3.2.5. Бюджеты земель, общин и других звеньев финансовой системы
Бюджеты земель и общин занимают важное место в бюджетной системе страны. Их доля в национальном доходе Германии составляет свыше 20%. Рост расходов бюджетов земель и общин не сопровождается расширением их доход-ной базы. В связи с этим удельный вес собственных источников доходов снижается и увеличивается доля дотаций из вышестоящего звена бюджетной системы. Растет объем займовых операций местных органов власти, что в конечном счете приводит к усилению дефицитности этих бюджетов.
Налоговая система земель насчитывает около 25 налогов. Земли взимают налоги на имущество, наследство, приобретение земельного участка, автомобили, пиво, проведение лотерей, скачек, содержание игорных домов, пожарную охрану. Большой удельный вес занимают платежи по социальному страхованию, включающие взносы на медицинское и пенсионное страхование и страхование по безработице. Эти налоги дают свыше 85% всех налоговых поступлений в бюджет.
В доход бюджетов общин поступают различные административные сборы и доходы от выдачи местных лицензий. К доходам от местного хозяйства относятся доходы от муниципальных домов, водоснабжения, газовых заводов, электростанций, мостов.
Общины взимают промысловый, поземельный налог и местные налоги (на собак, охрану, рыбалку, второе жилище). Поземельным налогом облагаются с/х и лесные предприятия, а также земельные участки. Налог затрагивает широкие слои населения и взимается с приносимого дохода в размере 1-2%.
Расходы бюджетов земель и общин не обеспечиваются поступлениями налогов. Для финансирования расходов земли и общины получают от федерального правительства дотации целевые и общие.
Местные бюджеты хронически дефицитны. Особо высока доля долгов у общин. Использование займов на покрытие бюджетных дефицитов и финанси-рование инвестиций усиливает рост задолженности и ведет к ухудшению финан-сового состояния местных бюджетов. В связи с этим к доходам бюджетов земель и общин относят дотации из федерального бюджета.
Перечень запланированных доходов и расходов местных органов власти в Германии принято называть бюджетным уставом. В отчете каждой федеральной земли в конце финансового (бюджетного) периода (как правило, он длится год, иногда два года) сводятся фактические результаты исполнения бюджета. Бюджетный год местных органов власти обычно совпадает с календарным годом.
Расходы бюджетов земель и общин направлены:
на коммунальное хозяйство (около 100% финансирования);
образование и здравоохранение (100%);
транспорт, дорожное и жилищное хозяйство (80%);
содержание государственного аппарата (75%);
управление внутренним долгом (40% финансирования).
Важным звеном финансовой системы Германии являются специальные фонды. К ним относятся:
Фонд социального страхования;
Система пенсионного обеспечения;
Фонд выравнивания бремени войны и др.
Главным из них является Фонд социального страхования, который включает большое количество автономных фондов, охватывающих различные виды страхования. Общей для всех фондов социального страхования является система мобилизации доходов за счет грех источников: обязательных отчислений, взносов предпринимателей и государственных субсидий из федерального бюджета. Наибольшую долю составляют отчисления предпринимателей. Фонды социального страхования включают страхование от несчастных случаев, страхование на случай болезни, пенсионное страхование рабочих и Служащих, пенсионное страхование лиц, не работающих но найму.
Система пенсионного обеспечения Германии сочетает две системы финансирования обеспечения граждан в старости: перераспределительную и накопительную. Но в последнее время пенсионная система реформируется путем усиления накопительной части. Чтобы не допустить бедности в старости, вводятся базисные (минимальные) пенсии, финансируемые из налоговых поступлений. Индексации пенсий в зависимости от динамики заработной платы не планируются. Пенсионная реформа, рассчитанная до 2030 г., не предполагает революционного разрыва с прежней солидарной системой, но трансформация последней будет существенной.
Фонд выравнивания бремени войны был создан в 1952 г. с целью оказания помощи населению, пострадавшему от войны. Средства данного Фонда состоят из взносов предпринимателей в размере 2 3% оценочной стоимости имущества. Взносы предпринимателей включаются в цену выпускаемой ими продукции и перелагаются на ее потребителей. Фонд пополняется дотациями из федерального и местных бюджетов, а также выручкой от эмиссии займов.
С 1990 г. действует Фонд немецкого единства (FDE), образованный с целью оказания помощи восточным землям, вошедшим в состав объединенной Германии. Учреждение данного Фонда явилось частью программы консолидации, которой предусматривались меры по вхождению новых земель в единое государство.
В 1995 г. создан Фонд обслуживания финансового наследства бывшей ГДР. Ее долг составлял около 350 млрд марок, на 1 января 2004 г. - 181,4 млрд евро. Средства в этот Фонд вносят новые земли и федерация.
Большую роль в финансовой системе Германии играют финансы гос. предприятий. Это в первую очередь крупные концерны, у которых сосредоточено около 2/3 всего акционерного капитала гос. предприятий.
Государство концентрирует в своих руках отрасли, недостаточно рентабельные для монополистического капитала, в том числе дорожное хозяйство, строительство автострад, аэродромов, жилищное хозяйство, средства связи, энергетика, некоторые кредитные учреждения. Деятельность таких предприятий в целом убыточна, ибо на их продукцию, реализуемую частным монополиям, установлены низкие цены. Убытки покрываются в основном за счет краткосрочных и среднесрочных кредитов, в результате чего растет задолженность государственных предприятий.
В отличие от ряда других стран Западной Европы Германия не проводила национализацию. Расширение государственной собственности шло главным образом за счет строительства новых и реконструкции старых предприятий. Особенностью государственного предпринимательства в Германии в настоящее время является высокий удельный вес смешанных предприятий и предприятий, принадлежащих землям и местным органам самоуправления. В собственности местных органов находятся коммунальные предприятия и местный транспорт. Финансовая деятельность государства основана на образовании денежных фондов внутри предприятия, их движении и взаимодействии с бюджетом.
Таким образом, финансовая система Германии включает все звенья финансовых систем, характерных для стран с федеративным устройством.
- 3. Финансово-кредитные системы ведущих стран европейского союза
- 3.1. Европейский союз: история, современность и перспективы развития
- 3.1.1. Исторический этап становления Европейского Союза
- Расширение Европейского Союза
- 3.1.2. Современное состояние экономики Европейского Союза
- Инфляция в Европейском Союзе
- Безработица в странах Европейского Союза
- 3.1.3. Перспективы дальнейшего развития европейской интеграции
- Контрольные вопросы
- 3.2. Финансово-кредитная система германии
- 3.2.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.2.2. Эволюции и этапы формировании денежного обращении и денежной системы страны
- 3.2.3. Кредитная система и ее построение
- Крупнейшие коммерческие банки Германии
- 3.2.4. Финансовая система, ее структура и особенности. Федеральный бюджет: доходы и расходы. Бюджетный процесс
- 3.2.5. Бюджеты земель, общин и других звеньев финансовой системы
- 3.2.6. Налоговая система, ее структура и тенденции развития
- Контрольные вопросы
- 3. Финансово-кредитная система франции
- 3.3.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.3.2. Становление и развитие денежной системы
- 3.3.3. Кредитная система и ее построение. Банк Франции: его структура и функции. Особенности денежно-кредитной политики Франции на современном этапе
- 3.3.4. Система кредитных учреждений
- 3.3.5. Финансовая система и ее характеристика. Государственный бюджет: структура доходов и расходов. Бюджетный процесс
- 3.3.6. Местные финансы, специальные фонды, финансы государственных предприятий
- 3.3.7. Налоговая система, тенденции ее развития
- Размер акцизного сбора
- Ставки налога на доходы
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.4. Финансово-кредитная система великобритании
- 3.4.1. Современное состояние и особенности экономики страны
- 3.4.2. Становление и развитие денежного обращения и денежной системы
- 3.4.3. Кредитная система, ее характеристика. Банк Англии: его история, современность и функции
- 3.4.4. Система кредитных институтов страны
- 3.4.5. Финансовая система и ее хар-ка. Гос. Бюджет, его структура и содержание. Бюджетный процесс. Бюджеты местных органов власти
- 3.4.6. Специальные фонды. Финансы государственных предприятий
- 3.4.7. Налоговая система, ее особенности
- Необлагаемый налоговый минимум
- Ставки налога на прибыль корпораций
- Минимальный пороговый размер
- Среднее значение муниципального налога
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания
- 3.5. Финансово-кредитная система италии
- 3.5.1. Характеристика экономики Италии
- 3.5.2. Особенности становления и развития денежной системы
- 3.5.3. Структура кредитной системы Италии
- 3.5 4. Бюджетная система страны и ее элементы
- 3.5.5. Налоговая система Италии: становление и развитие
- Ставки подоходною налога с физических лиц
- Контрольные вопросы
- Тестовые задания