14.Современные теории мт
Теория эффекта масштаба в международной торговле, была предложена в начале 80-х гг. XX в. американскими экономистами П. Кругманом и К. Ланкастером. Суть заключается в том, что при увеличении масштабов производства удельные издержки на единицу продукции будут снижаться с ростом выпуска за счет экономии на элементах постоянных издержек. Возникает экономия за счет массового производства. Поэтому многие развитые страны, обеспеченные факторами производства в примерно равных пропорциях, сознательно соглашаются уступить друг другу определенные рынки с тем, чтобы специализироваться на производстве определенной продукции, создавать крупные предприятия в своих странах и извлекать эффект масштаба. Одно из допущений теории Хекшера-Олина предполагает, что производство товаров обеих стран характеризуется наличием постоянной отдачи от масштаба. При возрастающей отдаче от масштаба торговля может оказаться взаимовыгодной и между странами с совершенно одинаковыми условиями производства.
Возрастающая отдача от масштаба объясняется возможностью углубить разделение труда и специализацию при расширении производства.
Экономия от масштаба:1)Внутренняя:1. Предприятий в отрасли – постоянно; 2.объем производства растет;.3. Сред издержки уменьш.2)Внешняя: 1. Колич предпрития в отрасли растет. 2. Объем произв-ва 1 предприятия –постоянен;3. издержки уменьш.
Теория производственного цикла или цикла жизни продукта. Вернон 5 стадий. (4:внедрение,рост,зрелость,упадок)
2 страны: I - развитая и II - развивающаяся.
1 фаза – новый продукт (создается для внутреннего рынка); S и D совпадают.
2 фаза – растущий объем продукции. Резко увелич производство продукции. Экспорт продукции.
3 фаза – зрелости. Появляется производство и в других странах. Стандартизация продукции. Ценовая конкуренция. Продаются технологии в развивающиеся страны.
4 фаза – в самой (развитой) стране производство сокращается
5 фаза – развитая страна импортирует этот продукт, если он ей нужен.
М. Портер создал оригинальную теорию конкурентных преимуществ страны. Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего главные свойства (детерминанты) экономики, формирующие конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны. (параметры факторов, Стратегия фирм, их структура и соперничество, Параметры спроса, Родственные и поддерживающие отрасли)
Параметры факторов представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и ее ведущих экспорто-ориентированных отраслей. Важное значение в теории М. Портера уделяется делению факторов на общие (например, сеть автомобильных дорог, персонал с высшим образованием и др.), которые создают конкурентные преимущества для широкого спектра отраслей, и специализированные (например, персонал с узкой специализацией, база данных в определенной области знаний и т.д.), которые, как правило, применимы в ограниченном числе отраслей или даже в одной-единственной отрасли. При этом специализированные факторы, обеспечивая более длительное и устойчивое конкурентное преимущество фирмам соответствующих отраслей на мировом рынке, в то же время требуют значительных и долговременных капиталовложений.
Стратегия фирм, их структура и соперничество. В обеспечении национального конкурентного преимущества немаловажную роль играет фирменная структура и конкурентная среда внутри страны, которая складывается в результате соперничества фирм. Если отсутствует конкурентная среда или соперничество между фирмами, если стратегия фирмы не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, то на внешнем рынке у таких фирм конкурентного преимущества обычно не возникает.
Параметры спроса - это, в первую очередь, емкость спроса, динамика его развития, дифференциация на виды продукции, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса должны получать апробацию новые изделия до выхода на мировой рынок.
Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие в национальной экономике высокоразвитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирмы в экспортоориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, информацией, выступает необходимым условием создания и поддержания конкурентного преимущества в мировой торговле для фирм соответствующих отраслей.
В общей картине конкурентных преимуществ М. Портер отводит роль также случаю и правительству. Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни правительство. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести новые изобретения, крупные технологические сдвиги (прорывы), резкие изменения цен на ресурсы (например, "нефтяной шок"), значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах, всплески мирового или местного спроса, политические решения правительств, войны и другие непредвиденные обстоятельства. Случайные события могут изменить позиции соперничающих государств. Они могут свести на нет преимущества старых мощных конкурентов и усилить экспортный потенциал других государств.
Роль правительства в формировании национального конкурентного преимущества состоит в оказании значительного влияния на все основные детерминанты "национального ромба", причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Мировая экономика как особая область научного знания. Основные концептуальные схемы мировой экономики.
- Либирально-гуманоцентрическая
- Экологоцентрическая
- 2. Ценообразование на мировом товарном рынке. Его отличие от национально-раночного.
- 3.Государственное регулирование внешней торговли России.
- 4. Субъекты мэ.
- 5. Интеграционные процессы в мировой экономике: определение, факторы, формы, этапы.
- Международная торговля ис.
- 7.Принципы классификации и общая характеристика страновой структуры мировой экономики.
- 8. Конкуренция между субъектами мировой экономики: сущность, содержание, значение.
- 9. Международный маркетинг: содержание, особенности организации.
- 10. Сша в современной мировой экономике. Роль сша
- 11. М/ун торговля услугами: содержание, особенности, виды.
- 12. Международные лицензии и их виды. Франчайзинг.
- 13. Экономика стран Западной Европы: общее и особенное, роль в мировой экономики и ес.
- 14.Современные теории мт
- 15. Внешнеторговый контракт: содержание, порядок организации и исполнения
- 16. Япония в мировой экономике.
- 17. Национальная внешнеторговая политика: содержание, инструменты, эффективность
- II. Нетарифные барьеры
- 18. Роль вто в упорядочении и либерализации международной торговли.
- 19. Китай в мировой экономике. Причины устойчиво высоких темпов развития.
- 20. Международное разделение труда – объективная основа формирования и развития субъектов мировой экономики
- 21. Организация и управления внешнеэкономическим комплексом России
- 2. Органы исполн власти:
- 1)Центр.Аппарат;2)регион.Тамож.Управние3)таможни;4)тамож.Посты
- 2.2 Управл-е вэд в регионах России
- 3. Негосударств. Орг-и.
- 22. Россия в мировой экономике: состояние и проблемы эффективного взаимодействия.
- Повышение конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.
- 23. Валютные операции субъектов экономических отношений
- 24. Система внешнеторговых документов фирмы: виды, порядок оформления.
- 25.Экономика стран Латинской Америки: общее и особенное
- 26. Национальная валютная политика: содержание, методы осуществления. Валютное регулирование и контроль.
- 27. Международный обмен знаниями: необходимость, содержание. Формы обмена: технологическая, научная, образовательная, информационная
- 28. Индия в мировой экономике.
- 29. Роль мвф
- 30. Таможенное регулирование: необходимость, формы , методы
- 31. Мировое производство и внешняя природная среда.
- 32. Пб нац. Экономики: функции, структура, значение.
- 33. Внешнеэкономическая деятельность фирмы: принципы организации и управления.
- 34. Мировой финансово-производственный
- 35. Международная миграция работников в современной мировой экономике.
- 36. Международные маркетинговые исследования в системе управления современной корпорацией.
- 37. Основные тенденции развития современной мировой экон.
- 38. Сэз и их роль в мировой экономике.
- Сэз «Находка»
- 39. Международная реклама в политике продвижения товара на международные рынки.
- Информационно-производственный потенциал мировой экономики.
- 41. Межд. Экономических отношений: определение, состав, логика развития.
- 42. Международный лизинг: виды, особенности организации.
- 43. Общее и особенное в развитии экономик Сингапура и респ. Корея.
- 44. Экономика международного туризма: содержание и проблемы развития.
- 45. Особенности меж торговли сырьевыми и энергетическими ресурсами.
- 46. Народонасел-е. И мировя экономика
- Проб-ма темпов роста мир. Нас-я
- 47.Международное движение капитал
- 48. Внешнеторговые переговоры: необходимость, организация, результаты
- 49.Мировое производство продовольствия: проблемы его достаточности и справедливого распределения
- 50. Мировая валютная система (мвс): определение, состав, логика развития
- 51. Международные расчетны: принципы организации, формы и методы проведения
- 1. Документарный аккредитив
- 2. Инкассовая форма расчетов
- 52. Научно-технический прогресс в современной мировой экономике
- 53. Роль оон в формировании равноправного международного эк порядка
- 54. Исполнение межд. Контракта купли – продажи. Оппортунистическое поведение партнера и его преодоление.
- 55. Неравномерность развития субъектов мировой экономики: причины, пределы, последствия
- 56. Международный кредит: необходимость, функции, формы, принципы организации
- 57. Виды и механизм организации посреднических торговых операций
- 58. Формирование единого геоэкономического
- 59. Современный мировой фондовый рынок
- 60. Особенности организации и управления транснациональной корпорацией