12. Международные лицензии и их виды. Франчайзинг.
Лицензия – это договор, по которому лицензиар передает лицензиату разрешение на право использования объекта за определенное вознаграждение и на определенный срок. Объектом международной торговли лицензии являются научно-технические знания. В качестве товара здесь выступают продукты интеллектуального труда, облеченные в форму патентов, товарных знаков, промышленных образцов, ноу-хау.
Виды лицензий:С точки зрения использов. объета: 1) простая (лицензиар оставляет право самостоятельно использовать объект и предоставляет права использования другим субъектам). Например, производство товаров народного потребления. 2) исключительная (лицензиар может сам использовать объект, но искл. права передает лицензиату на определенной территории). В этом случае лицензиар не может предоставить лицензии третьим лицам.3) полная (лицензиар не имеет права пользования объектом)
Считается, что в мировой практике исключительная лицензия встречается чаще.
С т.з. оформления интеллектуальной собственности: 1) патентная (лицензия на объект, на который оформлен патент. Собственность защищена, гарантированный доход). 2) беспатентная (собственность не оформляется).Особые виды лицензий:1)Сопутствующая (формируется на ряду с основной, предоставляется на поставку технологического оборудования или на оказание консультационных услуг) 2)Перекрестная (продавец и покупатель передают лицензии друг другу, которые дополняют друг друга и обеспечивают увеличение прибыли обоим субъектам) 3)Открытая (патентом может пользоваться каждый, получивший лицензию, цена лицензии – низкая, общедоступность). 4)Принудительная (собственник не желает формировать лицензию, имея патент. Будущий лицензиат подает в суд на патентодержателя и положительное решение суда приводит к формированию лицензии)
Лицензии на использование изобретения – разрешение (документ), без продажи и передачи права собственности, который дает право промышленного и коммерческого использования объекта лицензии за определенное вознаграждение и на определенное время (лицензионное соглашение).
Патент на изобретение — это свидетельство, выдаваемое компетентным органом изобретателю или его правопреемнику и удостоверяющее наличие у владельца монопольного права (титул собственности) на использование этого изобретения (это принципиально новое техническое решение, дает возможность патентовладельцу создать лучшие условия производства, повысить производительность труда и получать прибыли выше средних до тех пор, пока новая техника не станет достоянием большинства предприятий отрасли).Срок обладания патентом в среднем 15 — 20 лет. Однако реальный срок (6 — 9 лет).
Объект лицензионной сделки в МТ - «невидимый» товар, а именно право на использование запатентованного изобретения, технических знаний и опыта, товарного знака. Продажа лицензий равносильна аренде изобретения как товара, поскольку владелец научно-технических знаний передает права на пользование ими на определенный срок, сохраняя за собой право собственности на них.
Существуют:
Продукты по лицензии – продукция, которая будет производиться на основе данной лицензии.
Специальные продукты – разрешается производить лицензиату, которая разработана самим лицензиатом. Не всегда лицензиат разрешает вводить такие объекты.
Собственник должен обеспечить: 1)техническую помощь в освоении технологии, оборудования, функционирования технологии. 2)Реклама продукции. 3)Лицензионные платежи.
Лицензионные платежи:
периодические (роялти) – отчисления от дохода покупателей определенного размера вознаграждения. Используется либо % от чистой прибыли, либо % от объема продаж.
Роялти от объема выпуска продукции, цены ед. изделия, размера уровня роэлти в год. Выплачивается ежегодно в конце срока. С точки зрения выплат:
полная лицензия (30-40% идет по выплате за лицензии)
исключительная (20-25%)
простая (товары народного потребления)
Роялти привязывается к конъюнктуре рынка. Уровень ставок текущих отчислений в современной практике лицензионной торговли составляет в среднем 2 — 10%.
единовременные (паушальные) – твердая абсолютная сумма, конъюнктура рынка учитывается косвенно. При определении суммы используются консультанты. Лицензиар должен предоставить информацию за сколько ему обошлась технология лицензии, разные суммы:
цена технологии
качество технологии
количество пользователей
имидж компании
Паушальный платеж фиксированный, твердый. В дальнейшем фирма не оплачивает платеж (после получения лицензии)
комбинированные платежи – сочетание роялти и паушального платежей. Сначала паушальный, а затем роялти (система франчайзинга).
Чем выше паушальный платеж, тем ограничение, высокий барьер проникновения в бизнес. Роялти используется чаще, комбинированные платежи более эффективны.
В последнее время сроки действия лицензионных соглашений сократились (раньше 10-15), что связано с быстрым оральным старением машин и конструкций и государственным регулированием лицензионных сделок в большинстве зарубежных стран 5 — 10 лет.
Расчет цены (факторы):
планирование прибыли (сверх прибыль, нормативно-плановая прибыль).
Затраты, НИОКР. Развитие НИОКР в основном после кризиса
Подготовительные процессы:
- слияние – поглощение
- аутсорсинг
Технологическая реконструкция, ресурсосберегающая технология
НИОКР лежит в основе цены.
эффект масштаба, эффект разнообразия, ассортиментная политика.
Рабочая сила – рассматривается с точки зрения технологич. производительности, способности освоения технологии.
Рост международной торговли лицензиями обусловлен: : 1- развитием науки, 2- стремлением к ускорению внедрения на рынок новой продукции, 3-конкурентной борьбой на мировом рынке, 4- необходимостью проникновение и завоевание труднодоступных рынков ТНК ( например продажа лицензий собственным филиалам и дочерним компаниям), 5- необходимость проникновения на труднодоступные рынки ( продажа лицензий с целью расширения инвестиций и приобретения участий в создаваемых или уже действующих заграничных предприятиях, стремясь сохранить за собой наиболее важные производственные секреты, , строго определяют стандарты и номенклатуру выпускаемых изделий, чтобы не допустить производственной самостоятельности совместной компании).
Франчайзинг рассматривается либо как разновидность лицензионных отношений, либо как отдельная форма отношений, которая формирует отдельный рынок. В России франчайзинг называют коммерческой концессией ГК ч.2. Т.о. франчайзинг в своей основе предполагает передачу прав интеллектуальной собственности на время. Характер отношений между франчайзером и франчайзи в значительной степени зависит от вида франчайзингового соглашения. В зависимости от уровня эксклюзивности предоставляемых прав франшиза делится на исключительную (эксклюзивное право франчайзи использовать франшизу на определенной территории) или неисключительную, предполагающую возможность конкуренции на определенной территории нескольких франчайзи. В зависимости от содержания франшизы (франчайзингового пакета) выделяются такие виды франчайзинга: производственный - предполагает передачу франчайзером запатентованных технологий и сырья для производства определенного продукта. Чаще всего при этом франчайзер производит и поставляет франчайзи определенные ингредиенты, технология производства которых не разглашается.
В рамках производственного франчайзинга предметом соглашения является продажа специальною оборудования для производства определенной продукции. ; товарный - франчайзинге франчайзи на льготных условиях получает от франчайзера товары для их дальнейшей реализации. При этом франчайзером, как правило, выступает крупный производитель, предоставляющий франчайзи право на продажу и сервисное обслуживание под торговой маркой франчайзера товаров, изготовителем которых может быть как сам франчайзер, так и другие компании Чаще всего товарный франчайзинг используется при продаже бензина, автомобилей, велосипедов, алкогольных и безалкогольных напитков и других товаров в рознице.. ;сервисный - франчайзи предоставляется право на осуществление определенного вида деятельности под торговой маркой франчайзера( система МсDonalds).
.Договор франчайзинга включает целый ряд жёстко установленных франчайзером условий: детальные технологии ведения бизнеса и правила, вплоть до параметров работы с недвижимостью (месторасположение, интенсивность людских потоков, диапазон арендной ставки и так далее), оформления интерьера помещений, освещения, расположения мебели, внешнего вида сотрудников, специфики работы с поставщиками, рекламной политики и т.д. В результате, франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и фактически становится частью его общей корпоративной системы.
Плюсы франчайзинга:
1. Готовый бизнес. 2. Малая фирма не тратит деньги на коммуникативную политику. 3.Отношения могут быть долгосрочными. 4.Франчайзинг рассматривается как дополнительная форма реализации.
Проблемы: 1. Неравенство, 2. Высокая степень контроля за деятельностью требует дополнительных ресурсов (через менеджмент, маркетинг, финансы), 3. Вероятность нарушения брэнда, 4. Кадровая проблема (подготовка, переподготовка, особый внешний вид, корпоративная культура).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Мировая экономика как особая область научного знания. Основные концептуальные схемы мировой экономики.
- Либирально-гуманоцентрическая
- Экологоцентрическая
- 2. Ценообразование на мировом товарном рынке. Его отличие от национально-раночного.
- 3.Государственное регулирование внешней торговли России.
- 4. Субъекты мэ.
- 5. Интеграционные процессы в мировой экономике: определение, факторы, формы, этапы.
- Международная торговля ис.
- 7.Принципы классификации и общая характеристика страновой структуры мировой экономики.
- 8. Конкуренция между субъектами мировой экономики: сущность, содержание, значение.
- 9. Международный маркетинг: содержание, особенности организации.
- 10. Сша в современной мировой экономике. Роль сша
- 11. М/ун торговля услугами: содержание, особенности, виды.
- 12. Международные лицензии и их виды. Франчайзинг.
- 13. Экономика стран Западной Европы: общее и особенное, роль в мировой экономики и ес.
- 14.Современные теории мт
- 15. Внешнеторговый контракт: содержание, порядок организации и исполнения
- 16. Япония в мировой экономике.
- 17. Национальная внешнеторговая политика: содержание, инструменты, эффективность
- II. Нетарифные барьеры
- 18. Роль вто в упорядочении и либерализации международной торговли.
- 19. Китай в мировой экономике. Причины устойчиво высоких темпов развития.
- 20. Международное разделение труда – объективная основа формирования и развития субъектов мировой экономики
- 21. Организация и управления внешнеэкономическим комплексом России
- 2. Органы исполн власти:
- 1)Центр.Аппарат;2)регион.Тамож.Управние3)таможни;4)тамож.Посты
- 2.2 Управл-е вэд в регионах России
- 3. Негосударств. Орг-и.
- 22. Россия в мировой экономике: состояние и проблемы эффективного взаимодействия.
- Повышение конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.
- 23. Валютные операции субъектов экономических отношений
- 24. Система внешнеторговых документов фирмы: виды, порядок оформления.
- 25.Экономика стран Латинской Америки: общее и особенное
- 26. Национальная валютная политика: содержание, методы осуществления. Валютное регулирование и контроль.
- 27. Международный обмен знаниями: необходимость, содержание. Формы обмена: технологическая, научная, образовательная, информационная
- 28. Индия в мировой экономике.
- 29. Роль мвф
- 30. Таможенное регулирование: необходимость, формы , методы
- 31. Мировое производство и внешняя природная среда.
- 32. Пб нац. Экономики: функции, структура, значение.
- 33. Внешнеэкономическая деятельность фирмы: принципы организации и управления.
- 34. Мировой финансово-производственный
- 35. Международная миграция работников в современной мировой экономике.
- 36. Международные маркетинговые исследования в системе управления современной корпорацией.
- 37. Основные тенденции развития современной мировой экон.
- 38. Сэз и их роль в мировой экономике.
- Сэз «Находка»
- 39. Международная реклама в политике продвижения товара на международные рынки.
- Информационно-производственный потенциал мировой экономики.
- 41. Межд. Экономических отношений: определение, состав, логика развития.
- 42. Международный лизинг: виды, особенности организации.
- 43. Общее и особенное в развитии экономик Сингапура и респ. Корея.
- 44. Экономика международного туризма: содержание и проблемы развития.
- 45. Особенности меж торговли сырьевыми и энергетическими ресурсами.
- 46. Народонасел-е. И мировя экономика
- Проб-ма темпов роста мир. Нас-я
- 47.Международное движение капитал
- 48. Внешнеторговые переговоры: необходимость, организация, результаты
- 49.Мировое производство продовольствия: проблемы его достаточности и справедливого распределения
- 50. Мировая валютная система (мвс): определение, состав, логика развития
- 51. Международные расчетны: принципы организации, формы и методы проведения
- 1. Документарный аккредитив
- 2. Инкассовая форма расчетов
- 52. Научно-технический прогресс в современной мировой экономике
- 53. Роль оон в формировании равноправного международного эк порядка
- 54. Исполнение межд. Контракта купли – продажи. Оппортунистическое поведение партнера и его преодоление.
- 55. Неравномерность развития субъектов мировой экономики: причины, пределы, последствия
- 56. Международный кредит: необходимость, функции, формы, принципы организации
- 57. Виды и механизм организации посреднических торговых операций
- 58. Формирование единого геоэкономического
- 59. Современный мировой фондовый рынок
- 60. Особенности организации и управления транснациональной корпорацией