4. Субъекты мэ.
Субъекты МХ – хозяйствующие единицы, обладающие необходимым капиталом , способные организовать производственную деятельность на м/н хозяйственном пространстве и обладающие определенными м/н правами и обязанностями. Основные субъекты МХ: национальные экономики, ТНК, интеграционные объединения и м/н организации.
Государство – основной субъект МХ. Роль государства в экономике проявляется прежде всего в создании гарантированных рынков для компаний внутри страны и за рубежом, его участии в накоплении капитала, регулировании внутренних и внешних экономических связей в общенациональных интересах, непосредственно в производстве ВВП. Это достигается в основном перераспределением национального дохода через госфинансы.
Мобилизуемые государством финансовые средства позволяют обеспечивать подготовку рабочей силы, которой в основном занимается государство.
Государства во многих странах несут ответственность за социальное обеспечение населения. В целом на социальные услуги населеню государства выделяют до 20% их ВВП (в РаС – около 5%)
Государство является активным участником хозяйственной деятельности. Приобретая товары и услуги, оно создает спрос, осуществляет капиталовложения, предоставляет субсидии. Наибольшая доля гос.потребления – в странах с высоким уровнем дохода и в самых бедных странах. Гос.потребление создает для компаний гарантированный и достаточно емкий рынок.
Г-во прямо и косвенно влияет на размеры и структуру капиталоложений
Гос. кредитование и субсидирование. Это важный инструмент воздействия на инвестиционный процесс и потребление частного сектора. Развитие ряда областей напрямую зависит от гос. капиталовложений и субсидий
Г-во – крупный работодатель.
Г-во непосредственно занимается предпринимательской деятельностью. В настоящее время доля гос. предприятий в производстве ВМП составляет 5%.
Государство определяет национальную стратегию, обеспечивает правовые основы развития общества, регулирует денежно-кредитные отношения, развитие инфраструктуры, обеспечение внешней безопасности. Объектом воздействия г-ва выступают все пропорции национального производства.
ТНК. К многонациональным, транснациональным компаниям относят хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент(экспорт и зар. производство составляют 25% оборота).
ТНК – объединение предприятий, состоящее из родительской компании и ее зарубежных филиалов; компании, имеющие прямые капиталовложения за границей.
Обычно ТНК – это разросшиеся в м/н масштабе производственные комплексы, внутренние связи между составными частями которых носят не рыночный, производственный характер.
Международные компании по национальному составу капитала делятся на: Транснациональные - национальные по капиталу и м/ун по его приложению(их большинство)и многонациональные – м/ун по капиталу.#Unilever.
ТНК в основном начали формироваться в 60-е годы 20 века.
В целом ТНК обеспечивают около 50% мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70% мировой торговли, причем 40% этой торговли происходит внутри ТНК, то есть они происходят не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются не под давлением рынка, а под долгосрочной политикой материнской корпорации. Очень большие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 — транснациональные корпорации, остальные - государства. Они оказывают большое влияние в регионах, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое лобби. ТНК имеют очень весомую роль в мировых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках (НИОКР). На долю ТНК приходится более 80% зарегистрированных патентов, при этом на долю ТНК приходится и около 80% финансирования НИОКР.
ТНК — это не только производственные компании, , но и транснациональные банки, телекоммуникационные компании, страховые компании, аудиторские компании, инвестиционные и пенсионные фонды.
М/н экономические организации - относятся к числу важных субъектов МХ. Наибольшее значение имеют Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Последний вместе с созданными им дочерними организациями (М/н финансовая корпорация, М/н ассоциация развития и др.) образует группу Мирового банка или Всемирного банка.
МВФ и МБРР были созданы в 1944 году как специализированные координационные валютные органы. Их деятельность в определенной мере взаимосвязана. Членство в МБ невозможно без участия в МВФ.
МВФ изначально по своим целям д.б. содействовать развитию м/н торговли путем устранения ограничений по международным текущим операциям и введения обратимости валют. Фонд оказывал финансовую помощь для устранения дефицитов платежных балансов и обеспечения устойчивости валютных курсов. В 1980-1990-е годы Фонд превратился в крупный финансовый центр. Основное место в его деятельности стало занимать кредитование, направленное на цели экономического развития и структурной перестройки хозяйства. МВФ стал предоставлять кредиты на осуществление конкретных экономических программ. Финансирование таких программ практически превратило его в м/н банк. Финансовые средства МВФ образуются за счет взносов стран-членов на основе определенных квот и за счет займов на частных рынках ссудного капитала.
Всемирный банк. Является крупнейшим инвестиционным учреждением. Осуществляет кредитование конкретных проектов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. В конце 20 века преобладали инфраструктурные проекты (энергетика, транспорт, связь), проекты в горнодобывающей промышленности. В настоящее время выросла доля кредитов финансовому сектору и кредитов на перестройку административного управления. Кредиты МБ покрывают до 30% стоимости проекта. Деятельность МБ координируется МВФ.
Дочерние учреждения ВБ (МБ) специализируются на выполнении особых задач. # МФК оказывает содействие развитию частного сектора РаС; МАР – помощь беднейшим странам на льготных условиях.
Региональные экономические интеграционные объединения.
Региональные интеграционные объединения – это межгосударственные экономические образования, ставящие своей целью постепенное объединение их хозяйств путем сближения и изменения хозяйственных механизмов прежде всего во внешнеэкономической сфере. РИО включают территориально близкие страны с примерно одинаковым уровнем социально-экономического развития.
Европейский союз, в состав которого входят 25 государств.
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), образованное США. Канадой и Мексикой, существующее с 1994г. НАФТА стала одним из наиболее прочных интеграционных объединений в мире: на взаимную торговлю трех ее членов приходится 56% их экспорта.
Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в составе 21 экономического объединения, в его рамках можно выделить несколько субрегиональных организаций {в частности, АСЕАН), многочисленных перспективных проектов.
Крупнейшим и наиболее динамичным интеграционным союзом в ЛА является Общий рынок стран южного конуса (МЕРКОСУР). Состав: Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай + Венесуэла (присоединилась в 2005). МЕРКОСУР был создан в 1991г. В настоящее время это крупнейший интегрированный рынок ЛА, где сосредоточено 45% населения (более 200 млн. чел.), 50% совокупного ВВП, 40% ПИИ, и 1/3 объема внешней торговли ЛА.
Содружество Независимых Государств (СНГ), в состав которого входят 12 стран — бывших союзных республик СССР.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Мировая экономика как особая область научного знания. Основные концептуальные схемы мировой экономики.
- Либирально-гуманоцентрическая
- Экологоцентрическая
- 2. Ценообразование на мировом товарном рынке. Его отличие от национально-раночного.
- 3.Государственное регулирование внешней торговли России.
- 4. Субъекты мэ.
- 5. Интеграционные процессы в мировой экономике: определение, факторы, формы, этапы.
- Международная торговля ис.
- 7.Принципы классификации и общая характеристика страновой структуры мировой экономики.
- 8. Конкуренция между субъектами мировой экономики: сущность, содержание, значение.
- 9. Международный маркетинг: содержание, особенности организации.
- 10. Сша в современной мировой экономике. Роль сша
- 11. М/ун торговля услугами: содержание, особенности, виды.
- 12. Международные лицензии и их виды. Франчайзинг.
- 13. Экономика стран Западной Европы: общее и особенное, роль в мировой экономики и ес.
- 14.Современные теории мт
- 15. Внешнеторговый контракт: содержание, порядок организации и исполнения
- 16. Япония в мировой экономике.
- 17. Национальная внешнеторговая политика: содержание, инструменты, эффективность
- II. Нетарифные барьеры
- 18. Роль вто в упорядочении и либерализации международной торговли.
- 19. Китай в мировой экономике. Причины устойчиво высоких темпов развития.
- 20. Международное разделение труда – объективная основа формирования и развития субъектов мировой экономики
- 21. Организация и управления внешнеэкономическим комплексом России
- 2. Органы исполн власти:
- 1)Центр.Аппарат;2)регион.Тамож.Управние3)таможни;4)тамож.Посты
- 2.2 Управл-е вэд в регионах России
- 3. Негосударств. Орг-и.
- 22. Россия в мировой экономике: состояние и проблемы эффективного взаимодействия.
- Повышение конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.
- 23. Валютные операции субъектов экономических отношений
- 24. Система внешнеторговых документов фирмы: виды, порядок оформления.
- 25.Экономика стран Латинской Америки: общее и особенное
- 26. Национальная валютная политика: содержание, методы осуществления. Валютное регулирование и контроль.
- 27. Международный обмен знаниями: необходимость, содержание. Формы обмена: технологическая, научная, образовательная, информационная
- 28. Индия в мировой экономике.
- 29. Роль мвф
- 30. Таможенное регулирование: необходимость, формы , методы
- 31. Мировое производство и внешняя природная среда.
- 32. Пб нац. Экономики: функции, структура, значение.
- 33. Внешнеэкономическая деятельность фирмы: принципы организации и управления.
- 34. Мировой финансово-производственный
- 35. Международная миграция работников в современной мировой экономике.
- 36. Международные маркетинговые исследования в системе управления современной корпорацией.
- 37. Основные тенденции развития современной мировой экон.
- 38. Сэз и их роль в мировой экономике.
- Сэз «Находка»
- 39. Международная реклама в политике продвижения товара на международные рынки.
- Информационно-производственный потенциал мировой экономики.
- 41. Межд. Экономических отношений: определение, состав, логика развития.
- 42. Международный лизинг: виды, особенности организации.
- 43. Общее и особенное в развитии экономик Сингапура и респ. Корея.
- 44. Экономика международного туризма: содержание и проблемы развития.
- 45. Особенности меж торговли сырьевыми и энергетическими ресурсами.
- 46. Народонасел-е. И мировя экономика
- Проб-ма темпов роста мир. Нас-я
- 47.Международное движение капитал
- 48. Внешнеторговые переговоры: необходимость, организация, результаты
- 49.Мировое производство продовольствия: проблемы его достаточности и справедливого распределения
- 50. Мировая валютная система (мвс): определение, состав, логика развития
- 51. Международные расчетны: принципы организации, формы и методы проведения
- 1. Документарный аккредитив
- 2. Инкассовая форма расчетов
- 52. Научно-технический прогресс в современной мировой экономике
- 53. Роль оон в формировании равноправного международного эк порядка
- 54. Исполнение межд. Контракта купли – продажи. Оппортунистическое поведение партнера и его преодоление.
- 55. Неравномерность развития субъектов мировой экономики: причины, пределы, последствия
- 56. Международный кредит: необходимость, функции, формы, принципы организации
- 57. Виды и механизм организации посреднических торговых операций
- 58. Формирование единого геоэкономического
- 59. Современный мировой фондовый рынок
- 60. Особенности организации и управления транснациональной корпорацией