60. Особенности организации и управления транснациональной корпорацией
Основные направления взаимоотношения родительских компаний с зарубежными филиалами:
Этноцентрическое направление выбирают корпорации, в стратегии которых преобладает стремление к централизации, жесткому руководству зарубежным филиалом из штаб-квартиры. В этом случае родительская компания переносит в зарубежный филиал свой стиль менеджмента, базирующийся на опыте функционирования родительской компании, и во многом игнорирует специфику экономической, политической и культурной ситуации в принимающей стране. Компании этого типа создают филиалы за рубежом обычно для обеспечения поставок сырья.
Полицентрическое направление взаимоотношений родительской компании со своими зарубежными филиалами типично для корпораций, которые стремятся в максимальной степени учитывать условия принимающей страны, использовать опыт ее предприятий. В филиалах таких корпораций поощряется прием на работу местных специалистов, в том числе на руководящие должности.
Геоцентрического направления придерживаются ТНК, которые не ставят условия и интересы одних стран (даже страны своего происхождения) выше других. В своей деятельности за пределами страны родительской компании они руководствуются мировым опытом, международными стандартами и включают в состав руководства своими зарубежными филиалами лиц разных национальностей, критерием продвижения по службе которых служит только уровень управленческой компетенции.
Следует иметь в виду, что чаще всего переход от одного направления к другому происходит не просто по воле руководства ТНК, а по мере перехода от регионального типа ТНК к глобальному. Так, региональные ТНК предпочитают этноцентрическое направление взаимодействия со своими зарубежными филиалами, а глобальные — геоцентрический.
Принципы организации управления у ТНК
1. Корпорации, специализирующиеся на сравнительно однородной продукции, обычно строят структуру управления по географическому, т.е. страновому (региональному), принципу.
2. Управление производством и сбытом по товарному принципу, когда доминирует производственный аспект, осуществляется у корпораций, специализирующихся на выпуске широкого ассортимента разнородной продукции.
3. Для корпораций с широко диверсифицированным ассортиментом продукции характерна также матричная организационная структура, которая предусматривает схему управления в форме матрицы в трех измерениях. Согласно этой схеме менеджер зарубежного филиала имеет в родительской компании трех руководителей: по линии производства соответствующего вида продукции; по линии управления регионом, в который входит принимающая зарубежный филиал ТНК страна; по линии функционального отдела — финансового, юридического, НИОКР и т.д. Этот принцип коренным образом отличается от классической формы управления — иерархии, когда менеджер зарубежного филиала ТНК подчинялся одному руководителю в родительской компании — управляющему внешнеэкономическим департаментом или управляющему производственным департаментом. По мнению некоторых руководителей ТНК, матричная структура имеет существенный недостаток — ослабление централизованной власти родительской компании.
4. Усложнение и диверсификация международного предпринимательства в начале XXI в. достигли такой стадии, что родительские компании находят целесообразным предоставлять своим зарубежным филиалам все больше самостоятельности. Примером может служить структура контроля за деятельностью своих зарубежных предприятий в форме бизнес-единиц. Эта форма предусматривает рассредоточение производства и сбыта продукции корпорации на несколько компаний — бизнес-единиц. При этом бизнес-единица, как формально независимая компания, несет полную ответственность за свою деятельность, включая финансовую. Статус бизнес-единицы получают и зарубежные филиалы, показавшие высокую эффективность своей деятельности.
5. В последние годы, в основном в высокотехнологичных ТНК, специализирующихся на производстве наукоемкой продукции, получила распространение организация производства и сбыта в форме аутсорсинга, т.е. концентрации функций головной компании на исследовательской, инновационной, маркетинговой и сбытовой деятельности и передаче производства, независимым фирмам, т.е. субподрядчикам, в том числе филиалам других ТНК.
Организационная структура управления предприятиями в системе аутсорсинга базируется как на участии в капитале предприятий-участников, так и на различных формах внешнеэкономических связей с формально независимыми субпоставщиками. К таким формам относятся франчайзинг, лицензионнные и трастовые соглашения, субпоставки. Иногда участников аутсорсинга объединяют товарные марки-бренды. К преимуществам аутсорсинга прежде всего следует отнести упрощение управления производственными процессами. Однако эта форма имеет и недостатки, к основным из которых следует отнести потерю тщательного контроля родительской компании за качеством продукции.
Петиненко
Возникновение ТНК:
1) из национальной корпорацией. Выход на основе: экспорт, ПИИ. Процесс проникновения идет сначала через экспорт, решаются самые важные вопросы (конкуренты, потребитель, закон)
2) на основе организации совместной деятельности за рубежом (совместное производство)
3) покупка национального бизнеса в другой стране
4) строительство со 100% собственностью иностр компан
В процессе организации необходимо решить: 1. псих проблемы менеджмента 2. подготовка коллектива 3. финансовые проблемы – развитие за счет финан нац предпр, кредита (иностранного, национального) 4. вопрос псих близости стран 5. налоги 6. оптимальное соотношение нац и междун произ-ва 6. национальные вопросы, противоречия.
Система поглощения с иностранной фирмой
Проблема: 1) межнациональный менеджмент 2) ориентация компаний на мировом рынке 3) проблема нац государства
Преимущество: Эффект слияния – прирост дополнительных активов, статус растет.
Недостатки: такие ТНК в период кризиса неустойчивые # Крайсер
Управление
Система управления ТНК сложная, многоуровневая. Высший орган – собрание акционеров. Исполнительная власть – совет директоров. Между ними противоречие: задача собственника-доход и задача совета директоров-доход, но как увеличить доход, проблема разделения прибыли: развитие, доход.
1
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Мировая экономика как особая область научного знания. Основные концептуальные схемы мировой экономики.
- Либирально-гуманоцентрическая
- Экологоцентрическая
- 2. Ценообразование на мировом товарном рынке. Его отличие от национально-раночного.
- 3.Государственное регулирование внешней торговли России.
- 4. Субъекты мэ.
- 5. Интеграционные процессы в мировой экономике: определение, факторы, формы, этапы.
- Международная торговля ис.
- 7.Принципы классификации и общая характеристика страновой структуры мировой экономики.
- 8. Конкуренция между субъектами мировой экономики: сущность, содержание, значение.
- 9. Международный маркетинг: содержание, особенности организации.
- 10. Сша в современной мировой экономике. Роль сша
- 11. М/ун торговля услугами: содержание, особенности, виды.
- 12. Международные лицензии и их виды. Франчайзинг.
- 13. Экономика стран Западной Европы: общее и особенное, роль в мировой экономики и ес.
- 14.Современные теории мт
- 15. Внешнеторговый контракт: содержание, порядок организации и исполнения
- 16. Япония в мировой экономике.
- 17. Национальная внешнеторговая политика: содержание, инструменты, эффективность
- II. Нетарифные барьеры
- 18. Роль вто в упорядочении и либерализации международной торговли.
- 19. Китай в мировой экономике. Причины устойчиво высоких темпов развития.
- 20. Международное разделение труда – объективная основа формирования и развития субъектов мировой экономики
- 21. Организация и управления внешнеэкономическим комплексом России
- 2. Органы исполн власти:
- 1)Центр.Аппарат;2)регион.Тамож.Управние3)таможни;4)тамож.Посты
- 2.2 Управл-е вэд в регионах России
- 3. Негосударств. Орг-и.
- 22. Россия в мировой экономике: состояние и проблемы эффективного взаимодействия.
- Повышение конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.
- 23. Валютные операции субъектов экономических отношений
- 24. Система внешнеторговых документов фирмы: виды, порядок оформления.
- 25.Экономика стран Латинской Америки: общее и особенное
- 26. Национальная валютная политика: содержание, методы осуществления. Валютное регулирование и контроль.
- 27. Международный обмен знаниями: необходимость, содержание. Формы обмена: технологическая, научная, образовательная, информационная
- 28. Индия в мировой экономике.
- 29. Роль мвф
- 30. Таможенное регулирование: необходимость, формы , методы
- 31. Мировое производство и внешняя природная среда.
- 32. Пб нац. Экономики: функции, структура, значение.
- 33. Внешнеэкономическая деятельность фирмы: принципы организации и управления.
- 34. Мировой финансово-производственный
- 35. Международная миграция работников в современной мировой экономике.
- 36. Международные маркетинговые исследования в системе управления современной корпорацией.
- 37. Основные тенденции развития современной мировой экон.
- 38. Сэз и их роль в мировой экономике.
- Сэз «Находка»
- 39. Международная реклама в политике продвижения товара на международные рынки.
- Информационно-производственный потенциал мировой экономики.
- 41. Межд. Экономических отношений: определение, состав, логика развития.
- 42. Международный лизинг: виды, особенности организации.
- 43. Общее и особенное в развитии экономик Сингапура и респ. Корея.
- 44. Экономика международного туризма: содержание и проблемы развития.
- 45. Особенности меж торговли сырьевыми и энергетическими ресурсами.
- 46. Народонасел-е. И мировя экономика
- Проб-ма темпов роста мир. Нас-я
- 47.Международное движение капитал
- 48. Внешнеторговые переговоры: необходимость, организация, результаты
- 49.Мировое производство продовольствия: проблемы его достаточности и справедливого распределения
- 50. Мировая валютная система (мвс): определение, состав, логика развития
- 51. Международные расчетны: принципы организации, формы и методы проведения
- 1. Документарный аккредитив
- 2. Инкассовая форма расчетов
- 52. Научно-технический прогресс в современной мировой экономике
- 53. Роль оон в формировании равноправного международного эк порядка
- 54. Исполнение межд. Контракта купли – продажи. Оппортунистическое поведение партнера и его преодоление.
- 55. Неравномерность развития субъектов мировой экономики: причины, пределы, последствия
- 56. Международный кредит: необходимость, функции, формы, принципы организации
- 57. Виды и механизм организации посреднических торговых операций
- 58. Формирование единого геоэкономического
- 59. Современный мировой фондовый рынок
- 60. Особенности организации и управления транснациональной корпорацией