11. М/ун торговля услугами: содержание, особенности, виды.
Услуга – это невидимое благо. Услуга – это объект продажи в виде действий, выгод или удовлетворений, услуга может экспортироваться и импортироваться. Эти процессы можно проконтролировать только через движение денежных средств: если идет получение дохода, то это экспорт,
если осуществляется оплата услуги, то это импорт.
Услуги рассматриваются как:1)услуги, сопровождающие материальный товар;2)услуги как непосредственный предмет купли-продажи.
Услуги могут иметь материальный носитель, который позволяет определить качество услуги.
В мировой экономике продолжает разрабатываться Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Стал вырисовываться наиболее общий качественный признак услуг, связанный с тем, что их производство – это вид деятельности, результат (или продукт) которой направлен на удовлетворение конкретной потребности потребителя услуг. Такой подход позволил создать Классификатор услуг. Услуга становится предметом м/ун коммерции в том случае, если производитель услуги и покупатель ее – это физические или юридические лица – резиденты разных стран независимо от места совершения сделки между ними.
Международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет следующие особенности:
регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими актами внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается);
услуги не подлежат хранению. Они производятся и потребляются одновременно. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями;
производство и реализация имеют большую государственную защиту, чем сфера производства материального товара и торговля им. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности государства или под его строгим контролем;
международная торговля находится в тесной зависимости с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, велико воздействие услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и консультационных услуг;
не все виды услуг могут являться предметов торговли. Услуги, поступающие преимущественно в личное потребление, не могут быть вовлечены в международный хозяйственный оборот. Большие перспективы существуют в настоящее время у туризма, образования, здравоохранения, культуры, искусства,
Рынок услуг – это быстрорастущий рынок. Государство должно определить меру государственного регулирования коммерческой деятельности.
В Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС) предусмотрены 4 способа предоставления услуг:
1.трансграничная поставка - ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, ее пересекает только услуга (юридическое консультирование из-за границы по средствам связи).
2.потребление за рубежом - ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другого государства. Услуга и продавец услуги не перемещаются через границы, ее пересекает потребитель (выезд за границу на учебу).
3.коммерческое присутствие - ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещается.
4.присутствие физических лиц, предоставляющих услугу- ситуация, когда услуга заключена непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель (иностранный персона, открывающий представительство в данной стране).
Услуги кодируются на основе российского классификатора услуг, где дано 150 услуг.
Классификатор услуг ВТО включает 160 обобщенных видов услуг, разделенных на 12 крупных разделов: деловые,телеко-ые,строительные и инжиниринговые,образование,туризм,спорт,транспорт,прочие.
Большая часть услуг находится в теневом обороте.
В последние десятилетия отраслевая структура мирового хозяйства претерпела существенные изменения . Чем выше уровень социально-экономического развития, тем выше доля услуг в структуре экономики. В РС доля сферы услуг превышает 70%.
Ускоренное развитие сферы услуг решает некоторые проблемы экономики РС:
происходит снижение удельного потребления ресурсов, материалов, энергии, т.к. третичный сектор уступает по этим показателям материальному производству в 4 раза
сфера услуг отличается высокой трудоемкостью и способствует поддержанию высокого уровня занятости (при повышении производительности труда в отраслях материаьного производства и высвобождении рабочей силы)
приводит к снижению загрязнения окружающей среды
развитие третичного сектора позволяет перепрофилировать и вывести из структурного сектора промышленные зоны.
Мировой экспорт услуг вырос с 0,1 трлн. долл. в 1970 г. до 14 трлн. долл. в 2003. Одновременно происходило изменение его структуры. Постепенно снижается доля транспортных услуг, увеличивается доля м/н туристических услуг. Но главную роль в современном мире играют информационные и профессиональные государственные и частные услуги (страхование, реклама, аудиторская и бухгалтерская деятельность и т.д.).
Доминирующее положение на мировом рынке услуг занимают РС. На долю РС в начале 2000-х гг. приходилось 79% мирового экспорта и 76% мирового импорта услуг. Лидерство в торговле услугами принадлежит США, на них приходится около 20% всего мирового рынка. Эта страна во многом определяет объем, динамику, ценовые и качественные параметры отраслевых рынков услуг. На страны ЕС приходится около 40% торговли услугами. На азиатские страны – около 20%. На долю России приходится примерно 0,9% экспорта и 1,5% импорта услуг в мире. Особенно активно в последние годы развивается электронная торговля через Интернет.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Мировая экономика как особая область научного знания. Основные концептуальные схемы мировой экономики.
- Либирально-гуманоцентрическая
- Экологоцентрическая
- 2. Ценообразование на мировом товарном рынке. Его отличие от национально-раночного.
- 3.Государственное регулирование внешней торговли России.
- 4. Субъекты мэ.
- 5. Интеграционные процессы в мировой экономике: определение, факторы, формы, этапы.
- Международная торговля ис.
- 7.Принципы классификации и общая характеристика страновой структуры мировой экономики.
- 8. Конкуренция между субъектами мировой экономики: сущность, содержание, значение.
- 9. Международный маркетинг: содержание, особенности организации.
- 10. Сша в современной мировой экономике. Роль сша
- 11. М/ун торговля услугами: содержание, особенности, виды.
- 12. Международные лицензии и их виды. Франчайзинг.
- 13. Экономика стран Западной Европы: общее и особенное, роль в мировой экономики и ес.
- 14.Современные теории мт
- 15. Внешнеторговый контракт: содержание, порядок организации и исполнения
- 16. Япония в мировой экономике.
- 17. Национальная внешнеторговая политика: содержание, инструменты, эффективность
- II. Нетарифные барьеры
- 18. Роль вто в упорядочении и либерализации международной торговли.
- 19. Китай в мировой экономике. Причины устойчиво высоких темпов развития.
- 20. Международное разделение труда – объективная основа формирования и развития субъектов мировой экономики
- 21. Организация и управления внешнеэкономическим комплексом России
- 2. Органы исполн власти:
- 1)Центр.Аппарат;2)регион.Тамож.Управние3)таможни;4)тамож.Посты
- 2.2 Управл-е вэд в регионах России
- 3. Негосударств. Орг-и.
- 22. Россия в мировой экономике: состояние и проблемы эффективного взаимодействия.
- Повышение конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.
- 23. Валютные операции субъектов экономических отношений
- 24. Система внешнеторговых документов фирмы: виды, порядок оформления.
- 25.Экономика стран Латинской Америки: общее и особенное
- 26. Национальная валютная политика: содержание, методы осуществления. Валютное регулирование и контроль.
- 27. Международный обмен знаниями: необходимость, содержание. Формы обмена: технологическая, научная, образовательная, информационная
- 28. Индия в мировой экономике.
- 29. Роль мвф
- 30. Таможенное регулирование: необходимость, формы , методы
- 31. Мировое производство и внешняя природная среда.
- 32. Пб нац. Экономики: функции, структура, значение.
- 33. Внешнеэкономическая деятельность фирмы: принципы организации и управления.
- 34. Мировой финансово-производственный
- 35. Международная миграция работников в современной мировой экономике.
- 36. Международные маркетинговые исследования в системе управления современной корпорацией.
- 37. Основные тенденции развития современной мировой экон.
- 38. Сэз и их роль в мировой экономике.
- Сэз «Находка»
- 39. Международная реклама в политике продвижения товара на международные рынки.
- Информационно-производственный потенциал мировой экономики.
- 41. Межд. Экономических отношений: определение, состав, логика развития.
- 42. Международный лизинг: виды, особенности организации.
- 43. Общее и особенное в развитии экономик Сингапура и респ. Корея.
- 44. Экономика международного туризма: содержание и проблемы развития.
- 45. Особенности меж торговли сырьевыми и энергетическими ресурсами.
- 46. Народонасел-е. И мировя экономика
- Проб-ма темпов роста мир. Нас-я
- 47.Международное движение капитал
- 48. Внешнеторговые переговоры: необходимость, организация, результаты
- 49.Мировое производство продовольствия: проблемы его достаточности и справедливого распределения
- 50. Мировая валютная система (мвс): определение, состав, логика развития
- 51. Международные расчетны: принципы организации, формы и методы проведения
- 1. Документарный аккредитив
- 2. Инкассовая форма расчетов
- 52. Научно-технический прогресс в современной мировой экономике
- 53. Роль оон в формировании равноправного международного эк порядка
- 54. Исполнение межд. Контракта купли – продажи. Оппортунистическое поведение партнера и его преодоление.
- 55. Неравномерность развития субъектов мировой экономики: причины, пределы, последствия
- 56. Международный кредит: необходимость, функции, формы, принципы организации
- 57. Виды и механизм организации посреднических торговых операций
- 58. Формирование единого геоэкономического
- 59. Современный мировой фондовый рынок
- 60. Особенности организации и управления транснациональной корпорацией