переносились на следующий бюджетный год. Кроме того, пакет договоренностей предусматривает обязательный пересмотр бюджета в 2016 г. вместе с пересмотром собственных источников финансирования.
Дискутируется также предложение о предоставлении большего финансирова-ния Фонду солидарности, который предусматривает помощь странам-членам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, о выделении дополнительных средств па трудоустройство молодежи.
Вместе с тем главная проблема в бюджетировании заключается в том, что бюджетные программы Европейского Союза используются странами очень неравномерно. И сокращения, которые измеряются несколькими процентами на уровне Европейского Союза в целом, в масштабах одной конкретной страны могут вылиться в очень серьезные финансовые потери.
Бюджет Европейского Союза на 2013 г. Европарламент утвердил по расходам 132,8 млрд евро и по доходам - 150.9 млрд евро. В целом бюджет на 2013 г. но сравнению с бюджетом 2012 г. без учета дополнительного финансирования вырос в доходной части на 1,6% и в расходной - на 2,4%.
Около 3/4 годового бюджета Европейского Союза расходуются на субсидирование сельского хозяйства и строительство новых автомагистралей, мостов и других общественных инфраструктурных проектов в бедных странах Восточной и Южной Европы.
Чтобы преодолеть кризис суверенного долга еврозоны и разорвать прочную связь между госдолгом, стабильностью всей банковской системы и ростом, европейские политики реализуют комплексную стратегию, основанную на пяти принципах: решение проблем в странах, получивших финансовую помощь, и уязвимых странах; создание систем противодействия (защита от цепной реакции); обеспечение стабильности банков; реализация политики, направлен-ная на стимулирование роста, и последнее, но не менее важное - реформирование основ экономического управления в еврозоне.
Лидеры стран еврозоны выполняют свое обязательство сделать все от них зависящее для обеспечения целостности и стабильности еврозоны. Уже действует в полном объеме европейский механизм стабильности с бюджетом 500 млрд евро, в рамках которого по запросу стран-членов предоставляются кредиты на очень жестких условиях. Европейский центральный банк принял решение о применении инструмента «Прямые монетарные операции». Это позволит ЕЦБ покупать государственные ценные бумаги на вторичном рынке по просьбе стран-членов, получивших финансовую помощь.
Однако одной стабилизации экономической ситуации недостаточно. Чтобы добиться цели по обеспечению прочного, устойчивого и сбалансированного роста, ЕС необходимо двигаться в сторону более тесной интеграции. Поэтому европейские лидеры договорились о создании Валютно-экономического союза, основанного на четырех принципах. Это банковский, финансовый, экономический и, наконец, политический союз. Решительные реформы, направленные на преодоление слабых сторон рынка груда, товарного и финансового рынка, способствуют успешной консолидации государственных финансов в странах еврозоны и повысят конкурентоспособность тех стран - членов Европейского Союза, у которых есть дефицит по текущим операциям.
- 3. Финансово-кредитные системы ведущих стран европейского союза
- 3.1. Европейский союз: история, современность и перспективы развития
- 3.1.1. Исторический этап становления Европейского Союза
- Расширение Европейского Союза
- 3.1.2. Современное состояние экономики Европейского Союза
- Инфляция в Европейском Союзе
- Безработица в странах Европейского Союза
- 3.1.3. Перспективы дальнейшего развития европейской интеграции
- Контрольные вопросы
- 3.2. Финансово-кредитная система германии
- 3.2.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.2.2. Эволюции и этапы формировании денежного обращении и денежной системы страны
- 3.2.3. Кредитная система и ее построение
- Крупнейшие коммерческие банки Германии
- 3.2.4. Финансовая система, ее структура и особенности. Федеральный бюджет: доходы и расходы. Бюджетный процесс
- 3.2.5. Бюджеты земель, общин и других звеньев финансовой системы
- 3.2.6. Налоговая система, ее структура и тенденции развития
- Контрольные вопросы
- 3. Финансово-кредитная система франции
- 3.3.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.3.2. Становление и развитие денежной системы
- 3.3.3. Кредитная система и ее построение. Банк Франции: его структура и функции. Особенности денежно-кредитной политики Франции на современном этапе
- 3.3.4. Система кредитных учреждений
- 3.3.5. Финансовая система и ее характеристика. Государственный бюджет: структура доходов и расходов. Бюджетный процесс
- 3.3.6. Местные финансы, специальные фонды, финансы государственных предприятий
- 3.3.7. Налоговая система, тенденции ее развития
- Размер акцизного сбора
- Ставки налога на доходы
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.4. Финансово-кредитная система великобритании
- 3.4.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.4.2. Становление и развитие денежного обращения и денежной системы
- 3.4.3. Кредитная система, ее характеристика. Банк Англии: его история, современность и функции
- 3.4.4. Система кредитных институтов страны
- 3.4.5. Финансовая система и ее хар-ка. Гос. Бюджет, его структура и содержание. Бюджетный процесс. Бюджеты местных органов власти
- 3.4.6. Специальные фонды. Финансы государственных предприятий
- 3.4.7. Налоговая система, ее особенности
- Необлагаемый налоговый минимум
- Ставки налога на прибыль корпораций
- Минимальный пороговый размер
- Среднее значение муниципального налога
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.5. Финансово-кредитная система италии
- 3.5.1. Характеристика экономики Италии
- 3.5.2. Особенности становления и развития денежной системы
- 3.5.3. Структура кредитной системы Италии
- 3.5 4. Бюджетная система страны и ее элементы
- 3.5.5. Налоговая система Италии: становление и развитие
- Ставки подоходною налога с физических лиц
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания