44. Экономика международного туризма: содержание и проблемы развития.
М/н туризм является сегодня одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей МЭ. В начале 21 века на долю м/н туризма приходилось около 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами.
Число м/н туристов постоянно растет. В последние 20 лет среднегодовые темпы прироста числа прибытий иностранных туристов в мире составляли около 5%, а валютных поступлений – около 15%. Если в 1950 г. число туристов в мире составляло порядка 25 млн. человек, а оборот туриндустрии – порядка 2 млрд. долл., то в 2003 г. в мире было зарегистрировано 694 млн. прибытий туристов, а суммарные поступления от м/н туризма составили 470 млрд. долл. М/н туризм обеспечивает работой около 100 млн. человек во всем мире.
Важнейшие факторы развития м/н туризма (предпосылки):
повышение уровня и качества жизни населении
создание широкой и общедоступной транспортной инфраструктуры
бурное разитие информационных технологий и средств связи
увеличение численности населения планеты
рост числа пенсионеров с высоким уровнем материального благополучия
Отрицательно влияет на развитие туризма
нестабильная политическая обстановка в некоторых странах и регионах мира (Сербия)
военные конфликты различного масштаба (Израиль, Пакистан, Афганистан)
серьезные экономические и финансовые кризисы (# в ЛА)
распространение различных эпидемий (распространение атипичной пневмонии в Азии в 2003)
угроза международного терроризма – основная причина (теракты в США 2001, в Испании в 2004)
Укрепление евро к доллару, фунту, иене, рублю привело к повышению стоимости туров в западноевропейские страны в соответствующих валютах и следовательно уменьшило привлекательность ЗЕ для туристов из США, Японии, Англии, России и многих других стран.
На мировом рынке туризма различают страны-поставщики туристов (направляющие страны) и принимающие страны. К основным лидерам среди направляющих стран относятся США, Германия, Англия, Бельгия, Швеция, Канада и др. К принимающим странам – Франция, Испания, США, Италия, Швейцария, Греция, Кипр и др.
Наибольшее развитее м/н туризм получил в Европе. На Европейский регион приходится до 60% м/н туристских прибытий и около 50% всех поступлений от туризма в мире. Успех европейских стран на мировом рынке можно объяснить наличием всемирно известных культурно-исторических и природных памятников, широкой и развитой сетью индустрии туризма, современной транспортной инфраструктурой, а также традиционным предпочтении европейцев проводить отпуск в ближнем зарубежье. Около 90% приезжающих в европейские страны туристов – европейцы.
В европейском регионе уверенно лидирует южносредиземноморская группа стран: Испания, Италия, Греция, а также Германия, Бенилюкс и Австрия. На них приходится около 20% м/н туристских прибытий. ЦВЕ (Болгария, Хорватия, Чехия) занимает около 11% мирового рынка туризма.
Азиатско-Тихоокеанский регион, который часто называют туристским направлением будущего, занимает в настоящее время около 18% мирового рынка. В последние годы этот регион вытеснил Американский со второй позиции в мире. Лидерами здесь являются Япония, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Шри-Ланка, Индия, в последнее время Китай.
Американский регион занимает 3 место – 17% рынка международного туризма. Лидируют США, Канада, Мексика. США обладает самой широкой в мире сетью гостиниц и современной транспортной инфраструктурой.
На Африку (ЮАР, Тунис, Марокко) приходится 4%, на Ближний Восток (ОАЭ, Саудовская Аравия) – 2%.
Россия занимает 15 место в мировом рейтинге по посещаемости иностранными туристами, около 3% мирового рынка туризма. Около 80% посещений России приходится на Москву, СПБ и города «Золотого кольца». 2/3 туристов приезжают из стран СНГ, а также из Германии, Китая, США, Италии. Фактору, ограничивающие приток иностранных туристов в Россию: недостаточное развитие дорожной и транспортной инфраструктуры, недостаток относительно недорогих современных гостиниц среднего класса, отсутствие должной поддержки со стороны государства и др.
С начала 90-х гг. Россия превратилась в одного из активных поставщиков туристов. Основные направления – Турция, Египет, Испания, Италия, Болгария, Чехия.
В настоящее время на мировом рынке туризма практически полностью доминируют крупные ТНК, в их числе «ТУИ» (Германия), «Карлсон» (США), «Кука» (Великобритания), Интерхоум (Швеция) и др. Большинство крупнейших сетей отелей в мире принадлежит американскому бизнесу: «Шератон», «Холидей Инн», «Мариотт».
Значительную роль в туристическом бизнесе продолжают играть туристские фирмы мелкого и среднего бизнеса.
Во многих странах туризм является ведущей отраслью экономики. Так в Испании и Австрии поступления от туризма составляют 40% общих доходов от экспорта товаров и услуг, в Греции – 36%, Португалии – 21%, на Кипре – 52%. В некоторых странах этот показатель намного выше.
М/н туризм благотворно влияет на экономику страны:
является стабильным источником валютных поступлений
создает рабочие места, снижает уровень безработицы
развивает смежные отрасли национального хозяйства
активизирует деятельность центров народного промысла (индустрия сувениров).
Туристские услуги1, предлагаемые в качестве товаров на мировом рынке довольно разнообразны. К ним относятся:
услуги по размещению туристов
услуги по перемещению туристов до страны назначении и по ней
услуги по обеспечению туристов питанием
услуги по удовлетворению культурных потребностей туристов
услуги, направленные на удовлетворение деловых интересов туристов
услуги торговых предприятий (продажа сувениров)
услуги по оформлению документов.
Туристу могут предоставляться либо определенные виды услуг, либо полный комплекс услуг через продажу inclusive-туров или package-туров.
Виды м/н туризма. Классифицируется по целям поездки: (познавательный (более 50%), курортный, лечебный, деловой, научный, спортивный, учебный, экологический, религиозный, шоп-туры). Растет число смешанных туров. Особенно динамично развивается деловой туризм (15-20%)
По возрасту: зрелый, молодежный, детский, смешанный.
По продолжительности: однодневный, многодневный, транзитный
По форме участия: индивидуальный, групповой
Существуют и другие классификации (по способу передвижения, по сезонности).
Между производителями туристских услуг и клиентами туристами, как правило, существуют посредники – туристские фирмы. Отношения между производителем туристских услуг( транспортная организация, гостиница, ресторан) и турагентом или туроператором чаще всего регулируются агентским соглашением. Обычно это соглашение (оформленное в письменном виде) называется лицензией. Возможна и другая форма взаимоотношений между производителем туристских услуг и турагенством – система франшизы. Турагенства – это розничная фирма, выступающая посредником между туроператором и клиентом-туристом. Туроператор – оптовая туристская фирма, выступающая посредником между предприятиями туристской индустрии и турагенствами.
По прогнозам Всемирной туристской организации, мировой рынок туризма будет и в дальнейшем быстро развиваться. Ожидается, что к 2020 г. число м/н прибытий увеличится до 1,6 млрд. в год. Прогнозируется, что Китай станет ведущим туристическим направлением. Следующие по популярности будут: США, Франция, Испания.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Мировая экономика как особая область научного знания. Основные концептуальные схемы мировой экономики.
- Либирально-гуманоцентрическая
- Экологоцентрическая
- 2. Ценообразование на мировом товарном рынке. Его отличие от национально-раночного.
- 3.Государственное регулирование внешней торговли России.
- 4. Субъекты мэ.
- 5. Интеграционные процессы в мировой экономике: определение, факторы, формы, этапы.
- Международная торговля ис.
- 7.Принципы классификации и общая характеристика страновой структуры мировой экономики.
- 8. Конкуренция между субъектами мировой экономики: сущность, содержание, значение.
- 9. Международный маркетинг: содержание, особенности организации.
- 10. Сша в современной мировой экономике. Роль сша
- 11. М/ун торговля услугами: содержание, особенности, виды.
- 12. Международные лицензии и их виды. Франчайзинг.
- 13. Экономика стран Западной Европы: общее и особенное, роль в мировой экономики и ес.
- 14.Современные теории мт
- 15. Внешнеторговый контракт: содержание, порядок организации и исполнения
- 16. Япония в мировой экономике.
- 17. Национальная внешнеторговая политика: содержание, инструменты, эффективность
- II. Нетарифные барьеры
- 18. Роль вто в упорядочении и либерализации международной торговли.
- 19. Китай в мировой экономике. Причины устойчиво высоких темпов развития.
- 20. Международное разделение труда – объективная основа формирования и развития субъектов мировой экономики
- 21. Организация и управления внешнеэкономическим комплексом России
- 2. Органы исполн власти:
- 1)Центр.Аппарат;2)регион.Тамож.Управние3)таможни;4)тамож.Посты
- 2.2 Управл-е вэд в регионах России
- 3. Негосударств. Орг-и.
- 22. Россия в мировой экономике: состояние и проблемы эффективного взаимодействия.
- Повышение конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.
- 23. Валютные операции субъектов экономических отношений
- 24. Система внешнеторговых документов фирмы: виды, порядок оформления.
- 25.Экономика стран Латинской Америки: общее и особенное
- 26. Национальная валютная политика: содержание, методы осуществления. Валютное регулирование и контроль.
- 27. Международный обмен знаниями: необходимость, содержание. Формы обмена: технологическая, научная, образовательная, информационная
- 28. Индия в мировой экономике.
- 29. Роль мвф
- 30. Таможенное регулирование: необходимость, формы , методы
- 31. Мировое производство и внешняя природная среда.
- 32. Пб нац. Экономики: функции, структура, значение.
- 33. Внешнеэкономическая деятельность фирмы: принципы организации и управления.
- 34. Мировой финансово-производственный
- 35. Международная миграция работников в современной мировой экономике.
- 36. Международные маркетинговые исследования в системе управления современной корпорацией.
- 37. Основные тенденции развития современной мировой экон.
- 38. Сэз и их роль в мировой экономике.
- Сэз «Находка»
- 39. Международная реклама в политике продвижения товара на международные рынки.
- Информационно-производственный потенциал мировой экономики.
- 41. Межд. Экономических отношений: определение, состав, логика развития.
- 42. Международный лизинг: виды, особенности организации.
- 43. Общее и особенное в развитии экономик Сингапура и респ. Корея.
- 44. Экономика международного туризма: содержание и проблемы развития.
- 45. Особенности меж торговли сырьевыми и энергетическими ресурсами.
- 46. Народонасел-е. И мировя экономика
- Проб-ма темпов роста мир. Нас-я
- 47.Международное движение капитал
- 48. Внешнеторговые переговоры: необходимость, организация, результаты
- 49.Мировое производство продовольствия: проблемы его достаточности и справедливого распределения
- 50. Мировая валютная система (мвс): определение, состав, логика развития
- 51. Международные расчетны: принципы организации, формы и методы проведения
- 1. Документарный аккредитив
- 2. Инкассовая форма расчетов
- 52. Научно-технический прогресс в современной мировой экономике
- 53. Роль оон в формировании равноправного международного эк порядка
- 54. Исполнение межд. Контракта купли – продажи. Оппортунистическое поведение партнера и его преодоление.
- 55. Неравномерность развития субъектов мировой экономики: причины, пределы, последствия
- 56. Международный кредит: необходимость, функции, формы, принципы организации
- 57. Виды и механизм организации посреднических торговых операций
- 58. Формирование единого геоэкономического
- 59. Современный мировой фондовый рынок
- 60. Особенности организации и управления транснациональной корпорацией